Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов от 11 апреля 2002 г. N 38/623
"О Программе поддержки и развития малого предпринимательства в Волгограде на 2002-2004 годы"
4 марта 2004 г.
Решением Волгоградской городской Думы от 23 декабря 2009 г. N 28/841 настоящее постановление снято с контроля
Постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 4 марта 2004 г. N 70/1327 действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.
В целях реализации политики в области поддержки и развития малого предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", руководствуясь статьей 24 Устава города-героя Волгограда, Волгоградский городской Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять Программу поддержки и развития малого предпринимательства в Волгограде на 2002-2004 годы (далее - Программа) (прилагается).
2. Предложить главе администрации Волгограда определить заказчиком Программы комитет по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации Волгограда.
3. Поручить администрации Волгограда:
3.1. Осуществлять бюджетное финансирование Программы и мероприятий по ее реализации в 2002 году в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города на 2002 год.
3.2. Рассмотреть возможность увеличения финансирования мероприятий по реализации Программы по итогам исполнения бюджета города за I полугодие 2002 года.
3.3. При формировании бюджетов города Волгограда на 2003-2004 годы включать расходы, указанные в Программе, в бюджеты города Волгограда соответствующих лет.
3.4. Ежегодно представлять в Волгоградский городской Совет народных депутатов отчет об использовании бюджетных средств на мероприятия по поддержке малого предпринимательства в Волгограде.
3.5. Опубликовать настоящее Постановление и Программу в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением Программы возложить на В.В.Антонову - председателя комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов по предпринимательству и потребительскому рынку и И.Н.Иванова - председателя комитета по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации Волгограда.
Председатель Волгоградского |
С.Л.Михайлов |
Программа
поддержки и развития малого предпринимательства в Волгограде на 2002-2004 годы
(принята Постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 11 апреля 2002 г. N 38/623)
Паспорт
Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Волгограде на 2002-2004 годы
Наименование - Программа поддержки и развития малого предпринима-
Программы тельства в Волгограде на 2002-2004 годы (далее -
Программа)
Основания для - Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О го-
разработки сударственной поддержке малого предпринимательства
Программы в Российской Федерации";
Закон Волгоградской области от 2 октября 1996 г.
N 85-ОД "О государственной поддержке малого предпри-
нимательства в Волгоградской области"
Заказчик - комитет по промышленной политике и развитию предпри-
Программы нимательства администрации Волгограда
Основной - отдел по развитию малого предпринимательства комите-
разработчик та по промышленной политике и развитию предпринима-
Программы ства администрации Волгограда
Основная цель - обеспечение условий для устойчивого развития малого
Программы предпринимательства на основе создания комплексной
системы поддержки малого предпринимательства в Вол-
гограде
Задачи - формирование благоприятной внешней среды развития
Программы малого предпринимательства;
развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение
финансовых технологий, направленных на развитие ма-
лого предпринимательства;
стимулирование расширения круга субъектов малого
предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься
предпринимательской деятельностью;
развитие межрегионального и международного сотрудни-
чества в сфере малого предпринимательства
Основные - совершенствование внешней среды развития малого
направления предпринимательства;
Программы создание информационной базы поддержки малого пред-
принимательства;
развитие кредитно-финансовых механизмов и имущест-
венная поддержка субъектов малого предпринимательст-
ва;
развитие и повышение эффективности функционирования
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
межрегиональное и международное сотрудничество в об-
ласти малого предпринимательства
Сроки реализации - 2002-2004 годы
Программы
Объемы и источ- - финансирование Программы осуществляется за счет бюд-
ники финансиро- жета города в размере 23,5 млн.рублей, в том числе:
вания Программы в 2002 году - 6,6 млн.рублей (I квартал - 1,5 млн.
