В соответствии со статьей 9 Закона Волгоградской области от 3 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 N 712-ОД), статьей 24 Устава города-героя Волгограда Волгоградский городской Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять Кодекс этики депутатов Волгоградского городского Совета народных депутатов (прилагается).
2. Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 ноября 2002 года.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на И.Я.Ивахнова - первого заместителя председателя Волгоградского городского Совета народных депутатов.
Председатель Волгоградского
городского Совета народных
депутатов |
С.Л.Михайлов |
Принят
Постановлением Волгоградского
городского Совета народных депутатов
от 30 октября 2002 г. N 45/836
Кодекс этики депутатов
Волгоградского городского Совета народных депутатов
В соответствии с Законом Волгоградской области от 3 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 N 712-ОД), Регламентом Волгоградского городского Совета народных депутатов депутат Волгоградского городского Совета народных депутатов (далее - депутат) должен соблюдать этику депутатов.
Настоящий Кодекс определяет этику депутатов, требования к их поведению в процессе осуществления ими депутатской деятельности, порядок рассмотрения и решения в Волгоградском городском Совете народных депутатов (далее - городской Совет) вопросов, связанных с депутатской этикой.
1. Общие положения
1.1. Основами деятельности депутатов городского Совета являются: сочетание интересов государства и населения Волгограда; соблюдение законодательства; следование моральным критериям, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.
1.2. Депутат не вправе использовать преимущества своего положения для создания каких-либо льготных условий для своих избирателей по сравнению с другими гражданами, проживающими на территории Волгограда.
1.3. Статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом Волгоградской области от 3 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 N 712-ОД) и Регламентом городского Совета.
В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом Волгоградской области от 3 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 N 712-ОД), Регламентом городского Совета, Уставом города-героя Волгограда и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1.4. Депутат обязан соблюдать этику депутатов и в равной мере беречь собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, сотрудников городского Совета, должностных лиц и граждан независимо от повода, по которому он вступает в отношения с ними.
1.5. В личном поведении и быту депутату надлежит соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата.
1.6. Депутату необходимо воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей, городской Совет и его органы.
2. Этика депутатов, относящаяся к деятельности депутата
в городском Совете и его органах
2.1. Каждый депутат содействует созданию в городском Совете и его органах атмосферы доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и товарищеского сотрудничества.
2.2. Депутат участвует совместно с другими депутатами в осуществлении полномочий городского Совета, преодолевает трудности, возникающие в депутатской деятельности.
2.3. Депутат должен проявлять терпимость и уважение к чужому мнению, не допускать командно-приказного тона по отношению к другим депутатам и между ними, учитывать позиции различных групп и других объединений депутатов перед принятием решений.
Депутат не может проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных методов.
2.4. Депутату надлежит активно и конструктивно участвовать в работе городского Совета и его органов, добросовестно выполнять поручения, данные ему городским Советом, его органами, в которых состоит депутат.
Городской Совет и его органы заслушивают сообщение депутата о выполнении данных ему поручений в установленный городским Советом срок.
В случае систематического уклонения депутата от участия в работе городского Совета и его органов, невыполнения, недобросовестного выполнения или отказа без уважительных причин выполнения депутатом их поручений соответствующая информация доводится до сведения всех депутатов. По решению депутатов городского Совета такая информация может быть опубликована в средствах массовой информации или передана избирателям для оценки деятельности депутата. Перед принятием такого решения городским Советом депутат имеет право на выступление по существу предъявляемых ему претензий.
2.5. В случае выдвижения депутата на выборную (освобожденную или неосвобожденную) должность в городском Совете и заявления им самоотвода другие депутаты не вправе путем голосования принуждать депутата к исполнению обязанностей по такой должности.
2.6. После избрания депутата на должность в городском Совете он вправе требовать к себе от других депутатов отношения соответственно занимаемой должности. Его отношение к депутатам должно быть равным, без выражения открытых симпатий или антипатий к кому-либо. Депутатам необходимо считаться с должностным положением каждого из депутатов, они не вправе требовать к себе особого отношения, в том числе по таким мотивам, как содействие избранию на должность, вхождение в одно депутатское объединение, одинаковые позиции при голосовании, личная активность депутата и т.п.
