Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 19 сентября 2002 г. N 11/397
Областная целевая программа
"Этносоциальное развитие населения Волгоградской области"
на 2003-2005 годы
10 декабря 2003 г., 6 августа 2004 г., 28 февраля, 19 июля 2005 г.
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Этносоциальное развитие
Программы населения Волгоградской области" на 2003-2005 годы
(далее - Программа)
Государственный Комитет по делам национальностей и казачества адми-
заказчик нистрации Волгоградской области
Программы
Основной Комитет по делам национальностей и казачества адми-
разработчик нистрации Волгоградской области
Программы
Исполнители Комитеты администрации Волгоградской области: по де-
Программы лам национальностей и казачества, экономики, по обра-
зованию, по печати и информации, по культуре, по фи-
зической культуре и спорту;
Главное управление архитектуры и градостроительства
администрации Волгоградской области;
Волгоградский областной комитет государственной ста-
тистики;
Главное управление внутренних дел Волгоградской об-
ласти;
Волгоградская академия государственной службы;
Волгоградский государственный университет
Цели Создание благоприятных условий для полноценного удов-
Программы летворения этнокультурных потребностей населения Вол-
гоградской области, а также формирование гармоничных
межнациональных отношений на основе взаимного доверия
и диалога, как необходимых структурных компонентов
системы эффективного обеспечения социальной
(этнический и конфессиональный аспекты) безопасности
региона
Задачи Объединение усилий всех звеньев государственных и му-
Программы ниципальных органов, структур гражданского общества
для поддержания этнокультурного многообразия населе-
ния Волгоградской области, межнационального согласия,
эффективного межэтнического и межконфессионального
диалога;
совершенствование управленческих механизмов реализа-
ции основных направлений государственной и региональ-
ной национальной политики на основе соответствующих
научных исследований в сфере национальных отношений;
выработка и обеспечение единой правоприменительной
практики в сфере регулирования национальных отношений
на территориях муниципальных образований Волгоградс-
кой области;
определение и содействие в практической реализации
информационных, культурных, образовательных (в том
числе языковых) и иных гуманитарных потребностей и
соответствующих интересов жителей Волгоградской об-
ласти, связанных с их национальной принадлежностью;
развитие региональной информационной базы по теории и
практике национальных и межнациональных отношений;
организация системы информационно-аналитического и
методического обеспечения деятельности органов мест-
ного самоуправления, национальных общественных объе-
динений по реализации государственной и региональной
национальной политики;
формирование и распространение идей духовного и куль-
турно-исторического единства граждан различных нацио-
нальностей, проживающих на территории Волгоградской
области, культивирование чувства общероссийского пат-
риотизма;
сохранение историко-культурного наследия, этнической
самобытности и традиций цивилизованного межнациональ-
ного взаимодействия жителей Волгоградской области;
содействие освоению населением Волгоградской области
ценностей мировой, российской и различных этнических
культур;
своевременное выявление, раннее предупреждение и про-
филактика социальных конфликтов и экстремистских про-
явлений на этнической основе с учетом особенностей
развития миграционных процессов на территории Волго-
градской области, как приграничного региона;
содействие в организации оптимальных условий адапта-
ции, аккультурации мигрантов с учетом социально-эко-
номических возможностей Волгоградской области и при
условии соблюдения соответствующих интересов местного
населения;
способствование становлению и эффективному функциони-
рованию разнообразных структур гражданского общества,
деятельность которых направлена на стимулирование эт-
носоциального развития населения Волгоградской облас-
ти;
совершенствование системы кадрового обеспечения реа-
лизации государственной и региональной национальной
политики;
организация информационно-просветительской работы
среди различных социально-профессиональных групп на-
селения Волгоградской области по разъяснению основных
направлений государственной и региональной националь-
ной политики, вопросов ее практической реализации
Основные Сохранение и развитие национально-культурных традиций
программные населения Волгоградской области;
мероприятия формирование и развитие этнокультурного компонента
региональной системы образования Волгоградской облас-
ти;
информационно-пропагандистское обеспечение реализации
государственной и региональной национальной политики;
реализация системы мер по профилактике проявлений
экстремизма на этнической основе и соответствующая
правозащитная деятельность;
научное и организационно-методическое обеспечение ре-
ализации государственной и региональной национальной
политики;
издательская деятельность по национальной проблемати-
ке;
международное, межрегиональное сотрудничество в сфере
развития национальных отношений
Сроки 2003-2005 годы
реализации
Программы
Объем и источ- Общий объем финансирования Программы составляет
ники финансиро- 9300,0 тыс.рублей, в том числе:
вания Программы в 2003 году - 3520,0 тыс.рублей (из них: средства об-
ластного бюджета в сумме 3480,0 тыс.рублей; внебюд-
жетные средства в сумме 40,0 тыс.рублей);
в 2004 году - 3005,0 тыс.рублей (из них: средства об-
ластного бюджета в сумме 2975,0 тыс.рублей; внебюд-
жетные средства в сумме 30,0 тыс.рублей);
в 2005 году - 2775,0 тыс.рублей (из них: средства об-
ластного бюджета в сумме 2745,0 тыс.рублей; внебюд-
жетные средства в сумме 30,0 тыс.рублей).
