Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Волгоградской
областной Думы
от 20 февраля 2003 г. N 2/73
Областная целевая Программа
"Охрана территории Волгоградской области от завоза и распространения
особо опасных инфекционных заболевании людей, животных, растений,
а также токсичных веществ и меры по противодействию биологическому
терроризму" на 2003 год
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Охрана территории Волго-
Программы градской области от завоза и распространения особо
опасных инфекционных заболевании людей, животных, рас-
тений, а также токсичных веществ и меры по противо-
действию биологическому терроризму" на 2003 год (далее
- Программа)
Государственный Администрация Волгоградской области
заказчик
Программы
Основной Центр государственного санитарно-эпидемиологического
разработчик надзора в Волгоградской области (далее-ЦГСЭН)
Программы
Цель и задачи Предупреждение завоза и распространения на территории
Программы Волгоградской области особо опасных инфекционных забо-
леваний людей, животных, растений, а также токсичных
веществ, противодействие биологическому терроризму.
Совершенствование системы организации государственного
санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитоса-
нитарного надзора и взаимодействие указанных служб по
предупреждению завоза и распространения на территории
Волгоградской области особо опасных инфекционных забо-
леваний людей, животных, растений, а также токсичных
веществ.
Организация и проведение противоэпидемических
мероприятий по противодействию угрозе или совершению
биологического терроризма.
Развитие структуры служб государственного
санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и
фитосанитарного надзора, укрепление их
материально-технической базы.
Правовое, научное и кадровое обеспечение деятельности
государственных служб контроля.
Информационное обеспечение населения Волгоградской
области и специальная подготовка профессиональных
групп населения, имеющих повышенный риск заболевания.
Межрегиональное сотрудничество и взаимодействие по
вопросам охраны территорий
Срок реализации 2003 год
Программы
Основные Проведение комплекса профилактических мероприятий по
программные предупреждению завоза и распространения карантинных и
мероприятия особо опасных инфекций на территории Волгоградской об-
ласти.
Осуществление санитарно-карантинного контроля в пунк-
тах пропуска через государственную границу с Казахста-
ном и в Волгоградском аэропорту.
Совершенствование системы контроля за циркуляцией воз-
будителей карантинных и особо опасных инфекций как
возможными агентами биологического терроризма на тер-
ритории Волгоградской области
Исполнители ЦГСЭН в Волгоградской области.
Программы Юго-Восточное зональное управление государственного
ветеринарного надзора на государственной границе и
транспорте.
Пограничная государственная инспекция по карантину
растений по Волгоградской области.
Комитет по здравоохранению администрации Волгоградской
области.
Волгоградский научно-исследовательский противочумный
институт (далее - ВНИПЧИ).
Волгоградский отдел гигиены и эпидемиологии Вол-
го-Уральского центра государственного санитарно-эпиде-
миологического надзора на транспорте
Объем и Финансирование Программы осуществляется за счет
источники средств областного бюджета в сумме 800,0 тыс.рублей
финансирования
Программы
Ожидаемые Недопущение завоза и распространения на территории
конечные Волгоградской области особо опасных инфекционных за-
результаты болеваний людей, животных, растений, а также токсич-
реализации ных веществ, обеспечение противодействия биологичес-
Программы кому терроризму.
Сокращение размеров экономических потерь от проведе-
ния противоэпидемических мероприятий в случае завозе
возбудителей особо опасных инфекций
Организация Информация о ходе реализации Программы представляется
контроля в комитет по здравоохранению администрации Волго-
за исполнением градской области один раз в полгода
Программы
1. Анализ исходного состояния проблем, подлежащих решению
на программной основе
Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка по карантинным и особо опасным инфекциям в государствах ближнего зарубежья, странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, а также в ряде регионов Российской Федерации, постоянный рост миграционных процессов представляют реальную угрозу завоза на территорию Волгоградской области возбудителей этих инфекций. Это может повлечь повсеместные заболевания людей, животных и растений.