2.7. Депутат, избранный на должность в городской Совет, имеет право подать в отставку с этой должности с указанием мотивов. Городской Совет удовлетворяет заявление об отставке, если депутат настаивает на нем. До принятия решения городским Советом депутат продолжает выполнение обязанностей, предусмотренных соответствующей должностью. Самовольное прекращение выполнения обязанностей до принятия решения городским Советом может быть основанием для освобождения от должности с иной формулировкой решением городского Совета.
2.8. Депутату необходимо присутствовать на всех заседаниях городского Совета и его органов, членом которых он является, а также на депутатских слушаниях.
В случае невозможности прибытия на заседание городского Совета, депутатские слушания, заседание комитета городского Совета депутат заблаговременно информирует соответственно председателя городского Совета, председателя комитета городского Совета. Отсутствие на заседаниях допускается только по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка и тому подобные обстоятельства).
2.9. Участвуя в заседаниях городского Совета и его органов, депутат обязан соблюдать регламент их проведения, дисциплину в зале заседаний. Депутаты и председательствующий должны следовать принятому ими порядку работы, уважать председательствующего на заседании, подчиняться его указаниям, данным в пределах его полномочий. Не допускаются самовольные действия по прекращению заседания по мотивам, не признанным городским Советом уважительными; выступления без предоставления слова председательствующим; выступления не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня; выкрики, прерывания выступающих и т.п.
2.10. Депутаты и председательствующий на заседаниях городского Совета и его органов должны обращаться официально (на "Вы") друг к другу и ко всем лицам, присутствующим в зале заседаний. Используются формы обращения: "уважаемый депутат", "уважаемый председатель", "уважаемый эксперт" и т.п. с добавлением фамилии или без нее. Официальную и уважительную форму обращения к депутатам и друг к другу используют и иные лица, присутствующие на заседаниях. Не допустимы фамильярные и пренебрежительные обращения.
2.11. В соответствии с Регламентом городского Совета на заседаниях городского Совета и его органов депутаты и другие присутствующие лица не должны использовать в своей речи грубых и некорректных выражений, призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать оскорбления в адрес депутатов и иных лиц. Председательствующий на заседании обязан в таком случае сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний, призывов и выражений, а при их продолжении - лишить выступающего слова.
2.12. При проведении голосования в городском Совете или его органах каждый депутат голосует лично. Возможен мотивированный отказ от голосования. Не допускается голосование депутата или иного лица вместо другого депутата.
2.13. Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны благодаря осуществлению депутатских полномочий в городском Совете, если эти сведения:
касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях городского Совета и его органов, если городским Советом или его органами принято решение о неразглашении сведений вообще или на определенный срок;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением в городском Совете вопроса о депутатской неприкосновенности или о нарушении депутатом этики;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни гражданина, рекомендованного или претендующего на должность, избрание или утверждение которой относится к компетенции городского Совета, либо в связи с освобождением от такой должности;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни сотрудника городского Совета и органов местного самоуправления независимо от должностного положения работника.
2.14. Депутат вправе использовать помощь сотрудника городского Совета только в связи с выполнением депутатских полномочий в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, государственной и муниципальной службе.
2.15. Депутат не вправе выступать от имени городского Совета как его официальный представитель в отношениях с представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, иными государственными, а также общественными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, не имея на то специальных полномочий городского Совета.
3. Этика депутатов, относящаяся к взаимоотношениям депутата
с государственными органами, предприятиями, учреждениями,
организациями, общественными объединениями, средствами массовой
информации, должностными лицами и гражданами
3.1. Депутат не вправе использовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами.
