Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 19 сентября 2002 г. N 11/396
Областная целевая программа
"Создание автоматизированной системы контроля радиационной
обстановки на территории Волгоградской области"
на 2003-2006 годы
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Создание автоматизиро-
Программы ванной системы контроля радиационной обстановки на
территории Волгоградской области" на 2003-2006 годы
(далее - система Волго-АСКРО, Программа Волго-АСКРО)
Отношение Система Волго-АСКРО разрабатывается как территориаль-
Программы ная подсистема Единой государственной автоматизиро-
к федеральным ванной системы контроля радиационной обстановки (да-
целевым лее - ЕГАСКРО) в рамках Федеральной целевой программы
программам "Ядерная и радиационная безопасность России" (далее -
ФЦП) (приложение 1, раздел II, подпрограмма 10). Го-
сударственный заказчик-координатор ФЦП - Министерство
Российской Федерации по атомной энергии. Государс-
твенный заказчик подпрограммы ФЦП - Министерство при-
родных ресурсов Российской Федерации. Срок реализации
ФЦП - 2000-2006 годы
Государственный Администрация Волгоградской области
заказчик
Программы
Государственный Комитет по охране окружающей среды администрации Вол-
заказчик - коор- гоградской области
динатор Программы
Государственные Комитет по охране окружающей среды администрации Вол-
заказчики по гоградской области (далее - Облкомэкология);
направлениям Главное управление по делам гражданской обороны и
Программы чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской
области (далее - ГУ ГО и ЧС)
Основной Общество с ограниченной ответственностью "Науч-
разработчик но-внедренческое предприятие РСА"
Программы
Основные Облкомэкология, Главное управление природных ресурсов
участники и охраны окружающей среды МПР России по Волгоградской
Программы области, Волгоградский областной центр по гидрометео-
рологии и мониторингу окружающей среды (далее -
ВЦГМС), Центр государственного санитарно-эпидемиоло-
гического надзора в Волгоградской области (далее -
Облсанэпиднадзор), другие организации по усмотрению
государственного заказчика
Цели и задачи Совершенствование системы контроля радиационной обс-
Программы тановки на территории Волгоградской области в плане
соответствия техническим и организационным требовани-
ям действующего законодательства.
Оперативное обеспечение областных органов исполни-
тельной власти достоверной информацией о состоянии
радиационной обстановки, фактах, характере и масшта-
бах ее ухудшения, а также прогнозами в этой сфере.
Оперативное обеспечение органов областной системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
достоверной информацией в части радиационной обста-
новки для своевременного принятия решений и контроля
за их выполнением.
Создание и ведение единого банка данных о радиацион-
ной обстановке в Волгоградской области.
Информационное обеспечение ЕГАСКРО в части состояния
радиационной обстановки на территории области и прог-
ноза ее развития
Перечень Разработка комплекса проектно-технической, норматив-
основных но-методической и правовой документации на
мероприятий Волго-АСКРО.
Программы Проведение опытно-конструкторских работ (далее - ОКР)
по разработке:
оперативной информационно-управляющей подсистемы Вол-
го-АСКРО (далее - ОИУП);
аналитической информационно-управляющей подсистемы
Волго-АСКРО (далее - АнИУП);
информационного сопряжения Волго-АСКРО с Федеральным
информационно-аналитическим компьютерным центром (да-
лее - ФИАЦ) ЕГАСКРО.
Создание инфраструктуры функциональных подсистем и
автоматизированных постов контроля.
Ввод системы в эксплуатацию и обеспечение ее функцио-
нирования
Сроки 2003-2006 годы:
реализации 2003-2004 годы - завершение разработки аппарат-
Программы но-программного обеспечения, комплектация оборудова-
ния, монтаж-наладка, проведение опытной эксплуатации
и ввод в промышленную эксплуатацию ОИУП Волго-АСКРО.
2004-2006 годы - разработка аппаратно-программного
обеспечения, комплектация оборудования, монтаж-налад-
ка, проведение опытной эксплуатации и ввод в промыш-
ленную эксплуатацию АнИУП Волго-АСКРО
Объемы и источ- Финансирование работ осуществляется из средств:
ники финансиро- областного бюджета - 5,0 млн.рублей;
вания Программы федерального бюджета по статье мероприятий по реали-
зации ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность Рос-
сии" - 0,72 млн.рублей.
Общая стоимость работ по Программе составляет в ценах
2002 года 5,72 млн.рублей, в том числе:
разработка и внедрение ОИУП Волго-АСКРО - 3,42 млн.
рублей;
разработка и внедрение АнИУП Волго-АСКРО - 2,3 млн.
рублей.
