30 июля 1998 г., 18 мая, 17 августа 2000 г.
Волгоградская областная Дума постановляет:
принять Регламент Волгоградской областной Думы.
Председатель Волгоградской
областной Думы |
Л.В.Семергей |
Регламент
Волгоградской областной Думы
30 июля 1998 г., 18 мая, 17 августа 2000 г.
Раздел I. Органы и должностные лица
Волгоградской областной Думы
Общие положения
Статья 1. Волгоградская областная Дума (далее - Дума) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным законом) Волгоградской области является постоянно действующим выборным представительным и законодательным органом государственной власти Волгоградской области.
Деятельность Думы и ее органов определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Волгоградской области, Законом Волгоградской области "О Волгоградской областной Думе", иными законами Волгоградской области, настоящим Регламентом и иными нормативными актами, принятыми Думой.
Статья 2. Для обеспечения деятельности Думы должностные лица Думы и администрация Волгоградской области создают депутатам Думы, ее аппарату и правовому отделу Думы необходимые условия труда по следующим минимальным нормативам:
отдельные кабинеты предоставляются председателю Думы, заместителям председателя, председателям комитетов, руководителям подразделений аппарата Думы; для депутатов, работающих на постоянной штатной основе - один кабинет не более чем для двух депутатов; для депутатов, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной работы - один кабинет не более чем для четырех депутатов;
каждое рабочее место депутатов Думы и сотрудников государственной службы ее аппарата оборудуется телефонами городской и местной связи и персональным компьютером;
служебные автомобили закрепляются за председателем Думы, заместителями председателя, комитетами, аппаратом Думы, а также дежурный автомобиль (с 18.00 часов и по нерабочим дням);
Статья 3. Регламент - это правила, устанавливающие порядок деятельности Думы, ее постоянных комитетов, постоянных или временных комиссий, рабочих групп, фракций, аппарата, правового отдела, контрольно-счетной палаты Думы, а также лиц и органов, обладающих правом законодательной инициативы.
Регламент обязателен для исполнения депутатами Думы, ее органами, а также лицами, обладающими правом законодательной инициативы и принимающими участие в работе Думы.
Статья 4. Регламент Думы, изменения и дополнения к нему принимаются на заседаниях Думы большинством голосов от установленного числа депутатов Думы за исключением норм статьи 51 и вступают в силу с момента их принятия.
Регламент Думы, изменения и дополнения к нему принимаются в форме постановления Думы.
Статья 5. Контроль за соблюдением норм Регламента и работой электронной системы голосования осуществляет постоянная регламентная группа, избранная Думой, в количестве трех депутатов. Толкование и заключение по фактам выявленных нарушений норм Регламента осуществляется регламентной группой самостоятельно, по требованию, изложенному в устной или письменной форме председательствующего на заседании Думы, депутата, руководителей органов Думы и при необходимости - в спорных случаях по настоянию председательствующего или депутата - утверждается решением Думы. Все заключения регламентной группы оглашаются на заседании Думы а по спорным вопросам Дума принимает соответствующее протокольное решение.
Председатель Думы и его заместители
Статья 6. Председатель Думы и его заместители избираются из числа депутатов и отвечают за организацию работы Думы. Председатель и заместители председателя подотчетны Думе и могут быть отозваны путем тайного голосования на заседании Думы.
Добровольное сложение своих полномочий председателем или заместителями председателя Думы удовлетворяется на основании их письменных заявлений.
В случае непринятия Думой отставки председатель или его заместители вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления.
Статья 7. Кандидатуры на должность председателя Думы предлагаются непосредственно на заседании Думы депутатами, а также путем самовыдвижения.
По всем выдвинутым кандидатурам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение. Самоотводы принимаются без обсуждения и голосования.
Каждому кандидату до голосования предоставляется право выступить с программой деятельности в предлагаемой должности либо дать объяснение в случае выражения ему недоверия.
Каждый депутат имеет право задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по программе или агитировать "за" или "против" выдвинутой кандидатуры.
Выдвижение и обсуждение кандидатур прекращается по решению депутатов Думы.
Порядок голосования производится по нормам настоящего Регламента.
В случае, если на одну предлагаемую должность было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, то проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим большее число голосов по отношению к другим кандидатам.
Если ни один из двух кандидатов не набрал в итоге голосования требуемого числа голосов, то проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатур, включая и ранее участвовавших.
Избрание председателя Думы оформляется постановлением Волгоградской областной Думы.
Статья 8. Председатель Думы:
председательствует на заседаниях Думы;
является распорядителем денежных средств и собственности Думы в соответствии с законными полномочиями Думы как юридического лица;
созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение Думы;
ведает внутренним порядком на заседаниях Думы в соответствии с настоящим Регламентом;
подписывает постановления Думы, протоколы заседаний Думы, издает распоряжения;
оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими своих полномочий, а также их работе в Думе, ее органах и избирательных округах, организует обеспечение их необходимой информацией;
дает поручения комитетам (постоянным комиссиям, депутатам) Думы по исполнению законодательства Российской Федерации и Волгоградской области;
принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Думы;
обеспечивает в соответствии с законодательством организацию областных референдумов, обсуждение гражданами Волгоградской области проектов важнейших актов Думы, а также вопросов областного и государственного значения;
организует в Думе прием граждан с обращениями, заявлениями, жалобами и их своевременное рассмотрение и разрешение;
рассматривает в соответствии с законодательством вопросы организации выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов, выносит эти вопросы на заседание Думы;
является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным в бюджете области на подготовку и проведение заседаний, на работу комитетов и депутатов Думы, содержание аппарата и правового отдела Думы и другим расходам, связанным с деятельностью Думы;
издает распоряжения о принятии на должность и освобождении от должности сотрудников аппарата и правового отдела Думы;
присваивает квалификационные разряды государственным служащим аппарата Думы и правового отдела по итогам квалификационных экзаменов;
координирует и контролирует деятельность аппарата и правового отдела Думы;
от имени Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суд общей юрисдикции или Арбитражный суд Волгоградской области;
решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Думой или возложены законодательством.
Статья 9. В соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" председатель Думы по должности является членом Совета Федерации Российской Федерации. При обсуждении в Совете Федерации политических, экономических и социальных вопросов председатель Думы предварительно консультируется с депутатами Думы, а в необходимых случаях созывает внеочередное заседание Думы в целях выработки согласованной позиции, которая является для него определяющей в последующем голосовании. После заседания Совета Федерации председатель Думы информирует депутатов о принятых решениях на очередном заседании Думы.
Статья 10. Дума избирает из числа депутатов заместителей председателя Думы - один из которых является первым заместителем - в порядке, аналогичном порядку избрания председателя.
Кандидатуры заместителей председателя предлагаются председателем Думы, депутатами или путем самовыдвижения.
Заместители председателя Думы выполняют закрепленные за ними председателем функциональные обязанности и в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель.
Совет Думы
Постановлением Волгоградской областной Думы от 17 августа 2000 г. N 10/297 в статью 11 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 11. Совет Думы создается постановлением Думы и является ее координационным и совещательным органом.
В состав Совета Думы с правом решающего голоса входят председатель Думы, заместители председателя Думы, председатели комитетов Думы, а в их отсутствие - заместители председателей постоянных комитетов, руководители депутатских фракций и групп.
