Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 14 ноября 2002 г. N 15/519
Областная целевая программа
"Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы
10 декабря 2003 г., 6 августа 2004 г., 28 февраля, 19 июля, 23, 29 декабря 2005 г.
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Переселение граждан,
Программы проживающих на территории Волгоградской области, из
ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010
годы (далее - Программа)
Дата принятия Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26
решения о октября 1999 г. N 1744-р;
разработке постановление Правительства Российской Федерации от
Программы 17 сентября 2001 г. N 675
Государственный Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
заказчик Волгоградской области
Программы
Основной Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
разработчик Волгоградской области
Программы
Цели и задачи Основными целями Программы являются:
Программы обеспечение жильем граждан, проживающих в домах,
признанных непригодными для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего в
настоящее время аварийного и ветхого жилищного фонда,
признанного таковым в 2002 году.
Для решения данных целей необходимо решить следующие
основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов пе-
реселения граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда, а также определение размеров оказываемой им
государственной помощи;
обеспечение формирования обязательств собственника
(собственников) жилищного фонда не только относитель-
но состояния жилищного фонда, но и его восстановления
в случае физического износа и аварийного разрушения;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для
обеспечения переселяемых граждан благоустроенным
жильем;
создание рыночных механизмов страхования для миними-
зации финансовых рисков собственников жилья;
выработка механизмов предоставления жилья переселя-
емым гражданам с учетом максимальной свободы выбора
жилого помещения самими гражданами, в том числе пос-
редством предоставления жилищных сертификатов;
учет существенно разных возможностей привлечения вне-
бюджетных ресурсов в различных городах и районах об-
ласти;
взаимосвязь Программы с другими программами и меро-
приятиями, в которых частично решаются проблемы пере-
селения граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда Волгоградской области
Сроки 2002-2010 годы:
реализации I этап - 2002-2004 годы;
Программы II этап - 2005-2010 годы
Перечень Формирование законодательной и нормативной базы для
основных предоставления жилья гражданам.
мероприятий Установление очередности сноса или реконструкции жи-
Программы лищного фонда и этапов переселения граждан.
Привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджет-
ных финансовых ресурсов для реализации Программы.
Формирование маневренного фонда для временного отсе-
ления граждан из домов, подлежащих реконструкции.
Поэтапное переселение жильцов и снос ветхого и ава-
рийного жилищного фонда.
Оптимизация развития освободившихся земельных участ-
ков, создание рыночных механизмов страхования для ми-
нимизации финансовых рисков собственников жилья
Исполнители Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
Программы Волгоградской области, комитет экономики администра-
ции Волгоградской области, Главное финансово-казна-
чейское управление администрации Волгоградской облас-
ти, Территориальный строительный комитет администра-
ции Волгоградской области, органы местного самоуправ-
ления городов и районов Волгоградской области
Объем и источ- Общий объем финансирования - 3592,38 млн.рублей (в
ники финансиро- ценах 2002 года), из них:
вания Программы из федерального бюджета (10 процентов) - 359,24
млн.рублей;
из областного бюджета (30 процентов) - 1077,72
млн.рублей;
из местных бюджетов (20 процентов) - 718,48 млн.руб-
лей;
из внебюджетных средств (40 процентов) - 436,94
млн.рублей
Ожидаемые Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда
результаты более 34,6 тыс. граждан.
реализации Разработка механизмов привлечения внебюджетных ресур-
Программы сов в решении сложных социальных проблем.
Выполнение государственных обязательств по переселе-
нию граждан из жилых помещений, непригодных для пос-
тоянного проживания
Система Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
организации Волгоградской области и комитет экономики администра-
контроля за ции Волгоградской области осуществляют общее руко-
исполнением водство реализацией Программы, организуют формирова-
Программы ние нормативной базы, управляют средствами, выделяе-
мыми из бюджетов всех уровней, представляют ежеквар-
тально в Государственный комитет Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
отчеты о ходе реализации Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основной задачей Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, приводит к его ускоренному старению и обветшанию. Из года в год увеличивается количество ветхого и аварийного жилищного фонда.
Более 34,6 тыс. человек (около 1,2 процента населения Волгоградской области) в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 7 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Волгоградской области составляет около 732,3 тыс.м2 (около 1,5 процента жилищного фонда Волгоградской области), что в 1,8 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 84 процента, аварийный - 16 процентов. Аварийный жилищный фонд составляет более 116,5 тыс.м2.
Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Волгоградской области по состоянию на 1 января 2002 года приведены в приложении 1.
Проживая в ветхом и аварийном жилищном фонде, граждане постоянно подвергаются опасности.
Кроме того, ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Волгоградской области, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов Волгоградской области.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане в основном не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. В этой связи необходима областная целевая программа, позволяющая использовать средства всех уровней бюджетов.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из него, в целом необходимо более 3592,38 млн.рублей (в ценах 2002 года).
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда с учетом прироста до 2010 года ветхого жилищного фонда, признанного таковым в 2002 году.
В рамках реализации Программы будут решаться следующие основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
формирование обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае физического износа и аварийного разрушения;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья;
выработка механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом максимальной свободы выбора жилого помещения самими гражданами, в том числе посредством предоставления жилищных сертификатов;
учет разных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в различных городах и районах Волгоградской области;
взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Настоящая Программа предусматривает разработку и утверждение программ муниципальных образований.
Региональная Программа определяет срок решения проблемы в Волгоградской области, формирует нормативную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координирует сроки реализации областной Программы и определяет методы государственной поддержки.
Муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведен в течение 2002-2010 годов.
Реализация Программы происходит поэтапно.
На первом этапе выполнение мероприятий будет происходить в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для привлечения внебюджетных ресурсов, необходимых для осуществления мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2002-2004 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач Программы:
а) упорядочение методических основ оценки и собственно оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
б) формирование нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
в) установление очередности сноса и (или) реконструкции жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
г) привлечение и аккумулирование в целевых бюджетных фондах финансовых ресурсов для реализации Программы;
д) реализация обязательств собственника (собственников) жилищного фонда по его восстановлению в случае физического износа или аварийного разрушения;
е) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в годы первого этапа (частично) будет осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
Второй этап Программы (2005-2010 годы) будет посвящен реализации задач:
а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
б) поэтапное переселение жильцов и снос (реконструкция) ветхого жилищного фонда;
в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
4. Основные направления реализации Программы
При разработке Программы предусматривалось выявление двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены, или делать это экономически нецелесообразно.
Исходя из этого, в районах и городах Волгоградской области составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняется объем такого жилья и, соответственно, численность проживающего в нем населения.
Реализация Программы должна включать формирование местной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Эти документы должны предусматривать в первую очередь следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;
в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
Такой механизм предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.