Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.08.99 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27.10.2000 г. N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 1 октября 2002 года N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия нормам федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее.
Закон Волгоградской области устанавливает виды областных нормативных правовых актов, а также определяет порядок их подготовки, принятия, вступления в силу, действия, толкования, учета и систематизации.
Нормативное регулирование осуществляется:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- нормативными правовыми актами Волгоградской области.
В соответствии со статьей 5 (пункт 2) Конституции Российской Федерации область, как субъект Российской Федерации, имеет свой устав и законодательство. Конституция Российской Федерации (статья 72) определяет, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В связи с этим Волгоградская областная Дума, как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области, имеет право принимать закон, направленный на регулирование рассматриваемых правоотношений.
В тексте Закона Волгоградской области нарушений норм федерального законодательства не выявлено.
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 1 октября 2002 года N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" не противоречит действующему федеральному законодательству.
Примечание: пункт 1 статьи 35 Закона Волгоградской области, устанавливающий, что законы Волгоградской области вступают в силу после их официального опубликования, если иной срок не определен в самом законе, содержит нарушение законодательной техники, поскольку допускает неоднозначное толкование и, следовательно, незаконное правоприменение. Указанная норма позволяет указать в законе Волгоградской области, что он вступает в силу после его подписания, что будет противоречить пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.
Начальник Управления -
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 6 ноября 2002 г. N 01-10/(205)99-02 "О Законе Волгоградской области от 1 октября 2002 года N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах"
Текст заключения официально опубликован не был