В период между заседаниями Думы Совет Думы осуществляет следующие полномочия:
дает заключения по проектам федеральных конституционных законов и федеральным законопроектам, поступающим из Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
рассматривает обращения депутатов Думы и принимает по ним решения;
рассматривает обращения председателей комитетов и председателя Думы и готовит председателю Думы предложения об ответственности депутатов за их систематическое неучастие без уважительной причины в заседаниях комитета и Думы;
вырабатывает и вносит предложения председателю Думы по использованию средств резервного фонда Думы;
предлагает Думе проекты составов согласительных и иных временных комиссий;
готовит и предлагает Думе проект примерной программы законопроектной и нормотворческой работы областной Думы на предстоящий календарный год;
организует и проводит депутатские слушания;
рассматривает, согласовывает и утверждает предварительную повестку дня заседания областной Думы;
согласовывает и вносит на утверждение Думы план работы контрольно-счетной палаты Думы.
Деятельность Совета Думы возглавляет председатель Думы, а в его отсутствие - первый заместитель председателя Думы.
Решения Совета Думы принимаются большинством голосов от числа членов Совета Думы, оформляются письменно в виде решений Совета Думы и подписываются председательствующим.
О всех решениях Совета Думы председатель Думы регулярно информирует депутатов на ближайшем заседании Думы.
Комитеты Думы
Статья 12. Дума из числа депутатов образует комитеты - постоянно действующие коллегиальные органы Думы для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы, содействия исполнению законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области и иных нормативных актов, а также контроля за деятельностью администрации Волгоградской области, предприятий, учреждений и организаций в пределах своей компетенции.
Количественный и персональный состав комитетов определяется на основании личных заявлений депутатов и утверждается Думой.
Председатели комитетов утверждаются Думой по решению постоянных комитетов большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
Член одного комитета не может быть членом другого комитета.
Создание, реорганизация или ликвидация комитета осуществляется постановлением Думы.
Статья 13. Основными задачами комитета являются:
разработка и предварительное рассмотрение законопроектов Волгоградской области;
предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Думы;
осуществление контрольных функций в пределах своей компетенции и по поручению Думы;
представление на заседание Думы докладов, содокладов, обзоров, аналитических и иных материалов;
организация по поручению Думы депутатских расследований;
проведение депутатских слушаний по вопросам, отнесенным к его ведению и представляющим общественный интерес;
разработка и внесение на рассмотрение Совета Думы предложений в план правотворческой деятельности областной Думы и в перспективный план законотворческой деятельности Государственной Думы Российской Федерации;
назначение экспертизы проектов законов и других нормативных правовых актов Волгоградской области;
подготовка и внесение на рассмотрение Думы предложений по реализации Думой права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
рассмотрение, подготовка замечаний и предложений по проектам федеральных законов.
Статья 14. Комитет по вопросам, относящимся к его компетенции, вправе:
вносить предложения по повестке дня заседания Думы;
выступать с докладами и содокладами на заседании Думы;
предварительно рассматривать бюджет и вносить свои предложения на рассмотрение Думы;
вносить предложения по другим вопросам своей деятельности на рассмотрение Думы;
заслушивать на своем заседании доклады и сообщения руководителей комитетов и управлений администрации Волгоградской области, сообщения руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Волгоградской области, об исполнении федерального законодательства и нормативных правовых актов Волгоградской области по вопросам своей компетенции;
взаимодействовать по предметам своего ведения с органами местного самоуправления, государственными и общественными организациями, предприятиями, учреждениями и организациями Волгоградской области, субъектами Российской Федерации;
запрашивать и получать от должностных лиц администрации Волгоградской области, ее комитетов и управлений, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Волгоградской области, информацию, необходимые материалы и документы по предметам ведения комитета в установленные законодательством сроки;
привлекать к своей работе депутатов Думы, не входящих в состав комитета, представителей государственных органов, учреждений, предприятий, общественных организаций, а также специалистов, консультантов;
рекомендовать своих членов в состав временных комиссий, образуемых Думой;
создавать временные комиссии комитета из числа депутатов и специалистов по изучению и проработке отдельных проблем и вопросов своего ведения;
вносить предложения о заслушивании на заседании Думы информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц предприятий и организаций о выполнении законов Волгоградской области и постановлений Думы;
вносить предложения о снятии с контроля постановлений Думы.
Статья 15. Комитет состоит из председателя, заместителя (-лей) председателя, членов комитета. Председатель комитета и его заместитель (-ли) избираются на заседании комитета и утверждаются Думой.
Численный состав комитета не может быть менее пяти депутатов.
В составе комитета могут быть постоянные комиссии по направлениям его деятельности, которые образуются комитетом самостоятельно.
Численный состав постоянной комиссии не может быть менее трех депутатов.
Комитет возглавляет председатель, избираемый на заседании простым большинством голосов с последующим утверждением на Думе.
Заместитель председателя комитета избирается простым большинством голосов членов комитета.
Работу постоянных комиссий возглавляют председатели комиссий, которые одновременно являются заместителями председателя комитета.
Статья 16. Председатель комитета:
созывает и ведет заседание комитета;
определяет предварительную повестку дня заседания комитета;
вносит предложения по плану работы комитета;
организует подготовку необходимых документов и материалов к заседанию;
приглашает для участия в заседании комитета представителей органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области;
представляет комитет в отношениях с областной Думой, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, предприятиями, учреждениями и гражданами;
организует работу членов комитета, дает им поручения, обязательные к исполнению, оказывает содействие в осуществлении ими своих полномочий;
направляет членам комитета материалы и документы, связанные с деятельностью комитета;
организует работу по исполнению принятых комитетом рекомендаций, информирует членов комитета о ходе этой работы;
предлагает членам комитета для утверждения структуру комитета;
исполняет иные полномочия по организации работы комитета;
вносит на Совет Думы предложения о поощрении или наложении взысканий на депутатов комитета.
Заместитель председателя комитета выполняет по поручению председателя отдельные его функции, замещает председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 17. Основной формой работы комитета является заседание. Заседание комитета созывается председателем согласно плану работы комитета, а также по мере необходимости для решения текущих вопросов, но не реже двух раз в месяц, а перед заседанием Думы - не позднее чем за два дня до ее заседания.
В проект повестки дня заседания комитета включаются вопросы, определенные планом работы комитета, постановлениями Думы, поручениями председателя Думы, заместителя председателя Думы, а также вопросы, предложенные членами комитета.
Заседание ведется открыто. Комитет вправе принять решение о проведении закрытого, а равно выездного или проводимого в иной форме заседания. На открытом заседании комитета имеют право присутствовать представители средств массовой информации, а также представители заинтересованных органов и лиц.
Порядок подготовки и рассмотрения вопросов устанавливается самим комитетом.
Заседание комитета правомочно, если на нем присутствуют не менее половины состава комитета. При рассмотрении вопросов, относящихся к ведению двух или несколько комитетов, по инициативе комитетов либо по поручению Думы проводится совместное заседание комитетов. В этом случае заседание ведут председатели этих комитетов по согласованию между собой.
На заседании комитета ведется протокол, в котором указываются фамилии, имена, отчества и должности присутствующих, перечень обсуждаемых вопросов, фиксируются мнения участников заседания и результаты голосования. Протокол подписывается председателем комитета, а в случае его отсутствия - заместителем.
