Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 28 декабря 2000 г. N 19/558
Областная программа государственной поддержки и развития
предпринимательства в Волгоградской области на 2001-2005 годы
14 июня, 30 августа 2001 г., 10 декабря 2003 г., 6 августа 2004 г.
Паспорт Программы
Наименование Областная программа государственной поддержки и раз-
Программы вития предпринимательства в Волгоградской области на
2001-2005 годы (далее - Программа)
Дата принятия Закон Волгоградской области "О государственной под-
решения о разра- держке малого предпринимательства в Волгоградской об-
ботке Программы ласти" от 2 октября 1996 г. N 85-ОД, Постановление
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000
г. N 121
Государственный Глава администрации Волгоградской области
заказчик, дирек-
тор Программы
Основной разра- Управление развития предпринимательства администрации
ботчик Программы Волгоградской области
Цель Программы Обеспечение благоприятных условий для развития малого
предпринимательства на основе повышения качества и
эффективности мер государственной поддержки
Задачи Программы Создание правовых, экономических, организационных ус-
ловий для развития малого предпринимательства в Вол-
гоградской области;
повышение эффективности использования инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства;
совершенствование механизмов финансово-кредитной под-
держки, инвестиционных технологий, консолидация
средств для финансирования приоритетных направлений
малого предпринимательства;
преодоление административных барьеров на пути разви-
тия малого предпринимательства;
предоставление методической, информационной, консуль-
тационной, образовательной и правовой поддержки
предпринимательства;
организация производственно-маркетинговой поддержки
малого предпринимательства;
создание новых рабочих мест
Перечень основ- Совершенствование нормативно-правовой базы развития и
ных мероприятий поддержки малого предпринимательства;
Программы методическое, организационное и информационное обес-
печение развития предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательст-
ва;
финансово-кредитная и инвестиционная поддержка предп-
ринимательства;
производственно-маркетинговая поддержка предпринима-
тельства;
образовательная поддержка и кадровое обеспечение
предпринимательства;
Объемы и источ- Общий объем финансирования в 2001-2005 годы -
ники финансиро- 23,5 млн.рублей:
вания Программы в том числе: в 2001 году - 4,7 млн.руб.;
в 2002 году - 4,7 млн.руб.;
в 2003 году - 4,7 млн.руб.;
в 2004 году - 4,7 млн.руб.;
в 2005 году - 4,7 млн.руб.
Финансирование осуществляется за счет средств Фонда
развития Волгоградской области, финансово-кредитных
учреждений, а также выделенных областным бюджетом на
текущий год и других источников финансирования, пре-
дусмотренных действующим законодательством.
Ожидаемые Увеличение количества малых предприятий до 22 тысяч и
результаты рабочих мест на 15-20 процентов;
реализации насыщение рынка конкурентоспособными товарами и това-
Программы рами местного производства;
задействование в производственно-хозяйственной дея-
тельности более 1000 крестьянско-фермерских хозяйств;
прирост объемов производства на малых предприятиях по
всем отраслям экономики области на 5-10 процентов;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уров-
ней от сферы малого предпринимательства на 10-15 про-
центов.
Организация Волгоградская областная Дума;
контроля за заместитель главы администрации Волгоградской облас-
исполнением ти, курирующий малое предпринимательство;
Программы комитет экономики администрации Волгоградской области;
управление финансов администрации Волгоградской об-
ласти;
управление развития предпринимательства администрации
Волгоградской области
I. Содержание проблемы
Программа разработана в соответствии с Законом Волгоградской области от 2 октября 1996 г. N 85-ОД "О государственной поддержке предпринимательства в Волгоградской области" и, являясь составной частью государственной политики социально-экономического развития области, направлена на реализацию целей и задач поддержки и развития малого предпринимательства.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой и протекание реформ в России показывают усиливающуюся роль малого предпринимательства, его высокий адаптационный потенциал и способность обеспечить решение важнейших социально-экономических задач.