Объемы финансирования по годам:
2003 г. - 1,72 млн.рублей (в том числе 0,72 млн.руб-
лей из федерального бюджета)
2004 г. - 1,9 млн.рублей
2005 г. - 1,5 млн.рублей
2006 г. - 0,6 млн.рублей
Ожидаемые Создание современной автоматизированной системы госу-
результаты дарственного контроля радиационной обстановки на тер-
реализации ритории области, обеспечивающей:
Программы в социальном аспекте - повышение радиационной безо-
пасности населения за счет увеличения эффективности
контроля радиационных параметров среды обитания и
жизнедеятельности;
в экономическом аспекте - уменьшение и предотвращение
материальных, финансовых и трудовых затрат на ликви-
дацию последствий чрезвычайных радиационных ситуаций;
в экологическом аспекте - предотвращение деградацион-
ных процессов в окружающей природной среде под дейс-
твием факторов радиационного воздействия
Организация Администрация Волгоградской области в лице Облкомэко-
контроля за логии совместно с ГУ ГО и ЧС и другими заинтересован-
исполнением ными организациями осуществляет контроль за выполне-
Программы нием мероприятий Программы в пределах своей компетен-
ции
1. Содержание проблемы
В результате реализации программ использования атомной энергии в военных и народно-хозяйственных целях существенно возросло воздействие источников радиационного загрязнения на население и окружающую среду, увеличилась вероятность возникновения аварийных ситуаций на радиационно-опасных объектах (далее - РОО) и ухудшения экологической обстановки вблизи них вследствие плановых сбросов и выбросов радиоактивных веществ (далее - РВ), а также нештатных ситуаций.
Несмотря на отсутствие объектов ядерно-топливного цикла (ядерные реакторы, уранодобывающие и обогатительные производства и т.п.) на территории Волгоградской области, такие и подобные им РОО находятся в соседних регионах, гидрологически и атмосферно связанных с объектами окружающей среды и жизнедеятельности человека в Волгоградской области:
объекты атомной энергетики (Балаковская, Нововоронежская и Волгодонская АЭС);
атомные реакторы в г.Димитровграде;
подземные хранилища в Астраханской области и в Прикамье (п.Оса), созданные ядерными взрывами и содержащие долгоживущие продукты деления.
Кроме того, на территории области находятся 55 объектов, занятых обращением с радиоактивными веществами, из них 12 - использующих радионуклидные источники излучения в открытом виде.
Общее количество учтенных радионуклидных источников превышает 4000 единиц.
Суммарная активность захороненных в специальные могильники радиоактивных отходов более 9000 Ки.
Существенное радиационное воздействие на население оказывают природные радионуклиды, накапливающиеся в окружающей среде в результате производственной деятельности человека.
Так, на территории области (Фроловский, Котовский, Жирновский районы) действуют объекты нефтедобычи, переработки и складирования отходов своего производства.
В силу характера производства эти объекты являются непосредственными источниками загрязнения окружающей среды естественными радионуклидами.
1.1. Краткая характеристика процессов формирования
радиационной обстановки на территории Волгоградской
области, обусловленных наиболее значимыми факторами
(атмосферными выпадениями радионуклидов)
1.1.1. Основные источники радиационных выпадений
Атмосферные выпадения радионуклидов на территории Волгоградской области обусловлены сегодня пятью основными факторами:
1) ветровым переносом радона и продуктов его распада, которые повсеместно выделяются из почвы независимо от деятельности людей;
2) ветровым переносом естественных радионуклидов (далее - ЕРН), постоянными источниками которых являются производства местных нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий, например шламохранилища в Жирновском, Котовском и Фроловском районах. В состав этих выпадений входят природные: уран, радий, торий с продуктами их распада и калий, обладающие радиоактивностью;
3) выбросами местных тепловых электростанций, сжигающих природное топливо (уголь, сланец), также содержащее ЕРН;
4) вероятностными выбросами соседствующих с территорией области (г.Волгодонск) атомных электростанций, в состав выбросов которых входят продукты коррозии (изотопы кобальта, марганца, циркония, ниобия, хрома), йод 131, а также радиоактивные благородные газы (далее - РБГ), такие как изотопы аргона, ксенона и криптона;
5) стратосферными выпадениями продуктов ядерных испытаний в атмосфере и некоторыми космогенными радионуклидами (7-Be, 14-C, 3-H), образующимися в атмосфере под действием космических лучей.
Радионуклиды первой и второй группы перечисленных источников выводятся в приземный слой атмосферы непосредственно с поверхности земли в форме газопылевых образований с термодинамическими параметрами, слабо отличающимися от параметров приземного слоя.
Радионуклиды третьей и четвертой группы источников выводятся в атмосферу на значительную высоту в форме аэрозольной струи, имеющей вертикальную скорость движения и температурный перегрев относительно окружающего воздуха, создающих дополнительный начальный подъем струи.
Вклад радионуклидов пятой группы источников невелик и не играет заметной роли в общей картине выпадений.
1.1.2. Характер переноса и рассеяния загрязняющих
примесей в атмосфере
Характер переноса и рассеяния загрязняющих примесей в атмосфере определяется в основном следующими факторами:
температурным градиентом в воздухе;
категориями устойчивости погодных условий;
скоростью и направлением ветра на разных высотах (которые зависят от свойств поверхности земли и теплового баланса на ее поверхности в зонах расположения источников загрязнения).
В качестве примера на нижеприведенном рисунке 1 показан характер зависимости нормированной приземной концентрации радионуклидов (Х) от расстояния до источника (х) и категорий устойчивости погоды (A-F), рассчитанный для эффективной высоты выброса 100 м и скорости ветра 1 м/с.
Распределение концентрации аэрозольных выбросов при различных
категориях устойчивости погоды
Из приведенного характера зависимости следует, что концентрация радионуклидов на уровне земли вблизи приподнятого на высоту источника выбросов (Х), например трубы Волгодонской АЭС или местной ТЭЦ, близка к нулю, затем увеличивается, достигая максимума на определенном расстоянии (х - от 0,5 км до 15,0 км), зависящем от категории устойчивости погоды (A; B; C; D; E; F), а затем опять уменьшается.