Кроме того, как показывают события в США, возбудители особо опасных инфекций могут быть использованы в биологическом терроризме. Осенью 2001 года в связи с биологической террористической акцией с применением возбудителей сибирской язвы на территории США было зарегистрировано 23 случая данного заболевания, из них пять с летальным исходом. Для террористического акта использовались почтовые отправления, содержащие споры возбудителя сибирской язвы.
В Российской Федерации в октябре-декабре 2001 года зарегистрировано свыше 600 случаев получения почтовых отправлений с подозрением на содержание в них биологических средств. В одном случае подтвердилось наличие возбудителя особо опасной инфекции.
С сентября 2001 года по август 2002 года в Волгоградской области зарегистрированы обращения граждан и организаций, связанные с получением подозрительных почтовых отправлений, содержащих неизвестный белый порошок. Экспертизе было подвергнуто 30 подобных почтовых отправлений, но ни в одном из них не были выявлены возбудители инфекционных заболеваний.
Одним из потенциально опасных источников развития крупномасштабных эпидемических осложнений могут быть культуры микроорганизмов, используемых в работе учреждений здравоохранения, санэпидслужбы, ветеринарной службы, науки, жилищно-коммунального хозяйства, предприятий пищеперерабатывающей промышленности (свыше 200 лабораторий).
В городах и районах Волгоградской области насчитывается 850 водопроводов, 1456 предприятий пищевой промышленности, 1849 предприятий общественного питания, которые могут стать объектом совершения биологического террористического акта.
В мире сохраняется неблагополучная эпидемиологическая обстановка по холере. Ежегодно регистрируется свыше 450 тыс. заболеваний этой инфекцией.
В Волгоградской области за последние три года у двоих человек установлено носительство холерного вибриона Эльтор серовар Огава, от 13 больных острыми кишечными инфекциями выделены холерные вибрионы не 01 группы, из открытых водоемов выделено 713 холерных вибрионов не 01 группы.
Волгоградская область территориально граничит с такими активно действующими природными очагами чумы, как Волго-Уральский (Казахстан) и Прикаспийский (Калмыкия, Астраханская область). В течение последних трех лет систематически выделяются штаммы чумного микроба в природных очагах в Астраханской области, Калмыкии, республике Казахстан.
Заволжские районы Волгоградской области относятся к территориям, потенциально опасным по распространению чумного микроба. За последние три года отмечается рост численности основного переносчика чумы - малого суслика в Ленинском, Палласовском районах. Высокая плотность поселений этих зверьков (от 11 до 20 особей на один гектар) в 2000 году составляла 34,4 процента площади территории этих районов, в 2002 году выросла до 45,4 процента.
Интенсификация миграционных процессов и безвизовое пересечение границ Российской Федерации гражданами Таджикистана и Азербайджана приводят к завозу на территорию Волгоградской области малярии. В 2000 году было зарегистрировано 37 случаев завозной малярии, в 2001 году - 18 случаев, за 7 месяцев 2002 года - 10 случаев, что привело к возникновению местных очагов малярии: в 2000 году - 9, в 2001 году - 15, за 7 месяцев 2002 года - 4. Местные очаги малярии сформировались в г.г. Волгограде, Волжском, Камышине, в Городищенском, Среднеахтубинском районах. Существует эпидемиологическая угроза массового распространения данной инфекции среди местных жителей.
Негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную обстановку в Волгоградской области оказывает незавершенное обустройство границ с государствами ближнего зарубежья, поступление из-за рубежа продуктов питания, пищевого сырья животного и растительного происхождения, напитков и других товаров зачастую низкого качества.
В целях предупреждения завоза и распространения на территории Волгоградской области особо опасных инфекционных заболеваний, противодействия биологическому терроризму требуется обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу с Казахстаном и в Волгоградском аэропорту, совершенствование системы контроля за циркуляцией возбудителей особо опасных инфекций как возможными агентами биологического терроризма на территории Волгоградской области.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы
Предупреждение распространения на территории Волгоградской области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ, противодействие биологическому терроризму.