По мере вовлечения в предпринимательство все более значительных групп экономически активного населения повышается значимость предпринимательского сектора в развитии экономики области. Достигнутый на сегодняшний день уровень развития малого предпринимательства в области необходимо повышать.
Система мероприятий Программы разработана по принципу повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, а также преемственности по отношению к Программе за предыдущий период.
Анализ выполнения мероприятий Программы государственной поддержки и развития предпринимательства в Волгоградской области на 1998-2000 годы показал, что для дальнейшего эффективного развития малого предпринимательства имеются все предпосылки, включая ресурсный, производственно-технологический и кадровый потенциал.
В Волгоградской области наблюдается динамичный рост количества малых предприятий. На конец 1999 года в Волгоградской области действовало 17,9 тыс. малых предприятий с численностью работающих 123,9 тыс.человек. Наибольшее количество малых предприятий действовало в сфере торговли и общепита - 50,5 процента, строительстве - 15,9, промышленности - 11,5, в сельском хозяйстве - 3,1 процента всех малых предприятий. В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.
Объем произведенной в 1999 году малыми предприятиями продукции в сопоставимых ценах на 3,2 процента больше уровня 1998 года. При этом в промышленности произошел рост на 62 процента, в торговле и общественном питании - на 31,2 процента, в строительстве - на 17 процентов по сравнению с 1998 годом.
В 1999 году малые предприятия области получили прибыль в объеме 395,8 млн.рублей. Численность занятых на малых предприятиях составила 18,3 процента от общей численности занятых в народном хозяйстве области. Поступление налогов в консолидированный бюджет от субъектов малого предпринимательства составляет около 16 процентов от общего объема.
Действующая инфраструктура поддержки предпринимательства включает в себя органы управления регионального и муниципального уровней, структуры, деятельность которых направлена на поддержку и развитие предпринимательства, а также союзы предпринимателей, советы, общественные организации и т.д.
Существует ряд проблем, препятствующих развитию предпринимательства:
несовершенство системы налогообложения;
нестабильность бюджетного финансирования региональной Программы;
неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, самофинансирования и страхования рисков малых предприятий;
ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям;
отсутствие у предпринимателей достаточных гарантий для реализации своих прав и интересов;
организационные проблемы функционирования малых предприятий в рыночной среде и взаимодействия с государственными структурами;
административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство Волгоградской области является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Государственные органы власти должны сочетать контрольные функции с функциями защиты, проводить четко выраженную политику. Необходимо создать условия для поступательного развития предпринимательства, которое обеспечит решение ряда социальных и экономических проблем.
II. Цель и задачи Программы
Направления решения поставленных задач
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовых, экономических, организационных условий для развития малого предпринимательства в Волгоградской области; в повышении эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; в совершенствовании механизмов финансово-кредитной поддержки, инвестиционных технологий, в консолидации средств для финансирования приоритетных направлений малого предпринимательства; в преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; в предоставлении методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки предпринимательства; в организации производственно-маркетинговой поддержки малого предпринимательства; в создании новых рабочих мест.
Для достижения цели Программы конкретные меры поддержки предпринимательства и интеграция их в единое целое представлены по следующим направлениям, определенным в зависимости от факторов влияния (правовых, финансовых, материальных и т.д.) и функций государственной поддержки:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития и поддержки предпринимательства.
Это направление включает в себя: непосредственное принятие законов Волгоградской области, в частности, "О защите прав и законных интересов предпринимателей" и иных законов, которые будут направлены на регулирование отношений предпринимательских и государственных структур; внесение дополнений и изменений в Законы Волгоградской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области" в части упрощения процедуры регистрации и ликвидации, уточнения критериев субъектов малого предпринимательства, "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" для уменьшения налоговых ставок и упрощения отчетности для малых предприятий; разработка и принятие областных подзаконных актов, в частности, регламентирующих деятельность обществ взаимного кредитования, вопросы имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства и другое; разработка предложений по внесению дополнений и изменений: в налоговое законодательство, позволяющих упростить систему налогообложения малых предприятий, а также введение регионального характера собираемых с них налогов, направление штрафов и сборов, полученных с субъектов малого предпринимательства, на их государственную поддержку; в трудовое законодательство, в целях защиты интересов работников малых предприятий; в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
2. Методическое, организационное и информационное обеспечение развития предпринимательства.