Протокол совместного заседания подписывается председателями соответствующих комитетов и хранится в делах каждого комитета.
По итогам рассмотрения вопросов на заседании комитет принимает решения, обязательные для рассмотрения организациями и должностными лицами, которым они адресованы. О результатах рассмотрения и принятых мерах комитету сообщается не позднее чем в месячный срок.
Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комитеты вправе своим решением создавать рабочие группы из числа депутатов комиссий, представителей структурных подразделений администрации Волгоградской области, других государственных и общественных органов, научных учреждений, а также специалистов и ученых, по согласованию с ними.
Правовое, материально-техническое, организационное, информационное, финансовое обеспечение деятельности комитета и его комиссий осуществляет аппарат Думы и правовой отдел Думы.
Статья 18. Депутаты, входящие в состав постоянного комитета, обязаны участвовать в его работе.
Систематическое (два и более раза в квартал) неучастие депутата без уважительной причины в работе Думы, комитета (постоянных и временных органах, созданных решением Думы) является основанием для рассмотрения Советом Думы отношения депутата к исполнению своих депутатских обязанностей и решения вопроса - для депутатов, исполняющих свои депутатские полномочия на постоянной профессиональной основе - о наложении председателем Думы взыскания согласно действующему законодательству о труде, - а для депутатов не на постоянной основе - о лишении сумм возмещения депутатских расходов на срок до трех месяцев. О принятом решении Совет Думы информирует избирателей через средства массовой информации.
Указанные меры применяются к депутату путем издания распоряжения председателя Думы на основе решения Совета Думы.
Аппарат Думы
Статья 19. Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Думы, оказания консультативной и иной помощи депутатам и органам Думы, Дума имеет свой, постоянно действующий и переходящий от одного состава депутатов Думы к другому, аппарат, состоящий из числа государственных и иных служащих.
Деятельность аппарата осуществляется в порядке, определяемом действующим законодательством и Положением об аппарате Думы по организационному и техническому обеспечению, утверждаемом Думой.
Статья 20. Руководитель аппарата Думы назначается на должность и освобождается от должности постановлением Думы. В случае утверждения руководителем аппарата депутата Думы, он одновременно слагает свои депутатские полномочия.
Правовой отдел Думы
Статья 21. Правовой отдел осуществляет свою деятельность под руководством председателя Думы, а в его отсутствие - первого заместителя председателя Думы.
Образование, реорганизация и ликвидация отдела являются компетенцией Думы.
Управление отделом осуществляется его заведующим, который назначается на должность распоряжением председателя Думы по согласованию с Советом Думы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и функций.
Основные задачи отдела, порядок деятельности, права и обязанности его работников и другие вопросы деятельности отдела устанавливаются в Положении о правовом отделе Волгоградской областной Думы.
Рабочие группы, депутатские объединения, фракции
Статья 22. В случае необходимости Дума может образовывать рабочие группы (временные комиссии). Задачи и порядок работы рабочих групп (комиссий) определяются Думой при их образовании. Рабочая группа (комиссия) прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению Думы.
Статья 23. Депутаты Думы для совместной работы по осуществлению своих полномочий могут объединяться в группы и фракции.
Депутатские группы создаются по территориальному, профессиональному или иному неполитическому принципу.
Депутатские фракции создаются по политическому принципу (депутаты от официально зарегистрированных партий и движений).
Фракции и группы депутатов могут объединяться в блоки: блоки фракций, блоки групп, блоки фракций и групп.
В составе группы или фракции должно быть не менее трех депутатов.
Создание депутатских групп, фракций и блоков оформляется протоколом соответствующего объединения депутатов. В протоколе указываются: задачи объединения, его численность, название, фамилии депутатов-координаторов, уполномоченных представлять интересы группы, фракции. К протоколу прилагается список депутатов, входящих в группу или фракцию, с личной подписью каждого. Список фракций, групп, входящих в блок, подписывается всеми депутатами-координаторами.
Регистрация вновь создаваемых депутатских фракций, групп и их блоков осуществляется на заседании областной Думы путем констатации председателем Думы факта их создания на основании представленных документов и принятием депутатами информации по данному вопросу к сведению.
Каждое депутатское объединение, ежегодно, с момента создания, подтверждает свой статус, представляя председателю Думы соответствующие документы.
Депутатские группы и фракции осуществляют свою деятельность в плановом порядке, своевременно представляют планы своей деятельности председателю Думы, а также информируют его о своих решениях. Председатель Думы доводит эти решения до сведения депутатов Думы.
Статья 24. Депутатские группы, фракции, блоки вправе:
готовить от своего имени проекты законов Волгоградской области и другие акты Думы, в том числе альтернативные, а также материалы по любому вопросу, вносимому на заседание Думы и ее органов, распространять их среди депутатов, заинтересованных органов и должностных лиц через протокольный сектор Думы;
обращаться с вопросами к председателю Думы, главе администрации Волгоградской области, руководителям других государственных органов и органов местного самоуправления, расположенных на территории Волгоградской области.
Раздел II. Порядок работы Думы
Глава I. Порядок созыва и проведения заседаний Думы
1. Общие процедуры
Статья 25. Заседание - основная форма работы Думы, на котором рассматриваются и решаются вопросы, отнесенные к ведению Думы. Заседания Думы могут носить организационный, очередной, внеочередной и чрезвычайный характеры. Организационное заседание проводится после ротационных выборов, на котором рассматриваются вопросы избрания председателя Думы, его заместителей и председателей комитетов. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее половины от установленного числа депутатов Думы.
Статья 26. Организационное заседание Думы созывается не позднее чем в трехнедельный срок после проведения ротационных выборов в том случае, если по итогам ротационных выборов число депутатов Думы составит не менее двух третей от численности депутатов, установленной для Думы.
На организационном заседании производится избрание председателя Думы, его заместителей, формирование органов Думы - комитетов и избрание их руководителей.
Статья 27. Очередное заседание Думы созывается ее председателем в соответствии с утвержденным графиком работы Думы, но не реже одного раза в месяц.
Статья 28. Внеочередное заседание Думы созывается:
по письменному предложению не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы с перечнем предлагаемых для обсуждения вопросов. В предложении, скрепленном личными подписями депутатов, указываются их фамилии, инициалы, наименования и номера избирательных округов;
по письменному предложению главы администрации Волгоградской области, в котором указываются предлагаемые для обсуждения вопросы;
по инициативе председателя Думы.
Внеочередное заседания Думы созывается не ранее пяти дней с момента регистрации предложения в протокольном секторе Думы с обязательным соблюдением норм статьи 28 настоящего Регламента.
Статья 29. Чрезвычайное заседание созывается председателем Думы незамедлительно при:
введении на территории Российской Федерации, Волгоградской области или части ее режима чрезвычайного положения в соответствии с Законом Российской Федерации "О чрезвычайном положении";
обращении Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации к народу, органам государственной власти и управления ввиду угрозы конституционному строю государства, внешнего военного нападения, возникновения межнациональных или иных конфликтов;
массовых нарушениях общественного порядка на территории Волгоградской области;
возникновения эпидемий, эпизоотий и стихийных бедствий, требующих принятия экстренных решений.