Итого: финансирование мероприятий Программы из
средств областного бюджета составляет 9200,0 тыс.руб-
лей, из внебюджетных средств - 100 тыс.рублей.
Ассигнования по финансированию мероприятий Программы
ежегодно утверждаются отдельным постановлением Вол-
гоградской областной Думы в зависимости от доходной
базы областного бюджета на очередной финансовый год.
Финансирование мероприятий Программы, проведение ко-
торых планируется на территориях конкретных муници-
пальных образований Волгоградской области, осущест-
вляется из средств бюджетов соответствующих муници-
пальных образований (в пропорции, определяемой согла-
шением о разграничении бюджетных средств между об-
ластным и муниципальными бюджетами)
Ожидаемые Сохранение и упрочение ситуации этнополитической и
конечные этносоциальной стабильности в регионе;
результаты формирование в сознании населения установок на толе-
реализации рантность, межкультурный диалог и межэтническое сог-
Программы ласие, как необходимых условий развития гармоничных
межнациональных отношений в Волгоградской области;
дальнейшая институциональная общественная самооргани-
зация граждан, относящих себя к определенным этничес-
ким общностям в рамках действующего законодательства;
оптимизация миграционных процессов на территории Вол-
гоградской области;
нейтрализация причин и условий, способствующих воз-
никновению проявлений экстремизма на этнической осно-
ве;
преодоление отчуждения жителей Волгоградской области
различных национальностей от исторически присущих им
культуры, языка, традиций, самобытного менталитета
Схема контроля Доклад о ходе реализации Программы представляется
за исполнением один раз в полугодие комитетом по делам национальнос-
Программы тей и казачества администрации Волгоградской области
в комитет экономики администрации Волгоградской об-
ласти
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программными методами
Настоящая Программа реализует государственную политику Российской Федерации и региональную политику Волгоградской области в сфере регулирования национальных отношений. Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые акты Российской Федерации и Волгоградской области в сфере национальных отношений:
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации (с изменениями от 24 июля 1998 года)";
Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
Федеральный закон от 18 июня 1998 г. N 84-ФЗ "О ратификации Рамочной конвенции "О защите национальных меньшинств";
Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 217 "О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации";
Закон Волгоградской области от 13 сентября 2001 г. N 586-ОД "О национальных отношениях на территории Волгоградской области";
постановление Волгоградской областной Думы от 30 декабря 1999 г. N 19/590 "О концепции региональной национальной политики Волгоградской области";
распоряжение главы администрации Волгоградской области N 960-р от 12 сентября 2001 г. "О разработке проекта областной целевой программы "Национально-культурное развитие населения Волгоградской области на 2002-2004 годы".
В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия на территории Волгоградской области представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, финно-угорских и других народов складывались прочные традиции добрососедства, взаимопонимания и уважения, межнационального диалога и веротерпимости. Уникальный цивилизационный облик Нижнего Поволжья исторически формировался под воздействием многих мировых религий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма), языческих верований и этнокультурных влияний различных народов. Так, на Нижней Волге возникали поселения, в которых жили православные, гернгуттеры, меннониты, лютеране, католики, староверы, баптисты, молокане, мусульмане, буддисты. Часто в пределах одного населенного пункта рядом селились представители различных этнических общностей. Многонациональность региона никогда не являлась причиной напряженности в межэтнических взаимоотношениях.
Таким образом, в настоящее время Волгоградская область является многонациональным, поликонфессиональным территориальным образованием, что, в свою очередь, наложило своеобразный отпечаток на современное состояние национальных отношений в регионе. Благодаря объединяющей роли русского народа, в регионе сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных этнических сообществ.
На территории Волгоградской области сегодня проживают граждане 23 наиболее многочисленных национальностей, таких как русские, украинцы, казахи, немцы, татары, белорусы, чеченцы, ингуши, чуваши, марийцы, азербайджанцы, грузины, армяне, цыгане, мордва, представители народов Дагестана, корейцы, поляки, таджики, узбеки, башкиры, евреи, калмыки. В перечень прочих этнических общностей входят представители около 100 наций и народностей.
Русские на территории Волгоградской области расселены равномерно, в абсолютном большинстве ее районов их численность является преобладающей. Исключение составляют Палласовский и Старополтавский районы, где граждане казахской национальности составляют наиболее многочисленную этническую группу. В пределах отдельных муниципальных образований компактно проживают: казахи - в Палласовском, Старополтавском, Николаевском, Ленинском районах; немцы - в Камышинском, Старополтавском, Палласовском, Жирновском, Николаевском районах, в городе Камышине; украинцы - в Старополтавском, Еланском, Жирновском, Палласовском, Котельниковском, Камышинском, Ленинском, Николаевском районах, в городе Камышине; чеченцы - в Палласовском, Котельниковском, Октябрьском, Ленинском, Николаевском, Старополтавском районах; татары - в Ленинском, Старополтавском, Светлоярском, Палласовском районах; турки-месхетинцы - в Дубовском, Котельниковском, Михайловском районах; корейцы - в Быковском, Среднеахтубинском, Ленинском районах; таджики - в Городищенском районе; цыгане - в Волгограде, Михайловском, Среднеахтубинском, Калачевском районах.
