Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 9 июля 2002 года N 720-ОД "О внесении дополнений в статью 19 Закона Волгоградской области от 21 сентября 1999 года N 311-ОД "Об образовании" (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее.
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием системы образования на территории Волгоградской области.
Исследуемый нормативный правовой акт вносит дополнения в Закон Волгоградской области от 21 сентября 1999 года N 311-ОД "Об образовании" в части установления прав и социальных гарантий обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 3266-1 "Об образовании (в редакции от 25 июня 2002 года)";
- Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании (в редакции от 26 июня 2002 года)";
- Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции от 8 апреля 2002 года)";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции от 14 мая 2001 года)";
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года N 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)".
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и социальная защита, включая социальное обеспечение, соответственно, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "Об образовании", законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Частью 3 указанной выше статьи Федерального закона "Об образовании" установлено, что "субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования".
Абзацем 4 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "Об образовании" определено, что "федеральные законы в области образования ... вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования".
Абзацем 7 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что "обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более, чем до двадцати трех лет, имеют право на полное государственное обеспечение".
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако в результате проведения юридической экспертизы нормативного правового акта выявлено нарушение законодательной техники, заключающееся в следующем.
Анализируя дополняющий статью 19 Закона Волгоградской области от 21 сентября 1999 года N 311-ОД "Об образовании" пункт 9 статьи 1 исследуемого Закона Волгоградской области, Управление юстиции пришло к выводу о том, что может иметь место двойное толкование указанной нормы регионального нормативного правового акта.
По мнению Управления юстиции, вносимые в Базовый закон дополнения полностью касаются содержания обучающихся на полном государственном обеспечении.
В этой связи пункт 9 может быть признан противоречащим, так как в соответствии с частью 2 пункта 3 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года N 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" "не назначаются и не выплачиваются денежные средства на подопечных детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности".
Следуя общей концепции и смыслу исследуемого нормативного правового акта, Управление юстиции предлагает конкретизировать пункт 9 статьи 1 рассматриваемого Закона Волгоградской области в части: находится ли указанная в данном пункте категория детей на полном государственном обеспечении или нет.
Кроме выявленного юридической экспертизой нарушения законодательной техники, противоречий действующему федеральному законодательству в тексте указанного нормативного правового акта не установлено.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 9 июля 2002 года N 720-ОД "О внесении дополнений в статью 19 Закона Волгоградской области от 21 сентября 1999 года N 311-ОД "Об образовании" не противоречит действующему федеральному законодательству.
Начальник Управления
Министерства юстиции РФ
по Волгоградской области -
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 15 августа 2002 г. N 01-10/(145)78-02 "О Законе Волгоградской области от 9 июля 2002 года N 720-ОД "О внесении дополнений в статью 19 Закона Волгоградской области от 21 сентября 1999 года N 311-ОД "Об образовании"
Текст заключения официально опубликован не был