Даже при штатном режиме работы АЭС шлейф их выбросов (с незначительной, но регистрируемой концентрацией радионуклидов) может при определенных погодных условиях распространяться на значительные расстояния (до 100 км).
Процессы формирования радиационной обстановки (далее - РО) на территории Волгоградской области в результате атмосферных переносов и выпадений радиационных примесей могут иметь как постепенный, накопительный характер (штатные выбросы сопредельных АЭС), так и быстро текущий характер.
Процессы накопительного характера, с одной стороны, обладают относительной постоянностью на протяжении всего времени деятельности РОО, а с другой стороны, при возникновении дестабилизирующих факторов, трансформируются в быстротекущие, которые, в силу ряда общеизвестных причин, наименее обеспечены средствами оперативного автоматизированного контроля и информативной* базой.
Наиболее актуальными являются проблемы обеспечения оперативной регистрации (или прогнозирования) времени и мест возникновения быстротекущих процессов.
1.1.3. Анализ характера формирования радиационной обстановки
Анализ изложенной выше информации позволяет дать следующую характеристику процессам формирования РО на территории Волгоградской области, обусловленным факторами атмосферных выпадений радионуклидов:
1) радиационная обстановка на территории Волгоградской области формируется как вследствие глобальных процессов формирования радиоактивности внешней среды путем трансграничного переноса загрязняющих воздушных масс, так и вследствие производственной деятельности местных предприятий, использующих радиационные технологии или сырье, содержащее ЕРН;
2) радиационное загрязнение окружающей среды происходит в основном путем переноса и рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере и последующих выпадений радионуклидов на местности в районах хозяйственной деятельности человека. Радиационные выпадения приводят к устойчивому повышению уровня естественного гамма-фона для данной местности;
3) в состав радиационных загрязненностей входит довольно широкий круг как естественных, так и техногенных радионуклидов, обладающих различной радиотоксичностью, а следовательно, дающих различные вклады в степень и характер опасности формируемой РО;
4) существуют вероятностные сочетания метеорологических условий, при которых радионуклидные выбросы от удаленных источников могут достигать территории Волгоградской области;
5) радиационные параметры в зонах контроля имеют непосредственную, в том числе и временную, зависимость от температуры, давления, влажности, направления и скорости ветра не только в этих зонах, но и в зонах расположения прогнозируемых удаленных источников загрязнения;
6) процессы формирования РО на территории Волгоградской области имеют вероятностный и очаговый, а также как накопительный, так и быстротекущий характер.
Приведенные результаты анализа показывают, что:
проблемы контроля радиационной обстановки и оперативного принятия решений в случаях ее угрожающего развития являются весьма актуальными для областных органов исполнительной власти;
одной из основных проблем контроля радиационной обстановки является проблема обеспечения оперативной регистрации (или прогнозирования) времени и мест возникновения быстротекущих процессов;
для комплексной оценки и прогнозирования радиационной обстановки на конкретной территории необходима информация не только о динамике территориальных радиационных и метеорологических параметров, но и оперативный доступ к базе данных глобальной автоматизированной системы Росгидромета и кризисного центра государственного концерна "Росэнергоатом".
1.2. Краткая характеристика существующего контроля процессов
формирования РО на территории Волгоградской области
1.2.1. До настоящего времени контроль параметров радиационной обстановки в Волгоградской области осуществлялся городскими и областными структурами различных министерств и ведомств (Минздрава, Росгидромета, МЧС России, Госатомнадзора и МПР России) без достаточного взаимодействия. Данные, получаемые различными системами и службами, частично дублируют друг друга, а совместное их использование для получения обобщенных и достоверных оценок затруднено из-за отсутствия единой методологии и метрологии.
Существующая ведомственная разобщенность отрицательно сказывается на эффективности принимаемых решений по результатам контроля.
Применяемые традиционные методы контроля (отбор и обсчет проб, контрольные замеры, периодические обследования и т.п.) предназначены для отслеживания и прогнозирования протяженного во времени развития РО накопительного характера. Эти методы в принципе не способны с достаточной оперативностью обнаруживать момент возникновения и контролировать характер быстротекущих (наиболее опасных) процессов развития РО.
Достаточная эффективность контроля за возникновением вероятностных, очаговых быстротекущих процессов развития РО на обширной территории может быть обеспечена только методами оперативного автоматизированного комплексного контроля радиационных и гидрометеорологических параметров на возможно большей площади, с централизованным информационным обеспечением, т.е. территориальной системой контроля, интегрированной в Единую государственную систему контроля радиационной обстановки.
1.2.2. На момент разработки Программы Волго-АСКРО существуют разработанные в 2000-2001 годах (в рамках областной целевой программы - АСКРО):
техническое задание на разработку автоматизированной системы радиационного контроля на территории Волгоградской области - Волго-АСКРО, утвержденное Министерством природных ресурсов Российской Федерации и администрацией Волгоградской области;
комплект проектно-технической документации на оперативную подсистему Волго-АСКРО;
внедренный в промышленную эксплуатацию рабочий фрагмент оперативной подсистемы Волго-АСКРО в составе областного оперативного компьютерного центра и пяти автоматизированных постов радиационного контроля, даже в таком усеченном виде, объединивший на информационном уровне контролирующие организации сразу трех различных ведомств.
