Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Регламента Волгоградской областной Думы, утв. Постановлением Волгоградской областной Думы от 11 декабря 1997 г. N 71/873 (в ред. Постановлений обл. Думы от 30.07.1998 N 81/1091, от 18.05.2000 N 7/204, от 17.08.2000 N 10/297, от 29.03.2001 N 6/141, от 19.04.2001 N 8/21, от 31.05.2001 N 10/125, от 30.08.2001 N 13/253), далее - Регламент Волгоградской областной Думы на предмет соответствия действующему законодательству.
Юридическая экспертиза Регламента Волгоградской областной Думы проведена в связи с письмом начальника отдела законодательства субъектов Российской Федерации Федерального управления Минюста России по Южному Федеральному округу Р.В.Найденовой о необходимости проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов, закрепляющих регламент деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов (исх. N 02-06/06 от 28.01.2004 г.).
Ранее юридическая экспертиза Регламента Волгоградской областной Думы не проводилась, в связи с тем, что в Управление Минюста России официальная копия данного нормативного правового акта ранее не поступала.#
Юридической экспертизой установлено следующее:
Регламент - это правила, устанавливающие порядок деятельности Думы, ее постоянных комитетов, постоянных или временных комиссий, рабочих групп, фракций, аппарата, правового отдела, контрольно-счетной палаты Думы, а также лиц и органов, обладающих правом законодательной инициативы (Статья 3 Регламента Волгоградской областной Думы). Предметом правого регулирования Регламента являются отношения, связанные с установлением порядка организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Волгоградской области.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
3. Устав (основной закон) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом "а" части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе своим постановлением утверждать Регламент Волгоградской областной Думы.
Вместе с тем, статья 9 Регламента Волгоградской областной Думы, устанавливающая, что председатель Волгоградской областной Думы является членом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, противоречит части 1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой в течение срока своих полномочий депутат не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Вывод: Регламент Волгоградской областной Думы, утв. Постановлением Волгоградской областной Думы от 11 декабря 1997 г. N 71/873 (в ред. Постановлений обл. Думы от 30.07.1998 N 81/1091, от 18.05.2000 N 7/204, от 17.08.2000 N 10/297, от 29.03.2001 N 6/141, от 19.04.2001 N 8/21, от 31.05.2001 N 10/125, от 30.08.2001 N 13/253) противоречит федеральному законодательству в части возложения на председателя Волгоградской областной Думы полномочий члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Примечание: Управление Минюста России по Волгоградской области обращает внимание на то, что рассмотренный Регламент Волгоградской областной Думы до настоящего времени официально не опубликован, а следовательно, в соответствии с п.3 ст.15 Конституции России, не подлежит применению.
И.о. начальника Управления
советник юстиции I класса |
Ю.Ф.Гордиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 30 января 2004 г. N 01-10/(157)24-04 "О Регламенте Волгоградской областной Думы, утв. Постановлением Волгоградской областной Думы от 11 декабря 1997 г. N 71/873 (в ред. Постановлений обл. Думы от 30.07.1998 N 81/1091, от 18.06.2000 N 7/204, от 17.08.2000 N 10/297, от 29.03.2001 N 6/141, от 19.04.2001 N 8/21, от 31.05.2001 N 10/125, от 30.08.2001 N 13/253)"
Текст заключения официально опубликован не был