3.2. Депутат вправе использовать информацию, составляющую государственную, служебную или военную тайну, ставшую ему известной благодаря депутатскому статусу, только в целях, связанных с осуществлением депутатских полномочий, и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Депутат не вправе использовать бланки городского Совета и его органов при осуществлении депутатских полномочий индивидуально, а также для получения информации, интересующей его лично. Депутат обязан использовать бланки "Депутат Волгоградского городского Совета народных депутатов" только для официальных обращений. Тексты таких обращений и документов должны быть подписаны самим депутатом. Запрещается передача бланков депутатов другим лицам для их использования от имени депутата.
3.3. Депутату запрещается использовать свое имя и статус для каких-либо злоупотреблений, освобождения от ответственности виновных лиц.
3.4. Депутат может привлекаться с его личного согласия и с ведома председателя городского Совета в официальном качестве депутата городского Совета к проверкам, проводимым государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями в рамках полномочий последних. Участие депутата в таких проверках не дает каких-либо преимуществ соответствующим комиссиям и не является критерием достоверности их выводов.
3.5. Депутат не имеет права уклоняться от дачи свидетельских показаний по уголовным или гражданским делам, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.6. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на собраниях и митингах, делая различного рода публичные заявления, комментируя деятельность государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, может использовать только достоверные факты. Выступления должны быть корректными, не задевать чести и достоинства соответствующих руководителей и других должностных лиц. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также унижения чести и достоинства указанных лиц депутат может публично признать некорректность своих высказываний, принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь и достоинство были затронуты.
3.7. Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также выпускаемой ими продукции.
3.8. Депутат не вправе предавать огласке сведения личного характера, касающиеся избирателей и других граждан, ставшие ему известными из доверительных бесед с избирателями либо в связи с осуществлением депутатских полномочий. При получении информации о совершенном или готовящемся преступлении депутат предлагает источнику информации передать соответствующие сведения в компетентные правоохранительные органы, а при отказе - действует в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае умышленного или неосторожного разглашения сведений личного характера, касающихся граждан, депутат публично приносит извинение. Если гражданин считает, что его честь и достоинство задеты настолько, что извинений недостаточно, его дальнейшие отношения с депутатом строятся на основе гражданского законодательства.
4. Этика депутатов, касающаяся защиты личного достоинства
депутата и членов его семьи
4.1. Депутат, считающий себя оскорбленным словами и действиями другого депутата, вправе требовать публичных извинений со стороны оскорбителя и получать извинения. Публичным считается принесение извинения депутату лично в присутствии третьих лиц, или на заседании городского Совета, или на заседании его органа, либо в письменной форме в виде обращения к депутату непосредственно или в адрес городского Совета, его органа, либо через средства массовой информации. Извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих двусмысленное толкование. При отказе оскорбителя принести публичное извинение депутат вправе обратиться в комитет городского Совета по местному самоуправлению, этике, регламенту, законности и правам граждан (далее - Комитет по этике и регламенту). Комитет по этике и регламенту обязан принять заявление к рассмотрению.
4.2. Депутат, считающий себя оскорбленным словами или действиями сотрудника городского Совета, другого депутата, должностного лица или гражданина, также вправе требовать публичных извинений с их стороны и получать извинения в порядке, указанном в пункте 4.1 настоящего Кодекса.
4.3. Публичные извинения, принесенные депутату за его личное оскорбление при исполнении депутатских полномочий равно как и клевету в отношении депутата, не лишают его права обратиться в установленном законами Российской Федерации порядке в суд для принятия к оскорбителю мер административной, уголовной и материальной ответственности.
4.4. Если слова и действия других депутатов, должностных лиц и граждан оскорбляют членов семьи, родственников и иных близких депутату лиц и направлены на то, чтобы тем самым унизить достоинство депутата, он вправе требовать публичных извинений оскорбителя как указанным лицам, так и лично в порядке, указанном в пункте 4.1 настоящего Кодекса.
При отказе принести публичное извинение депутат вправе обратиться в Комитет по этике и регламенту. Комитет по этике и регламенту обязан принять заявление к рассмотрению.