1.3. Отношение разрабатываемой программы к областным
и федеральным целевым программам
Областная целевая программа АСКРО (со сроком реализации до 2002 года) разрабатывалась в соответствии с постановлением главы администрации Волгоградской области от 18 октября 1999 г. N 714 на основании требований Федеральной целевой программы "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации - ЕГАСКРО" (постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085) и "Общего технического задания на создание ЕГАСКРО", утвержденного Госкомэкологии Российской Федерации 12 августа 1997 года.
В ходе работ по ЕГАСКРО на федеральном уровне произошли существенные изменения, а именно: отменена ФЦП по ЕГАСКРО (как самостоятельная программа); утверждена ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность России", в состав которой ЕГАСКРО включена в качестве подпрограммы; срок реализации данной подпрограммы продлен до 2006 года; изменилось название ведомства государственного заказчика подпрограммы, а также ряд других положений.
Вышеизложенное позволяет рассматривать настоящую Программу Волго-АСКРО не как вновь разрабатываемую, но как программу, продолжающую и завершающую работы прежней областной целевой программы АСКРО, приведенной в соответствие с требованиями и положениями новой ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность России".
2. Основные цели, задачи и направления Программы
Настоящая Программа определяет перечень и последовательность проведения необходимых для завершения Волго-АСКРО мероприятий, устанавливает сроки поэтапного создания системы, определяет порядок, объемы и источники финансирования проводимых в ее рамках работ.
Главными целями Программы являются:
совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Волгоградской области;
оперативное обеспечение областных органов исполнительной власти, управления и надзора достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии радиационной обстановки, фактах, характере и масштабах ее ухудшения, необходимой для принятия решений, а также расчета сил и средств для предотвращения возникновения чрезвычайных радиационных ситуаций или минимизации их последствий;
создание банка данных о радиационной обстановке.
Для достижения поставленных целей в Программе предусматривается последовательная реализация мероприятий по следующим направлениям:
разработка, согласование и утверждение комплекса проектно-технической, нормативно-методической и правовой документации;
проведение ОКР по созданию автоматизированной оперативной информационно-управляющей подсистемы Волго-АСКРО на базе оперативного компьютерного центра и инфраструктуры функциональных информационных подсистем и модулей;
проведение ОКР по созданию автоматизированной аналитической информационно-управляющей подсистемы Волго-АСКРО на базе аналитического компьютерного центра и инфраструктуры функциональных подсистем;
ввод Волго-АСКРО в эксплуатацию и обеспечение ее функционирования.
Базовый состав функциональных подсистем Волго-АСКРО определен исходя из необходимости централизованного обеспечения трех видов автоматизированного радиационного мониторинга:
мониторинг источников радиоактивного загрязнения (осуществляется подсистемами Министерства природных ресурсов, Госатомнадзора России, Минтопэнерго, а также вновь создаваемыми подсистемами: учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и контроля за ввозом, вывозом и транзитом радиационно-опасных грузов, в том числе стройматериалов и металлолома);
мониторинг окружающей природной среды (осуществляется территориальными подсистемами Министерства природных ресурсов, Росгидромета, Минсельхозпрода и подсистемами автоматизированного контроля радиационной загрязненности воды в системах питьевого водоснабжения и динамики естественного радиационного фона);
мониторинг радиационного воздействия на человека (осуществляется территориальными подсистемами Госсанэпиднадзора).
Принятие оперативных решений по результатам мониторинга и централизованное обеспечение их выполнения осуществляется подсистемой Министерства ЧС и уполномоченных областных управленческих органов.
Организационно-техническое и информационное объединение указанных подсистем, а также информационное сопряжение с федеральным компьютерным центром ЕГАСКРО осуществляется автоматизированной информационно управляющей подсистемой Волго-АСКРО (на базе территориального компьютерного центра).
Создание Волго-АСКРО осуществляется на основе:
построения системы (структуру системы см. рис.2) на базе действующих и создаваемых ведомственных подсистем и служб радиационного контроля. Указанные подсистемы и службы объединяются в единую областную систему на организационно-техническом и информационном уровнях;
создания единого организационного, нормативно-правового, методического, программно-математического, метрологического и базового информационного обеспечения всех уровней системы;
поэтапного наращивания функциональных и технических возможностей (создания фрагментов подсистем, опытных зон и участков), как информационно открытой системы, допускающей дальнейшее развитие;
максимального использования готовых технических средств и сооружений, а также типовых технических средств сбора, передачи, обработки и хранения информации.
