Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 17 июля 1996 года N 75-ОД "О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Волгоградской области" (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы стало принятие Федерального закона от 08 декабря 2003 года N 169-ФЗ, вносящего изменения в Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступление в силу Главы 12 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также исполнение пункта 3 Специального плана информирования Минюста России и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе о процессах в сфере юстиции на первое полугодие 2004 года, утвержденного начальником Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу 23 декабря 2003 года.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Предметом правового регулирования настоящего Закона являются отношения, направленные на реализацию права законодательной инициативы органами местного самоуправления на территории Волгоградской области.
Рассматриваемый нормативный правовой акт устанавливает порядок подготовки и внесения органами местного самоуправления законопроектов в Волгоградскую областную Думу (статья 1 Закона).
Нормативное регулирование в сфере рассматриваемых правоотношений осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 08 декабря 2003 года);
- Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04 июля 2003 года N 95-ФЗ);
- Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации предписано, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 45 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-Ф "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Уставом (Основным законом) Волгоградской области предусмотрено, что право законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе принадлежит ... представительным органам местного самоуправления.
Порядок внесения и рассмотрения законопроектов определяется законодательством области и Регламентом областной Думы (части 1, 3 статьи 32 Устава).
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
В тексте представленного на повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области противоречий федеральному законодательству не выявлено.
Вывод: Повторная юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 17 июля 1996 года N 75-ОД "О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Волгоградской области" не противоречит действующему федеральному законодательству.
Примечание: Несмотря на то, что согласно части 1 статьи 83 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей, что настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых ... установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 01 января 2006 года, в рамках мероприятий Управления юстиции по приведению нормативных правовых актов Волгоградской области, действующих в сфере местного самоуправления, в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством Закон Волгоградской области от 17 июля 1996 года N 75-ОД "О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Волгоградской области" проанализирован на предмет соответствия всем положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По результатам анализа установлено, Закон Волгоградской области признан соответствующим требованиям указанного выше Федерального закона.
Начальник Управления
Государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 28 января 2004 г. N 01-10/(010)07-04 "О Законе Волгоградской области от 17 июля 1996 года N 75-ОД "О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был