Для реализации мероприятий государственной поддержки необходимо проведение исследований, опирающихся на систематизированные аналитические данные о состоянии и развитии предпринимательства в Волгоградской области. Реализация результатов исследований на основе объективного анализа и методических рекомендаций возможна через предоставление структурам, заинтересованным в развитии предпринимательства, и органам управления обзоров, аналитических, прогнозных, методических материалов. Обеспечить организацию и координацию действий путем проведения семинаров с работниками муниципальных образований, совещаний с представителями государственных органов, конференций с предпринимателями и другими заинтересованными структурами. Необходимо обеспечить функционирование системы информационного обеспечения предпринимателей, касающейся правовых вопросов деятельности малых предприятий, маркетинга, аудита, установления делового сотрудничества и др.
3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки нужно скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. Необходимо продолжить формирование инфраструктуры в районах области (создание фондов поддержки предпринимательства, информационно-консультационных центров совместно с заинтересованными структурами), а также повысить эффективность деятельности существующих объектов. Комплексность и функционирование системы поддержки предпринимательства позволит обеспечить всесторонний характер поддержки и согласованные действия всех ее составляющих.
4. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства.
Для решения проблем финансирования малых предприятий необходимо:
четко определить механизмы и сферы ответственности всех участников финансовой системы;
развивать схемы кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов средствами этих предприятий, а также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями;
осваивать современные кредитно-инвестиционные механизмы (например, лизинг);
оказывать содействие обществам взаимного кредитования, в том числе путем создания областного фонда кредитно-потребительской кооперации;
содействовать в организации новых рабочих мест на базе малых предприятий.
5. Производственная и имущественная поддержка малого предпринимательства.
Развитие производственной и имущественной поддержки включает в себя:
привлечение малых предприятий к производству и поставке комплектующих для крупных предприятий;
создание системы гарантированного участия малых предприятий в реализации государственных и муниципальных заказов (на уровне не менее 15 процентов), в том числе через организацию выполнения субподрядных работ во взаимодействии с крупными предприятиями;
организацию доступа малых предприятий к незагруженным площадям и оборудованию, являющимся федеральной и областной собственностью;
содействие развитию выставочно-ярмарочной деятельности малых предприятий.
6. Образовательная поддержка и кадровое обеспечение малого предпринимательства.
Подразумевается создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров административно-управленческого персонала государственных органов, кадров предпринимательских структур, а также укрепление и расширение сети профильных учебных заведений и организаций. Мероприятия данного раздела обеспечат:
доступность качественного бизнес-образования как для действующих, так и для начинающих предпринимателей;
поддержку сети негосударственных образовательных учреждений на региональном и муниципальном уровнях;
организацию центра по подготовке и переподготовке на базе государственного аккредитованного учебного заведения.
III. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2001-2005 годы и будет осуществляться в два этапа.
Первый этап предусматривает реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности действующей инфраструктуры, усиление взаимодействия ее элементов на районном и областном уровнях, создание новых объектов, разработку механизмов имущественной, производственной и финансовой поддержки предпринимательства в Волгоградской области, а также выполнение плановых мероприятий.
На втором этапе основные усилия будут направлены на активизацию финансово-кредитной поддержки, инвестирование приоритетных направлений развития предпринимательства с возможным привлечением на паритетных началах средств из других источников, предполагается внедрение разработанных механизмов, а также реализация других мер госу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.