Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 18 марта 2002 года N 680-ОД "О безопасности дорожного движения на территории Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы безопасности дорожного движения на территории Волгоградской области (преамбула Закона).
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, ..., обеспечение общественной безопасности... находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, Волгоградская областная Дума вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений путем принятия исследуемого нормативного правового акта.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте рассматриваемого нормативного правового акта Управлением юстиции выявлено противоречие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В пункте 3 статьи 13 Закона Волгоградской области обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на местные органы исполнительной власти Волгоградской области и органы местного самоуправления.
Указанное положение Закона Волгоградской области противоречит статье 12 Конституции Российской Федерации, определяющей, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления.
Наряду с выявленным противоречием в исследуемом юридической экспертизой Законе Волгоградской области установлено нарушение законодательной техники, а именно:
пункт 2 статьи 14 Закона Волгоградской области, устанавливающий, что ограничение вводится по представлению Государственной автомобильной инспекции... далее по тексту, не отвечает требованиям Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", согласно которому Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел РФ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 18 марта 2002 года N 680-ОД "О безопасности дорожного движения на территории Волгоградской области" противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Начальник Управления -
государственный советник
юстиции 2 класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 11 апреля 2002 г. N 01-10/-(47)-23-02 "На Закон Волгоградской области от 18 марта 2002 года N 680-ОД "О безопасности дорожного движения на территории Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был