Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 16.11.1998 г. N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" (далее - областной Закон).
Повторная юридическая экспертиза проведена в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Юридической экспертизой установлено следующее.
Настоящим областным Законом устанавливается процедура проведения местных референдумов в Волгоградской области.
Правовое регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп."н" п.1 ст.72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п.2 ст.76 Конституции РФ).
Согласно ст.22 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации (п.2 ст.11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Пунктом 54 ст.2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что местный референдум - "референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования".
Таким образом, принятие областного Закона является правомерным.
Вместе с тем в тексте областного Закона выявлены противоречия федеральному законодательству.
Пункт 1 ст.8 областного Закона противоречит п.5 ст.15 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п.1 ст.8 областного Закона, "решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. В случаях если представительный орган местного самоуправления отсутствует, решение о проведении местного референдума принимается главой муниципального образования, а если глава муниципального образования не избран - избирательной комиссией Волгоградской области".
Пунктом 5 ст.15 Федерального закона установлено, что местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.
Таким образом, референдум может назначаться исключительно двумя органами: представительным органом местного самоуправления и судом.
Из изложенного следует, что областным Законом неправомерно определено, что глава муниципального образования вправе принимать решение о проведении местного референдума.
Пункт 4 ст.8 областного Закона противоречит п.8 ст.15 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 4 ст.8 областного Закона определено, что решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в печатных средствах массовой информации не позднее, чем через шесть дней со дня его принятия.
Пунктом 8 ст.15 Федерального закона установлено, что решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через пять дней со дня его принятия.
Противоречие заключается в том, что решение должно быть опубликовано не позднее, чем через пять дней со дня его принятия, а не шесть дней, как указано в областном Законе.
Пункт 2 ст.9 областного Закона определяет, что "в случае если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования не сформирована, функции комиссии местного референдума муниципального образования выполняет представительный орган местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. В случае если представительный орган местного самоуправления отсутствует, функции комиссии местного референдума муниципального образования временно выполняет избирательная комиссия Волгоградской области".
В соответствии с п.2 ст.36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума с ходатайством о регистрации группы.
Из этого положения Федерального закона следует, что комиссией референдума может быть только соответствующая избирательная комиссия, а значит указание в областном Законе на то, что функции комиссии местного референдума выполняет представительный орган местного самоуправления, неправомерно.
Согласно ч.2 п.3 ст.10 областного Закона, "сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы".
Однако п.6 ст.37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что "сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается".
Таким образом, сбор подписей запрещен и на рабочих местах, и в местах выдачи пенсий, пособий, иных социальных выплат.
Пунктом 1 ст.12 областного Закона определено, что участки местного референдума образуются главой муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня голосования.
Однако п.2 ст.19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что участки референдума образуются не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.
Противоречие заключается в том, что Федеральным законом установлен иной срок образования участков референдума.
Согласно п.5 ст.12 областного Закона, "глава муниципального образования или иное уполномоченное должностное лицо (орган) местного самоуправления публикует списки участков местного референдума не позднее, чем за 25 дней до дня голосования".
Пунктом 7 ст.19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.
Противоречие заключается в том, что областным Законом определен иной срок опубликования списков участков местного референдума, чем Федеральным законом.
Пунктом 2 ст.18 областного Закона определено, что "представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава комиссии местного референдума на основе..."
Пунктом 8 ст.24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что "представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе...".
Противоречие заключается в том, что в состав комиссии местного референдума представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии.
Согласно п.5 ст.18 областного Закона, территориальные комиссии местного референдума по решению представительного органа местного самоуправления могут формироваться "в составе 7-12 членов комиссии с правом решающего голоса".
Однако п.5 ст.26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что "территориальные комиссии формируются в количестве пяти-девяти членов с правом решающего голоса".
Таким образом, положение областного Закона, устанавливающее иное количество членов территориальной комиссии, чем это предусмотрено Федеральным законом, противоречит соответствующему Федеральному закону.
Согласно п.14 ст.24 областного Закона, "полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования результатов местного референдума".
Пунктом 24 ст.29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен иной порядок прекращения соответствующих полномочий.
Так, в соответствии с данным положением Федерального закона полномочия "членов комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий".
Таким образом, положение областного Закона противоречит Федеральному закону.
Пункт 1 ст.29 областного Закона противоречит п.1 ст.49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п.1 ст.29 областного Закона, "агитация при проведении местного референдума начинается со дня опубликования решения о назначении референдума".
Однако п.1 ст.49 Федерального закона установлено, что "агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума".
Противоречие заключается в том, что агитация должна начинаться со дня регистрации инициативной группы, а не со дня опубликования решения о назначении референдума.