рублей, II квартал - 0,9 млн.рублей, III квартал -
3,7 млн.рублей, IV квартал - 0,5 млн.рублей);
в 2003 году - 7,4 млн.рублей;
в 2004 году - 9,5 млн.рублей
Ожидаемые - в результате реализации мероприятий Программы:
конечные количество зарегистрированных малых предприятий
результаты должно возрасти с 9,3 тысяч до 11,0 тысяч;
реализации удельный вес занятых на малых предприятиях и индиви-
Программы дуальных предпринимателей, действующих без образова-
ния юридического лица, возрастет с 17,3% до 21% эко-
номически активного населения Волгограда, из них 15%
будет занято в производстве;
дополнительные поступления от малых предприятий Вол-
гограда поступят в бюджет города
Система управле- - общее управление и контроль за исполнением Программы
ния и контроля осуществляют:
за исполнением Волгоградский городской Совет народных депутатов;
Программы администрация Волгограда (в лице комитета по промыш-
ленной политике и развитию предпринимательства)
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Малое предпринимательство занимает особое место в городской социально-экономической системе, поскольку оно ориентировано, в первую очередь, на местный рынок, а также удовлетворяет специфические потребности в специализированной продукции и услугах. Хотя экономический потенциал Волгограда в основном определяется уровнем развития науки и крупной промышленности, тем не менее малое предпринимательство является наиболее динамичной и гибкой формой его деловой жизни.
В 2001 году показатель количества малых предприятий в Волгограде составил 9,3 тысячи. Число предпринимателей без образования юридического лица составляет около 40 тыс. человек, а показатель численности занятых на малых предприятиях - 69,3 тыс. человек, что составляет 17,3% от общей численности занятых в городе.
Доля налогов, поступающих от малого предпринимательства в бюджет города, составляет около 15%.
Однако сложившаяся отраслевая структура малого предпринимательства (56% составляют предприятия торговли и общественного питания, 15% - строительные предприятия, 8,5% - промышленные предприятия) свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. То есть по-прежнему потенциал малого предпринимательства в развитии экономики Волгограда задействован слабо.
Отсюда задача администрации Волгограда на среднесрочную перспективу заключается в том, чтобы сделать поддержку частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства важной частью социально-экономического процесса в городе.
В решении этой задачи важную роль должна сыграть созданная инфраструктура поддержки малого предпринимательства. В Волгограде осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки малого предпринимательства.
Настоящая Программа является основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства на территории Волгограда. Необходимость реализации Программы диктуется необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 2 октября 1996 г. N 85-ОД "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области", на основе анализа современного состояния малого предпринимательства в городе и направлена на реализацию политики администрации Волгограда, проводимой по отношению к малому предпринимательству. Программа учитывает приоритеты развития Волгограда, а также имеющийся опыт исполнения предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации политики администрации Волгограда в области поддержки малого предпринимательства.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе создания комплексной системы поддержки малого предпринимательства в Волгограде.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.
Основные задачи Программы:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее административную поддержку;
укрепление статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей;
развитие в городе инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
содействие введению комплексных проверок малых предприятий для исключения случаев дублирования проверок одного предприятия различными контролирующими организациями;
разработка механизма устранения бюрократических барьеров, препятствующих функционированию и развитию малого предпринимательства;
совершенствование системы лицензирования субъектов малого предпринимательства на местном уровне;
внедрение механизмов эффективной финансовой поддержки малого предпринимательства, развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях;
разработка таких механизмов приватизации и экономического перераспределения ресурсов, которые будут способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями;
инициирование процесса создания городской лизинговой компании для малого предпринимательства;
содействие в продвижении продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок;
стимулирование расширения внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в Волгограде, и на этой основе - разработка предложений о реализации политики администрации Волгограда в области развития предпринимательства;
создание условий для реализации в Волгограде зарубежных программ развития малого предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.
Приоритетной задачей Программы является создание таких нормативно-правовых условий и механизмов административного регулирования, которые обеспечивали бы равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и органов местного самоуправления, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции и, как следствие, улучшение предпринимательского климата. В связи с этим основные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по созданию эффективных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого предпринимательства.
С целью укрепления правовых начал доступа малых предприятий к системе муниципальных заказов необходимо разработать и внедрить предложения по повышению эффективности механизмов равноправного участия малых предприятий Волгограда в сфере муниципальных закупок товаров и услуг.
В дальнейшем необходимо продолжить реализацию практических механизмов финансирования малых предприятий через реализацию мероприятий Программы.
Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимо:
качественно улучшить информационно-методическую базу и инвентаризацию незавершенных объектов строительства, пустующих зданий и помещений, а также бездействующих производственных площадей нерентабельных и убыточных предприятий;
разработать и распространить на этой основе различные экономические и правовые механизмы использования объектов муниципальной собственности субъектами малого предпринимательства.
