Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело в порядке ревизии юридическую экспертизу Закона Волгоградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" от 3 марта 1997 года N 105-ОД (в ред. законов Волгоградской области от 06.11.98 N 220-ОД, от 23.09.99 N 314-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Предметом рассматриваемого Закона являются отношения, регулирующие статус депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области.
Нормативное регулирование данных отношений осуществляется следующими нормативными актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 г. N 154-ФЗ.
Согласно пункту "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что статус депутата органа местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов.
Таким образом, рассматриваемый Закон Волгоградской области принят в рамках компетенции представительного органа субъекта Российской Федерации, предоставленной ему федеральным законодательством.
Вместе с тем, некоторые положения рассматриваемого Закона Волгоградской области противоречат нормам действующего законодательства.
1) Часть 3 статьи 3 Закона "Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента избрания нового состава представительного органа местного самоуправления нового созыва" противоречит пункту 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой "Полномочия депутата органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава".
2) Часть 1 статьи 25 Закона, в части закрепления за депутатами права бесплатного проезда на автотранспорте общего пользования противоречит действующему законодательству. В развитие положений статьи 25 Закона, статья 26 предусматривает, что расходы предприятий и организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, возмещаются за счет средств местных бюджетов...". Законодатель субъекта, закрепляя в Законе обязанность органов местного самоуправления возместить из местного бюджета материальные затраты предприятий и организаций, в том числе и на бесплатный проезд депутата представительного органа, тем самым распоряжается средствами местных бюджетов муниципальных образований, что противоречит положениям статьи 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97 г. N 126-ФЗ, а также статье 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", согласно которым формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Вывод: Закон Волгоградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" от 3 марта 1997 года N 105-ОД (в ред. законов Волгоградской области от 06.11.98 N 220-ОД, от 23.09.99 N 314-ОД) противоречит действующему законодательству.
Управление юстиции предлагает привести указанные положения Закона Волгоградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" от 3 марта 1997 года N 105-ОД в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления -
государственный советник
юстиции 2 класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 20 июля 2001 г. N 01-10/247-01 "О Законе Волгоградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" от 3 марта 1997 года N 105-ОД (в ред. законов Волгоградской области от 06.11.98 N 220-ОД, от 23.09.99 N 314-ОД)"
Текст заключения официально опубликован не был