При поступлении депутату сообщения о созыве чрезвычайного заседания он обязан безотлагательно прибыть на него.
Порядок работы чрезвычайного заседания устанавливается Думой.
Статья 30. Заседания Думы проводятся гласно и открыто.
Информация о порядке работы Думы, повестка дня ближайших заседаний обнародуются через средства массовой информации.
Глава администрации Волгоградской области, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Волгоградской области, прокурор Волгоградской области, председатель областного суда общей юрисдикции, председатель Арбитражного суда Волгоградской области, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обладают правом присутствовать на любом заседании Думы.
Аккредитованные представители средств массовой информации имеют право присутствовать на открытом заседании Думы по служебному удостоверению личности. Они могут производить фото-, кино- и телесъемку, записывать ход заседания на диктофон, пользоваться другими техническими средствами, не создавая при этом помех.
Решение о прямой радио- и телетрансляции принимается, если за него проголосовало не менее половины от установленного числа депутатов Думы с возмещением затрат на трансляцию из областного бюджета.
Председатель Думы определяет в зале заседаний специальные места для представителей средств массовой информации.
Средства массовой информации несут ответственность за достоверность информирования населения о заседаниях Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане, представители трудовых коллективов и организаций, общественных объединений могут присутствовать на заседании Думы, если в помещении, где оно проводится, имеются условия для их размещения без ущерба для нормальной работы депутатов; в иных случаях они могут присутствовать на заседании по приглашениям, распространенным по согласованию с председателем Думы.
Присутствующие на заседании лица, не являющиеся депутатами Думы, могут подать заявку председательствующему для выступления или дачи справки (в том числе и при формировании повестки дня). Председательствующий предоставляет им слово после выступления депутатов с разрешения Думы, если не будет принят другой порядок. Эти лица не участвуют в обсуждении порядка ведения заседания.
Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по любому обсуждаемому вопросу с разрешения председательствующего.
При обсуждении внутренних организационных вопросов по требованию одной трети депутатов заседание может быть закрытым.
2. Рабочие органы заседания Думы, их образование
и порядок работы
Статья 31. Для организации проведения заседаний Думы из числа депутатов и привлекаемых лиц могут формироваться ее постоянные и временные рабочие органы.
Во время заседания Думы функции секретариата осуществляет протокольный сектор аппарата Думы.
Статья 32. Председательствует на заседании председатель Думы, который ведет заседание в соответствии с настоящим Регламентом. При отсутствии председателя Думы председательствует первый заместитель председателя Думы, а в его отсутствие - заместитель председателя Думы.
Статья 33. Подсчет голосов при голосовании на заседании Думы обеспечивает либо электронная система голосования, либо образованная для этой цели счетная группа (комиссия) из числа депутатов, избираемая открытым голосованием большинством голосов от установленной численности Думы.
Численный состав счетной группы (комиссии), срок и порядок ее деятельности устанавливает Дума.
3. Права и обязанности депутата на заседании Думы
Статья 34. Депутат на заседании Думы вправе:
избирать и быть избранным в органы Думы;
вносить предложения, обоснованно требовать направления их в органы Думы либо включения в повестку дня заседания;
высказывать свое мнение либо мнение объединения депутатов (по его официальному поручению) о необходимости образования тех или иных органов Думы, персональному составу этих органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой, заявлять отводы или самоотводы по кандидатурам; самоотводы принимаются без обсуждения и голосования;
вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить предложения о проверках исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями областных законов, постановлений Думы;
вносить предложения о вынесении поручений Думой в адрес уполномоченных государственных органов о проверке соблюдения федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации на территории Волгоградской области;
вносить предложения о проведении депутатского расследования по любому вопросу, отнесенному к ведению Думы;
ставить вопрос о разработке постановления Думы, вносить проекты постановлений, поправки к проектам постановлений, предлагать изменения и дополнения в действующие постановления Думы;
участвовать в прениях, задавать вопросы председательствующему на заседании, докладчику (содокладчику), требовать ответа на них и давать оценку полноте ответа либо соответствующим действиям (бездействию) указанных лиц по существу вопроса, соблюдая при этом этические нормы и положения настоящего Регламента; вопросы выступающим в прениях могут быть изданы только с их согласия и разрешения председательствующего;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам, давать справки;
от своего имени или по поручению депутатского объединения вносить альтернативные проекты;
оглашать обращения граждан, имеющие общественное значение;
получать необходимые для обсуждения вносимых на заседание вопросов документы, справочные и информационные материалы, проекты постановлений, в том числе альтернативные;
обращаться к Думе за защитой своих депутатских прав, чести, достоинства и полномочий;
приглашать на заседания Думы избирателей, других лиц, согласовывая это предварительно с председателем Думы, а в установленных Регламентом случаях оформлять на указанных лиц пригласительные билеты;
представлять на заседании Думы интересы органа местного самоуправления или органа территориального общественного самоуправления, выраженные в форме письменного поручения депутату;
обращаться к депутатам Думы с просьбой личного характера, если это не противоречит настоящему Регламенту и нормам депутатской этики;
объединяться во временные нерегистрируемые коалиции депутатов Думы в соответствии с личной позицией в целях координации действий;
знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Думы и ее органов, в том числе до их опубликования; получать копии этих текстов, а также получать копии текстов своих выступлений, не подлежащих опубликованию (произнесенных или переданных при закрытых заседаниях Думы и ее органов);
требовать включения в протокол заседания Думы текстов выступлений, не прозвучавших на заседании, а равно и изложенных в письменном виде предложений и замечаний по вопросам повестки дня;
проявлять иную инициативу, в том числе по изменению и дополнению законодательства.
Депутат обязан соблюдать правила депутатской этики.
4. Порядок проведения заседания Думы
Статья 35. Заседание Думы проводится в установленные Думой дни. Заседание Думы считается оконченным, когда исчерпана повестка дня данного заседания. По ходу работы Думы могут проводиться заседания ее комитетов и постоянных комиссий, других органов, иных комиссий и депутатских объединений.
В заседании по решению депутатов Думы может быть сделан перерыв на срок, устанавливаемый Думой.
Перед началом каждого заседания, в том числе после перерыва, проводится регистрация депутатов.
Депутат Думы обязан участвовать в работе заседаний Думы, ее органов, в состав которых он избран. Информация о депутатах, не участвующих в заседаниях Думы или ее органов без уважительной причины, публикуется в средствах массовой информации.
Статья 36. Председательствующий на заседании Думы:
открывает и закрывает заседание;
объявляет перерывы в соответствии с настоящим Регламентом или установленным для данного заседания порядком;
предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, выступающим;
организует прения, оглашает письменные запросы, заявления и справки депутатов и депутатских фракций;
предоставляет слово депутатам для устных вопросов и справок, выступлений по мотивам голосования;
объявляет о поступивших проектах областных законов, постановлений, предложений по рассматриваемым вопросам, ставит их на голосование;
оглашает вопросы и заявления, информирует о других материалах, поступивших в рабочий президиум;
объявляет результаты голосования;
обеспечивает соблюдение всеми присутствующими настоящего Регламента;
обеспечивает в зале заседания порядок, а при его нарушении депутатами Думы делает им замечание (предупреждение) и вправе ставить вопрос перед Думой о рассмотрении поведения данных депутатов в соответствующем комитете; удаляет из зала нарушителя, не являющегося депутатом Думы;
координирует работу органов Думы;
дает поручения, связанные с обеспечением работы заседания Думы, ее органам и работникам аппарата Думы;
выполняет иные функции, вытекающие из его роли председательствующего, с учетом конкретной обстановки на заседании.
