Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Действие настоящей Программы было приостановлено в части, не обеспеченной финансированием из бюджета Волгограда:
Постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 27 января 2006 г. N 27/562 (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 22 декабря 2006 г. N 40/947) - на 2006 год
Постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 6 апреля 2005 г. N 17/257 - на 2005 год
Приложение
к постановлению Волгоградского
Горсовета народных депутатов
от 1 июля 2004 г. N 2/28
(с изменениями от 6 апреля 2005 г., 27 января,
22 декабря 2006 г.)
Паспорт
городской целевой программы "Переселение граждан, проживающих
на территории Волгограда, из ветхого и аварийного жилищного фонда"
на 2004-2010 годы
Наименование - городская целевая программа "Переселение граждан,
Программы проживающих на территории Волгограда, из ветхого и
аварийного жилищного фонда" на 2004-2010 годы (далее
- Программа)
Основание - подпрограмма "Переселение граждан Российской Федера-
для разработки ции из ветхого и аварийного жилищного фонда", входя-
Программы щая в состав федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 22 января 2002 г.
N 33;
- постановление Правительства Российской Федерации от
17 сентября 2001 г. N 675 "О Федеральной целевой
программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (в редакции
постановления Правительства Российской Федерации от
14.02.2002 N 104);
- постановление Волгоградской областной Думы от 14 но-
ября 2002 г. N 15/519 "Об областной целевой програм-
ме "Переселение граждан, проживающих на территории
Волгоградской области, из ветхого и аварийного жи-
лищного фонда" на 2002-2010 годы" (с изменениями,
внесенными Законами Волгоградской области от
30.12.2002 N 777-ОД, от 10.12.2003 N 897-ОД)
Заказчик - администрация Волгограда
Программы
Основной - департамент жилищно-коммунального хозяйства и топ-
разработчик ливно-энергетического комплекса администрации Вол-
Программы гограда
Цели Программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в домах,
признанных не пригодными# для постоянного прожива-
ния;
- ликвидация до 2010 года включительно существующего в
настоящее время аварийного и ветхого жилищного фон-
да, признанного таковым в 2003 году
Сроки реализации - 2004-2010 годы
Программы
Перечень - установление очередности сноса или реконструкции
основных ветхого и аварийного жилищного фонда и этапов пере-
мероприятий селения граждан;
Программы - привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджет-
ных финансовых ресурсов для реализации Программы;
- формирование маневренного фонда жилья для временного
отселения граждан из домов, подлежащих реконструк-
ции;
- поэтапное переселение жильцов в маневренный фонд
жилья и снос ветхого и аварийного жилищного фонда
Исполнители - комитет жилищно-коммунального хозяйства Администра-
Программы ции Волгоградской области;
- комитет по строительству и жилищной политике адми-
нистрации Волгограда;
- департамент экономики и инвестиций администрации
Волгограда;
- правовое управление администрации Волгограда;
- департамент жилищно-коммунального хозяйства и топ-
ливно-энергетического комплекса администрации Вол-
гограда;
- департамент финансов администрации Волгограда;
- комитет по градостроительству и архитектуре Волго-
града;
- департамент муниципального имущества администрации
Волгограда;
- администрации районов Волгограда;
- предприятия и организации, определяемые на конкурс-
ной основе
Объем и источ- - общий объем финансирования - 4083 млн.рублей (в це-
ники финансиро- нах 2004 года), из них:
вания Программы из областного бюджета (30 процентов) - 1224,9 млн.
рублей;
из федерального бюджета (10 процентов) - 408,3 млн.
рублей;
из бюджета Волгограда (20 процентов) - 816,6 млн.
рублей;
из внебюджетных средств (40 процентов) - 1633,2 млн.
рублей
Ожидаемые - переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда
результаты Волгограда более 21520 граждан;
реализации - разработка механизмов привлечения внебюджетных ре-
Программы сурсов в решение сложных социальных проблем;
- выполнение государственных обязательств по переселе-
нию граждан из жилых помещений, не пригодных# для
постоянного проживания
1. Содержание проблемы
Основной задачей Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, приводит к его ускоренному старению и обветшанию. Из года в год увеличивается количество ветхого и аварийного жилищного фонда в Волгограде.
Более 21520 граждан (около 2 процентов населения Волгограда) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Волгограде составляет 356,5 тыс.кв.м (1,8 процента жилищного фонда Волгограда).
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 96,5 процента. Аварийный жилищный фонд составляет 12,6 тыс.кв.м - 3,5 процента.
Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Волгограде по состоянию на 01 января 2003 г. приведены в приложении 1 к настоящей Программе (основания: ведомственные строительные нормы 53-86 (р) "Правила оценки физического износа жилых зданий", утвержденные приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446; постановление Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания", постановление Главы Администрации Волгоградской области от 23 апреля 2004 г. N 366 "О создании межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания".
