Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 16 января 2002 г. N 1/16
Территориальная программа
государственных гарантий оказания населению Волгоградской
области бесплатной медицинской помощи на 2002 год
Паспорт Программы
Наименование Территориальная программа государственных гарантий
Программы оказания населению Волгоградской области бесплатной
медицинской помощи на 2002 год (далее - Программа)
Государственный Администрация Волгоградской области
заказчик
Программы
Цели и задачи Цели:
Программы создание единого механизма реализации конституционных
прав жителей Волгоградской области на получение бес-
платной медицинской помощи гарантированного объема за
счет средств бюджетов всех уровней, средств фонда
обязательного медицинского страхования и других пос-
туплений;
обеспечение сбалансированности обязательств государс-
тва по предоставлению населению Волгоградской области
бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого
финансовых средств;
повышение эффективности использования ресурсов систе-
мы здравоохранения Волгоградской области.
Задачи:
обеспечение потребности населения Волгоградской об-
ласти в медицинской помощи, исходя из особенностей
демографического состава, уровней и структуры заболе-
ваемости населения;
обеспечение соответствия объемов медицинской помощи,
предоставляемых медицинскими учреждениями, территори-
альным нормативам
Срок реализации 2002 год
Программы
Основные Определение потребности населения Волгоградской об-
программные ласти в медицинской помощи, предоставляемой бесплат-
мероприятия но.
Обеспечение соответствия предоставляемой населению
Волгоградской области бесплатной медицинской помощи
территориальным нормативам оказания медицинской помо-
щи, предусмотренным Программой.
Обоснование необходимых материальных и финансовых
затрат для обеспечения гарантированного объема бес-
платной медицинской помощи.
Достижение сбалансированности объемов, структуры га-
рантируемой населению Волгоградской области медицинс-
кой помощи и необходимых для этого финансовых
средств;
повышение эффективности использования ресурсной базы
системы здравоохранения Волгоградской области с уче-
том потребности населения в оказании медицинской по-
мощи и внедрения ресурсосберегающих технологий
Исполнители Комитет по здравоохранению администрации Волгоградс-
Программы кой области, территориальный фонд обязательного меди-
цинского страхования Волгоградской области, управле-
ние финансов администрации Волгоградской области, ис-
полнительные органы местного самоуправления Волго-
градской области
Объем и Всего - 5711477 тыс.рублей,
источники из них:
финансирования средства областного и местных бюджетов - 3210007
Программы тыс.рублей;
средства страхователей, аккумулированные в территори-
альном фонде обязательного медицинского страхования
Волгоградской области - 2501470 тыс.рублей
Ожидаемые Предоставление населению Волгоградской области бес-
результаты платной медицинской помощи в объеме, предусмотренном
реализации Программой;
Программы повышение эффективности использования ресурсов систе-
мы здравоохранения Волгоградской области
Схема контроля Информация о реализации Программы представляется в
за исполнением администрацию Волгоградской области и Волгоградскую
Программы областную Думу.
1. Введение
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 года N 550 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
Программа подготовлена с учетом "Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 28 августа 2001 г. N 2510/9257-01, N 3159/40-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации N 12-03-03 (далее - методические рекомендации).
Программа разработана исходя из нормативов, а также фактических объемов медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней и в соответствующих бюджетах фонда обязательного медицинского страхования.
2. Обоснование Программы
Основой Программы является гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно регламентированных профилактических, диагностических и лечебных видов медицинской деятельности и медико-социальных услуг. Программа определяет виды деятельности, предоставляемые жителям Волгоградской области бесплатно, исходя из расчетного подушевого норматива финансирования здравоохранения, обеспечивающего предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.
Программа включает в себя:
перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы (приложение 1);
перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемых населению Волгоградской области за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 2);
перечень заболеваний и видов медицинской помощи, входящих в Программу (приложение 3);
условия и порядок оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, участвующих в реализации Программы (приложение 4);
схему взаимосвязей перечней болезней и состояний пациентов, специальностей врачей и профилей отделений стационаров при оказании медицинской помощи населению Волгоградской области (приложение 5).
В рамках Программы жителям Волгоградской области бесплатно предоставляется скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь, помощь, оказываемая в дневных стационарах.
При оказании помощи в больницах, дневных стационарах и службой скорой медицинской помощи осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации Программы (приложение 6).
В рамках Программы предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм, аккредитованных в установленном порядке и внесенных в перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 7).