Пунктом 1 ст.29 областного Закона определено, что "агитация в средствах массовой информации начинается по завершении распределения бесплатного эфирного времени и печатной площади комиссией местного референдума муниципального образования".
Однако п.2 ст.49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.
Следовательно, положение областного Закона противоречит соответствующему положению Федерального закона.
Согласно п.3 ст.29 областного Закона, "в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в печатных средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов местного референдума, иных исследований, связанных с местным референдумом, не допускается".
Однако в соответствии с п.3 ст.46 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" "в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет)".
Таким образом, Федеральным законом установлен иной срок ограничения опубликования результатов опросов общественного мнения, иных исследований, что свидетельствует о противоречии областного Закона федеральному.
Пункт 3 ст.31 областного Закона противоречит п.11 ст.50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 3 ст.31 областного Закона определено, что "порядок предоставления эфирного времени инициативной группе по проведению референдума общественным объединениям на каналах телерадиокомпаний, указанных в пункте 1 ст.30 настоящего Закона, устанавливается избирательной комиссией муниципального образования".
Пунктом 11 ст.50 Федерального закона установлено, что "бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания для проведения агитации по вопросам референдума производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания и представителем инициативной группы по проведению референдума до предоставления эфирного времени".
Противоречие заключается в том, что порядок предоставления эфирного времени должен регулироваться договором, а не избирательной комиссией муниципального образования.
Пунктом 1 ст.37 областного Закона предусмотрено, что "расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, производятся за счет средств, выделяемых из бюджета муниципального образования либо из бюджета Волгоградской области".
Пунктом 2 ст.57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что расходы, связанные с проведением референдумов субъектов Российской Федерации или местных референдумов, осуществляются за счет средств, выделенных соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, местного бюджета на указанные цели.
Следовательно, финансирование местного референдума за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации неправомерно.
В случае если финансирование не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, подготовка и проведение референдума осуществляется за счет кредитов банков (п.4 ст.57 Федерального закона).
В связи с вышеизложенным неправомерным является и п.3 ст.37 областного Закона.
Пунктом 10 ст.37 областного Закона определено, что "комиссия местного референдума муниципального образования представляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, в избирательную комиссию Волгоградской области (в случае выделения средств из бюджета Волгоградской области) либо в представительный орган местного самоуправления муниципального образования (в случае выделения средств из бюджета муниципального образования)".
Согласно п.6 ст.57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отчет избирательной комиссии муниципального образования о расходовании бюджетных средств представляется в представительный орган местного самоуправления.
Иного Федеральным законом не установлено.
Из изложенного следует, что положение областного Закона (п.10 ст.37 - в части) противоречит федеральному законодательству.
В п.11 ст.40 областного Закона предусмотрено, что "участковые комиссии местного референдума получают от комиссии местного референдума муниципального образования либо от территориальной комиссии местного референдума бюллетени для голосования не позднее, чем за четыре дня до дня голосования".
В соответствии с п.14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее, чем за три дня до дня голосования.
Таким образом, областным Законом определен иной срок передачи бюллетеней участковым комиссиям, чем в Федеральном законе, что является противоречием федеральному законодательству.
Статьей 44 областного Закона определено содержание протокола участковой комиссии местного референдума об итогах голосования.
Однако содержание протокола (название строк) не соответствует содержанию протокола (названию строк), установленному ст.67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Например:
1) строка 1: "число участников референдума, внесенных в список участников местного референдума" (ст.44 областного Закона);
строка 1: "число участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования" (ст.67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
2) строка 5: "число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме" (ст.44 областного Закона);
строка 5: "число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования" (ст.67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Пунктом 3 ст.45 областного Закона предусмотрено, что члены участковой комиссии "погашают, отрезая нижний левый угол, все неиспользованные бюллетени для голосования на местном референдуме (при этом не допускается повреждение подписей членов комиссии местного референдума и печати комиссии, поставленных на бюллетене)".
Пунктом 3 ст.68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что члены участковой комиссии "погашают, отрезая левый угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и от строки "Против всех кандидатов" или "Против всех списков кандидатов", квадратов, размещенных под позициями "да" и "нет").
Из изложенного следует, что областным Законом определены иные условия погашения бюллетеней, чем Федеральным законом.
Пунктом 3 ст.46 областного Закона определено, что "протокол территориальной комиссии местного референдума составляется в трех экземплярах".
В соответствии с п.3 ст.69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" "протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания".
Следовательно, положение областного Закона, устанавливающего, что протокол составляется в трех экземплярах, противоречит федеральному законодательству.
Пункт 13 ст.47 (в части) областного Закона противоречит п.9 ст.70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 13 ст.47 областного Закона определен перечень случаев признания результатов местного референдума недействительными.
Так, результаты местного референдума могут быть признаны недействительными в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части участков местного референдума.