4.5. Депутат вправе для защиты чести и достоинства прибегать к средствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
5. Финансовые и имущественные требования к депутатам
5.1. Депутат не может использовать полномочия, вытекающие из его депутатского статуса, а также представляемую ему государственными и общественными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех организационно-правовых форм, их должностными лицами официальную и неофициальную информацию для получения материально-финансовой и иной личной выгоды, получения ее членами своей семьи, родственниками и другими близкими лицами.
5.2. Для возмещения расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, депутатам рекомендуется использовать только средства, официально выделенные на эти цели согласно действующему законодательству. Депутатам не рекомендуется использовать в своей деятельности финансовые средства и материальные услуги посторонних лиц, поддерживающих депутата, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций всех организационно-правовых форм, где работают депутаты. Исключение составляют допускаемые законодательством возможности выделения помещений для приема граждан депутатами.
5.3. Депутат не вправе получать от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, физических лиц материальное вознаграждение за содействие принятию положительного решения по вопросам их интересов в городском Совете или его органах. Не допускается оформление этого вознаграждения трудовым соглашением за фактически не выполненную или частично выполненную депутатом работу для соответствующей организации. Депутат также не может получать в виде благодарности за оказанное содействие от государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций всех организационно-правовых форм бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санатории, дома отдыха и т.п. для себя и своих родственников.
5.4. Депутат не может принимать подарки от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех организационно-правовых форм, физических лиц в связи с осуществлением депутатских полномочий. Членам семьи депутата рекомендуется воздержаться от получения подарков из тех же источников. Однако депутат не несет ответственности за нарушение этики депутатов, если установлено, что членам семьи вручались подарки с расчетом повлиять на позицию депутата, но без его ведома.
6. Рассмотрение вопросов этики депутатов
в городском Совете и его органах
6.1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением этики депутатов, возлагается на Комитет по этике и регламенту.
6.2. Комитет по этике и регламенту:
систематически проводит обобщение и представляет городскому Совету доклады и рекомендации по вопросам соблюдения депутатами этики депутатов;
рассматривает случаи нарушения депутатами этики, норм законодательства о статусе депутата, Регламента городского Совета, касающихся поведения депутата;
предварительно, до обсуждения на заседаниях городского Совета, рассматривает представление прокурора Волгоградской области по вопросам, связанным с депутатской неприкосновенностью, и дает по ним свои заключения;
предварительно рассматривает все официальные обращения, адресованные городскому Совету и его органам и содержащие обвинения депутатов в нарушении этики депутатов;
дает свои рекомендации городскому Совету по применению к депутатам мер воздействия в связи с нарушением этики депутатов, самостоятельно применяет меры воздействия, предусмотренные настоящим Кодексом;
дает свои заключения городскому Совету по случаям неэтичного поведения лиц, избираемых или утверждаемых на должность городским Советом.
6.3. Комитет по этике и регламенту рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил этики депутатов:
по письменному заявлению депутата или группы депутатов городского Совета;
по письменному обращению главы администрации Волгограда, председателя городского Совета, комитетов городского Совета;
по письменным обращениям:
должностных лиц, избираемых или утверждаемых на должности городским Советом;
государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, администраций и трудовых коллективов (органов трудовых коллективов) предприятий, учреждений и организаций;
органов территориального общественного самоуправления;
граждан;
по собственной инициативе, если решение об этом принято большинством членов Комитета по этике и регламенту на его заседании.
6.4. Комитет по этике и регламенту рассматривает все вопросы, связанные с нарушением правил этики депутатов, на заседаниях Комитета по этике и регламенту.
6.5. Решения заседания Комитета по этике и регламенту при рассмотрении таких вопросов правомочны при наличии не менее половины его членов. Комитет по этике и регламенту проводит открытые или закрытые заседания. Вопрос о форме заседания решается большинством голосов присутствующих членов Комитета по этике и регламенту. По требованию депутата, обвиняемого в нарушении этики депутатов и полагающего, что обстоятельства связаны с охраняемой Конституцией Российской Федерации тайной его личной жизни и жизни других лиц, Комитет по этике и регламенту проводит закрытое заседание.