Часть территории Волгоградской области до 1918 года входила в особую административно-территориальную единицу - область Всевеликого войска Донского, поэтому одной из самых многочисленных культурно-этнических групп являются казаки, компактно проживающие в 24 районах Волгоградской области, объединенных в пять казачьих округов.
За последнее десятилетие в Волгоградской области, как и в России в целом, активизировался рост национального самосознания граждан, что, в свою очередь, обусловило актуализацию их этнокультурных потребностей (по сохранению самобытности, развитию языка, образования, национальной культуры, традиций и обычаев). Наличие мест компактного проживания представителей определенных этнических общностей создает необходимые условия для функционирования устойчивых структур национальных общественных объединений. В соответствии с конституционным правом на многовариантность форм национально-культурного самоопределения народов в Российской Федерации управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области зарегистрировано 44 национальных общественных объединения, в том числе девять национально-культурных автономий (наиболее активные и динамично развивающиеся организации - Региональная национально-культурная автономия татар Волгограда и Волгоградской области, Региональная национально-культурная автономия немцев Волгоградской области, Еврейский общинный центр г.Волгограда, Межрегиональная ассоциация цыган, Волгоградское региональное общество чеченцев "Барт-Согласие", Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области, Волгоградский округ донских казаков, Союз русского народа (Русская община) Волгоградской области, Волгоградская областная ассоциация польской культуры "Кропля", Волгоградская региональная общественная организация "Дагестан").
Кроме того, на территории Волгоградской области действуют национальные общественные структуры, не имеющие регистрации в органах юстиции (объединения белорусов, китайских корейцев, ингушей, вьетнамцев, китайцев, талышей, курдов, турок-месхетинцев и др.), что соответствует статье 3 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В регионе открыты и успешно функционируют официальные представительства ряда республик - субъектов Российской Федерации: Дагестана, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии и Республики Таджикистан, что создает дополнительные условия для эффективного этнокультурного развития представителей соответствующих этнических общностей на территории Волгоградской области, а также является мощным стимулом для межрегионального и международного торгово-экономического, культурного, научно-технического сотрудничества и взаимодействия в сфере регулирования национальных отношений.
Волгоградская область принимает участие в реализации федеральных целевых программ, направленных на реабилитацию репрессированных народов, возрождение их самобытной культуры, гармонизацию межнациональных отношений. В регионе реализуется президентская федеральная целевая программа "Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы". Волгоградская область участвует также в мероприятиях федеральных целевых программ "Русский язык" и "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)".
Всесторонний анализ современной экономической, политической и социокультурной ситуации в Волгоградской области, соотнесение этой ситуации с ранее разработанной Концепцией региональной национальной политики, результатами ее практической реализации позволяют сделать вывод: основные теоретические и практические подходы к вопросам регулирования национальных отношений, этносоциального развития населения отвечают реалиям сегодняшней жизни Волгоградской области, опираются на соответствующие исторические традиции региона.
В целом межнациональные отношения на территории Волгоградской области можно охарактеризовать как относительно стабильные. Благодаря конструктивной совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и национальных общественных объединений, удается избежать серьезных потрясений и конфликтных ситуаций на этнической основе. В фундаменте данного взаимодействия лежит уважение к истории, традициям, культуре, вероисповеданию, языку и национальному достоинству всех жителей Волгоградской области независимо от их принадлежности к той или иной этнической общности. Однако современное кризисное социально-экономическое состояние Волгоградской области, ухудшение условий жизни населения, продолжающаяся безработица, последствия военно-политического конфликта в Чеченской Республике, наличие неразрешенных проблем и просчетов в ходе осуществления государственной национальной политики негативно отражаются на развитии процессов межнационального взаимодействия, политизируя в некоторых случаях отдельные конфликтные проявления.
Также непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает объективное стремление представителей различных этнических общностей, особенно в местах их компактного проживания, к наиболее полной социокультурной самоидентификации, сохранению и развитию самобытных языка, культуры, традиций, менталитета при одновременном процессе межкультурной интеграции, формировании общих духовно-нравственных ценностей.
Обеспечение региональной безопасности, как одной из составляющих системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния многонационального населения Волгоградской области. Характерное для нынешнего времени широкое распространение "массовой культуры" оказывает значительное негативное влияние на процессы развития самобытных национальных культур. Поэтому чрезвычайно важна разработка и реализация системы мер со стороны государства по сохранению традиционного этнокультурного наследия населения Волгоградской области.
