Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.08.99 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 10.12.2003 г. N 897-ОД "Об областном бюджете на 2004 год" (далее областной Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий областной Закон утверждает бюджет Волгоградской области на 2004 год.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Бюджетный кодекс РФ;
3. Федеральный закон от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "0 бюджетной классификации Российской Федерации".
Финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации (п."ж" ст.71 Конституции РФ).
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п.1 ст.76 Конституции РФ).
Целям финансового регулирования служит Бюджетный кодекс Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса РФ).
Утверждение бюджетов субъектов Российской Федерации относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.8 Бюджетный кодекс РФ).#
Бюджеты субъектов Российской федерации утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.11 Бюджетного кодекса РФ).
Законодательное регулирование в Волгоградской области осуществляет Волгоградская областная Дума (ст.21 Устава (Основного закона) Волгоградской области).
Следовательно, Волгоградская областная Дума вправе утвердить бюджет Волгоградской области в форме закона.
Принятие областного Закона является правомерным.
Вместе с тем, ст.47 областного Закона противоречит ст.76 Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 47 областного Закона утвержден размер беспроцентных бюджетных кредитов на приобретение техники и племенного скота для сельскохозяйственных товаропроизводителей на условиях лизинга.
Согласно ст.47 областного Закона бюджетные кредиты предоставляются лизингодателям - юридическим лицам на конкурсной и возвратной основах на срок, превышающий финансовый год, но не более пяти лет.
По-видимому, в тексте абзаца допущена опечатка, имеется в виду пункт 2 статьи 76 Бюджетного кодекса
Однако, п.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджетные кредиты юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями предоставляются на условиях возмездности и возвратности.
Противоречие заключается в том, что бюджетный кредит не может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, безвозмездно.
Приложением 10 к областному Закону утверждена Смета доходов и расходов территориального дорожного фонда Волгоградской области на 2004 год (далее Смета).
Расходной часть# сметы предусмотрено предоставление средств территориального дорожного фонда на:
- реконструкцию стадиона "Динамо";
- финансовую помощь другим бюджетам бюджетной системы;
- реконструкцию бассейна "Искра".
Однако, п.4 ст.1 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что "средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством".
Порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации (п.2 ст.2 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации"), т.е. представительный орган субъекта Российской Федерации вправе принять соответствующий закон в пределах, установленных федеральным законом.
Противоречие заключается в том, что средства территориального дорожного фонда не могут быть направлены на цели, не связанные с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Волгоградской области, а также затрат на управление дорожным хозяйством.
Вывод: Закон Волгоградской области от 10.12.2003 г. N 897-ОД "Об областном бюджете на 2004 год" противоречит федеральному законодательству в части указания на возможность предоставления безвозмездных бюджетных кредитов юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также расходования средств территориального дорожного фонда.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 24 февраля 2004 г. N 01-10/(289)28-04 "О Законе Волгоградской области от 10.12.2003 г. N 897-ОД "Об областном бюджете на 2004 год"
Текст заключения официально опубликован не был