Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ" и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 09.12.2003 г. N 893-ОД "О целевом казачьем фонде Волгоградской области" (далее областной Закон).
Юридическая экспертиза проведена на основании и с учетом информационно-методического письма Федерального управления Минюста России по Южному федеральному округу от 11.02.2004 г. N 01-05/02/186 о результатах рассмотрения экспертных заключений, подготовленных на нормативные правовые акты, регулирующих# земельные правоотношения.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий областной Закон регулирует отношения по формированию целевого казачьего земельного фонда Волгоградской области для предоставления земельных участков казачьим обществам (преамбула областного Закона).
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Земельный кодекс РФ;
3. Гражданский кодекс РФ;
4. Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
5. Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
6. Федеральный закон от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п."к" ст.72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п.2 ст.76 Конституции РФ).
Из этого положения Конституции РФ, п.1 ст.2 Земельного кодекса РФ следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, регулирующие земельные правоотношения.
Вместе с тем, согласно ст.1 областного Закона "целевой земельный фонд формируется в составе фонда перераспределения земель в порядке, установленном главой администрации Волгоградской области".
В соответствии с п.1 ст.80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.3 ст.80 Земельного кодекса РФ).
Статьей 78 Земельного кодекса РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей как казачьими обществами, так и иными гражданами и юридическими лицами.
Положениями Земельного кодекса РФ, а также другими законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено создание в составе фонда перераспределения земель специальных фондов для предоставления земель казачьим обществам. При образование# таких фондов создаются приоритетные условия для конкретной категории граждан и ограничиваются конституционные права других, что нарушает конституционный принцип равенства граждан, закрепленный статьей 19 Конституции РФ.
Пунктом 3 ст.55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан прямо связано с регулированием прав граждан Российской Федерации (закреплением основных прав граждан, их ограничением), что находится в ведении Российской Федерации (п."в" ст.71 Конституции РФ), по предметам которого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п.1 ст.76 Конституции РФ).
Пунктом 5 ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Исходя из положений п."в" ст.71, п.1 ст.76, п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации под законом в данном случае следует понимать исключительно федеральный закон.
Из вышеизложенного следует, что создание специального фонда для предоставления земель отдельной категории граждан, в том числе в составе фонда перераспределения земель, является неправомерным.
Вывод: Закон Волгоградской области от 09.12.2003 г. N 893-ОД "О целевом казачьем земельном фонде Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству.
Предлагаем привести указанный нормативный правовой акт Волгоградской области в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 20 февраля 2004 г. N 01-10/(274)26-04 "О Законе Волгоградской области от 09.12.2003 г. N 893-ОД "О целевом казачьем земельном фонде Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был