Освещение в средствах массовой информации вопросов национальных отношений в ряде случаев отличается недостаточной ответственностью авторов соответствующих материалов за сказанное и напечатанное слово, погоней за сенсационностью, внешней эффектностью публикаций в ущерб их содержанию, зачастую свидетельствующими о некомпетентности журналистов в данной проблематике. При этом иногда за межнациональные конфликты выдаются эксцессы, которые таковыми не являются, а имеют иную природу. Эти явления затрудняют процесс развития России как многонационального государства, эффективного решения проблем межэтнического взаимодействия, могут провоцировать его обострение. Необходимо, чтобы в СМИ, помимо регулярного освещения негативных явлений, уделялось внимание выявлению и популяризации позитивного опыта межнационального сотрудничества, освещалась деятельность органов власти и соответствующих структур гражданского общества по реализации государственной и региональной национальной политики.
Накопленный опыт убедительно показывает, что в решении повседневных проблем этносоциального развития населения, своевременного предупреждения конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях, снижения социальной напряженности ведущая роль наряду с государством принадлежит органам местного самоуправления. Актуален вопрос о становлении системы регулярного делового взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления в реализации единых политико-правовых подходов, практических форм и методов регулирования национальных отношений на территории региона с учетом соответствующих федеральных и областных нормативно-правовых актов.
В настоящее время на территории Волгоградской области официально зарегистрировано свыше 11 тысяч беженцев, вынужденных переселенцев различных национальностей. В связи с этим необходимо создание полноценных условий для эффективной адаптации, аккультурации мигрантов на территории региона, установления их добрососедских отношений с местным населением. Не менее важно также решение всего комплекса вопросов, связанных с организацией эффективной системы противодействия незаконной миграции.
Межнациональные отношения в Волгоградской области во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой, этнокультурным стержнем российской государственности, главной движущей силой общественного развития. Поэтому потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение при практической реализации мероприятий Программы, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни муниципальных образований Волгоградской области. Всестороннее решение вопросов этносоциального развития русского народа должно стать одним из важнейших приоритетов региональной национальной политики Волгоградской области. Не меньшее значение имеет решение всего комплекса проблем становления и дальнейшего развития казачества, а также эффективного обеспечения правовой защиты, удовлетворения образовательных (в том числе языковых), культурных, духовных и иных (в рамках действующего законодательства) потребностей национальных меньшинств, предотвращения их возможной насильственной ассимиляции.
Наряду с органами власти и управления, в реализации государственной и региональной национальной политики участвуют национальные общественные объединения, представляющие интересы граждан, относящих себя к определенным этническим общностям на территории Волгоградской области. Данные структуры являются неотъемлемым составным компонентом системы гражданского общества в Российской Федерации, способствующим реализации инициативы и самодеятельности граждан в решении вопросов этносоциального развития населения, а также укреплению самоуправленческих тенденций в общественной жизни региона. Дальнейшая реализация региональной национальной политики невозможна без разработки и осуществления четко определенной долгосрочной стратегии социального партнерства и взаимодействия всех властных структур, в том числе органов местного самоуправления, с национальными общественными объединениями, оказания всестороннего реального содействия их эффективному функционированию.
В настоящее время грамотный квалифицированный менеджмент в сфере регулирования национальных отношений несостоятелен без активного тесного сотрудничества по соответствующим направлениям государственных и муниципальных органов с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами, действенной опоры на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценку последствий принимаемых решений. В этой связи особое значение приобретает общность позиций в национальном вопросе органов государственной власти и местного самоуправления, различных политических и общественных сил Волгоградской области, основанных как на конституционных принципах, так и на научно обоснованных выводах и рекомендациях.
Анализ состояния сферы национальных отношений и прогнозирование возможного развития этносоциальной ситуации в Волгоградской области приводят к осознанию необходимости разработки более конкретных и эффективных мер и механизмов по реализации основных направлений государственной и региональной национальной политики. Эти меры должны быть ориентированы на сохранение и развитие накопленного позитивного опыта в решении вопросов этносоциального развития населения, а также содержать в себе грамотный профессиональный ответ на вновь возникающие проблемы в рассматриваемой сфере общественных отношений. Инструментом решения данной задачи является настоящая целевая Программа. Особенно актуален применяемый программно-целевой метод в условиях, когда основная ответственность за регулирование национальных отношений объективно переносится на региональную власть.
Традиционно при решении вопросов этносоциального развития населения Волгоградской области акцент делался преимущественно на сохранение и обогащение национальных культур. Однако в Программе на основе применения комплексного и межотраслевого подхода усилено внимание и к другим компонентам общественной жизни, в том числе социальной сфере, гармонизации национальных и межнациональных отношений, воспитанию установок толерантного сознания, роли национальных общественных объединений как институтов гражданского общества в реализации региональной национальной политики. Такой подход диктуется реалиями сегодняшней жизни. Важнейшим средством обеспечения межнационального согласия в регионе является систематическая работа органов исполнительной власти по созданию эффективных условий для удовлетворения информационных, культурных, образовательных (в том числе языковых) и иных гуманитарных потребностей жителей Волгоградской области, связанных с их национальной принадлежностью. Исключительный акцент только на развитии национальных культур вольно или невольно ведет на практике к отраслевому принципу управления, что в современной ситуации недопустимо.
