Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Подготовка к референдуму
Статья 19. Комиссии по проведению референдума.
Для подготовки и проведения референдума образуются следующие комиссии:
областная комиссия;
территориальные комиссии;
участковые комиссии по проведению референдума.
Законом Волгоградской области от 1 февраля 2002 г. N 664-ОД в статью 20 настоящего Закона внесены изменения
Статья 20. Образование комиссий референдума.
При проведении референдума избирательная комиссия Волгоградской области действует в качестве областной комиссии референдума.
Формирование территориальных и участковых комиссий референдума осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Составы участковых комиссий в количестве 10-18 членов утверждаются окружными комиссиями не позднее 50 дней до дня проведения референдума.
Инициативные группы, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право назначить по одному члену какой-либо комиссии с правом совещательного голоса.
В случае, если предложения по составу территориальной или участковой комиссии не внесены в установленный срок, а равно, если соответствующая территориальная комиссия в установленный срок не сформировала участковую комиссию по другой причине, формирование территориальной или участковой комиссии производится в течение пяти дней областной комиссией по проведению референдума на основе предложений общественных объединений, действующих на соответствующей территории области.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной или участковой комиссии по проведению референдума избираются на первом заседании комиссии из числа членов комиссии. Если председатель, заместитель председателя или секретарь комиссии не будет избран, то он назначается в пятидневный срок областной комиссией по проведению референдума.
Обязанности территориальных и участковых комиссий по проведению референдума соответственно по решению областной и территориальных комиссией по проведению референдума области могут возлагаться на территориальные и участковые избирательные комиссии по проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Законом Волгоградской области от 12 марта 2003 г. N 793-ОД в статью 21 настоящего Закона внесены изменения
Статья 21. Полномочия областной комиссии по проведению референдума.
Областная комиссия по проведению референдума:
обеспечивает единообразное исполнение настоящего Закона и дает разъяснение о порядке его применения;
организует деятельность и осуществляет руководство работой территориальных и участковых комиссий по проведению референдума;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых комиссий по проведению референдума;
издает инструкции для территориальных и участковых комиссий по проведению референдума по организационным и финансовым вопросам;
заслушивает сообщения государственных органов и органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума;
контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме и представление этих списков для ознакомления;
осуществляет контроль за законностью проведения голосования на референдуме;
распределяет ассигнования, выделенные из областного бюджета, между комиссиями по проведению референдума, контролирует их целевое использование и отчитывается перед областной Думой о расходовании этих ассигнований;
контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня референдума, устанавливает формы списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, протоколов комиссий по проведению референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению референдума;
обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий по проведению референдума;
обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня референдума опубликование, с целью всенародного обсуждения, текста законопроекта, вынесенного на референдум области, и текста закона, который предлагается отменить или изменить;
содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;
определяет результаты голосования на референдуме и составляет протокол;
публикует (обнародует) результаты референдума в средствах массовой информации области;
обеспечивает передачу в архивы документации, связанной с организацией и проведением референдума;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и федеральным законодательством.
Решения областной комиссии по проведению референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для территориальных и участковых комиссий по проведению референдума, государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц области.
Законом Волгоградской области от 12 марта 2003 г. N 793-ОД в статью 22 настоящего Закона внесены изменения
Статья 22. Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума.
Территориальная комиссия по проведению референдума:
обеспечивает соблюдение настоящего Закона на территории района, города или другой административно-территориальной единицы;
оказывает помощь областной комиссии по проведению референдума, руководит деятельностью участковых комиссий по проведению референдума;
заслушивает сообщения органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий по проведению референдума;
определяет результаты голосования на референдуме по соответствующей территории, составляет протокол и передает его вместе с протоколами участковых комиссий в областную комиссию по проведению референдума;
отчитывается перед областной комиссией по проведению референдума об использовании ассигнований, выделенных на его проведение;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и федеральным законодательством.
Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий составляет четыре года. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в котором участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой кампании референдума.
Законом Волгоградской области от 12 марта 2003 г. N 793-ОД в статью 23 настоящего Закона внесены изменения
Статья 23. Полномочия участковых комиссий референдума.
Участковая комиссия референдума:
составляет списки участников референдума по участку на основании сведений, предоставленных соответствующей администрацией;
проводит ознакомление граждан, проживающих на участке, со списками и уточняет их;
оповещает население о дне проведения референдума и месте голосования;
обеспечивает подготовку помещения и оборудования для голосования;
организует голосование на участке в день референдума;
производит подсчет голосов и определяет результаты голосования на участке, обеспечивает передачу документации в окружную комиссию;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума, принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и федеральным законодательством.
Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума в случае, если в адрес вышестоящей комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
Законом Волгоградской области от 12 марта 2003 г. N 793-ОД в статью 24 настоящего Закона внесены изменения
Статья 24. Организация работы комиссии по проведению референдума.
Областная комиссия по проведению референдума проводит свое первое заседание не позднее трех дней с момента опубликования постановления областной Думы о назначении референдума.
Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.
Заседание комиссии референдума является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Комиссиями референдума решения принимаются в порядке, установленном федеральным законодательством.
Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами.
Решения комиссий по проведению референдума, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, настоящему Закону, либо принятые комиссиями с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.
Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума в осуществлении ими своих полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, а также рассмотреть поставленные комиссиями вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума и дать им ответ не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления вопроса.
Председатель, заместитель председателя, секретарь, член комиссии по проведению референдума по решению комиссии могут освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Законом Волгоградской области от 1 февраля 2002 г. N 664-ОД в статью 25 настоящего Закона внесены изменения
Статья 25. Права члена комиссии по проведению референдума.