Укрупненная структура Волго-АСКРО
/------------------------------------\
| /------------------------------\ | |
| | Органы исполнительной власти | |--| /-------------------\
| | и надзора | | |---| Федеральный центр |
| | /--------\ /------\ /------\ | |--| | ЕГАСКРО |
| | | Облком-| |ОблСЭС| | КПР | | | | \-------------------/
| | |экология| | | | | | |--|
| | \--------/ \------/ \------/ | | |
| \------------------------------/ | |
\------------------------------------/ |
|
/-------------------------------------\ | /---------------------------------------\
| /-------------------------------\ | | | /--------------------------------\ |
| | Оперативная информационно- | | | | | Аналитическая информационно- | |
| | управляющая подсистема - ОИУП | | | | | управляющая подсистема - АнИУП | |
| \-------------------------------/ | | | \--------------------------------/ |
| | | | |
| /-------------------------------\ | | | /---------------------------------\ |
| |/-----------------------------\| | | | |/-------------------------------\| |
| || Территориальный оперативный ||-+--| | || Территориальный аналитический || |
| || информационно-управляющий || | |--+-|| информационно-управляющий || |
| || компьютерный центр - ТОИУЦ || | | | || компьютерный центр - ТанИУЦ || |
| || (на базе ГУ ГО и ЧС) || | | | || (на базе ВЦГМС) || |
| |\-----------------------------/| | | | |\-------------------------------/| |
| \-------------------------------/ | | | \---------------------------------/ |
| | | | |
| /-----------------------\ | | | |
| | Городской оперативный | | | | |
| | компьютерный центр |---------+--| | /---------------------\ |
| | Волго-АСКРО | | |--+---| Информационная сеть | |
| \-----------------------/ | | | | Росгидромета | |
| | | | \---------------------/ |
| /-----------------------------\ | | | |
| | Сеть дозиметрических постов | | | | |
| | контроля - ПКд |---+--| | |
| | (7 ПКд по Волгограду) | | | | /--------------\ |
| \-----------------------------/ | | | | АСКРО | |
| | |--+------------------| сопредельных | |
| /-------------------------------\ | | | | АЭС | |
| | Сеть дозиметрических ПКд, | | | | \--------------/ |
| | дозиметрическо-метеорологи- | | | | |
| | ческих (ПКдм) и спектрометри- | | | | |
| | ческих (ПКс) постов контроля |-+--| | |
| | по территории области | | | | |
| | (11 = 9 ПКдм + 1 ПКд + 1 ПКс) | | | | /-----------------\ |
| \-------------------------------/ | | | | Областная сеть | |
| | | | | функциональных | |
| /-------------------------------\-+--| | | информационных | |
| | Подсистема оперативного | | |--+-------------| подсистем служб | |
| | реагирования - ПОР (мобильная | | | | | и ведомств | |
| | лаборатория радиационного | | | | \-----------------/ |
| | контроля) | | | | |
| \-------------------------------/ | | | |
\-------------------------------------/ | \---------------------------------------/
|
Коммутируемые каналы связи АТС
3. Этапы и сроки реализации Программы
Исходя из общей концепции построения Волго-АСКРО, весь объем формируемой системой информации можно распределить на несколько блоков, характеризующихся применяемыми методами мониторинга и характером (степенью) обработки его результатов:
по методам измерения:
блок дозиметрической информации;
блок спектрометрической информации;
блок метеорологической информации;
по характеру обработки результатов:
блок оперативной обработки результатов мониторинга - функции ОИУП;
блок аналитической обработки результатов мониторинга - функции АнИУП.
Это предопределяет необходимость дифференцированного подхода к способам реализации Программы.
Всю Программу предполагается осуществить в две очереди, каждая из которых состоит из отдельных этапов.
3.1. Первая очередь Волго-АСКРО - 2003-2004 годы
Завершение мероприятий по разработке и внедрению в промышленную эксплуатацию ОИУП Волго-АСКРО, в составе которых решение организационных, методических и правовых вопросов создания и функционирования территориального оперативного компьютерного центра с информационной инфраструктурой из 18 автоматизированных постов контроля дозиметрических, спектрометрических и метеорологических параметров, а также подсистемы оперативного реагирования - ПОР (мобильная лаборатория радиационного контроля).
ОИУП Волго-АСКРО должна обеспечить:
получение систематической информации о текущих метеорологических и радиационных параметрах на территории Волгоградской области;
ведение оперативной интегрированной базы данных для последующего их анализа и информационного обмена с ФИАЦ ЕГАСКРО;
оперативное оповещение областных и федеральных структур о наличии превышения установленных порогов контролируемых параметров, а также (в рамках информационного обмена с ФИАЦ ЕГАСКРО) о возникновении аварийных ситуаций на сопредельных РОО.
Этапы первой очереди:
завершение информационной сети автоматизированных дозиметрических постов контроля;
завершение на территории Волгоградской области информационной сети автоматизированных дозиметрическо-метеорологических постов контроля;
разработка и внедрение аппаратно-программного комплекса обеспечения информационного взаимодействия Волго-АСКРО и ФИАЦ ЕГАСКРО;
разработка и оборудование на территории Волгоградской области автоматизированного спектрометрического поста контроля;
разработка и внедрение мобильной лаборатории радиационного контроля;
комплексная наладка, опытная эксплуатация и проведение приемо-сдаточных испытаний ОИУП.
3.2. Вторая очередь Волго-АСКРО - 2004-2006 годы
Выполнение мероприятий по разработке и внедрению в промышленную эксплуатацию АнИУП Волго-АСКРО, в составе которых решение организационных, программно-методических и правовых вопросов создания и функционирования территориального аналитического компьютерного центра, осуществляющего информационный обмен с федеральной информационной системой Росгидромета, объектовыми системами АСКРО сопредельных РОО и пользователями Волго-АСКРО.
АнИУП Волго-АСКРО должна обеспечить:
формирование и ведение единой базы данных параметров, определяющих характер развития радиационной обстановки на территории Волгоградской области;
непрерывный анализ и прогноз (с расчетом дозовых нагрузок на население и окружающую среду) вероятностных сценариев развития РО на территории Волгоградской области при штатных и аварийных режимах выбросов на сопредельных РОО;
разработку экспертных рекомендаций областным органам управления по необходимости проведения и характеру защитных мероприятий в целях обеспечения радиационной безопасности населения.