В соответствии с данной методологией решения вопросов регулирования национальных отношений в Программу заложена идея достижения межнациональной гармонизации, межкультурной и межэтнической толерантности в национальных отношениях, как средства обеспечения социальной безопасности Волгоградской области. Осуществление этой идеи предполагает усиление интеграции многонационального населения региона на основе единства интересов, ценностей, исторических традиций прошлого, без противопоставления представителей одних этнических общностей другим, без проявления национального эгоизма, этноцентризма и шовинизма, превращения национальных движений в националистические.
Таким образом, Программа учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности на основе согласования и учета общегосударственных интересов и интересов граждан различных национальностей, проживающих на территории Волгоградской области, налаживания их духовного взаимообогащения и всестороннего сотрудничества, этнокультурного развития населения.
В практическом плане Программа представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие этносоциальной сферы общественной жизни многонационального населения Волгоградской области, а также на укрепление равноправных отношений между представителями различных этнических общностей, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Основополагающим принципом Программы является органическое единство традиций и новаций, бережное отношение как к этнокультурным, так и к общечеловеческим ценностям жителей Волгоградской области.
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы
Создание благоприятных условий для полноценного удовлетворения этнокультурных потребностей населения Волгоградской области, а также формирование гармоничных межнациональных отношений на основе взаимного доверия и диалога, как необходимых структурных компонентов системы эффективного обеспечения социальной (этнический и конфессиональный аспекты) безопасности региона.
Задачи Программы
Объединение усилий всех звеньев государственных и муниципальных органов, структур гражданского общества для поддержания этнокультурного многообразия населения Волгоградской области, межнационального согласия, эффективного межэтнического и межконфессионального диалога.
Совершенствование управленческих механизмов реализации основных направлений государственной и региональной национальной политики на основе соответствующих научных исследований в сфере национальных отношений.
Выработка и обеспечение единой правоприменительной практики в сфере регулирования национальных отношений на территориях муниципальных образований Волгоградской области.
Определение и содействие в практической реализации информационных, культурных, образовательных (в том числе языковых) и иных гуманитарных потребностей и соответствующих интересов жителей Волгоградской области, связанных с их национальной принадлежностью.
Развитие региональной информационной базы по теории и практике национальных и межнациональных отношений.
Организация системы информационно-аналитического и методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, национальных общественных объединений по реализации государственной и региональной национальной политики.
Формирование и распространение идей духовного и культурно-исторического единства граждан различных национальностей, проживающих на территории Волгоградской области, культивирование чувства общероссийского патриотизма.
Сохранение историко-культурного наследия, этнической самобытности и традиций цивилизованного межнационального взаимодействия жителей Волгоградской области.
Содействие освоению населением Волгоградской области ценностей мировой, российской и различных этнических культур.
Своевременное выявление, раннее предупреждение и профилактика социальных конфликтов и экстремистских проявлений на этнической основе с учетом особенностей развития миграционных процессов на территории Волгоградской области, как приграничного региона.
Содействие в организации оптимальных условий адаптации, аккультурации мигрантов с учетом социально-экономических возможностей Волгоградской области и при условии соблюдения соответствующих интересов местного населения.
Способствование становлению и эффективному функционированию разнообразных структур гражданского общества, деятельность которых направлена на стимулирование этносоциального развития населения Волгоградской области.
Совершенствование системы кадрового обеспечения реализации государственной и региональной национальной политики.
Организация информационно-просветительской работы среди различных социально-профессиональных групп населения Волгоградской области по разъяснению основных направлений государственной и региональной национальной политики, вопросов ее практической реализации.
3. Основные мероприятия Программы и механизм их реализации
Программа предусматривает объединение усилий органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, высших учебных заведений и национальных общественных объединений для осуществления комплексного подхода к реализации следующих основных мероприятий:
сохранение и развитие национально-культурных традиций населения Волгоградской области;
формирование и развитие этнокультурного компонента региональной системы образования Волгоградской области;
информационно-пропагандистское обеспечение реализации государственной и региональной национальной политики;
реализация системы мер по профилактике проявлений экстремизма на этнической основе и соответствующая правозащитная деятельность;
научное и организационно-методическое обеспечение реализации государственной и региональной национальной политики;
издательская деятельность по национальной проблематике;
международное, межрегиональное сотрудничество в сфере развития национальных отношений.
Программа реализуется на основе принципов гласности, регулярного информирования общественности о ходе ее выполнения, открытого доступа к материалам и базам данных, подготовленным в рамках Программы.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Полное, своевременное финансирование мероприятий Программы и освоение средств, предусмотренных на ее реализацию, обеспечат:
формирование в сознании населения установок на толерантность, межкультурный диалог и межэтническое согласие, как необходимых условий развития гармоничных межнациональных отношений в Волгоградской области;
дальнейшую институциональную общественную самоорганизацию граждан, относящих себя к определенным этническим общностям в рамках действующего законодательства;
оптимизацию миграционных процессов на территории Волгоградской области;
нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению проявлений экстремизма на этнической основе;
преодоление отчуждения жителей Волгоградской области различных национальностей от исторически присущих им культуры, языка, традиций, самобытного менталитета.