В течение года перечень медицинских учреждений может быть в исключительных случаях пересмотрен или дополнен в соответствии с порядком формирования перечня медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 8), без изменения утвержденных Программой объемов предоставляемой населению медицинской помощи.
Программа определяет перечень учреждений здравоохранения и подразделений, а также видов медицинской помощи и мероприятий, финансируемых за счет средств областного и муниципальных бюджетов здравоохранения (приложение 9).
Перечень заболеваний, видов медицинской помощи, услуг, других поводов обращения граждан в медицинские учреждения, не входящих в Программу (приложение 10), включает:
виды медицинской помощи, в том числе профилактические, оказываемые за счет средств предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
виды медицинской помощи, предоставляемые населению в рамках программ добровольного медицинского страхования или оплачиваемые за счет личных средств граждан.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 550 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" и методическими рекомендациями, целевые областные и муниципальные медико-социальные программы не входят в объемные и стоимостные нормативы Программы.
3. Цели и задачи Программы
Цели Программы
Создание единого механизма реализации конституционных прав жителей Волгоградской области на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.
Обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств.
Повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения Волгоградской области.
Задачи Программы
Обеспечение потребности населения Волгоградской области в медицинской помощи исходя из особенностей демографического состава, а также уровней и структуры заболеваемости населения.
Обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи, предоставляемой медицинскими учреждениями, территориальным нормативам и стандартам оказания медицинской помощи.
4. Основные мероприятия Программы,
механизмы их реализации
Программа предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
определение потребности населения Волгоградской области в видах и объемах медицинской помощи, предоставляемой жителям Волгоградской области бесплатно;
оценку соответствия предоставляемой населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи федеральным нормативам оказания медицинской помощи, предусмотренным Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
обоснование необходимых материальных, кадровых и финансовых затрат на выполнение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
достижение сбалансированности объемов, структуры гарантируемой населению Волгоградской области медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств;
повышение эффективности использования ресурсной базы системы здравоохранения Волгоградской области с учетом потребности населения области в оказании медицинской помощи и внедрения ресурсосберегающих технологий;
обеспечение расчета финансирования системы здравоохранения для реализации Программы по принципу подушевого норматива на жителя территории.
5. Финансовое обоснование Программы
Основными источниками поступления финансов на реализацию Программы являются средства областного и муниципальных бюджетов и страховые поступления, аккумулированные в территориальном фонде обязательного медицинского страхования Волгоградской области.
При расчетах Программы учтены нормативы, рекомендуемые документами, указанными в разделе I Программы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 550 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" объемы медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, исходя из нормативов объемов лечебно-профилактической помощи на 1000 человек, должны составлять:
скорая медицинская помощь - 318 вызовов;
стационарная медицинская помощь - 2812,5 дня госпитализаций;
амбулаторно-поликлиническая помощь - 9198 посещений;
лечение в дневных стационарах или стационарах на дому - 749 дней.
Объемы медицинской помощи, которые по прогнозу будут фактически оказаны в рамках Программы населению Волгоградской области в 2002 году, в расчете на 1000 населения составят:
скорая медицинская помощь - 396 выездов;
стационарная медицинская помощь - 3641 день госпитализации;
амбулаторно-поликлиническая помощь - 8801,4 посещений;
лечение в дневных стационарах или стационарах на дому - 217 дней.
Таким образом, фактические объемы оказываемой медицинской помощи по большинству показателей превышают установленный для области норматив, особенно в части стационарной медицинской помощи, что во многом объясняется объективными причинами.
Так, в Волгоградской области показатели здоровья населения по большинству критериев (уровень заболеваемости, младенческая и материнская смертность, уровень и структура общей смертности, уровень и структура инвалидности и др.) существенно хуже, чем в среднем по России.
Особенностью Волгоградской области является высокий уровень сердечно-сосудистой патологии, заболеваний эндокринной, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, врожденных аномалий развития, травматизма. Сохраняется тенденция к росту по таким заболеваниям, как туберкулез (уровень заболеваемости приблизился к предэпидемическому и ожидается продолжение роста), онкологическая патология (регистрируется значительное увеличение случаев запущенных форм онкологических заболеваний, требующих длительного стационарного лечения) и др. В область прибывают вынужденные переселенцы и лица, перемещаемые из зон локальных конфликтов. Имея низкий уровень здоровья, они формируют высокий уровень общей заболеваемости и обусловливают увеличение потребности в предоставляемой скорой, стационарной и специализированной видах медицинской помощи.
