Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ
по Волгоградской области
от 13 сентября 2002 г. N 01-11/(181)127-02
"О Постановлении главы администрации Волгоградской области
от 16.08.2002 г. N 660 "О реализации Постановления
Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. N 310
"О Порядке предоставления и расходования в 2002 году средств,
выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской
Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
(в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г.
N 3061-1)", федеральных законов "О социальной защите граждан
Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации
вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении
"Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне"
Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 г. N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Постановления главы администрации Волгоградской области от 16 августа 2002 г. N 660 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. N 310 "О Порядке предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1)", федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Постановление).
Юридической экспертизой установлено следующее.
Настоящее Постановление утверждает прилагаемый Порядок расходования в 2002 году на территории Волгоградской области средств, поступающих из федерального бюджета на реализацию действующего федерального законодательства по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Порядок).
Правовое регулирование данной сферы общественных отношений осуществляется:
1. Конституцией Российской Федерации.
2. Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (в ред. от 29.12.2001 г.)".
4. Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
5. Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в ред. от 25.07.2002 г.)".
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 года N 310 "О Порядке предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Правила).
7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2002 года N 522 "О предоставлении льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и услуг связи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
8. Актами федеральных министерств и ведомств.
9. Законом Волгоградской области от 17 июля 1996 года N 73-ОД "Устав (Основной закон) Волгоградской области (в ред. от 30.11.2001 г.)".
10. Законом Волгоградской области от 26 декабря 2001 года N 649-ОД "Об областном бюджете на 2002 год (в актуальной редакции)".
"Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации", - преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации "органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции".
Органами государственной власти Волгоградской области являются Волгоградская областная Дума, глава администрации Волгоградской области в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Волгоградской области от 17 июля 1996 г. N 73-ОД "Устав (Основной закон) Волгоградской области (в ред. от 30.11.2001 г.)".
Абзац 2 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений "составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов".
Следовательно, Постановление принято в пределах полномочий главы администрации Волгоградской области.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте Порядка, утвержденного исследуемым Постановлением главы администрации Волгоградской области, выявлен ряд противоречий:
1. Пункты 3 и 4 Порядка определяют, что платежные поручения на перечисление из областного бюджета целевых субсидий бюджетам муниципальных образований для осуществления расходов... представляет в Управление Федерального казначейства Главное финансово-казначейское управление.
Пункт 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 года N 310, предусматривает, что платежные поручения на перечисление денежных средств... в органы Федерального казначейства представляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Следовательно, пункты 3 и 4 Порядка противоречат пункту 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 года N 310.
2. Пункт 11 Порядка противоречит статье 14 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ, статьям 3, 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2002 года N 522 в части определения основания получения льгот и компенсаций указанными категориями граждан.
Пункт 11 Порядка предоставляет право органам социальной защиты населения выдавать справки гражданам, имеющим право на льготы, для представления в организации, предоставляющие льготы, а приложение к Порядку устанавливает форму данной справки.
Статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определяет, что "компенсация и льготы, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются и выплачиваются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2002 года N 522 "О предоставлении льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и услуг связи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" устанавливает, что основанием для получения льгот и компенсаций является предъявление паспорта и выданного в установленном порядке удостоверения, дающего право на получение льгот и компенсаций с момента их предъявления.
Аналогичное основание для получения льгот и компенсаций (предъявление паспорта и удостоверения установленного образца) установлено статьей 14 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и статьей 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, региональный законодатель устанавливает иное (отличное от федерального) основание для получения льгот и компенсаций указанными категориями граждан.
3. В ходе юридической экспертизы Постановления выявлены нарушения правил законодательной техники, а именно:
а) пункт 1 Порядка определяет основания его разработки: статья 73 Закона Волгоградской области от 26 декабря 2001 г. N 649-ОД "Об областном бюджете на 2002 год (в редакции от 26 декабря 2001 г.)", Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. N 310.
Пункт 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетным правоотношениям отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, следовательно, одним из оснований разработки Порядка должен быть указан законодателем и Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Вывод: Постановление главы администрации Волгоградской области от 16 августа 2002 г. N 660 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. N 310 "О Порядке предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1)", федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" противоречит федеральному законодательству.
Примечание: для устранения выявленных юридической экспертизой противоречий федеральному законодательству, нарушений законодательной техники и совершенствования текста Постановления Управление юстиции предлагает внести изменения в текст Постановления:
1. Изложить пункт 1 Порядка в следующей редакции:
"Настоящий Порядок разработан на основании норм главы 24 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 73 Закона Волгоградской области от 26 декабря 2001 г. N 649-ОД..." и далее по тексту.
2. Исключить из пункта 3 словосочетание "и платежные поручения";
исключить из абзаца 1 пункта 4 Порядка "и платежных поручений.
3. Пункт 11 Порядка изложить в следующей редакции:
"Органы социальной защиты населения муниципальных образований регистрируют граждан, имеющих право на льготы на основании предъявления паспорта и удостоверения установленного образца, в соответствии с федеральным законодательством".
И.о. начальника Управления -
советник юстиции I класса |
В.М.Вологин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 13 сентября 2002 г. N 01-11/(181)127-02 "О Постановлении главы администрации Волгоградской области от 16.08.2002 г. N 660 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. N 310 "О Порядке предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1)", федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
Текст заключения официально опубликован не был