В результате реализации Программы в регионе будут созданы эффективные условия для сохранения и упрочения этнополитической и этносоциальной стабильности.
5. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Руководство реализацией Программы осуществляет комитет по делам национальностей и казачества администрации Волгоградской области, являющийся государственным заказчиком-координатором Программы. Государственный заказчик Программы определяет промежуточные результаты и ход ее реализации в целом, готовит предложения по оптимизации порядка выполнения Программы, о включении, исключении и корректировке содержания отдельных мероприятий, уточняет целевые показатели, осуществляет общее руководство и контроль за ее реализацией, а также определяет приоритетные первоочередные направления финансирования мероприятий Программы. Один раз в полугодие комитет по делам национальностей и казачества администрации Волгоградской области представляет в комитет экономики администрации Волгоградской области систематизированную, обобщенную информацию о ходе реализации Программы (по конкретным мероприятиям).
6. Материальное и финансовое обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 9300,0 тыс.рублей, в том числе:
в 2003 году - 3520,0 тыс.рублей (из них: средства областного бюджета в сумме 3480,0 тыс.рублей; внебюджетные средства в сумме 40,0 тыс.рублей);
в 2004 году - 3005,0 тыс.рублей (из них: средства областного бюджета в сумме 2975,0 тыс.рублей; внебюджетные средства в сумме 30,0 тыс.рублей);
в 2005 году - 2775,0 тыс.рублей (из них: средства областного бюджета в сумме 2745,0 тыс.рублей; внебюджетные средства в сумме 30,0 тыс.рублей).
Итого финансирование мероприятий Программы из средств областного бюджета составляет 9200,0 тыс.рублей, из внебюджетных средств - 100 тыс.рублей.
Ассигнования по финансированию мероприятий Программы ежегодно утверждаются отдельным постановлением Волгоградской областной Думы в зависимости от доходной базы областного бюджета на очередной финансовый год.
Финансирование мероприятий Программы, проведение которых планируется на территориях конкретных муниципальных образований Волгоградской области, осуществляется из средств бюджетов соответствующих муниципальных образований (в пропорции, определяемой соглашением о разграничении бюджетных средств между областным и муниципальными бюджетами).
Законом Волгоградской области от 28 февраля 2005 г. N 1013-ОД (в редакции Закона Волгоградской области от 19 июля 2005 г. N 1089-ОД) действие раздела 7 областной целевой программы было приостановлено на 2005 г. в части финансирования за счет средств областного бюджета, за исключением строк 1-4, 6, 11 и 15 пункта 1
7. Мероприятия Программы
/-----------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Основные | Мероприятия по реализации | Ответственные | Сроки |Источники | Сумма |
| направления | основных направлений | | выполнения |финансиро-| (тыс. |
| деятельности | | | | вания* | рублей) |
|------------------+-------------------------------+--------------------+--------------+----------+---------|
\---------1------------------------2--------------------------3-----------------4------------5---------6----/
1. Сохранение и Оснащение действующих учрежде- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 460
развитие нацио- ний национальных культур необ- национальностей и 2003 г. бюджет 130
нально-культур- ходимым оборудованием, техни- казачества; 2004 г. 170
ных традиций ческими средствами, националь- комитет по культуре 2005 г. 160
населения Вол- ными костюмами и музыкальными
гоградской об- инструментами
ласти
Оказание содействия в формиро- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 140
вании и поддержка деятельности национальностей и 2003 г. бюджет 40
музеев и уголков национальных казачества; 2004 г. 50
культур в районах и городах комитет по культуре 2005 г. 50
области
Комплектование библиотек, рас- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 150
положенных в местах компактно- национальностей и 2003 г. бюджет 45
го проживания представителей казачества; 2004 г. 60
определенных этнических общ- комитет по культуре 2005 г. 45
ностей, литературой на родных
языках (с учетом этноязыковой
специфики населения соответс-
твующих муниципальных образо-
ваний)
Проведение фестивалей нацио- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 1590
нальных культур, смотров-кон- национальностей и 2003 г. бюджет 530
курсов детских и взрослых са- казачества; 2004 г. 530
модеятельных коллективов, дней комитет по культуре 2005 г. 530
национальной культуры, встреч
с писателями, поэтами, масте-
рами искусства, национальных
праздников и т.д.
