Решением Волгоградской городской Думы от 6 февраля 2008 г. N 57/1444 настоящее постановление снято с контроля
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Волгоградской области от 1 октября 2002 г. N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах", руководствуясь статьей 24 Устава города-героя Волгограда, с целью урегулирования вопросов осуществления экологического контроля за состоянием уровня загрязнения окружающей среды, соблюдением нормативов выбросов (сбросов) вредных (загрязняющих) веществ, размещением отходов на территории Волгограда Волгоградский городской Совет народных депутатов постановляет:
1. Одобрить представленный администрацией Волгограда проект закона Волгоградской области "Об экологическом контроле".
2. Внести в Волгоградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы проект закона Волгоградской области "Об экологическом контроле" (прилагается).
3. Официальным представителем Волгоградского городского Совета народных депутатов при рассмотрении проекта закона Волгоградской области "Об экологическом контроле" назначить В.В.Новикова - председателя комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов по экономической политике.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Н.В.Степанова - заместителя председателя Волгоградского городского Совета народных депутатов.
Председательствующий на заседании,
заместитель председателя
Волгоградского городского Совета
народных депутатов |
П.А.Иванов |
Проект внесен
Волгоградским городским
Советом народных депутатов
Закон Волгоградской области
"Об экологическом контроле"
Принят Волгоградской областной Думой _____ 2002 г.
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды определяет правовые основы осуществления природоохранной политики, обеспечивающей сбалансированное решение социально-эколого-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Волгоградской области.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует:
отношения в сфере осуществления государственного, муниципального, производственного и общественного экологического контроля, обусловленного хозяйственной и иной деятельностью, связанной с воздействием на окружающую природную среду на территории Волгоградской области;
проведение комплекса мероприятий по обеспечению работ по экологическому контролю с целью предотвращения загрязнения окружающей среды для принятия управленческих решений и создания комфортной экологической обстановки на территории Волгоградской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность);
качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
источник выброса (сброса) загрязняющих веществ - объект, привносящий в атмосферный воздух или водные объекты физические агенты, химические вещества или микроорганизмы, неблагоприятно воздействующие на среду жизни или наносящие урон материальным ценностям;
водо-, газоочистное оборудование - сооружение, устройство, предназначенное для задержания из промышленных выбросов (сбросов), содержащихся в них вредных примесей;
санитарно-защитная зона - полоса, отделяющая промышленное предприятие от селитебной территории;
селитебная территория - район населенного пункта, предназначенный исключительно или почти исключительно для размещения жилья с выводом из него или запрещением строительства в нем промышленных объектов;
нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;
нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;
нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
государственный экологический контроль - контроль в области охраны окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
муниципальный экологический контроль - контроль в области охраны окружающей среды, осуществляемый органами местного самоуправления;
производственный экологический контроль - контроль в области охраны окружающей среды, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники негативного воздействия на окружающую среду;
требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Статья 3. Основные принципы экологического контроля
Экологический контроль на территории Волгоградской области должен осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность организации и проведения экологического контроля на областном, муниципальном и локальном (объектовом) уровнях в объемах, обеспечивающих получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и экологической обстановки, а также динамике их изменения;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при организации и осуществлении экологического мониторинга;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Статья 4. Основные задачи экологического контроля
Задачами экологического контроля являются:
контроль за выполнением требований природоохранного законодательства субъектами хозяйственной или иной деятельности, соблюдением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, выполнение которых обеспечивает нормативы качества окружающей среды;
контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды; регулярное и достоверное информирование органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, организаций и граждан о состоянии окружающей природной среды, ее влияния на здоровье населения, а также обеспечение их прогнозами об изменении экологической обстановки для принятия экологически обоснованных решений, разработки и реализации мер по оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности.
