Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 3 апреля 2002 года N 691-ОД "Об организационной, экономической и финансовой основах функционирования мелиоративного комплекса Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере мелиорации земель, устанавливая порядок осуществления мелиоративных мероприятий на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об окружающей среде";
- Федеральным законом от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель".
В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации "вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами", а также "природопользование" находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что "по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации".
Согласно статье 3 Федерального закона "О мелиорации земель" "законодательство Российской Федерации в области мелиорации земель состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
Следовательно, Волгоградская областная Дума вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений путем принятия исследуемого нормативного правового акта.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте рассматриваемого нормативного правового акта Управлением юстиции выявлено противоречие Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 4 Закона Волгоградской области, определяющая, что "к федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации", противоречит пункту "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым "федеральная государственная собственность" находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе регулировать отношения, связанные с установлением объектов, относящихся к федеральной собственности.
Кроме того, в исследуемом нормативном правовом акте выявлены нарушения законодательной техники, связанные с отсутствием в ряде статей Закона Волгоградской области конкретизации понятия "государственной собственности".
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная собственность делится на "федеральную собственность", то есть "имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации", и "собственность субъекта Российской Федерации", то есть "имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации", следует уточнить какую форму собственности региональный законодатель имеет в виду в части 5 статьи 4, абзаце 6 статьи 7, части 3 статьи 12, абзаце 4 статьи 14.
В этой связи Управление юстиции предлагает в указанных выше положениях Закона Волгоградской области словосочетание "государственной собственности" дополнить словосочетанием "Волгоградской области".
В целях единообразного подхода к использованию терминологии в нормативном правовом акте Управление юстиции считает, что в частях 3 и 4 статьи 4, статье 21 Закона Волгоградской области словосочетание "государственной областной собственности" следует заменить словосочетанием "государственной собственности Волгоградской области".
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 3 апреля 2002 года N 691-ОД "Об организационной, экономической и финансовой основах функционирования мелиоративного комплекса Волгоградской области" противоречит Конституции Российской Федерации в части установления субъектом Российской Федерации объектов, относящихся к федеральной собственности.
Примечание: Вместе с тем, Управление юстиции обращает внимание на то, что находящийся на юридической экспертизе Закон Волгоградской области (абзац 5 статьи 7) противоречит положениям Закона Волгоградской области от 9 марта 1999 года N 244-ОД "Об областных целевых программах" (статье 24; пункту 1 статьи 36).
Абзацем 5 статьи 7 исследуемого Закона установлено, что "разработка, утверждение и реализация областных целевых программ в сфере мелиорации земель и контроль за их выполнением" относятся к полномочиям администрации Волгоградской области.
Выявленные противоречия заключаются в следующем:
1. Областные целевые программы в соответствии со статьей 24 Закона Волгоградской области от 9 марта 1999 года N 244-ОД "утверждаются постановлением Волгоградской областной Думы по представлению администрации Волгоградской области";
2. Пунктом 1 статьи 36 Закона Волгоградской области от 9 марта 1999 года N 244-ОД определено, что "контрольно-счетная палата Волгоградской областной Думы организует контрольные проверки хода реализации отдельных целевых программ".
Начальник Управления Министерства
юстиции по Волгоградской области -
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 29 апреля 2002 г. N 01-10/(73)30-02 "О Законе Волгоградской области от 3 апреля 2002 г. N 691-ОД "Об организационной, экономической и финансовой основах функционирования мелиоративного комплекса Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был