Создание и организация дея- Комитет по делам 2003 г. областной 100
тельности Областного фонда эт- национальностей и бюджет
носоциального развития населе- казачества
ния Волгоградской области
Организация обменных гастролей Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 240
профессиональных и самодея- национальностей и 2003 г. бюджет 80
тельных коллективов, представ- казачества; 2004 г. 80
ляющих различные национальные комитет по культуре 2005 г. 80
культуры на территории Волго-
градской области
Формирование видеотеки о тра- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 50
дициях, обычаях и обрядах мно- национальностей и 2003 г. бюджет 25
гонационального населения Вол- казачества 2004 г. 20
гоградской области 2005 г. 5
Создание электронной информа- Комитет по делам 2004 г. областной за счет
ционно-аналитической базы дан- национальностей и бюджет текущего
ных о национальных праздниках казачества; финанси-
и обрядах населения Волго- комитет по культуре рования
градской области
Разработка программы возрожде- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной за счет
ния очагов традиционных нацио- национальностей и 2003 г. бюджет текущего
нальных культур на территориях казачества; 2004 г. финанси-
соответствующих муниципальных комитет по культу- 2005 г. рования
образований Волгоградской об- ре;
ласти Главное управление
архитектуры и гра-
достроительства
Создание реестра мастеров на- Комитет по делам 2004 г. областной за счет
родно-художественных промыслов национальностей и бюджет текущего
Волгоградской области казачества; финанси-
комитет по культуре рования
Развитие действующих и созда- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 160
ние новых центров национальной национальностей и 2003 г. бюджет 50
культуры, поддержка и пропа- казачества; 2004 г. 50
ганда традиционных форм нацио- комитет по культу- 2005 г. 60
нального художественного твор- ре;
чества и народных промыслов на Главное управление
территории Волгоградской об- архитектуры и гра-
ласти достроительства
Организация выставок-экспози- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 50
ций произведений национальных национальностей и 2003 г. бюджет 20
культур при проведении област- казачества; 2004 г. 15
ных фестивалей и конкурсов комитет по культуре 2005 г. 15
Проведение открытого конкурса Комитет по делам 2003-2004 гг. областной 800
проектов: национальностей и 2003 г. бюджет 600
создания Волгоградского об- казачества; 2004 г. 200
ластного центра межнациональ- Главное управление
ного общения; архитектуры и гра-
ресурсного информационного достроительства
центра поддержки деятельности
национальных общественных объ-
единений Волгоградской области
Организация региональной выс- Комитет по делам 2003 г. областной 50
тавки "Волго-донское между- национальностей и бюджет
речье - пространство диалога казачества;
культур" комитет по культуре
Проведение физкультурно-оздо- Комитет по физичес- 2003-2005 гг. областной 300
ровительных и спортивных ме- кой культуре и 2003 г. бюджет 100
роприятий (соревнований) по спорту; 2004 г. 100
национальным видам спорта и комитет по делам 2005 г. 100
народным подвижным играм национальностей и
казачества
2. Формирование и Организация работы по обеспе- Комитет по образо- 2003-2005 гг. областной 390
развитие этно- чению учреждений образования ванию; 2003 г. бюджет 120
культурного учебно-методической литерату- комитет по делам 2004 г. 140
компонента ре- рой на национальных языках с национальностей и 2005 г. 130
гиональной сис- использованием системы заказов казачества
темы образова- книжным издательствам нацио-
ния в Волго- нальных республик Российской
градской облас- Федерации, государств СНГ и
ти возможностей Областного обмен-
ного книжного фонда с учетом
специфики этнического состава
населения соответствующих му-
ниципальных образований
Проведение конкурсов, област- Комитет по образо- 2003-2005 гг. областной 165
ных олимпиад по родным языкам, ванию; 2003 г. бюджет 55
истории и традициям этнических комитет по делам 2004 г. 50
общностей, представители кото- национальностей и 2005 г. 60
рых проживают на территории казачества
Волгоградской области
Разработка проекта этнокуль- Комитет по делам 2003 г. областной за счет
турного компонента образования национальностей и бюджет текущего
для системы средних общеобра- казачества; финанси-
зовательных и специальных комитет по образо- рования
учебных заведений Волгоградс- ванию
кой области
Поддержка действующих и при Комитет по образо- 2003-2005 гг. областной 150
необходимости (с учетом специ- ванию; 2003 г. бюджет 60
фики этнического состава насе- комитет по делам 2004 г. 50
ления соответствующих муници- национальностей и 2005 г. 40
пальных образований) развитие казачества
новых форм этнокультурного об-
разования для жителей Волго-
градской области (классы,
учебные группы на факультатив-
ной основе в государственных и
муниципальных образовательных
учреждениях, воскресные школы,
учреждения дополнительного об-
разования, негосударственные
образовательные учреждения и
т.д.)