Этапы второй очереди:
мероприятия по разработке концепции построения и функционирования АнИУП, разработке и согласованию технического задания на АнИУП;
проведение ОКР по разработке экспериментального аналитическо-прогностического компьютерного центра (далее - ТАнИУЦ) АнИУП, его комплектации, монтажу, наладке, испытаниям и опытной эксплуатации;
проведение ОКР по доработке экспериментального ТАнИУЦ по результатам испытаний, разработке информационного взаимодействия ТАнИУЦ и системы пользователей АнИУП;
мероприятия по комплектации, монтажу и комплексной наладке АнИУП, ее опытной эксплуатации и приемо-сдаточных испытаний.
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы состоит из комплекса взаимоувязанных, последовательных мер и действий организационного, экономического и технического характера, разрабатываемого на основе анализа альтернативных вариантов решения задач создания Волго-АСКРО.
Критериями предпочтительности варианта должны быть: уменьшение финансов и времени, затрачиваемых для реализации мероприятий, широта охвата решаемых (данным вариантом системы) задач.
4.1. В разделе 3 настоящей Программы показаны значительная разноплановость задач и необходимость дифференцированного подхода к их решениям (этапность). Потому, в качестве примера рассмотрим альтернативные варианты реализации мероприятий основного этапа первой очереди - этапа создания информационной сети автоматизированных дозиметрическо-метеорологических постов контроля (далее - ПКдм) ОИУП, размещаемых по территории Волгоградской области на направлениях нахождения сопредельных РОО (Волгодонская, Курская, Балаковская АЭС и т.п.).
4.1.1. Необходимый перечень задач, решаемых типовым ПКдм:
систематический сбор текущих значений гамма-фона (дозиметрия);
систематический сбор текущих значений направления и скорости ветра в приземном слое, температуры, давления и влажности воздуха;
автоматизированный информационный обмен с областным компьютерным центром ОИУП по каналам телефонной связи;
отображение результатов контроля на месте расположения поста.
4.1.2. Вариант 1.
Каждый пост размещается на базе районных подразделений Облкомэкологии или ГУ ГО и ЧС.
1. Аппаратный состав типового ПКдм:
техническое средство автоматизированного дозиметрического контроля (блок детектирования типа УДРГ-50, стоимость - 21,0 тыс.рублей);
датчик направления и скорости ветра (типа М-127М, стоимость - 15,0 тыс.рублей) в комплекте с установочной 12-метровой мачтой (стоимость - 8,0 тыс.рублей);
техническое средство автоматизированного контроля температуры, давления и влажности воздуха (типа МЭС-6, стоимость - 40,0 тыс.рублей);
техническое средство предварительной обработки результатов контроля и автоматизированного информационного обмена с областным компьютерным центром ОИУП (типа УСПД, стоимость - 47,0 тыс.рублей);
средство отображения результатов контроля (электронное табло, стоимость - 9,0 тыс.рублей).
Ориентировочная стоимость оборудования ПКдм первого варианта - 140,0 тыс.рублей.
2. Круг решаемых задач соответствует необходимому перечню.
3. Необходимость дополнительных организационных и иных мероприятий:
согласование и решение методологических и метрологических вопросов с Росгидрометом;
выделение и оборудование специализированной охраняемой площадки для установки метеорологической мачты и средств измерения метеопараметров.
4. Ориентировочная стоимость типового ПКдм (оборудование, монтаж, наладка) без затрат на дополнительные мероприятия - 170,0 тыс.рублей.
Ориентировочная продолжительность реализации данного варианта одного типового ПКдм (от получения оборудования до ввода в эксплуатацию) - 5 недель.
4.1.3. Вариант 2.
Каждый пост размещается на базе районных метеорологических станций ВЦГМС (Облгидромета) с использованием существующей метеоинформации.
1. Аппаратный состав типового ПКдм:
техническое средство автоматизированного дозиметрического контроля (блок детектирования типа УДРГ-50, стоимость - 21,0 тыс.рублей);
техническое средство предварительной обработки результатов контроля и автоматизированного информационного обмена с областным компьютерным центром ОИУП (типа УСПД, стоимость - 47,0 тыс.рублей);
техническое средство для ввода текущих значений метеопараметров от существующих средств контроля метеостанции в ПКдм и отображения результатов контроля (персональный компьютер с рабочим комплектом программного обеспечения, стоимость - 40,0 тыс.рублей).
Ориентировочная стоимость оборудования ПКдм второго варианта - 108,0 тыс.рублей.
2. Круг решаемых задач соответствует необходимому перечню.
3. Необходимость дополнительных организационных и иных мероприятий:
организация правового обеспечения данного варианта в форме соглашения об информационно-техническом сотрудничестве между администрацией Волгоградской области и ВЦГМС, не предполагающего дополнительного финансирования.
4. Ориентировочная стоимость типового ПКдм (оборудование, монтаж, наладка) - 140,0 тыс.рублей.
5. Ориентировочная продолжительность реализации данного варианта одного типового ПКдм (от получения оборудования до ввода в эксплуатацию) - 3 недели.
