Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 03.04.2002 г. N 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году" (далее - областной Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим областным Законом определен порядок установления минимальной заработной платы на территории Волгоградской области на 2002 год.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Трудовой кодекс РФ;
3. Федеральный закон от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
В соответствии с п.3 ст.37 Конституции РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом.
Рассматриваемый вопрос является частью трудового законодательства, т.к. относится к сфере регулирования оплаты труда, правовые основы которого установлены главой 21 Трудового кодекса РФ (ст.ст.133-158).
Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп."к" п.1 ст.72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п.2 ст.76 Конституции РФ).
Согласно ч.1 ст.133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.2 ст.133 Трудового кодекса РФ).
Федеральным законодательством не предоставлено право органам государственной власти субъекта Российской Федерации принимать соответствующие законы.
Таким образом, из вышеизложенного следует вывод о том, что областной Закон был принят неправомерно.
Областной Закон концептуально противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.
Вывод: Закон Волгоградской области от 03.04.2002 г. N 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году" концептуально противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством, отменив его. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления -
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 14 мая 2002 г. N 01-10/(64)33-02 "О Законе Волгоградской области от 03.04.2002 г. N 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году"
Текст заключения официально опубликован не был