Председательствующий на заседании способствует духу сотрудничества, сближению позиций сторон по рассматриваемым вопросам, достижению согласия (компромисса). В этих целях председательствующий организует проведение регулярных консультаций с председателями комитетов, руководителями фракций, групп, блоков депутатов, согласительными комиссиями.
Во время заседания председательствующий не вправе давать оценку выступлениям депутатов.
Статья 37. Заседания Думы проводятся, как правило, с 10 до 17 часов с одним большим перерывом на обед (не менее часа) и короткими перерывами (15-20 минут) через каждые полтора часа работы. По решению депутатов Думы может быть установлен иной режим работы.
Для урегулирования организационно-технических вопросов председательствующий, депутатское объединение, орган Думы, рабочий орган заседания Думы вправе запросить дополнительный технический перерыв - до 30 минут. Предложение подается в письменном виде в секретариат или устно в перерыве между выступлениями. Технический перерыв предоставляется Думой открытым голосованием, если за него подано не менее одной трети голосов от установленного числа депутатов Думы.
Продолжительность перерыва для работы согласительной комиссии устанавливается по предложению соответствующих сторон открытым голосованием.
Для проведения экстренного заседания комитета или постоянной комиссии в ходе заседания Думы предоставляется специальный перерыв с согласия Думы, принятого не менее чем одной третью от установленного числа депутатов Думы открытым голосованием по мотивированному предложению председателя соответствующей комиссии или комитета.
В конце каждого полного дня заседания Думы либо перед длительным перерывом в ее работе предоставляется время до 30 минут для заявлений, справок, сообщений, объявлений.
Статья 38. Для докладов на заседании Думы предоставляется до 15 минут, для содокладов - до 10 минут. Выступающим в прениях - до 5 минут, для повторных выступлений, а также при постатейном обсуждении проектов постановлений - до 3 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования, для заявлений, внесения предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
Докладчики и содокладчики имеют право на заключительное слово после обсуждения - до 3 минут.
С согласия большинства присутствующих на заседании председательствующий может продлить время выступлений.
Статья 39. Разрешение для выступления на заседании Думы предоставляет только председательствующий. Выступающие на заседании Думы или ее органа депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики.
Председательствующий при нарушении этих норм вправе сделать предупреждение о недопустимости такого поведения, а при продолжении - лишить выступающего слова. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу может быть предоставлено с согласия большинства от присутствующих депутатов.
По инициативе председательствующего, группы депутатов не менее одной десятой от установленного числа депутатов вопрос о некорректном поведении направляется для рассмотрения в комитет Думы мандатный и по вопросам местного самоуправления.
Если выступающий отклоняется от темы обсуждаемого вопроса, председательствующий может призвать его придерживаться темы.
Статья 40. Все проекты нормативно-правовых и иных актов, поступившие в протокольный сектор областной Думы от субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, направляются на заключение профильного комитета Думы. Проекты нормативно-правовых и иных актов, получивших положительное заключение профильного комитета и внесенные в протокольный сектор Думы не позднее чем за 5 суток до очередного заседания Думы, подлежат включению в повестку дня очередного заседания Думы.
Все проекты нормативно-правовых и иных актов, внесенные главой администрации Волгоградской области, после рассмотрения на заседании профильного комитета Думы подлежат включению в повестку дня очередного заседания Думы вне зависимости от характера заключения профильного комитета.
Все проекты нормативно-правовых и иных актов, не получившие положительного заключения профильного комитета (кроме проектов актов, внесенных главой администрации Волгоградской области), в повестку дня заседания Думы не вносятся и могут быть отправлены профильным комитетом на переработку внесшему их субъекту законодательной инициативы.
Статья 41. После открытия заседания Думы председательствующий представляет проект повестки дня заседания Думы.
По вопросам, включенным в проект повестки дня заседания Думы, получившим возражения хотя бы одного депутата, проводится голосование с формулировкой "Об исключении данного вопроса из повестки дня заседания Думы". Решение об исключении (включении) считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от присутствующих на заседании Думы депутатов.
Непосредственно на заседании Думы как в момент утверждения повестки дня заседания, так и в ходе ее работы могут быть внесены и должны быть проголосованы предложения о включении в повестку дня заседания Думы дополнительных вопросов, но только исключительно из числа тех, материалы на которые своевременно сданы в протокольный сектор аппарата Думы, рассмотренные в органах Думы и имеющие заключение ее правового отдела.
Включение в повестку дня заседания вопросов и их рассмотрение в ином, чем это определено настоящим Регламентом порядке, недопустимо.
Статья 42. Исключительно на заседании Думы решаются следующие вопросы:
принятие и внесение изменений в Устав (Основной закон) Волгоградской области;
принятие законов Волгоградской области;
избрание на должность и освобождение от должности председателя Думы и его заместителей, председателей (и заместителей) комитетов, заслушивание отчетов об их деятельности;
образование, избрание и упразднение постоянных и временных органов Думы, изменение их состава;
принятие и изменение Регламента Думы;
утверждение структуры и предельной численности штатного расписания Думы;
утверждение схемы управления Волгоградской областью, структуры органов администрации Волгоградской области;
утверждение планов и программ экономического, социального и экологического развития Волгоградской области, бюджета Волгоградской области и отчетов об их исполнении;
иные вопросы, отнесенные законодательством к исключительной компетенции Думы.
5. Порядок голосования на заседании Думы
Статья 43. На заседании Думы постановления по рассматриваемым вопросам принимаются:
открытым голосованием;
поименным голосованием;
тайным голосованием.
Результаты поименного и открытого голосования являются открытой информацией, доступной для депутатов Думы, любых организаций, учреждений, граждан, а также средств массовой информации.
Постановлением Волгоградской областной Думы от 30 июля 1998 г. N 81/1091 в статью 44 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 44. Открытое голосование производится двумя способами:
путем поднятия депутатом руки (депутатского удостоверения);
путем нажатия кнопки электронной системы голосования.
Перед началом открытого голосования председательствующий на заседании указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет (либо зачитывает) их формулировки или указывает страницу, абзац, строку в проекте постановления.
При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его "за" предложение или "против" него, либо "воздерживается" в оценке предложения, поставленного на голосование. Депутат обязан лично и обязательно осуществлять свое право на голосование. Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе подать свой голос позже.
Для депутатов, не участвующих по уважительным причинам в заседании Думы, предоставляется возможность письменного досрочного голосования. В этом случае депутат заблаговременно (до момента подсчета голосов) письменно оформляет свое мнение по рассматриваемому вопросу, помещает в закрытый конверт и передает его через протокольный сектор аппарата Думы председателю Думы, о чем председатель Думы информирует депутатов Думы. Конверт с бюллетенем депутата вскрывается при подведении итогов голосования председателем счетной комиссии.
После окончания подсчета голосов председательствующий на заседании объявляет результаты голосования и сообщает о принятии или отклонении предложения.