Задачи Программы
Совершенствование системы организации государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и взаимодействия указанных служб по предупреждению завоза и распространения на территории Волгоградской области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ.
Организация и проведение противоэпидемических мероприятий по противодействию угрозе или совершению биологического терроризма.
Развитие структуры служб государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора, укрепление их материально-технической базы.
Правовое, научное и кадровое обеспечение деятельности государственных служб контроля.
Информационное обеспечение населения Волгоградской области и специальная подготовка профессиональных групп населения, подвергающихся повышенному риску заболевания.
Межрегиональное сотрудничество и взаимодействие по вопросам охраны территорий.
3. Мероприятия по реализации Программы
1. Совершенствование системы организации государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и взаимодействие этих служб с целью предупреждения завоза и распространения на территории области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений, а также токсичных веществ:
организация межведомственной автоматизированной системы учета, контроля и информации о поступающих на территорию Волгоградской области: пищевом сырье, продуктах, сырье для химической промышленности и готовой химической продукции, а также о прибытии граждан из стран, неблагополучных по особо опасным инфекционным заболеваниям;
организация межрегиональной системы информации о наличии очагов особо опасных инфекций, массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений;
совершенствование системы мероприятий по предупреждению завоза особо опасных и карантинных инфекций на территорию Волгоградской области мигрантами, организованными группами населения, прибывающими из неблагополучных по этим инфекциям государств;
совершенствование системы мониторинга за циркуляцией возбудителей карантинных и особо опасных инфекций в открытых стациях и среди определенного контингента населения Волгоградской области;
проведение паспортизации хозяйственно непригодных водоемов в г.Волгограде;
организация медицинского освидетельствования лиц, приезжающих из неблагополучных по особо опасным инфекционным заболеваниям территорий;
внедрение программного обеспечения для создания и ведения унифицированного банка данных потенциально опасных химических веществ.
2. Организация и проведение противоэпидемических мероприятий по противодействию угрозе или совершению биологического терроризма:
обеспечение охраны открытых водозаборов для централизованного питьевого водоснабжения населения, водопроводных и канализационных сооружений, предприятий пищеперерабатывающей промышленности и других эпидемиологически значимых объектов;
усиление контроля за состоянием охраны, выполнением требований биологической безопасности и защиты от несанкционированного использования коллекций возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных на объектах, сохраняющих и использующих в своей работе культуры патогенных микроорганизмов;
выполнение требований противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях санэпидслужбы, ВНИПЧИ, ветеринарной службы, других учреждениях, в которых используются культуры патогенных микроорганизмов;
обеспечение приема информации от населения, предприятий, учреждений, организаций о случаях, подозрительных на совершение биологического террористического акта, доставки потенциально опасного предмета на экспертизу в ВНИПЧИ;
обеспечение информации предприятий связи, других организаций, работающих с корреспонденцией населения, о порядке работы с почтой, подозрительной на заражение биологическим агентом;
усиление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за эпидемиологически значимыми объектами, местами массового сосредоточения людей;
создание в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы оперативных резервов профилактических, лечебных и диагностических препаратов для ликвидации возможных актов биологического терроризма;
прогнозирование санитарно-эпидемиологических последствий биологических террористических актов;
проведение санитарно-эпидемиологической разведки при ликвидации последствий биологических террористических актов;
отбор проб из объектов внешней среды и проведение индикации биологических агентов;
выявление инфекционных больных и подозрительных на заболевание лиц, их изоляция и госпитализация;
проведение клинической и лабораторной диагностики возбудителей опасных инфекционных заболеваний;
проведение иммунопрофилактики, дезинфекционных мероприятий в эпидемических очагах.