4.2. Сравнительные характеристики реализации альтернативных вариантов мероприятий по организации одного типового ПКдм:
Общие характеристики мероприятий по организации одного типового ПКдм |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Стоимость оборудования 140,0 тыс.рублей 108,0 тыс.рублей
Круг решаемых задач Отвечает требованиям Отвечает требованиям
Стоимость типового ПКдм: 170,0 тыс.рублей 140,0 тыс.рублей
оборудование, монтаж, на-
ладка
Дополнительные мероприятия Несколько затратных Одно беззатратное
и беззатратных ме- мероприятие
роприятий
Продолжительность реализа- 5 недель 3 недели
ции мероприятий.
Анализ сравнительных характеристик альтернативных вариантов механизма реализации приведенных мероприятий определяет предпочтительность второго варианта, который с наименьшими финансовыми, организационными и временными затратами позволит решить необходимый перечень задач.
4.3. Организационные, экономические и технические элементы механизма реализации оформляются в виде плана мероприятий по реализации каждой очереди Программы на планируемый год.
5. Перечень работ по реализации Программы
и ее ресурсное обеспечение
/----------------------------------------------------------------------------------------\
| Перечень мероприятий | Направления |Финансовые затраты на реализацию|
| и видов работ | расходов | Программы (млн.рублей в ценах |
| | | 2002 г.) с разбивкой по годам |
| | |--------------------------------|
| | | | | Феде-|
| | | | Областной бюджет | раль-|
| | |Всего| | ный |
| | | | |бюджет|
| | | |-------------------+------|
| | | |2003|2004|2005|2006| 2003 |
| | | |год |год |год |год | год |
|----------------------------------+--------------------+-----+----+----+----+----+------|
\-----------------1---------------------------2------------3-----4----5----6----7-----8--/
Мероприятия по разработке и внед- Из общего объема
рению автоматизированной системы затрат - 5,72 1,0 1,9 1,5 0,6 0,72
Волго-АСКРО (на 2003-2006 годы), в затраты на текущие
том числе: расходы (комплекта-
ция, монтаж, налад-
ка оборудования,
НИОКР и прочие) 5,72 1,0 1,9 1,5 0,6 0,72
1. Завершение работ по созданию Из общего объема
ОИУП Волго-АСКРО затрат - 3,42 1,0 1,7 - - 0,72
затраты на текущие
расходы 3,42 1,0 1,7 - - 0,72
1.1. Проведение работ по заверше- Затраты на этап, 0,9 0,9 - - - -
нию сети постов контроля в том числе
ОИУП*, в том числе комплекта- текущие расходы 0,9 0,9 - - - -
ция технических средств трех
постов дозиметрического конт-
роля и двух постов дозимет-
рическо-метеорологического
контроля, монтаж, наладка,
приемо-сдаточные испытания
1.2. Проведение ОКР по разработке Затраты на этап, 0,72 - - - - 0,72
нормативно-методических и в том числе
программно-аппаратных решений текущие расходы 0,72 - - - - 0,72
обеспечения информационного
взаимодействия Волго-АСКРО и
ФИАЦ ЕГАСКРО, в том числе
комплектация, монтаж, налад-
ка, приемо-сдаточные испыта-
ния функционального блока
ТОИУЦ
1.3. Проведение ОКР по созданию Затраты на этап, 0,9 - 0,9 - - -
подсистемы оперативного реа- в том числе
гирования - ПОР (мобильная текущие расходы 0,9 - 0,9 - - -
лаборатория радиационного
контроля), в том числе ком-
плектация, наладка, прие-
мо-сдаточные испытания
1.4. Проведение ОКР по внедрению Затраты на этап, 0,9 0,1 0,8 - - -
одного автоматизированного в том числе
спектрометрического поста (на текущие расходы 0,9 0,1 0,8 - - -
Волгодонском направлении), в
том числе проектирование,
комплектация, монтаж, наладка,
приемо-сдаточные испытания
2. Мероприятия по разработке и Из общего объема 2,3 - 0,2 1,5 0,6 -
внедрению АнИУП Волго-АСКРО затрат -
затраты на текущие 2,3 - 0,2 1,5 0,6 -
расходы
2.1. Разработка концепции построе- Затраты на этап, 0,2 - 0,2 - - -
ния и функционирования АнИУП, в том числе
в том числе формирование бло- текущие расходы 0,2 - 0,2 - - -
ка задач по анализу и прогно-
зированию развития радиацион-
ной обстановки, информацион-
ный поиск и анализ техничес-
ких и информационных возмож-
ностей существующих аналити-
ко-прогностических систем,
разработка технического зада-
ния на АнИУП Волго-АСКРО
2.2. Проведение ОКР по разработке Затраты на этап, 2,1 - - 1,5 0,6 -
и внедрению АнИУП, решение в том числе
организационно-правовых и ме- текущие расходы 2,1 - - 1,5 0,6 -
тодических задач, комплекта-
ция средств аппаратно-прог-
раммного обеспечения, разра-
ботка рабочих приложений ПО,
монтаж, наладка, опытная экс-
плуатация, приемо-сдаточные
испытания
-----------------------------
* Примечание: объем работ (количество и типы постов) и затрат по пункту 1.1 подлежит корректировке по результатам фактического финансирования работ в предыдущем 2002 году.
6. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Государственным заказчиком-координатором Программы Волго-АСКРО является комитет по охране окружающей среды администрации Волгоградской области.