Статья 45. Поименное голосование организуется при принятии закона Волгоградской области "в целом", а также, если за такое голосование по какому-либо вопросу высказалось не менее одной трети депутатов, присутствующих на заседании.
Поименное голосование проводится с использованием:
электронной системы голосования;
именных бюллетеней, в которых указаны номер или формулировка вопроса, а также, фамилия, инициалы депутата, три варианта ответа и подпись депутата.
Результаты поименного голосования объявляются председательствующим.
В случае сбоев или неисправности электронной системы голосования Дума переходит к открытому голосованию путем поднятия руки либо откладывает голосование до устранения неисправности системы.
Статья 46. Тайное голосование проводится, если за его проведение проголосовало не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы.
Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума либо поручает эту работу ранее избранной депутатской счетной комиссии, либо избирает из числа депутатов открытым голосованием большинством от установленной численности Думы специально для этой цели счетную комиссию.
При формировании избираемых органов или должностных лиц выдвинутые кандидаты не могут входить в состав счетной комиссии.
Численный состав счетной комиссии устанавливается Думой, но не менее трех депутатов. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.
Заседания счетной комиссии, а также вскрытие урн, подсчет голосов проводятся, если присутствует не менее двух третей от общего состава счетной комиссии.
Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии по определенной форме в количестве, равном установленному числу депутатов Думы. На оборотной стороне бюллетеней комиссия делает отметку - подпись члена комиссии.
Бюллетени для тайного голосования должны содержать необходимую для голосования информацию: текст голосуемых предложений, фамилии кандидатов и т.д., а также порядок заполнения бюллетеня - путем вычеркивания при альтернативных вариантах или вычеркивания имеющихся вариантов ответов "за", "против" (либо этот порядок заполнения разъясняет председатель счетной комиссии устно перед началом выдачи бюллетеней). Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются ее председателем перед началом голосования.
Каждому депутату Думы выдается один бюллетень. Бюллетени выдаются членами счетной комиссии по спискам депутатов после предъявления удостоверения депутата Думы.
Заполнение бюллетеней производится депутатом в кабине для тайного голосования либо в отведенной для этой цели комнате.
При подсчете голосов недействительными считаются бюллетени:
неустановленной формы;
не имеющие пометки счетной комиссии, если она проставлялась;
в которых оставлено более одного альтернативного предложения или более одной кандидатуры на одну должность, если иное не предусмотрено Думой.
Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
Подсчет результатов тайного голосования производится на заседании счетной комиссии.
Протокол подсчета голосов подписывают все члены счетной комиссии, при этом каждый из них может записать свое особое мнение.
По докладу счетной комиссии Дума открытым голосованием принимает постановление об утверждении результатов тайного голосования.
Статья 47. Голосование с использованием электронной системы подсчета голосов является для Думы основной формой голосования. Результат электронного голосования (поименный) распечатывается и хранится в секретариате (протокольном секторе) Думы. Иные способы голосования осуществляются по предложению председательствующего или в случаях специально оговоренных настоящим Регламентом.
По просьбе депутата распечатка электронного голосования предоставляется ему беспрепятственно секретариатом Думы.
Статья 48. Если при голосовании ни один из предложенных проектов постановлений (кандидатур) по рассматриваемому вопросу (кандидату или кандидатурам) не набрал необходимого числа голосов для принятия за основу (избрания или утверждения), то эти проекты (кандидатуры) считаются недостаточно проработанными и возвращаются авторам для доработки (для выдвижения новых кандидатур) с последующим внесением как вновь подготовленные (вновь выдвинутые).
Статья 49. При выявлении ошибок в порядке и технике проведенного голосования по предложению председательствующего, депутата Думы или члена регламентной группы ставится на голосование предложение о повторном голосовании. Решение по данному вопросу принимается открытым голосованием не менее чем одной третью от числа зарегистрированных депутатов.
6. Порядок подготовки и принятия документов на заседании Думы
Постановлением Волгоградской областной Думы от 30 июля 1998 г. N 81/1091 в статью 50 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 50. Документы Думы принимаются в форме:
законов Волгоградской области;
постановлений;
заявлений, обращений.
Законы Волгоградской области и постановления к ним принимаются по следующим вопросам:
принятие Устава (Основного закона) Волгоградской области, внесение в него изменений и дополнений;
принятие закона об областном бюджете и утверждение отчета о его исполнении;
утверждение по представлению главы администрации Волгоградской области программ и планов социально-экономического развития Волгоградской области;
ратификация и денонсация соглашений Волгоградской области;
назначение областных референдумов;
утверждение схемы управления Волгоградской областью и системы органов исполнительной власти;
определение порядка управления и распоряжения собственностью Волгоградской области;
установление порядка образования и деятельности внебюджетных фондов Волгоградской области, утверждение их бюджетов и отчетов об их исполнении;
установление областных налогов, сборов, пошлин, ставок платежей;
согласование кандидатур на должности прокурора Волгоградской области и иных руководителей федеральных органов по Волгоградской области, если это предусмотрено федеральным законодательством;
установление мер административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных актов Волгоградской области;
согласование введения чрезвычайного положения на территории Волгоградской области или ее части в соответствии с федеральным законодательством;
назначение на должность и освобождение от должности половины членов избирательной комиссии Волгоградской области;
выражение недоверия должностным лицам администрации Волгоградской области;
принятие отставки главы администрации Волгоградской области;
осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
назначение выборов главы администрации Волгоградской области;
досрочное прекращение полномочий Думы в результате самороспуска;
досрочное прекращение полномочий депутата;
назначение выборов депутатов Думы.
Постановления Думы принимаются по вопросам:
избрания на должность и освобождения от должности председателя Думы и его заместителей;
образования, реорганизации и ликвидации комитетов, рабочих групп (комиссий), утверждения и изменения их состава, избрания на должность и освобождения от должности их председателей;
утверждения Регламента Думы и внесения в него изменений;
отмены распоряжений председателя Думы, не соответствующих законодательству Российской Федерации и нормативно-правовым актам Думы;
утверждения структуры и штатного расписания Думы и внесения в них изменений;
утверждения сметы расходов Думы в рамках принятого бюджета на текущий финансовый год;
депутатских запросов, а также по другим вопросам.
Статья 51. Устав (Основной закон) Волгоградской области, поправки к нему, преодоление отлагательного вето главы администрации Волгоградской области при подписании вновь принятого закона принимаются квалифицированным большинством, то есть если за данные решения проголосовало две трети от установленного числа депутатов Думы.
Изменение и дополнение данной статьи производится двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы.
Постановлением Волгоградской областной Думы от 30 июля 1998 г. N 81/1091 в статью 52 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 52. Законы Волгоградской области и постановления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы.
Постановлением Волгоградской областной Думы от 30 июля 1998 г. N 81/1091 статья 53 настоящего Регламента изложена в новой редакции
Статья 53. Утверждение текстов заявлений и обращений Волгоградской областной Думы принимается большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов областной Думы.
7. Депутатский запрос
Статья 54. Депутат или группа депутатов Думы вправе внести на рассмотрение Думы обращение к председателю Думы, главе администрации Волгоградской области, руководителям ее структурных подразделений, а также руководителям расположенных на территории Волгоградской области государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на заседании Думы.
Обращение депутата в Думу о признании его обращения в качестве депутатского запроса ставится на голосование. Если "за" проголосовало не менее одной трети от установленного числа депутатов, то обращение признается депутатским запросом.
