Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ" и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Главы администрации Волгоградской области от 04.12.2003 г. N 943 "Об утверждении Положения о порядке регистрации трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником и Примерного трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником" (далее Постановление).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждаются Положение о порядке регистрации трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником и Примерный трудовой договор между работодателем - физическим лицом и работником.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Трудовой кодекс РФ;
3. Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
4. Закон Волгоградской области от 09.06.2003 г. N 844-ОД "В порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом".
Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп."к" п.1 ст.72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п.2 ст.76 Конституции РФ).
Федеральным законом является Трудовой кодекс РФ.
В соответствии со ст.5 Трудового кодекса РФ "регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права...", в том числе конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 303 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовой договор работодателя - физического лица с работником подлежит регистрации в соответствующем органе местного самоуправления.
Порядок регистрации нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, в настоящее время, не установлен.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ст.6 Трудового кодекса РФ).
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (п.2 ст.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В настоящее время в Волгоградской области действует Закон Волгоградской области от 09.06.2003 г. N 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом".
Этим областным Законом определен порядок и условия регистрации органами местного самоуправления трудового договора с работодателем - физическим лицом и не предусмотрено полномочие исполнительного органа государственной власти области издавать нормативные правовые акты в соответствии с ним.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что Постановление издано неправомерно в связи с отсутствием установленного законодательством полномочия на его принятие.
Кроме того, следует отметить, что с 01 января 2006 года вступает в силу (в полном объеме) Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон), которым предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Полномочие органов местного самоуправления по регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом не отнесено Федеральным законом к вопросам местного значения, а следовательно данное полномочие является государственным, передаваемым органам местного самоуправления для осуществления.
Рассматриваемое полномочие установлено Трудовым кодексом Российской Федерации, а следовательно является государственным полномочием Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами (п.2 ст.19 Федерального закона).
Из указанных положений Федерального закона следует, что принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющему# порядок регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом, является неправомерным.
Вывод: постановление Главы администрации Волгоградской области от 04.12.2003 г. N 943 "Об утверждении Положения о порядке регистрации трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником и примерного трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником" противоречит действующему законодательству.
Предлагаем привести указанный нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 23 января 2004 г. N 01-11/(269)13-04 "О постановлении Главы администрации Волгоградской области от 04.12.2003 г. N 943 "Об утверждении Положения о порядке регистрации трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником и Примерного трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником"
Текст заключения официально опубликован не был