Отмеченная ситуация с заболеваемостью не позволяет резко уменьшить плановые показатели объемов стационарной медицинской помощи даже в случае превышения расчетного уровня, так как это вызовет снижение доступности и качества оказания помощи больным. При этом в области сложился дефицит в обеспечении стационарными койками больных с социально значимой патологией, в частности, туберкулезом.
В соответствии с требованиями по формированию Программы расчеты ее стоимости произведены в трех вариантах:
с учетом всех статей финансирования в структуре тарифа на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на основе объемных нормативов, рекомендованных постановлением Правительства (первый вариант);
с учетом пяти статей финансирования в структуре тарифа на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на основе объемных нормативов, рекомендованных постановлением Правительства (второй вариант);
с учетом пяти статей финансирования в структуре тарифа на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на основе объемов медицинской помощи, которые по прогнозу будут фактически оказаны в рамках Программы населению Волгоградской области в 2002 году (третий вариант).
Вариант первый. В расчеты средней стоимости койко-дня, посещения, дня пребывания в дневном стационаре в системе обязательного медицинского страхования включены все статьи бюджетной классификации.
Общая стоимость Программы составляет 5135118 тыс.рублей, при этом из средств областного и местных бюджетов - 1935663 тыс.рублей, из средств системы обязательного медицинского страхования - 3199455 тыс.рублей. Подушевой норматив финансирования из средств бюджетов и средств системы обязательного медицинского страхования составляет 1931,8 рубля.
Вариант второй. В расчеты средней стоимости койко-дня, посещения, дня пребывания в дневном стационаре в системе обязательного медицинского страхования включены 5 статей бюджетной классификации.
Код 110100. Заработная плата.
Код 110200. Начисления на заработную плату в размере 35,8 процента.
Код 110310. Медикаменты.
Код 110320. Мягкий инвентарь и обмундирование.
Код 110330. Питание.
Общая стоимость Программы составляет также 5135118 тыс.рублей, при этом из средств областного и муниципальных бюджетов - 2911764 тыс.рублей, из средств системы обязательного медицинского страхования - 2223354 тыс.рублей. Подушевой норматив финансирования из средств бюджетов и средств системы обязательного медицинского страхования составляет 1931,8 рубля.
Вариант третий. В расчеты средней стоимости койко-дня, посещения, дня пребывания в дневном стационаре в системе обязательного медицинского страхования включены 5 статей бюджетной классификации.
Расчет основан на объемах медицинской помощи, которые по прогнозу будут фактически оказаны в рамках Программы населению Волгоградской области в 2002 году.
При расчете конкретных стоимостных показателей вызова скорой помощи, койко-дня, дня пребывания в дневном стационаре, посещения использованы федеральные нормативы средней стоимости, хотя реальные стоимостные показатели, определенные по исчисленной потребности для финансирования указанных видов медицинской помощи, выше, чем в указанных нормативах.
Одновременно в стоимостных показателях единицы объема медицинской помощи учтена индексация заработной платы в размере 1,89, установленная Правительством Российской Федерации с 1 декабря 2001 года.
Общая стоимость Программы составляет 5711477 тыс.рублей, при этом из средств областного и муниципальных бюджетов - 3210007 тыс.рублей, из средств системы обязательного медицинского страхования - 2501470 тыс.рублей. Подушевой норматив финансирования из средств бюджетов и средств системы обязательного медицинского страхования составляет 2148,62 рубля.
С учетом складывающихся реальных уровней потребления медицинской помощи населением Волгоградской области в качестве базового предлагается третий вариант, при котором общая стоимость Программы составляет 5711477 тыс.рублей, при этом из средств областного и муниципальных бюджетов - 3210007 тыс.рублей, из средств системы обязательного медицинского страхования - 2501470 тыс.рублей. Подушевой норматив финансирования из средств бюджетов и средств системы обязательного медицинского страхования составляет 2148,62 рубля.
В соответствии с методическими рекомендациями окончательная, итоговая стоимость Программы составлена как сумма муниципальных заказов, учитывающих потребность жителей Волгоградской области в медицинской помощи как по профилям коек, так и по уровням ее оказания. Муниципальный заказ имеет форму сводного расчета объемов и стоимости Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2002 год (приложения 11-52). Данные по структуре затрат на единицу объема медицинской помощи по рекомендуемой структуре соответствующих услуг представлены в приложениях 53-56.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
предоставить населению Волгоградской области гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи;
повысить эффективность функционирования системы здравоохранения Волгоградской области в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.