Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 г. N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации" провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 11 мая 1999 года N 264-ОД "О защите растений" (в редакции от 15 ноября 2001 года N 629-ОД) (далее Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемый Закон Волгоградской области устанавливает правовые и организационные основы защиты урожая от вредителей, болезней растений и сорняков на территории Волгоградской области (преамбула Закона).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Закона являются отношения, возникающие в связи с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на территории Волгоградской области.
Правовое регулирование в сфере рассматриваемых отношений осуществляется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";
- Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 2000 года N 756 "Об утверждении Положения о Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации";
- Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 620 "Об утверждении Положения об организации защиты сельскохозяйственных растений в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации в области обеспечения карантина растений включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона "О карантине растений").
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" определено, что правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 2000 г. N 756, государственная служба защиты растений состоит из ... центров биологической защиты растений, федеральных государственных территориальных станций (центров) защиты растений в субъектах Российской Федерации, их лабораторий и пунктов, а также федеральных государственных унитарных предприятий - резервных баз средств защиты растений.
На указанные станции защиты растений субъектов Российской Федерации (республиканские, краевые, областные) с лабораториями биологических методов борьбы с вредителями, болезнями и сорняками, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, возлагает организацию защиты растений (пункт 3 Положения об организации защиты сельскохозяйственных растений в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 620).
На основании подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений. Положения исследуемого Закона соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Вместе с тем, в рассматриваемом Законе юридической экспертизой выявлены следующие нарушения законодательной техники:
Нумерация главы V, статьи 13 Закона Волгоградской области от 11 мая 1999 г. N 264-ОД приведена в соответствие в связи с внесенными изменениями, по тексту настоящего заключения следует читать: главы III, статьи 9
1. Название главы V Закона не соответствует ее содержанию, так как статья 11 Закона, регламентирующая нормы и правила приобретения, транспортировки, хранения, реализации и применения химических и биологических средств защиты растений - исключена на основании пункта 4 статьи 1 Закона Волгоградской области от 15 ноября 2001 года N 629-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 11 мая 1999 г. N 264-ОД "О защите растений", а оставшаяся в данной главе Закона статья определяет обязанности юридических и физических лиц при возделывании сельскохозяйственных культур;
Управление юстиции предлагает изложить название главы V Закона в следующей редакции: "Обязанности юридических и физических лиц при возделывании сельскохозяйственных культур";
2. Название статьи 13 Закона не отражает ее содержание, так как порядок наложения штрафов регламентирован федеральным законодательством, а данная норма исключена из текста Закона (статья 11) пунктом 4 статьи 1 Закона Волгоградской области от 15 ноября 2001 года N 629-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 11 мая 1999 г. N 264-ОД "О защите растений";
Управление юстиции предлагает название статьи 13 Закона изложить в следующей редакции: "Ответственность за нарушение законодательства в области защиты растений".
3. абзац 2 статьи 13 исключить.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 11 мая 1999 года N 264-ОД "О защите растений" (в редакции от 15 ноября 2001 года N 629-ОД) не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему федеральному законодательству.
Начальник Управления
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 29 октября 2003 г. N 01-10/(55)169-03 "О Законе Волгоградской области от 11 мая 1999 года N 264-ОД "О защите растений" (в редакции от 15 ноября 2001 года N 629-ОД)"
Текст заключения официально опубликован не был