Проживая в ветхом и аварийном жилищном фонде, граждане постоянно подвергаются опасности.
Кроме того, ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность Волгограда.
Проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде граждане в основном не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. В этой связи необходима городская целевая программа, позволяющая использовать на эти цели средства всех уровней бюджетов, а также средства населения.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из него, в целом необходимо 4083 млн.рублей (в прогнозных ценах 2004 года).
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, не пригодных# для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда с учетом прироста до 2010 года ветхого жилищного фонда.
В рамках реализации Программы решаются следующие основные задачи:
формирование обязательств собственника жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае физического износа и аварийного разрушения;
учет возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в различных районах Волгограда;
взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программой предусматривается комплекс мероприятий, которые должны быть проведены в течение 2004-2010 годов.
Реализация Программы происходит поэтапно.
На первом этапе создаются необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач Программы:
установление очередности сноса и реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда и, соответственно, очередности переселения граждан;
привлечение и аккумулирование в целевых бюджетных фондах финансовых ресурсов для реализации Программы;
решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в первую очередь, должно осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
Второй этап Программы предполагает реализацию следующих задач:
формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
постепенное переселение граждан и снос аварийного и ветхого жилищного фонда;
подготовка освобожденных земельных участков после сноса для новой застройки и их продажа на аукционных торгах на конкурсной основе.
4. Основные направления реализации Программы
При разработке Программы предусматривается выявление двух категорий жилых домов, не пригодных для проживания:
жилые дома, которые не могут быть восстановлены, или восстанавливать которые экономически нецелесообразно;
жилые дома, подлежащие реконструкции.
Реализация Программы возможна при сформированной местной нормативной методической базе, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Эти документы должны предусматривать, в первую очередь, следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, не пригодное для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной действующим законодательством нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилищном фонде социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, не пригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в действующее законодательство;
в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных жилых домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных действующим законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
Такой механизм предполагает, что органы местного самоуправления предоставляют гражданам жилье на условиях социального найма. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным администрацией Волгограда от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным администрацией Волгограда в качестве муниципального социального жилья.
Главным критерием выбора того или иного жилья должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных действующим законодательством гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
Основное направление реализации обязательств собственника жилищного фонда по восстановлению жилищного фонда связано с решением двух проблем:
включением амортизационных отчислений на восстановление жилищного фонда в структуру затрат на содержание жилищного фонда;
созданием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов граждан в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений.
Включение амортизационных отчислений на восстановление жилищного фонда в структуру затрат на содержание жилья позволит собственнику (собственникам) жилья минимизировать издержки на восстановление жилищного фонда социального назначения. Для жилищного фонда, находящегося в частной форме собственности, задача восстановления жилья будет решаться самим собственником.
Бюджетными ресурсами являются средства федерального, областного и местного бюджетов, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, кроме того:
средства, получаемые от использования муниципальных земель;
средства от конкурсной продажи в собственность престижных земельных участков, на которых расположен ветхий и аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство.
Для финансирования Программы могут привлекаться следующие внебюджетные ресурсы:
кредиты банков;
средства предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
денежные средства населения и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать стоимость квартир, получаемых муниципальным образованием Волгоград от застройщиков в счет средств за предоставление освобожденных земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.
Средства на реализацию Программы могут формироваться в целевом бюджетном фонде. Цель создания такого фонда - консолидация финансовых ресурсов для реализации Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а именно:
переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (строительство нового жилья либо приобретение квартир на вторичном рынке жилья);
проведения# мероприятий, способствующих повышению стоимости высвобождающихся земельных участков (оборудование инженерными сетями и коммуникациями).
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Прогнозируемые расходы на реализацию Программы составляют 4083 млн.рублей (в прогнозных ценах 2004 года). В первые два года она финансируется в основном за счет средств бюджетов всех уровней с первоначальным направлением финансовых средств на завершение строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности и покупку жилья на вторичном рынке жилья.
Прогнозируемые объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении 3 к настоящей Программе.
6. Оценка эффективности социальных и экономических последствий
от реализации Программы
Первым критерием эффективности реализации Программы является количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда.
В результате реализации Программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 01 января 2003 г. в аварийном и ветхом жилищном фонде, должны быть переселены.
Предполагается ликвидировать 12,6 тыс.кв.м ветхого и аварийного жилищного фонда.
Реализация Программы должна обеспечить:
выполнение обязательств перед гражданами, проживающими в не пригодных# для постоянного проживания условиях;
создание благоприятных условий на территории Волгограда для ежегодного наращивания объемов жилищного строительства;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
улучшение состояния здоровья населения.
Вторым критерием эффективности реализации Программы является размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации Программы станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территории после ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Использование финансовых средств, привлекаемых для реализации Программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в областной бюджет и бюджет Волгограда.
Заместитель председателя
Волгоградского городского
Совета народных депутатов |
В.Д.Васильков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.