Глава 2. Полномочия органов власти в сфере организации
и осуществления экологического контроля
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Волгоградской области в сфере организации и осуществления государственного экологического контроля
К полномочиям органов государственной власти Волгоградской области в пределах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области организации и осуществления экологического контроля, относятся:
разработка законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, контроль за их исполнением;
разработка, утверждение и реализация программ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области;
организация и ведение государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Волгоградской области;
осуществление координации деятельности органов и организаций, осуществляющих ведение экологического мониторинга на территории Волгоградской области;
определение порядка пользования информационными ресурсами областной системы экологического мониторинга гражданами и юридическими лицами;
получение от органов, осуществляющих экологический мониторинг, данных экологического мониторинга, аналитических материалов, иной экологической информации, использование их при принятии решений по оздоровлению населения и окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов;
информирование населения Волгоградской области о принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности;
осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории Волгоградской области;
осуществление инструктивно-методического руководства в области организации и осуществления экологического контроля;
ведение банков данных экологического мониторинга;
учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на подведомственной территории;
учет и оценка объемов отходов производства и потребления на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от форм собственности и подчинения;
разработка и установление нормативов допустимого воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, проведение сводных расчетов на территории Волгоградской области;
выдача разрешений на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов на подведомственной территории;
экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности на территории Волгоградской области;
привлечение виновных лиц к административной ответственности за экологические правонарушения;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
организация обучения и подготовки специалистов в системе охраны окружающей среды;
осуществление иных полномочий, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления в сфере организации и осуществления муниципального экологического контроля
К компетенции органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с организацией и осуществлением экологического контроля в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, относятся:
определение основных направлений охраны окружающей среды и осуществления экологического контроля на территориях муниципальных образований с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей территорий муниципальных образований;
участие в разработке и реализации региональной политики в области экологического развития;
участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области;
разработка и принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере организации и осуществления муниципального экологического контроля на территориях муниципальных образований, контроль за их исполнением;
разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды на территориях муниципальных образований;
осуществление координации деятельности организаций, осуществляющих производственный экологический контроль на территориях муниципальных образований;
определение порядка пользования информационными ресурсами муниципальной системы экологического мониторинга гражданами и юридическими лицами;
получение от органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов Волгоградской области и природопользователей, осуществляющих экологический мониторинг, данных экологического мониторинга, аналитических материалов, иной экологической информации и использование их при принятии решений по оздоровлению населения и окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов на территориях муниципальных образований;
информирование населения муниципальных образований о принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности;
установление порядка и осуществление муниципального контроля в области охраны окружающей среды за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях муниципальных образований;
осуществление управления и контроля в области использования и охраны вод, атмосферного воздуха, других природных ресурсов на территории муниципальных образований;
участие в разработке и установлении нормативов допустимого воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; проведение сводных расчетов на территориях муниципальных образований;
выдача разрешений на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов для предприятий, расположенных на территориях муниципальных образований, согласно установленным нормативам;
контроль за установленными нормативами допустимого воздействия на окружающую природную среду объектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории муниципальных образований;
ведение банков данных экологического мониторинга;
осуществление информационного обмена данных с уполномоченными государственными органами;
ведение Реестра объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду на территориях муниципальных образований;
учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях муниципальных образований;
учет и оценка объемов отходов производства и потребления на объектах, расположенных на территориях муниципальных образований, независимо от форм собственности и подчинения;
экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности на основе данных экологического мониторинга;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
организация обучения и подготовки специалистов в области охраны окружающей среды;
осуществление иных полномочий, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Статья 7. Права органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального экологического контроля
Органы местного самоуправления в сфере организации и осуществления муниципального экологического контроля имеют право на:
осуществление муниципального мониторинга окружающей среды (муниципального экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях муниципальных образований;
организацию и проведение сводных расчетов выбросов вредных веществ в атмосферу для городских территорий и иных поселений;
выдачу разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на основе проведенных сводных расчетов согласно установленным нормативам;
привлечение виновных лиц к административной ответственности за экологические правонарушения.
Статья 8. Передача дополнительных полномочий администрации Волгоградской области в сфере организации и осуществления государственного экологического контроля
8.1. Органы местного самоуправления на территории Волгоградской области, находящиеся в компетенции субъекта Российской Федерации, могут наделяться Законом Волгоградской области отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
8.2. Органы местного самоуправления на территории Волгоградской области при наличии материально-технической и финансовой возможностей наделяются полномочиями и правами в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Закона.
8.3. Реализация отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, подконтрольна органам государственной власти Волгоградской области.
Глава 3. Контроль в области охраны окружающей среды
(экологический контроль)
Статья 9. Объекты экологического контроля в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
9.1. Объектами экологического контроля являются:
источники выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
источники ионизирующих излучений;
источники образования и размещения отходов производства и потребления;
очистные сооружения и устройства;
компоненты природной среды территории промышленных предприятий, санитарно-защитных и селитебных зон;
компоненты природной среды в пределах территорий, намечаемых к хозяйственному освоению;
иные объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую природную среду.