Орган либо должностное лицо, к которому обращен запрос, обязан дать письменный ответ не позднее чем в семидневный срок с момента поступления запроса. Ответ оглашается на очередном заседании Думы. Депутат вправе дать на заседании Думы оценку ответу органа или должностного лица на запрос.
По результатам рассмотрения запросов Дума принимает постановление.
8. Делопроизводство Думы
Статья 55. Протокол заседания Думы должен быть оформлен и подписан председателем Думы не позднее чем в месячный срок после окончания заседания. Ответственность за своевременное оформление протокола и других материалов несет председатель Думы.
В протокол заседания Думы вносятся следующие данные:
наименование Думы, порядковый номер заседания (в пределах созыва) и дата его проведения;
фамилии и инициалы депутатов Думы, принимавших участие в работе заседания, с указанием их избирательных округов и занимаемой должности;
фамилии, инициалы и должности лиц, приглашенных на заседание Думы;
утвержденная повестка дня заседания Думы;
ход обсуждения вопросов, включенных в повестку дня заседания Думы (наименование каждого вопроса, фамилии, инициалы докладчиков и содокладчиков, их должности, результаты голосования за принятие постановлений).
Протоколы оформляются на основании стенограмм и записей хода заседания на магнитофонную пленку, а также других материалов, подготовленных к заседанию Думы. К протоколу заседания прилагаются постановления, принятые Думой.
Материалами заседания Думы являются:
стенограмма заседания; письменные вопросы и предложения депутатов, рассмотренные на заседании; тексты непрозвучавших выступлений депутатов; внесенные депутатами проекты постановлений, не принятые на заседании; список депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин.
Протокол и стенограмма заседания Думы печатаются в двух экземплярах и хранятся в протокольном секторе аппарата Думы. Один из экземпляров предназначен для выдачи депутатам и штатным сотрудникам Думы для работы над материалами заседаний Думы, а другой всем иным лицам - по разрешению председателя Думы.
Документы и материалы заседаний Думы хранятся в протокольном секторе аппарата Думы и по окончании календарного года передаются в установленном порядке в сектор объединенного архива управления делами администрации Волгоградской области.
Порядок подготовки и оформления документов регулируется специальными распоряжениями председателя Думы.
Глава II. Законодательная процедура
Статья 56. Законодательная деятельность Думы осуществляется в соответствии с ее ежегодным перспективным планом. Проекты постановлений, обращений, заявлений и законов Волгоградской области предоставляются в протокольный сектор аппарата Думы.
Законопроекты, подготовленные государственными органами, общественными объединениями, лицами, не обладающими правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Думу лишь субъектами права законодательной инициативы.
Статья 57. Правом законодательной инициативы наделены (обладают):
депутаты Волгоградской областной Думы;
глава администрации Волгоградской области;
в пределах компетенции:
представительные органы местного самоуправления;
прокурор Волгоградской области;
председатель Волгоградского областного суда общей юрисдикции;
председатель Арбитражного суда Волгоградской области.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Думу:
законопроектов и поправок к законопроектам;
законодательных предложений о разработке и принятии новых законов Волгоградской области;
предложений о поправках и пересмотре положений Устава (Основного закона) Волгоградской области;
проектов иных нормативных актов.
Необходимым условием внесения законопроекта в Думу в порядке законодательной инициативы является представление:
проекта постановления;
текста законопроекта;
пояснительной записки, содержащей обоснование, включающее в себя развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;
финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных средств и иных затрат);
по проектам, реализация которых предполагает финансовые затраты бюджета Волгоградской области, - заключение администрации Волгоградской области;
перечень нормативных актов, требующих внесения изменений в связи с принятием предлагаемого, в том числе и их отмены полностью или частично.
На имя председателя дополнительно представляются:
для представительных органов местного самоуправления - копия решения о реализации законодательной инициативы с указанием лица (лиц), представляющего данную законодательную инициативу в областной Думе; для всех субъектов права законодательной инициатив, кроме депутатов областной Думы, - письмо председателю Думы с просьбой рассмотрения законодательной инициативы.
В представленных материалах указываются фамилии депутатов Думы, являющихся инициаторами разработки законопроекта, государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации, а также лица, принимавшие участие в их подготовке.
Если форма представленного законопроекта не отвечает перечисленным требованиям настоящей статьи Регламента, такой проект в течение семи дней с момента его регистрации в протокольном секторе аппарата Думы возвращается председателем Думы, а в его отсутствие - первым заместителем председателя - инициатору для безусловного выполнения требований, установленных настоящим Регламентом.
Статья 58. Бюджет Волгоградской области Дума рассматривает и утверждает по представлению главы администрации Волгоградской области. Законопроект о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета Волгоградской области, могут быть внесены в Думу только при наличии заключения администрации Волгоградской области.
Законопроекты, указанные в части первой настоящей статьи Регламента, за исключением внесенных главой администрации Волгоградской области, направляются председателем Думы главе администрации Волгоградской области, который обязан в течение десяти дней с момента получения законопроекта дать свое письменное заключение и направить его в Думу. В случае несвоевременного представления в областную Думу главой администрации Волгоградской области письменного заключения по финансовым вопросам. Последние считаются согласованными и не влекут препятствий для их рассмотрения в областной Думе.
Статья 60. Законопроект, подлежащий рассмотрению Думой, направляется ее председателем во все комитеты Думы, главе администрации Волгоградской области и другим заинтересованным органам и лицам. Председатель Думы определяет комитет, ответственный за подготовку законопроекта, и дату его рассмотрения на заседании Думы в первом чтении.
Глава администрации Волгоградской области, комитеты Думы, другие заинтересованные органы и лица, получив законопроект от председателя Думы, рассматривают его и представляют в комитет, ответственный за подготовку законопроекта, свои письменные заключения и предложения в течение десяти дней с момента получения законопроекта, если иной срок не предусмотрен в сопроводительной записке.
Статья 61. Если в Думу внесены два и более альтернативных законопроекта, то они также подлежат рассмотрению в комитетах Думы. В этом случае комитет, ответственный за подготовку законопроекта, на основе заключений, поступивших в него от других комитетов Думы на каждый из альтернативных законопроектов, принимает решение о рекомендации Думе принятия одного из альтернативных законопроектов в качестве основы для рассмотрения его и принятия в первом чтении.
В том случае, если Думой будет принято предложение ответственного комитета, нормы и положения иных альтернативных законопроектов рассматриваются как дополнения и изменения к принятому за основу.
Статья 62. Замечания и предложения депутатов Думы и других субъектов права законодательной инициативы рассматриваются на заседании ответственного за законопроект комитета Думы.
Обсуждение законопроектов комитетами Думы проводится открыто, может освещаться средствами массовой информации (за исключением случаев расcмотрения вопросов на закрытых заседаниях).
Депутаты Думы, не участвующие в работе комитетов, вправе направить им свои замечания и поправки в письменном виде, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Статья 63. Рассмотрение законопроектов в Думе осуществляется, как правило, не менее чем в двух чтениях, в разные дни заседания Думы, не считая повторного рассмотрения уже принятого Думой закона, но отклоненного главой администрации Волгоградской области, если применительно к конкретному законопроекту Дума не примет иного решения.