3. Развитие структуры служб государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора, укрепление их материально-технической базы:
содержание на границе с Казахстаном санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного пунктов, оборудование площадок для дезинфекции транспорта, мест утилизации и захоронения трупов животных, животноводческого сырья, пищевых отходов;
организация в г.Волгограде фитосанитарной лаборатории;
организация санитарных пропускников на железнодорожной станции Волгоград-1, в Дзержинском и Кировском районах г.Волгограда;
организация на базе питомника лабораторных животных ВНИПЧИ (п.Колхозная Ахтуба) стационарной базы бактериологического исследования полевого материала на чуму;
оборудование в г.Волгограде пункта санитарной обработки автотранспорта, используемого при экспортно-импортных перевозках животных, животноводческого сырья, продуктов животноводства;
развитие материально-технической базы лабораторий Госсанэпидслужбы Волгоградской области с целью обеспечения раннего выявления возбудителей карантинных и особо опасных инфекций;
поддержание в готовности специализированной противоэпидемической бригады ВНИПЧИ и санитарно-эпидемиологического отряда ЦГСЭН в Волгоградской области.
4. Правовое, научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля:
внедрение в работу новых методов лабораторной диагностики возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний, а также определения вредных веществ;
повышение квалификации врачей, среднего медицинского персонала лечебных учреждений, работников служб государственного контроля по клинике, диагностике и профилактике особо опасных инфекционных заболеваний;
подготовка врачей-бактериологов на курсах ВНИПЧИ по специальной программе противодействия биологическому терроризму.
5. Информационное обеспечение населения Волгоградской области и специальная подготовка обязательных групп населения:
сообщение через средства массовой информации о случаях завоза на территорию Волгоградской области и сопредельные территории особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений и мерах по противодействию биологическому терроризму;
информация населения о проникновении в Волгоградскую область недоброкачественной животноводческой продукции, пищевых продуктов, растительного сырья и веществ, содержащих токсические агенты;
издание наглядных пособий по профилактике особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, отравлений вредными веществами;
подготовка работников Волгоградского аэропорта, речного порта, автомобильного и железнодорожного транспорта, таможни по вопросам предупреждения завоза на территорию Волгоградской области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, токсичных веществ и проведения первичных противоэпидемических мероприятий.
6. Межрегиональное сотрудничество и взаимодействие по вопросам охраны территории Волгоградской области:
развитие межрегиональных связей с аналогичными службами государственного контроля сопредельных регионов по вопросам охраны территорий и ликвидации последствия завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ;
участие в работе межрегиональных совещаний по координации мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного благополучия.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит предупредить завоз и распространение на территории Волгоградской области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений, а также токсичных веществ, обеспечить противодействие биологическому терроризму, сократить размеры экономических потерь на проведение противоэпидемических мероприятий в случае завоза возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений, а также токсичных веществ.
5. Материальное и финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в сумме 800,0 тыс.рублей.
6. Сводный расчет потребности в финансировании мероприятий Программы
(тыс.рублей)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Общая сумма затрат на Программу |
Исполнитель |
1. Проведение комплекса профилактических меропри- 272,3 ЦГСЭН в Волгоградс-
ятий по предупреждению завоза и распростране- кой области, ВНИПЧИ
ния карантинных и особо опасных инфекций в
Волгоградской области
2. Осуществление санитарно-карантинного контроля 473,6 ЦГСЭН в Волгоградс-
в пунктах пропуска через государственную гра- кой области
ницу с Казахстаном и в Волгоградском аэропорту
3. Совершенствование системы контроля за циркуля- 54,1 ВНИПЧИ
цией возбудителей карантинных и особо опасных
инфекций как возможными агентами биологическо-
го терроризма
Итого 800,0
Примечание: мероприятия и затраты средств на их реализацию в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки могут изменяться в рамках поставленных Программой задач.
Заместитель председателя
Волгоградской областной Думы |
В.П.Андропов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 20 февраля 2003 г. N 2/73 "Об областной целевой программе "Охрана территории... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.