Государственными заказчиками по направлениям Программы являются:
комитет по охране окружающей среды администрации Волгоградской области:
разработка, согласование и утверждение комплекса проектно-технической, нормативно-методической и правовой документации Волго-АСКРО;
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской области:
организационные работы, проведение ОКР и приемо-сдаточных испытаний в ходе разработки и внедрения автоматизированной ОИУП Волго-АСКРО на базе оперативного компьютерного центра и инфраструктуры функциональных информационных подсистем и постов контроля.
Разработчиками Программы являются:
комитет по охране окружающей среды администрации Волгоградской области - в части решения вопросов организационно-правового и нормативно-методического обеспечения Волго-АСКРО;
общество с ограниченной ответственностью "Научно-внедренческое предприятие РСА" - в части разработки и внедрения аппаратных средств и программного обеспечения Волго-АСКРО.
Участниками Программы являются:
Нижне-Волжский отдел инспекций радиационной безопасности Донского межрегионального территориального округа Госатомнадзора России - в части выполнения функций в соответствии с Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности;
Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - в части выполнения функций подсистемы Волго-АСКРО по мониторингу радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, почв и поверхностных вод, а также в части информационного обеспечения АнИУП Волго-АСКРО;
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Волгоградской области - в части выполнения функций подсистемы Волго-АСКРО по мониторингу радиационного воздействия на население и среду его обитания;
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Волгоградской области - в части своих функциональных обязанностей;
открытое акционерное общество "Волгоградэлектросвязь" - в части обеспечения предварительно согласованными каналами связи для информационного обмена в рамках Волго-АСКРО и ЕГАСКРО.
Заказчики по направлениям, разработчики и участники Программы разрабатывают и предоставляют государственному заказчику-координатору планы мероприятий на планируемый год и отчеты о выполнении мероприятий истекшего года, прилагая пояснительные записки.
Государственный заказчик-координатор на основании представленных планов разрабатывает план мероприятий по реализации Программы на планируемый год исходя из условий технической готовности и возможностей финансирования, содержащий перечень мероприятий, их очередность, исполнителей, сроки исполнения, источники и объемы финансирования.
План мероприятий согласовывается с межведомственным координационным советом по радиационной безопасности при администрации Волгоградской области, комитетом экономики администрации Волгоградской области, Главным финансово-казначейским управлением администрации Волгоградской области и утверждается государственным заказчиком.
Государственный заказчик-координатор на основании утвержденного плана мероприятий готовит бюджетные заявки: администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думе к проекту закона Волгоградской области об областном бюджете; соответствующим министерствам и ведомствам для выделения средств из федерального бюджета.
Комитет экономики администрации Волгоградской области и Главное финансово-казначейское управление администрации Волгоградской области при разработке комплексных программ социально-экономического развития Волгоградской области и проекта бюджета на планируемый год предусматривают выделение финансовых средств для реализации планируемых мероприятий исходя из финансовых возможностей областного бюджета на соответствующий год.
Главное финансово-казначейское управление администрации Волгоградской области обеспечивает перечисление средств из областного бюджета в установленном порядке государственному заказчику-координатору.
Реализация плановых мероприятий осуществляется на основе договоров, заключаемых государственным заказчиком-координатором с исполнителями.
Государственный заказчик-координатор контролирует ход выполнения исполнителями работ по срокам и объемам реализации, утвержденным план-графиками соответствующих договоров.
Государственный заказчик-координатор отчитывается о результатах реализации плана мероприятий перед Государственным заказчиком по установленной форме.
7. Оценка ожидаемой эффективности от реализации Программы
Эффективность намечаемых мероприятий рассматривается с учетом реальной социально-экономической обстановки в Волгоградской области.
При реализации Программы планируется достижение:
в социальном аспекте - повышение радиационной безопасности населения за счет увеличения эффективности контроля радиационных параметров среды обитания и жизнедеятельности;
в экономическом аспекте - уменьшение и предотвращение материальных, финансовых и трудовых затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных радиационных ситуаций;
в экологическом аспекте - предотвращение деградационных процессов в окружающей природной среде под действием факторов радиационного воздействия.
Реализация мероприятий Программы позволит создать современную единую автоматизированную систему контроля радиационной обстановки на территории Волгоградской области, обеспечивающую:
оперативный, централизованный контроль динамики гамма-фона по районам Волгоградской области и городским районам города Волгограда;
оперативный, централизованный контроль степени радиационной загрязненности воды (на безопасном уровне) в системах питьевого водоснабжения городов Волгограда, Волжского, Камышина и Серафимовича;
создание единой компьютерной базы данных о составе и значениях параметров радиационной обстановки на территории Волгоградской области;
оперативную, централизованную оценку степени опасности радиационной обстановки на территории Волгоградской области;
прогнозирование развития опасных вариантов развития радиационной обстановки;
оперативную выдачу органам областной исполнительной власти и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации и рекомендаций, необходимых для защиты населения, промышленных и природных объектов Волгоградской области от воздействия факторов радиационной опасности.
-------------------------------
* оперативная информация о наличии и характере соответствующих дестабилизирующих факторов является ведомственной и сосредоточена в информационных системах Росгидромета и государственного концерна "Росэнергоатом".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 19 сентября 2002 г. N 11/396 "Об областной целевой программе "Создание... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.