На заседание Комитета по этике и регламенту приглашаются и заслушиваются заявители, заинтересованные депутаты, иные лица, присутствие и объяснения которых на заседании целесообразны. На открытых заседаниях Комитета по этике и регламенту могут присутствовать представители средств массовой информации.
6.6. На заседании Комитета по этике и регламенту Комитет по этике и регламенту:
заслушивает заявителя или оглашает его письменное обращение;
заслушивает депутата, обвиняемого в нарушении этики депутатов, других лиц, в том числе экспертов;
знакомится с документами, справками и другой необходимой официальной информацией.
6.7. Комитет по этике и регламенту не рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции избирательных комиссий, суда и прокуратуры. Комитет по этике и регламенту рассматривает вопросы, касающиеся поведения депутата в трудовом коллективе, семье и быту лишь в той части, в которой это может быть оценено как нарушение этики депутатов.
6.8. Комитет по этике и регламенту может принять по отношению к депутату одну из следующих мер воздействия:
предложить депутату принести публичные извинения;
объявить депутату публичное порицание;
огласить на заседании городского Совета факты, связанные с нарушением депутатом этики депутатов.
Комитет по этике и регламенту вправе передать городскому Совету решение вопроса о нарушении этики депутатов для принятия соответствующих мер воздействия к депутату.
6.9. В случае передачи Комитетом по этике и регламенту в городской Совет материалов по вопросу о нарушении этики депутатов Комитет по этике и регламенту готовит заключения, если:
установлен факт нарушения этики депутатов (с оценками и предложениями по мерам воздействия к депутату);
отсутствует факт нарушения этики депутатов.
6.10. Депутаты, являющиеся инициаторами рассмотрения вопросов в Комитете по этике и регламенту или обвиняющиеся в нарушении этики депутатов, вправе обжаловать решение Комитета по этике и регламенту в городской Совет.
6.11. Депутат, являющийся членом Комитета по этике и регламенту, не участвует в проверках и голосовании на заседании Комитета по этике и регламенту по вопросу о нарушении им этики депутатов.
6.12. Городской Совет вправе принимать к своему рассмотрению любые вопросы, связанные с нарушением этики депутатов. Городской Совет, как правило, принимает такие вопросы к обсуждению после их рассмотрения Комитетом по этике и регламенту и при наличии его заключения. Городской Совет может по своей инициативе незамедлительно рассматривать вопросы нарушения этики депутатов, возникающие в ходе заседаний и связанные с установленным порядком работы городского Совета, если эти вопросы не требуют специальной проверки.
6.13. Городской Совет рассматривает вопросы, связанные с нарушением этики депутатов, на открытых и закрытых заседаниях городского Совета. По просьбе депутата, обвиняющегося в нарушении этики депутатов и полагающего, что обстоятельства связаны с охраняемой Конституцией Российской Федерации тайной его личной жизни или жизни других лиц, городской Совет проводит закрытое заседание. На заседание городского Совета могут быть приглашены и заслушаны заявители и другие лица, информация которых помогает выяснить обстоятельства нарушения этики депутатов и принять объективное решение.
6.14. Городской Совет может принять к депутату, нарушившему этику депутатов, одну из следующих мер воздействия:
предложить депутату принести публичные извинения;
объявить депутату порицание;
лишить депутата возможности выступать в ходе заседания городского Совета;
передать информацию о фактах нарушения этики депутатов в средства массовой информации;
сообщить о фактах нарушения этики депутатов избирателям и общественным объединениям на территории избирательного округа депутата.
6.15. Решение городского Совета по вопросам нарушения этики депутатов может быть обжаловано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Комитет по местному
самоуправлению, этике, регламенту,
законности и правам граждан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов от 30 октября 2002 г. N 45/836 "О Кодексе этики депутатов Волгоградского городского Совета народных депутатов"
Кодекс, утвержденный настоящим постановлением, вступает в силу с 1 ноября 2002 г.
Текст постановления официально опубликован не был