Члены комиссии референдума с правом решающего голоса обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии.
Члены комиссии, обладающие правом как решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях и присутствуют на них;
вправе выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми материалами и документами соответствующей комиссии;
имеют право приложить к протоколу комиссии свое особое мнение.
Статья 26. Гласность в работе комиссий референдума.
Деятельность комиссий осуществляется гласно и открыто.
Политические партии, общественные объединения, инициативные группы, зарегистрированные в установленном законом порядке, трудовые коллективы области вправе направить в комиссии наблюдателей.
На заседаниях комиссий референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Решения комиссии публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации.
Итоги голосования по каждому округу должны публиковаться в местной печати или доводиться до граждан иными способами окружными комиссиями референдума не позднее пятидневного срока после подведения итогов голосования.
Областная комиссия обязана опубликовать результаты референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе комиссии.
Статья 27. Обжалование решений и действий комиссий по проведению референдума.
Решения и действия (или бездействие) областной комиссии по проведению референдума, совершенные с нарушением законодательства, могут быть обжалованы в областной суд.
Решения и действия (или бездействие) территориальных и участковых комиссий по проведению референдума, совершенные с нарушением законодательства, могут быть обжалованы в суд по месту нахождения комиссии или в вышестоящую комиссию по проведению референдума.
Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссий по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы или заявления.
Жалобы на решения и действия (или бездействие) комиссий по проведению референдума рассматриваются в трехдневный срок, а поданные за три или менее дней до дня референдума либо в день референдума рассматриваются немедленно.
Решение суда по жалобе является окончательным и подлежит немедленному исполнению.
Статья 28. Образование округов референдума.
Округа для проведения референдума образуются областной комиссией, охватывают в совокупности всю территорию Волгоградской области и должны отвечать следующим требованиям:
не допускается создание округа, состоящего из неграничащих между собой территорий;
соблюдается административно-территориальное деление области.
Схема округов по проведению референдума утверждается и публикуется областной комиссией не позднее 70 дней до дня референдума.
Законом Волгоградской области от 12 марта 2003 г. N 793-ОД в статью 29 настоящего Закона внесены изменения
Статья 29. Участок референдума.
Для проведения голосования и подсчета голосов референдума образуются участки референдума.
Участки референдума образуются не позднее 45 дней до голосования органами местного самоуправления по согласованию областной комиссии из расчета от 100 до 3000 граждан на один участок референдума.
В малонаселенных местностях допускается образование участков референдума из расчета не менее 20 голосующих.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах могут образовываться участки референдума, которые входят в округа по месту их расположения.
Военнослужащие голосуют на близлежащих участках. Участки референдума могут образовываться по месту дислокации воинских подразделений по решению областной комиссии.
Списки участков референдума с указанием границ и адресов участковых комиссий подлежат обязательному опубликованию на территории округа референдума не позднее 40 дней до голосования. Участок должен иметь помещение для проведения референдума, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находится в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками (стойками) для голосования, а также авторучками. Применение карандашей для голосования не допускается.
Законом Волгоградской области от 12 марта 2003 г. N 793-ОД в статью 30 настоящего Закона внесены изменения
Статья 30. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Список составляется участковой комиссией по проведению референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме органом, осуществляющим регистрацию и государственный учет населения. В список включаются граждане, проживающие на территории данного участка.
Список военнослужащих, голосующих на общих участках, а также список по участку, образованному в воинской части, составляется на основе сведений, представляемых ее командиром. Военнослужащие, постоянно или временно проживающие на момент составления списков вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой областной комиссией по проведению референдума, и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения.
Граждане, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, включаются в список (основной или дополнительный) на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме, и проживающие в общежитиях, включаются в список на участие по месту нахождения общежития.
Гражданин Российской Федерации вправе по предъявлении документа, удостоверяющего личность, обратиться в участковую комиссию по проведению референдума с целью проверки включения его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме. Уточнение списка завершается не позднее 30 дней до дня референдума. Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но поселившиеся на территории участка после названного срока, но до дня референдума, включаются участковой комиссией в дополнительный список на основании документов, подтверждающих их место жительства.
Если менее чем за 30 дней до дня референдума гражданин, включенный в список имеющих право на участие в референдуме, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день референдума в помещение того участка референдума, где он включен в список, то он вправе получить в участковой комиссии открепительное удостоверение на право участия в референдуме. О получении открепительного удостоверения гражданин расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в специальном реестре. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в дополнительный список на любом другом участке референдума. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются областной комиссией по проведению референдума.
Каждый гражданин Российской Федерации, имеющий право на участие в референдуме, вправе обжаловать невключение или исключение его из списка, а также допущенные в списке неточности. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы.
Законом Волгоградской области от 12 марта 2003 г. N 793-ОД в статью 31 настоящего Закона внесены изменения
Статья 31. Бюллетени для голосования на референдуме.
В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении не референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга четко видимыми горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи законопроекта также последовательно нумеруются.
При вынесении на референдум проекта закона в бюллетене либо воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста.
В случае проведения референдума в один день с местным или иным референдумом бюллетени для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из них имеет иной отличительный знак.
Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается областной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Участковые комиссии референдума получают бюллетени не позднее чем за три дня до дня голосования. Число бюллетеней для голосования на референдуме, передаваемых по акту участковой комиссии референдума, определяется решением вышестоящей комиссии референдума. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии референдума, не может превышать число участников референдума, включенных в списки участников по участку референдума на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента и составлять менее чем 90 процентов от числа участников референдума.
На лицевой стороне бюллетеня для голосования на референдуме в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии референдума, которые заверяются печатью соответствующей участковой комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.