9.2. На территории Волгоградской области является обязательным государственный, муниципальный и производственный контроль в области охраны окружающей среды.
9.3. Общественный экологический контроль проводится в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Государственный контроль (государственный экологический контроль) в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
10.1. Государственный экологический контроль в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду на территории Волгоградской области осуществляется структурным подразделением администрации Волгоградской области в соответствии с полномочиями, закрепленными федеральными и настоящим законами.
10.2. Государственный экологический контроль в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду осуществляется за счет средств областного бюджета, средств, поступающих от платежей за негативное воздействие на окружающую среду и иных средств, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Муниципальный контроль (муниципальный экологический контроль) в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
11.1. Муниципальный контроль в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (муниципальный экологический контроль) осуществляется на территории муниципальных образований Волгоградской области структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченным на управление в области охраны окружающей среды, организацию и осуществление муниципального экологического контроля в соответствии с полномочиями, установленными федеральными, региональными и настоящим законами.
11.2. Муниципальный экологический контроль в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду муниципальных образований Волгоградской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области и в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления.
11.3. Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный экологический контроль (муниципальные инспектора в области охраны окружающей среды местного самоуправления), устанавливается в соответствии с нормативным актом органа местного самоуправления.
11.4. Муниципальный экологический контроль в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований, средств, поступающих от платежей за загрязнение окружающей среды, и иных средств, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Права, обязанности и ответственность муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды
12.1. Муниципальные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, расположенные на территориях муниципальных образований, знакомиться с документами и иными необходимыми для муниципального экологического контроля материалами;
проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, а также выполнение планов и программ по охране окружающей среды;
проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов на территориях муниципальных образований;
проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы;
предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении муниципального экологического контроля;
приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
осуществлять иные права, определенные действующим законодательством Российской Федерации.
12.2. Муниципальные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны предупреждать, выявлять и применять установленные действующим законодательством Российской Федерации меры по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды на территориях муниципальных образований.
12.3. Решения муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Производственный контроль (производственный экологический контроль) в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
13.1. Производственный контроль в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (производственный экологический контроль) осуществляется в целях соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований природоохранного федерального законодательства и настоящего Закона.
13.2. Производственному экологическому контролю на территории Волгоградской области в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в обязательном порядке подлежат:
источники выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду, не обеспеченные очистными установками и сооружениями, - с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев;
источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, имеющие в составе выбросов загрязняющие вещества 1 и 2 классов опасности, - с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев;
источники выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду, оснащенные очистными установками и устройствами, эксплуатация которых производится в неоптимальном режиме или при несоблюдении технологических регламентов, условий производства, - с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев;
источники выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду, на которых установлены превышения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, - с периодичностью не реже 1 раза в квартал;
источники, мощность выброса (сброса) загрязняющих веществ в окружающую среду которых определена расчетным путем при наличии методик инструментального контроля, - с периодичностью не реже 1 раза в год;
источники ионизирующих излучений - с периодичностью не реже 1 раза в квартал;
компоненты природной среды территорий промышленных предприятий, санитарно-защитных и селитебных зон - с периодичностью не реже 1 раза в год;
объекты размещения отходов и зоны их влияния - с периодичностью не реже 1 раза в год;
газо-, водоочистные сооружения и установки с целью определения эффективности работы - с периодичностью не реже 1 раза в год;
сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в технологических процессах промышленных предприятий;
иные источники негативного воздействия на окружающую среду.
13.3. Субъекты хозяйственной и иной деятельности на территории Волгоградской области обязаны представлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти Волгоградской области и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный экологический контроль.
13.4. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций или привлеченной для этой цели специализированной организацией, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, по методикам, утвержденным в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
13.5. Производственный экологический контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком аналитического контроля, утвержденным руководителем предприятия, организации и согласованным уполномоченными органами на управление в области охраны окружающей среды, организацию и осуществление экологического мониторинга.
13.6. Производственный экологический контроль осуществляется за счет собственных средств природопользователя.