3. Информацион- Подготовка серии регулярных Комитет по делам 2003 г. областной за счет
но-пропаганди- публикаций, очерков этнокуль- национальностей и бюджет текущего
стское обеспе- турной тематики в областных и казачества; финанси-
чение реализа- муниципальных СМИ по вопросам комитет по печати и рования
ции государст- реализации государственной и информации
венной и регио- региональной национальной по-
нальной нацио- литики в Волгоградской области
нальной полити-
ки Проведение смотров-конкурсов Комитет по печати и 2003-2005 гг. областной 80
среди СМИ Волгоградской облас- информации; 2003 г. бюджет 30
ти по определению лучших жур- комитет по делам 2004 г. 30
налистских работ по этнической национальностей и 2005 г. 20
проблематике казачества
Подготовка постоянно действую- Комитет по делам 2004-2005 гг. областной за счет
щих рубрик в областных и муни- национальностей и бюджет текущего
ципальных СМИ, посвященных эт- казачества; финанси-
нокультурной специфике населе- комитет по печати и рования
ния Волгоградской области (ис- информации
тория и современность), а так-
же - деятельности национальных
общественных объединений
Подготовка дискуссионных ра- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной за счет
дио- и телепередач по актуаль- национальностей и бюджет текущего
ным проблемам межнациональных казачества; финанси-
отношений, национально-куль- комитет по печати и рования
турного взаимодействия, этно- информации
социального развития населения
Волгоградской области
Содействие в становлении и Комитет по печати и 2003-2005 гг. областной 600
развитии материально-техничес- информации; 2003 г. бюджет 200
кой базы печатных СМИ нацио- комитет по делам 2004 г. 200
нальных общественных объедине- национальностей и 2005 г. 200
ний казачества
Организация регулярных темати- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной за счет
ческих встреч по вопросам реа- национальностей и бюджет текущего
лизации государственной и ре- казачества финанси-
гиональной национальной поли- рования
тики с различными общественны-
ми организациями, политически-
ми партиями, социальными и
профессиональными группами на-
селения Волгоградской области
(публичные лектории, круглые
столы, семинары и т.д.)
4. Реализация сис- Создание методики и разработка Комитет по делам 2003-2005 гг. областной за счет
темы мер по организационных механизмов национальностей и бюджет текущего
профилактике проведения психолингвистичес- казачества; финанси-
проявлений экс- кой, этнологической и правовой комитет по печати и рования
тремизма на эт- экспертизы публикаций по этни- информации
нической основе ческой проблематике в СМИ
и соответствую-
щая правозащит- Разработка методик формирова- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной за счет
ная деятель- ния в обществе установок толе- национальностей и бюджет текущего
ность рантного поведения через СМИ казачества; финанси-
комитет по образо- рования
ванию;
комитет по печати и
информации
Разработка организационно-ме- Комитет по делам 2004 г. областной за счет
тодической базы по созданию национальностей и бюджет текущего
пилотных центров межэтнической казачества; финанси-
толерантности комитет по образо- рования
ванию
Создание экспериментального Комитет по делам 2005 г. областной 150
центра межэтнической толерант- национальностей и бюджет
ности (на территории одного из казачества;
муниципальных образований Вол- комитет по культуре
гоградской области)
Организация функционирования Комитет по делам 2003-2005 гг. областной за счет
постоянной "прямой линии" те- национальностей и бюджет текущего
лефонной связи по вопросам на- казачества финанси-
рушений прав человека по приз- рования
накам расовой, национальной и
религиозной принадлежности
Организация взаимодействия на- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной за счет
циональных общественных объ- национальностей и бюджет текущего
единений со структурами ГУВД казачества; финанси-
Волгоградской области по воп- ГУВД Волгоградской рования
росам реализации государствен- области
ной и региональной националь-
ной политики
Организация и проведение адап- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 150
тационной, просветительской и национальностей и 2003 г. бюджет 50
профилактической работы с бе- казачества; 2004 г. 50
женцами и вынужденными пересе- ГУВД Волгоградской 2005 г. 50
ленцами на территории Волго- области
градской области
Создание национально-террито- Комитет по делам 2003-2004 гг. областной 100
риального кадастра населения национальностей и 2003 г. бюджет 50
Волгоградской области, а также казачества; 2004 г. 50
соответствующей этнографичес- Волгоградский об-
кой карты региона ластной комитет го-
сударственной ста-
тистики
Подготовка и реализация согла- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной за счет
шений о взаимодействии по осу- национальностей и бюджет текущего
ществлению конкретных совмест- казачества финанси-
ных мероприятий структурных рования
подразделений администрации
Волгоградской области и нацио-
нальных общественных объедине-
ний
5. Научное и орга- Организация системы регулярных Комитет по делам 2003-2005 гг. областной 280
низационно-ме- социологических исследований национальностей и 2003 г. бюджет 100
тодическое обе- по определению этнокультурных казачества; 2004 г. 110
спечение реали- потребностей населения, функ- Волгоградская ака- 2005 г. 70
зации государ- ционирования системы этнокуль- демия государствен-
ственной и ре- турного образования, СМИ наци- ной службы;
гиональной на- ональных общественных объеди- Волгоградский госу-
циональной по- нений, по выявлению состояния дарственный универ-
литики межнациональных отношений, а ситет
также факторов, способствующих
развитию экстремизма на этни-
ческой основе, нарушений прав
человека по признаку нацио-
нальной принадлежности
Осуществление регулярного эт- Комитет по делам 2003-2005 гг. областной за счет
нологического мониторинга на национальностей и бюджет текущего
территориях муниципальных об- казачества; финанси-
разований Волгоградской облас- комитет по печати и рования
ти, а также аналитического мо- информации
ниторинга материалов СМИ по
актуальным проблемам реализа-
ции государственной и регио-
нальной национальной политики,
регулирования национальных от-
ношений
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 19 сентября 2002 г. N 11/397 "Об областной целевой программе "Этносоциальное... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.