Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Постановления администрации Волгоградской области от 29 июля 1997 года N 428 "О реорганизации органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Волгоградской области" (в редакции Распоряжения главы администрации Волгоградской области от 13 марта 2003 года N 190-р) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее.
Настоящее Постановление принято с целью утверждения Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской области.
Исследуемый юридической экспертизой нормативный правовой акт регулирует отношения, связанные с организацией и деятельностью органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 28 октября 2002 года N 129-ФЗ);
- Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (в редакции от 9 октября 2002 года N 123-ФЗ);
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 11 декабря 2002 года N 169-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" (в редакции от 5 августа 2002 года N 846);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям";
- Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 августа 2000 года N 436 "Об утверждении Примерного положения об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления".
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (пункт 2 статья 76) определяет, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Исследуемый юридической экспертизой нормативный правовой акт администрации Волгоградской области издан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", в соответствии с пунктом 3 которого органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий рекомендовать разработать и утвердить на основе Примерного положения об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям соответствующие положения, структуры и штатные перечни должностей работников органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе издавать соответствующий нормативный правовой акт, направленный на регулирование рассматриваемой сферы отношений.
В тексте Постановления администрации Волгоградской области нарушений требований действующего федерального законодательства не выявлено.
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление администрации Волгоградской области от 29 июля 1997 года N 428 "О реорганизации органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Волгоградской области" (в редакции Распоряжения главы администрации Волгоградской области от 13 марта 2003 года N 190-р) не противоречит федеральному законодательству.
Примечание. 19 ноября 2002 года Управлением юстиции в порядке ревизии проводилась юридическая экспертиза Постановления администрации Волгоградской области от 29 июля 1997 года N 428 "О реорганизации органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Волгоградской области", по результатам которой указанный нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному законодательству в части осуществления финансирования расходов на содержание Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и его структурных подразделений за счет средств бюджетов муниципальных образований Волгоградской области (экспертное заключение N 01-11/(123)234-02).
Выявленное противоречие федеральному законодательству устранено путем издания распоряжения главы администрации Волгоградской области, вносящего изменения в базовый нормативный правовой акт.
Однако Управление юстиции обращает внимание на тот факт, что внесение соответствующих изменений в Постановление администрации Волгоградской области распоряжением главы администрации Волгоградской области является нарушением общих правил юридической техники, согласно которым нормативный правовой акт может быть изменен (отменен) соответствующим актом органа, издавшего акт, в данном случае - постановлением администрации Волгоградской области.
Начальник Управления -
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 24 марта 2003 г. N 01-11/61-03 "О Постановлении администрации Волгоградской области от 29 июля 1997 года N 428 "О реорганизации органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Волгоградской области" (в редакции Распоряжения главы администрации Волгоградской области от 13 марта 2003 года N 190-р)"
Текст заключения официально опубликован не был