Статья 14. Оперативные и внеплановые мероприятия в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении государственного и муниципального экологического контроля
14.1. Оперативные мероприятия при осуществлении государственного и муниципального экологического контроля в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду на подведомственной территории проводятся в случаях:
получения информации о возникновении аварийных ситуаций, изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде;
возникновения угрозы здоровью, жизни граждан, загрязнения окружающей среды при чрезвычайных ситуациях;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на качество окружающей среды.
14.2. Внеплановые мероприятия при осуществлении государственного и муниципального экологического контроля в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду на подведомственной территории проводятся в случаях:
необходимости обследования предприятия, материалов, сырья, реагентов и другого при рассмотрении материалов, обосновывающих получение лицензии на производственную деятельность и сертификацию;
необходимости обследования предприятия при экологическом страховании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
собственной инициативы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за счет средств инициатора.
Статья 15. Общественный контроль (общественный экологический контроль) в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
15.1. Общественный экологический контроль в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
15.2. Общественный экологический контроль в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами.
15.3. Результаты общественного контроля в сфере обеспечения соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Учет и оценка состояния окружающей среды и природных ресурсов
16.1. Основной задачей учета вредных воздействий на окружающую среду является получение по данным экологического контроля информации о количестве и составе выбросов (сбросов) вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, видах и размерах вредных физических воздействий на окружающую среду и их источников, необходимой для:
формирования и обеспечения реализации федеральных, областных и городских целевых программ по охране окружающей среды;
регулирования выбросов (сбросов) вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду и вредных физических воздействий на нее;
проектирования, размещения, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, влияющих на состояние окружающей среды;
размещения и развития городских и иных поселений;
осуществления государственного, муниципального, производственного и общественного контроля за охраной окружающей среды;
прогнозирования изменений качества окружающей среды;
определения и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;
информирования населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также заинтересованных организаций о загрязнении окружающей среды;
иной деятельности, связанной с осуществлением управления и контроля в области охраны окружающей среды.
16.2. Учет вредных воздействий на окружающую среду выполняется органами, осуществляющими управление окружающей средой на подведомственных территориях.
16.3. Учету подлежат юридические лица, имеющие источники выбросов (сбросов) вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду и источники вредных физических воздействий на нее, а также количество и состав выбросов (сбросов) вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, виды и размеры вредных физических воздействий на нее.
16.4. Источники выбросов (сбросов) вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, источники вредных физических воздействий на нее, подлежащие учету, устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании инвентаризации выбросов (сбросов) вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, вредных физических воздействий на нее, выполненной с учетом данных экологического мониторинга, в порядке, установленном органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления.
16.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производственный контроль за соблюдением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, обязаны:
вести первичный учет состава и количества выбросов (сбросов) вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, а также видов и размеров вредных физических воздействий на нее по установленным формам (журналы первичной отчетной документации);
представлять в установленном порядке формы государственной статистической отчетности о воздействии на окружающую среду;
вносить изменения в нормативную документацию по установлению допустимых вредных воздействий на окружающую среду при изменении состава и количества выбросов (сбросов) вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду.
Статья 17. Учет и оценка образования отходов производства и потребления
17.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
17.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вносить изменения в нормативную документацию по нормативам образования и лимитам размещения отходов при изменении состава и количества образования и размещения отходов производства и потребления.
Статья 18. Принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий на соответствующих территориях, на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Глава 4. Организация и осуществление нормирования
в области охраны окружающей среды
Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
19.1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
19.2. Нормирование в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области осуществляют органы исполнительной власти Волгоградской области совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление охраной окружающей среды на территориях муниципальных образований.
19.3. Разрешается устанавливать более жесткие, чем предусмотренные федеральными нормами и правилами, нормативы на выбросы (сбросы) вредных веществ и размещение отходов на территории Волгоградской области.
Статья 20. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
20.1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области в целях охраны окружающей среды.
20.2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территории Волгоградской области.
20.3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Установление нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
21.1. В целях регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы допустимых выбросов, при которых достигаются нормативы качества окружающей среды.
21.2. Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу устанавливаются для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и организации в целом с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данной организации.
21.3. Разработка нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязательна и обеспечивается природопользователями, имеющими стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выполненной инструментальными замерами, с учетом данных экологического мониторинга по параметрам существующих источников загрязнения.
