Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ"# и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 28 января 2003 г. N 784-ОД "О поставках продукции для государственных нужд Волгоградской области" (далее областной Закон) на предмет соответствия действующему законодательству.
Юридической экспертизой установлено.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и порядок формирования, размещения и исполнения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - продукция) для государственных нужд Волгоградской области (преамбула областного Закона). Рассматриваемый областной Закон направлен на регулирование вопросов управления объектами собственности Волгоградской области.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
5. Федеральный закон от 06.10.99 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 25.09.97 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно позиции Президиума Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении от 22 мая 2002 г. по делу о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению законов Красноярского края от 25.09.2000 г. N 12-924 и N 12-925, в соответствии с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (ст.ст.71-73 Конституции Российской Федерации) вопросы управления объектами собственности субъекта Российской Федерации не отнесены ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и, следовательно, находятся в собственном ведении субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе принять рассматриваемый закон, определяющий порядок формирования, размещения и исполнения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Волгоградской области.
Вместе с тем, пункт 3 статьи 6 областного Закона противоречит ч.1 ст.7 Федерального закона от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Указанным пунктом ст.6 областного Закона установлено, что "приобретение продукции иностранного производства для государственных нужд допускается в случае, когда отсутствует производство аналогичной продукции на территории Российской Федерации".
Данное положение областного Закона необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере торговли продукцией иностранного производства, ограничивает права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, необоснованно предоставляет хозяйствующим субъектам# торгующим продукцией российского производства # льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара, и торгующим продукцией иностранного производства, что противоречит ч.1 ст.7 Федерального закона от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
В целях устранения указанного противоречия федеральному законодательству Управлением Минюста России по Волгоградской области предлагается исключить пункт 3 статьи 6 из текста рассматриваемого областного Закона.
Вывод: Закон Волгоградской области от 28 января 2003 г. N 784-ОД "О поставках продукции для государственных нужд Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству в части ограничения права хозяйствующих субъектов на продажу товаров иностранного производства.
Примечание: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обращает внимание, что ряд положений областного Закона содержит нарушения юридической техники.
Так, употребление во втором абзаце пункта 6 статьи 7 областного Закона термина "медлительность заказчика" допускает возможность различного его толкования, что недопустимо с точки зрения юридической техники и правоприменительной практики.
Управлением Минюста России по Волгоградской области предлагается исключить слова "и они не явились результатом медлительности действий заказчика" из указанного выше абзаца, либо конкретизировать данное понятие с целью недопущения его различного толкования на практике.
Аналогичным образом, установление среди требований к поставщику продукции для государственных нужд Волгоградской области, содержащихся в пункте 2 статьи 10 областного Закона, такого требования как "положительная репутация" недопустимо с точки зрения юридической техники и правоприменительной практики. Понятие "положительная репутация" является оценочным и его употребление может на практике привести к злоупотреблениям.
Управлением Минюста России по Волгоградской области предлагается исключить слова "и положительной репутацией" из пункта 2 статьи 10 рассматриваемого областного Закона. Во втором абзаце пункта 5 статьи 7 областного Закона употребляется термин "доминирующее положение", который на федеральном уровне используется в антимонопольном законодательстве.
В то же время, из смысла статьи 7 областного Закона ясно, что слова "доминирующее положение" употреблены, в данном случае, не в смысле антимонопольного законодательства, а следовательно, употребление данного термина в контексте ст.7 областного Закона, по мнению Управления Минюста России по Волгоградской области, некорректно.
Управлением Минюста России по Волгоградской области предлагается исключить слова "занимающих доминирующее положение по производству и реализации поставляемой продукции" из указанного выше абзаца, либо употребить иной термин, обозначающий круг лиц, у которых производится запрос котировок.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить# результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Управлением Минюста России по Волгоградской области проводилась юридическая экспертиза на проект Закона Волгоградской области "О поставках продукции для государственных нужд", принятый Волгоградской областной Думой во втором чтении (экспертное заключение N 01-08/84-02 от 29 ноября 2002 г.). По результатам указанной экспертизы противоречий федеральному законодательству в данном проекте областного закона выявлено не было.
Начальник Управления,
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 22 апреля 2003 г. N 01-10/(15)66-03 "О Законе Волгоградской области от 28 января 2003 г. N 784-ОД "О поставках продукции для государственных нужд Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был