Разработка различных инструментов политики поддержки малого предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические исследования. В связи с этим необходимо проведение мониторинга общих проблем малого предпринимательства и расширение спектра деятельности информационно-юридических центров при объединениях предпринимателей и ремесленных палатах с охватом следующих основных направлений информационного обеспечения: законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, юридическая поддержка, техническая информация, нормативно-справочная информация.
В России действует значительное количество международных и иностранных донорских организаций, большинство из которых в рамках своих программ оказывают поддержку малому предпринимательству. В связи с этим необходимо создать информационную базу данных иностранных проектов поддержки малого предпринимательства, осуществляемых в России и доступных волгоградским предпринимателям, а также наладить более широкое профессиональное обсуждение результатов и проблем, связанных с поддержкой малого предпринимательства, включая волгоградских и иностранных специалистов.
Для обеспечения поддержки иностранных программ, включая взаимодействие с органами власти, ассоциациями предпринимателей и отдельными предприятиями, необходимо создать организационный механизм.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2002-2004 годы, осуществляется через выполнение программных мероприятий и предполагает два этапа.
На первом этапе, в 2002 году, основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов и имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и развитие информационных технологий, создание положительного имиджа малого предпринимательства, а также на реализацию мероприятий предшествующей Программы.
На втором этапе Программы, рассчитанном на 2003-2004 годы, в дополнение к реализации перечисленных мероприятий, планируется перейти к разработке и внедрению эффективных лизинговых механизмов.
IV. Система программных мероприятий
План мероприятий по реализации Программы (прилагается) обеспечивает преемственность в реализации мероприятий Программы предыдущего периода и представлен пятью направлениями (разделами):
1. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства в Волгограде.
Данное направление включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и самоорганизацию субъектов малого предпринимательства; создание условий для равного доступа хозяйствующих субъектов к выполнению муниципального и государственного заказа, а также мероприятия по созданию в обществе положительного имиджа малого предпринимательства.
В рамках поднаправления по совершенствованию нормативно-правовой базы будет осуществляться постоянный мониторинг действующего законодательства на предмет его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм. На основе проведенного анализа будет осуществляться подготовка и внедрение предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства в Волгограде.
В рамках данного направления будут также проведены мероприятия по разработке механизма равного доступа хозяйствующих субъектов к конкурсам на выполнение муниципальных заказов.
Одна из задач данного направления - создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом предпринимательстве. Для ее решения будут подготавливаться и публиковаться в средствах массовой информации информационные материалы, статьи, посвященные отдельным проблемам или достижениям малого предпринимательства, подготавливаться радио- и телепередачи, а также регулярно проводиться встречи, семинары и "круглые столы" с участием ведущих экспертов, журналистов, представителей органов законодательной и исполнительной власти и предпринимателей. Эти меры, помимо прочего, будут способствовать вовлечению в сферу малого предпринимательства дополнительного круга лиц.
2. Создание информационной базы поддержки малого предпринимательства.
В рамках данного направления будет осуществляться развитие и совершенствование инфраструктуры информационной поддержки малого предпринимательства, актуализация и постоянное пополнение существующих информационных ресурсов; обеспечение доступа малых предприятий к информационным ресурсам, а также создание новых и поддержка функционирующих информационных центров по поддержке предпринимательской деятельности.
3. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
В рамках данного направления будут осуществляться мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства, включающие: систему микрокредитования, гарантирование займов коммерческих банков, развитие финансового лизинга.
Первоочередной задачей Программы в данной области является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам.
В рамках данного направления будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов:
передача и сдача в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества нерентабельных и убыточных предприятий;
передача и сдача в аренду малым предприятиям имущества ликвидируемых предприятий и научно-технических институтов;
передача и сдача в аренду малым предприятиям незавершенных объектов производственного назначения, объектов инфраструктуры и пустующих зданий и помещений.
4. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Данное направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства, а также на развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
5. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
В рамках данного направления будет осуществляться разработка и реализация программ сотрудничества с субъектами Российской Федерации, с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, структурами государственной поддержки малого предпринимательства зарубежных стран, а также с международными организациями поддержки малого предпринимательства.
Планируется проведение рабочих встреч, семинаров и "круглых столов" с участием представителей иностранных и международных проектов. Предусматривается содействие в использовании средств международной технической и финансовой помощи в развитии малого предпринимательства. Для этого в рамках Программы будет создана общедоступная база данных об иностранных проектах по поддержке предпринимательства.
Для продвижения продукции субъектов малого предпринимательства на межрегиональный и внешний рынок будет оказываться содействие выставочно-ярмарочной деятельности.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств бюджета города Волгограда, выделенных в установленном порядке, а также привлечения средств иных источников, в качестве которых могут использоваться кредиты банков, средства инвесторов и субъектов малого предпринимательства Волгограда, средства из фондов отечественных и международных организаций и объединений.
В 2002 году на реализацию мероприятий Программы потребуются средства из бюджета города в размере 6,6 млн.рублей, в том числе в I квартале - 1,5 млн.рублей, во II квартале - 0,9 млн.рублей, в III квартале - 3,7 млн.рублей, в IV квартале - 0,5 млн.рублей; в 2003 году - 7,4 млн.рублей, а в 2004 году - 9,5 млн.рублей.
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы
N п/п |
Разделы программных мероприятий |
Объем финансирования за счет средств бюджета города (млн.рублей) |
||||||
2002 год | 2003 год |
2004 год |
Всего | |||||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. |
1. Совершенствование внешней среды
развития малого предприниматель-
ства 1,0 - 1,0 - 2,5 3,5 8,0
2. Создание информационной базы
поддержки предпринимательства - - - - - - -
3. Развитие кредитно-финансовых ме-
ханизмов и имущественная под-
держка субъектов малого предпри-
нимательства 0,5 0,5 2,5 0,5 4,0 5,0 13,0
4. Развитие и повышение эффектив-
ности функционирования инфраст-
руктуры поддержки малого предп-
ринимательства - 0,4 - - 0,6 0,7 1,7
5. Развитие межрегионального и меж-
дународного сотрудничества в об-
ласти малого предпринимательства - - 0,2 - 0,3 0,3 0,8
Всего 1,5 0,9 3,7 0,5 7,4 9,5 23,5
VI. Организация управления Программой и механизм ее реализации
Государственным заказчиком Программы является комитет по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации Волгограда.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются заказчиком.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Волгоградским городским Советом народных депутатов и администрацией Волгограда (в лице комитета по промышленной политике и развитию предпринимательства).
Текущее управление реализацией мероприятий Программы, координация деятельности структурных подразделений администрации Волгограда, взаимодействие с организациями, участвующими в реализации мероприятий Программы, осуществляются комитетом по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации Волгограда, который определяет первоочередность выполнения мероприятий Программы с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
К реализации проектов и мероприятий Программы привлекаются на конкурсной основе любые коммерческие и иные организации, заинтересованные в выполнении мероприятий Программы, а также структурные подразделения администрации Волгограда.
Ход выполнения мероприятий Программы регулярно рассматривается на заседаниях консультативно-экспертного совета, утвержденного Распоряжением главы администрации Волгограда от 20.02.2001 N 127-р "О консультативно-экспертном совете по малому предпринимательству при главе администрации Волгограда".
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы и критерии оценки ее эффективности
Для оценки экономического эффекта от реализации мероприятий, включенных в Программу, необходимо учитывать не только непосредственные результаты каждого отдельного мероприятия, но и общий системный эффект от реализации Программы в целом. Экономическая эффективность Программы будет оцениваться исходя из изменения доли поступлений от малых предприятий в бюджет города Волгограда, изменения показателей занятости населения Волгограда, показателей изменения количества и удельного веса малых предприятий в Волгограде. В соответствии с этим прогнозируются следующие основные результаты реализации Программы:
количество действующих малых предприятий должно возрасти с 9,3 тысячи до 11,0 тысяч;
удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, должен вырасти с 17,3% до 21% экономически активного населения, из них 15% - в реальном секторе;
получение бюджетом города Волгограда дополнительных поступлений от малых предприятий Волгограда увеличится.
Комитет Волгоградского городского
Совета народных депутатов
по предпринимательству
и потребительскому рынку
Комитет по промышленной политике
и развитию предпринимательства
администрации Волгограда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов от 11 апреля 2002 г. N 38/623 "О Программе поддержки и развития малого предпринимательства в Волгограде на 2002-2004 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов от 4 марта 2004 г. N 70/1327
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.
Настоящий документ снят с контроля