21.4. При определении нормативов выбросов на территории Волгоградской области проводятся сводные расчеты выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для городских территорий и иных поселений для всех источников выбросов, транспортных или иных передвижных средств с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей территорий.
21.5. Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу устанавливаются с учетом их поэтапного достижения при наличии планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработанных с учетом мероприятий по внедрению наилучших существующих технологий в области охраны атмосферного воздуха и (или) реализации других природоохранных проектов.
21.6. Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу устанавливаются органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий и прав, закрепленных настоящим Законом.
21.7. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу допускаются на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий и прав, закрепленных настоящим Законом.
Статья 22. Установление нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты
22.1. В целях регулирования сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты устанавливаются нормативы допустимых сбросов, при которых достигаются нормативы качества окружающей среды.
22.2. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ устанавливаются для каждого выпуска сточных вод, исходя из условий недопустимости превышения нормативов качества водных объектов в установленном контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования.
22.3. Разработка допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты обязательна и обеспечивается водопользователями, имеющими стационарные выпуски сточных вод в водные объекты, с использованием данных экологического мониторинга по параметрам существующих источников загрязнения.
22.4. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты устанавливаются с учетом их поэтапного достижения при наличии планов снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, разработанных с учетом водоохранных мероприятий по внедрению наилучших технологий по очистке сточных вод и (или) реализации других природоохранных проектов.
22.5. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты устанавливаются территориальным бассейновым органом по согласованию с органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды в рамках своих полномочий, закрепленных настоящим Законом, а также со специально уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
22.6. Сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты допускаются на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды в рамках своих полномочий и прав, закрепленных настоящим Законом.
Статья 23. Установление нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение
23.1. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
23.2. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются для индивидуальных предпринимателей, юридических, физических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с образованием и обращением с отходами производства и потребления с целью минимизации объемов образования и уровня токсичности отходов, повышения их технологической ценности.
23.3. Разработка нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение обязательна и обеспечивается природопользователями на основе данных инвентаризации отходов производства и их потребления, отражающей количество фактического и нормативного образования, временного хранения, использования, размещения, передачи сторонним организациям, а также свойства каждого вида отходов и класса опасности.
23.4. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду. Отнесение к классу опасности для окружающей природной среды, а также уточнение по желанию за счет заинтересованной стороны и отнесение отхода к классу меньшей опасности проводится экспериментальными методами специализированными аккредитованными для этих целей организациями в рамках экологического мониторинга.
23.5. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий, закрепленных настоящим Законом.
23.6. Размещение отходов производства и потребления допускается на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий и прав, закрепленных настоящим Законом.
Статья 24. Установление нормативов допустимых физических воздействий на окружающую среду
Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.
Статья 25. Установление нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды
25.1. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.
25.2. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, животном мире, земельным, водным, лесным и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов.
Статья 26. Установление нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
26.1. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий.
26.2. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях.
26.3. При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий.
Статья 27. Финансирование работ по разработке проектов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
27.1. Финансирование работ по разработке проектов допустимых выбросов (сбросов), нормативного образования отходов и лимитов их размещения осуществляется за счет средств природопользователей.
27.2. Финансирование работ по экологическому мониторингу, проводимых при разработке проектов допустимых выбросов (сбросов), нормативного образования отходов и лимитов их размещения, осуществляется за счет средств природопользователей.
27.3. Финансирование работ при проведении сводных расчетов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для городских территорий и иных поселений осуществляется за счет средств, поступающих в консолидированные бюджеты различных уровней от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, средств предприятий, входящих в систему сводного нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ и иных средств, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства
в сфере соблюдения установленных нормативов
допустимого воздействия на окружающую среду
Статья 28. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
28.1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате несоблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, повлекшего за собой ее загрязнение, истощение, порчу и уничтожение, а также нерациональное использование природных ресурсов, деградацию и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
28.2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
28.3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статья 29. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного превышением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
29.1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного превышением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного превышением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, осуществляется органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами государственной власти Российской Федерации.
29.2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный превышением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Волгоградской области |
Н.К.Максюта |
"__" ________ 2002 г.
N _______
Подготовлен Волгоградским городским
Советом народных депутатов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов от 29 ноября 2002 г. N 46/889 "О внесении в Волгоградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы проекта закона Волгоградской области "Об экологическом контроле"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля