Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 21 ноября 2002 года N 757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области" (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее.
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (преамбула Закона).
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в редакции от 31 октября 2002 года);
- Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2001 года);
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29 мая 2002 года).
Конституция Российской Федерации (часть 2 статьи 7) предписывает, что в Российской Федерации ... обеспечивается государственная поддержка ... инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются... иные гарантии социальной защиты.
Кроме того, часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, ... инвалидности.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно части 1 статьи 3 указанного выше Федерального закона законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ...органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Аналогичная норма содержится в Градостроительном кодексе Российской Федерации, а именно: рассматриваемые отношения регулируются в соответствии со статьей 17 Кодекса.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
В тексте исследуемого юридической экспертизой Закона Волгоградской области противоречий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 21 ноября 2002 года N 757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области" не противоречит федеральному законодательству.
Начальник Управления -
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 4 января 2003 г. N 01-10/(245)122-03 "О Законе Волгоградской области от 21 ноября 2002 года N 757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был