Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 14 ноября 2002 г. N 15/519
Областная целевая программа
"Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы
10 декабря 2003 г., 6 августа 2004 г., 28 февраля, 19 июля, 23, 29 декабря 2005 г.
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Переселение граждан,
Программы проживающих на территории Волгоградской области, из
ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010
годы (далее - Программа)
Дата принятия Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26
решения о октября 1999 г. N 1744-р;
разработке постановление Правительства Российской Федерации от
Программы 17 сентября 2001 г. N 675
Государственный Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
заказчик Волгоградской области
Программы
Основной Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
разработчик Волгоградской области
Программы
Цели и задачи Основными целями Программы являются:
Программы обеспечение жильем граждан, проживающих в домах,
признанных непригодными для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего в
настоящее время аварийного и ветхого жилищного фонда,
признанного таковым в 2002 году.
Для решения данных целей необходимо решить следующие
основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов пе-
реселения граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда, а также определение размеров оказываемой им
государственной помощи;
обеспечение формирования обязательств собственника
(собственников) жилищного фонда не только относитель-
но состояния жилищного фонда, но и его восстановления
в случае физического износа и аварийного разрушения;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для
обеспечения переселяемых граждан благоустроенным
жильем;
создание рыночных механизмов страхования для миними-
зации финансовых рисков собственников жилья;
выработка механизмов предоставления жилья переселя-
емым гражданам с учетом максимальной свободы выбора
жилого помещения самими гражданами, в том числе пос-
редством предоставления жилищных сертификатов;
учет существенно разных возможностей привлечения вне-
бюджетных ресурсов в различных городах и районах об-
ласти;
взаимосвязь Программы с другими программами и меро-
приятиями, в которых частично решаются проблемы пере-
селения граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда Волгоградской области
Сроки 2002-2010 годы:
реализации I этап - 2002-2004 годы;
Программы II этап - 2005-2010 годы
Перечень Формирование законодательной и нормативной базы для
основных предоставления жилья гражданам.
мероприятий Установление очередности сноса или реконструкции жи-
Программы лищного фонда и этапов переселения граждан.
Привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджет-
ных финансовых ресурсов для реализации Программы.
Формирование маневренного фонда для временного отсе-
ления граждан из домов, подлежащих реконструкции.
Поэтапное переселение жильцов и снос ветхого и ава-
рийного жилищного фонда.
Оптимизация развития освободившихся земельных участ-
ков, создание рыночных механизмов страхования для ми-
нимизации финансовых рисков собственников жилья
Исполнители Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
Программы Волгоградской области, комитет экономики администра-
ции Волгоградской области, Главное финансово-казна-
чейское управление администрации Волгоградской облас-
ти, Территориальный строительный комитет администра-
ции Волгоградской области, органы местного самоуправ-
ления городов и районов Волгоградской области
Объем и источ- Общий объем финансирования - 3592,38 млн.рублей (в
ники финансиро- ценах 2002 года), из них:
вания Программы из федерального бюджета (10 процентов) - 359,24
млн.рублей;
из областного бюджета (30 процентов) - 1077,72
млн.рублей;
из местных бюджетов (20 процентов) - 718,48 млн.руб-
лей;
из внебюджетных средств (40 процентов) - 436,94
млн.рублей
Ожидаемые Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда
результаты более 34,6 тыс. граждан.
реализации Разработка механизмов привлечения внебюджетных ресур-
Программы сов в решении сложных социальных проблем.
Выполнение государственных обязательств по переселе-
нию граждан из жилых помещений, непригодных для пос-
тоянного проживания
Система Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
организации Волгоградской области и комитет экономики администра-
контроля за ции Волгоградской области осуществляют общее руко-
исполнением водство реализацией Программы, организуют формирова-
Программы ние нормативной базы, управляют средствами, выделяе-
мыми из бюджетов всех уровней, представляют ежеквар-
тально в Государственный комитет Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
отчеты о ходе реализации Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основной задачей Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, приводит к его ускоренному старению и обветшанию. Из года в год увеличивается количество ветхого и аварийного жилищного фонда.
Более 34,6 тыс. человек (около 1,2 процента населения Волгоградской области) в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 7 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Волгоградской области составляет около 732,3 тыс.м2 (около 1,5 процента жилищного фонда Волгоградской области), что в 1,8 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 84 процента, аварийный - 16 процентов. Аварийный жилищный фонд составляет более 116,5 тыс.м2.
Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Волгоградской области по состоянию на 1 января 2002 года приведены в приложении 1.
Проживая в ветхом и аварийном жилищном фонде, граждане постоянно подвергаются опасности.
Кроме того, ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Волгоградской области, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов Волгоградской области.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане в основном не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. В этой связи необходима областная целевая программа, позволяющая использовать средства всех уровней бюджетов.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из него, в целом необходимо более 3592,38 млн.рублей (в ценах 2002 года).
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда с учетом прироста до 2010 года ветхого жилищного фонда, признанного таковым в 2002 году.
В рамках реализации Программы будут решаться следующие основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
формирование обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае физического износа и аварийного разрушения;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья;
выработка механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом максимальной свободы выбора жилого помещения самими гражданами, в том числе посредством предоставления жилищных сертификатов;
учет разных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в различных городах и районах Волгоградской области;
взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Настоящая Программа предусматривает разработку и утверждение программ муниципальных образований.
Региональная Программа определяет срок решения проблемы в Волгоградской области, формирует нормативную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координирует сроки реализации областной Программы и определяет методы государственной поддержки.
Муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведен в течение 2002-2010 годов.
Реализация Программы происходит поэтапно.
На первом этапе выполнение мероприятий будет происходить в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для привлечения внебюджетных ресурсов, необходимых для осуществления мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2002-2004 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач Программы:
а) упорядочение методических основ оценки и собственно оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
б) формирование нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
в) установление очередности сноса и (или) реконструкции жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
г) привлечение и аккумулирование в целевых бюджетных фондах финансовых ресурсов для реализации Программы;
д) реализация обязательств собственника (собственников) жилищного фонда по его восстановлению в случае физического износа или аварийного разрушения;
е) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в годы первого этапа (частично) будет осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
Второй этап Программы (2005-2010 годы) будет посвящен реализации задач:
а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
б) поэтапное переселение жильцов и снос (реконструкция) ветхого жилищного фонда;
в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
4. Основные направления реализации Программы
При разработке Программы предусматривалось выявление двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены, или делать это экономически нецелесообразно.
Исходя из этого, в районах и городах Волгоградской области составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняется объем такого жилья и, соответственно, численность проживающего в нем населения.
Реализация Программы должна включать формирование местной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Эти документы должны предусматривать в первую очередь следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;
в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
Такой механизм предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Муниципальная программа должна определить критерий выбора того или иного жилья. Главным критерием должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
В случае реконструкции ветхого жилищного фонда необходимо предусмотреть создание муниципального маневренного жилищного фонда и правил его предоставления на условиях срочного найма.
Основное направление реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда связано с решением двух проблем:
включением амортизационных отчислений на восстановление жилищного фонда в структуру затрат по содержанию жилищного фонда;
создание механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений.
Включение амортизационных отчислений на восстановление жилищного фонда в структуру затрат по содержанию жилья позволит собственнику (собственникам) жилья минимизировать издержки на реновацию жилищного фонда социального назначения. Для жилищного фонда, находящегося в частной форме собственности, задача реновации жилья будет решаться самим собственником.
Страхование жилья от непредвиденных явлений природного, технологического или иного характера позволит снизить риски собственников жилья.
Для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда финансовые средства формируются за счет бюджетных ресурсов и внебюджетных источников.
Бюджетными ресурсами являются средства федерального, областного и местного бюджетов, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе:
средства, получаемые от использования муниципальных земель;
средства, получаемые от использования муниципальной недвижимости в жилищной сфере (плата граждан за наем муниципального жилищного фонда).
Средства от конкурсной продажи в собственность (или передачи в долгосрочную аренду) находящихся в центре города (поселка) престижных земельных участков, на которых расположен аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство являются одним из наиболее эффективных источников финансовых ресурсов для переселения граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда, не задействованных в настоящее время.
Для финансирования Программы должны привлекаться внебюджетные ресурсы:
кредиты банков;
облигационные займы;
средства предприятий, заинтересованных в реализации областной и муниципальных программ;
свободные денежные средства населения и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать стоимость квартир, получаемых муниципальными образованиями от застройщиков в счет средств за предоставление освобожденных земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.
Средства на реализацию областной и муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда могут (по решению администрации Волгоградской области и органов местного самоуправления) формироваться в целевых областных и муниципальных бюджетных фондах, определяемых законодательством Российской Федерации. Цель создания таких фондов - консолидация финансовых ресурсов для реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе для расходования средств:
на переселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде (строительство нового жилья либо приобретение квартир на вторичном рынке);
на проведение мероприятий, способствующих повышению стоимости высвобождающихся земельных участков (оборудование инженерными сетями и коммуникациями).
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 2.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Прогнозируемые расходы на реализацию Программы составляют 3592,38 млн.рублей (в ценах 2002 года). В первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных средств всех уровней с первоначальным направлением финансовых средств на завершение строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности. За это время будут созданы необходимые методологические и организационные предпосылки привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы.
Соотношение прогнозируемых бюджетных средств на реализацию Программы составляет 10 процентов из федерального бюджета, 30 процентов из бюджета Волгоградской области, 20 процентов из местных бюджетов и 40 процентов из привлеченных внебюджетных источников.
Прогнозируемые объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении 3.
6. Оценка эффективности социальных и экономических последствий от реализации Программы
Первым критерием эффективности реализации Программы будет являться количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда.
В результате реализации Программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 1 января 2002 года в аварийном жилищном фонде, должны быть переселены.
Будет ликвидировано 116,6 тыс.м2 аварийного жилищного фонда.
Реализация Программы обеспечит:
выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
создание благоприятных условий на территории Волгоградской области для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
улучшение состояния здоровья населения.
Вторым критерием эффективности реализации Программы станет размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации Программы станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территории после ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Использование финансовых средств, привлекаемых для реализации Программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в областной и местные бюджеты.
7. Контроль за реализацией Программы
Реализация Программы включает поэтапное выполнение основных мероприятий и проектов, а также ее корректировку (при необходимости).
Контроль за выполнением Программы осуществляет комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области и комитет экономики администрации Волгоградской области.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области каждое полугодие информирует администрацию Волгоградской области о ходе исполнения Программы.
Заместитель председателя Волгоградской областной Думы |
В.П.Андропов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.