Однако п.9 ст.70 Федерального закона предусмотрено, что результаты местного референдума могут быть признаны недействительными в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее, чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем округе референдума.
Противоречие заключается в том, что результаты местного референдума могут быть признаны недействительными не при условии "не менее, чем на одной четвертой части участков референдума", а при условии "если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее, чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем округе референдума".
Пункт 1 ст.50 областного Закона противоречит п.1 ст.74 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 1 ст.50 областного Закона определено, что "в случае использования при проведении местного референдума государственной автоматизированной информационной системы...", т.е. предусмотрена возможность использования при проведении местного референдума иной автоматизированной информационной системы, кроме государственной.
Пунктом 1 ст.74 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что при подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Противоречие заключается в том, что при подготовке и проведении референдума, а также в других случаях, предусмотренных Федеральным законом, должна использоваться только государственная автоматизированная информационная система.
Статья 51 областного Закона противоречит п.11 ст.70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 51 областного Закона определяет порядок хранения документации местного референдума.
Однако согласно п.11 ст.70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации, документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами".
Противоречие заключается в том, что порядок хранения документации должен утверждаться не законом субъекта Российской Федерации, а избирательной комиссией.
Пунктом 10 ст.52 областного Закона определено, что "суд извещает избирательную комиссию Волгоградской области, соответствующую комиссию местного референдума о поступившей жалобе".
Этим положением областного Закона фактически устанавливается полномочие суда (извещать комиссию о материалах, находящихся в производстве).
Однако в соответствии с п."о" ст.71 Конституции РФ судоустройство находится в ведении Российской Федерации, по предметам которого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п.1 ст.76 Конституции РФ).
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (п.3 ст.118 Конституции РФ).
Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что полномочия, порядок деятельности областных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, полномочия, порядок деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом (ст.ст.20, 21).
Из изложенного следует вывод о том, что законодательным (представительным) органом Волгоградской области при принятии областного Закона нарушен принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленный п.3 ст.5 Конституции РФ.
Аналогичное противоречие выявлено и в п.12 ст.52 областного Закона.
Вывод: Закон Волгоградской области от 16.11 1998 г. N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству.
Примечание: в п.3 ст.9 областного Закона указано, что в ходатайстве инициативной группы указываются фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.
Согласно п.3 ст.36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в ходатайстве указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум.
В областном Законе не определено, что в ходатайстве указываются место рождения, дата выдачи паспорта.
Пунктом 1 ст.24 областного Закона определен перечень лиц, которые не могут быть членами комиссий местного референдума с правом решающего голоса.
Однако ст.29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен иной перечень лиц, которые не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса.
Например, в областном Законе не указано, что членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
- лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
- граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
- лица, выведенные из состава комиссий по решению суда.
Из изложенного следует, что положение областного Закона не соответствует федеральному закону.
Согласно п.4 ст.33 областного Закона, "по заявке комиссии местного референдума муниципального образования или территориальных комиссий местного референдума пригодные для проведения массовых мероприятий помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное комиссией время для встреч членов инициативной группы по проведению местного референдума и ее уполномоченных представителей, а также уполномоченных представителей общественных объединений с участниками референдума".
Однако п.3 ст.53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что пригодные для проведения массовых мероприятий помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются по заявке инициативной группы по проведению референдума.
Из изложенного следует, что указанные выше помещения предоставляются не по заявке комиссии местного референдума, а по заявке инициативной группы по проведению референдума.
Пунктом 1 ст.39 областного Закона определено, что "помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии местного референдума главой соответствующего муниципального образования, а в случае если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления".
В соответствии с п.1 ст.61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае если должность главы муниципального образования не предусмотрена, то помещение для голосования предоставляется лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления.
Несоответствие заключается в том, что помещение (в случае если должность главы муниципального образования не предусмотрена) должно предоставляться лицом, которое уполномочено на то представительным органом местного самоуправления, а не просто органом местного самоуправления.
Пунктом 3 ст.45 областного Закона также определено, что после подсчета и погашения бюллетеней члены участковой комиссии местного референдума "оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней для голосования, а также бюллетеней, испорченных участниками местного референдума при проведении голосования, в строку 5 протокола участковой комиссии об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования".
Однако п.3 ст.68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что после подсчета и погашения бюллетеней члены участковой комиссии "оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования".
Несоответствие заключается в том, что сведения, указанные выше, должны вноситься не в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную его форму, а в строку 7 этого же протокола.
Предлагаем привести указанное положение нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
И.о. начальника Управления -
советник юстиции I класса |
В.А.Шубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 9 сентября 2002 г. N 01-10/(52)85-02 "О Законе Волгоградской области от 16.11.1998 г. N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был