Законопроекты, вносимые в Думу главой администрации Волгоградской области, принимаются к рассмотрению Думой в первоочередном порядке при полном соблюдении всех норм и положений настоящего Регламента и иных нормативных актов, регулирующих процедуру законотворческого процесса.
Статья 64. Законопроект к рассмотрению в первом чтении и соответствующие материалы к нему направляются председателем Думы в ее комитеты не позднее чем за двенадцать дней до его рассмотрения на заседании Думы. Законопроекты, кроме перечисленных в статье 54 настоящего Регламента, могут быть рассмотрены без заключений на них.
Рассмотрение Думой законопроекта в первом чтении начинается с обоснования автором или лицом, его представляющим, правомерности и актуальности законодательной инициативы, представления ее основных положений и норм, ответов на поставленные вопросы и содоклада лица от комитета Думы, ответственного за прохождение в Думе данной законодательной инициативы. Затем председательствующий организует краткое обсуждение с участием депутатов и заинтересованных лиц. Обсуждаются: основные положения законодательной инициативы, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.
При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания комитета Думы, депутатов, их фракций, главы администрации Волгоградской области или его представителя, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может решить:
принять закон в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
отклонить законопроект;
направить законопроект на доработку;
принять закон и направить его на подписание главе администрации Волгоградской области.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Регламентом устанавливается пятнадцатидневный срок подачи поправок к нему в ответственный за законопроект комитет Думы для их рассмотрения как в комитете, так и при втором чтении на заседании Думы.
Законопроект, принятый Думой в первом чтении, в течение восьми дней со дня его принятия, направляется для дальнейшей работы над ним всем субъектам права законодательной инициативы, ее авторам, заинтересованным лицам или органам.
По решению Думы текст законопроекта, принятого Думой в первом чтении, может быть опубликован с целью ознакомления с ним граждан Волгоградской области.
Постановлением Волгоградской областной Думы от 18 мая 2000 г. N 7/204 в статью 65 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 65. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного количества депутатов Думы. Это решение оформляется постановлением Думы.
В отдельных случаях и по усмотрению Думы, законопроект, внесенный на рассмотрение Думы в первом чтении, может быть принят ею в качестве закона Волгоградской области.
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся лицами, наделенными правом законодательной инициативы, только в ответственный за законопроект комитет Думы в виде письменного текста изменения или дополнения редакции конкретных пунктов, частей, статей, глав, разделов законопроекта, предложений об их изложении в иной редакции либо исключении из законопроекта.
Ответственный за законопроект комитет Думы по истечении срока подачи поправок к законопроекту, принятому Думой в первом чтении, рассматривает поступившие поправки с приглашением их авторов. Комитет Думы может согласиться с поправками и включить их в текст законопроекта или внести в Думу рекомендацию об отклонении поправок. Автор поправки вправе снять ее с обсуждения в любой стадии. После рассмотрения на заседании комитета Думы доработанный законопроект представляется председателю Думы для рассмотрения Думой во втором чтении. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитет Думы представляет таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, и таблицу одобренных поправок, а также заключение правового отдела Думы.
Срок рассмотрения законопроекта профильным комитетом между первым, вторым и последующими чтениями не должен превышать 60 дней со дня поступления материалов в комитет. Вне зависимости от количества одобренных или отклоненных поправок профильный комитет в указанный срок представляет законопроект председателю Думы.
Законопроект вместе с вышеуказанным перечнем материалов направляется председателем Думы главе администрации Волгоградской области, депутатам Думы, инициатору или автору текста законопроекта не позднее чем за десять дней до его рассмотрения Думой во втором чтении.
Председатель Думы вносит предложение на Совет Думы о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в повестку дня заседания Думы.
Статья 66. Второе чтение законопроекта в Думе предусматривает доклад председателя комитета Думы, ответственного за законопроект. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта комитетом Думы, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.
Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов, депутатских фракций, групп возражения против поправок, включенных ответственным за законопроект комитетом Думы при его доработке. Если таких возражений нет, то председательствующий ставит на голосование Думы вопрос о принятии законопроекта вместе с принятыми (рекомендованными к принятию) комитетом поправками. Все иные поправки, принятые комитетом и рекомендованные им для принятия Думой, но имеющие возражения хотя бы одного депутата, ставятся на голосование Думы.
Все иные поправки, отклоненные комитетом Думы, но на которых настаивают их авторы, ставятся председательствующим на голосование при дальнейшем постатейном обсуждении текста законопроекта. При этом их авторам предоставляется слово для краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения по каждой поправке. Автор вправе снять свою поправку, после чего в Думе проводится голосование о принятии или отклонении каждой поправки.
Председательствующий формулирует вопрос следующим образом: "Кто за то, чтобы отклоненную комитетом поправку (озвучивает ее) включить в текст законопроекта". Решение считается принятым, если "за" проголосовало не менее половины от установленного количества депутатов.
После окончания постатейного рассмотрения законопроекта во втором чтении председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии закона в целом. Если закон не принимается, то ставится на голосование вопрос об отправке его на доработку и рассмотрении его в третьем чтении или отклонении в данной редакции окончательно.
Принятый окончательно во втором чтении законопроект направляется в ответственный за законопроект комитет Думы для редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. По завершении этой работы законопроект в течение пяти дней представляется ответственным за законопроект комитетом председателю Думы, который направляет принятый Думой закон на подпись и опубликование главе администрации Волгоградской области.
Статья 67. При третьем чтении законопроекта Думой рассматриваются только материалы ответственного за законопроект комитета и не могут рассматриваться все иные, вносимые на рассмотрение Думы без их предварительного рассмотрения в ответственном комитете Думы.
Правом на внесение поправок в ранее принятый Думой закон при его повторном рассмотрении на заседании Думы как отклоненный главой администрации Волгоградской области в целом или из-за вносимых им поправок обладает исключительно глава администрации Волгоградской области. Все иные субъекты права законодательной инициативы реализуют свои права путем последующего внесения в закон поправок к уже действующему закону.
Принятый Думой закон Волгоградской области в третьем чтении в течение восьми дней направляется председателем Думы главе администрации Волгоградской области.
Статья 68. Закон, принятый Думой, либо подписывается главой администрации Волгоградской области не позднее десяти дней со дня получения и обнародуется (публикуется) не позднее семи дней со дня подписания, либо возвращается в Думу на повторное рассмотрение. До истечения указанного десятидневного срока закон может быть возвращен в Думу для повторного рассмотрения с изложением мотивов невозможности подписания принятого закона Волгоградской области и предлагаемой редакцией конкретных норм закона, подлежащих изменению.
Председатель Думы направляет возвращенный закон и материал к нему на повторное рассмотрение ответственного за принятие закона комитета Думы и правовой отдел Думы для подготовки юридического заключения. Комитет Думы рассматривает возвращенный закон с участием главы администрации Волгоградской области или его представителя. По итогам рассмотрения комитет может рекомендовать Думе:
одобрить закон в редакции, предложенной главой администрации Волгоградской области;
согласиться с главой администрации Волгоградской области о нецелесообразности принятия данного закона;
одобрить закон в ранее принятой редакции (преодолеть вето).
Председатель Думы по получении решения комитета, упомянутого в части второй настоящей статьи Регламента, включает вопрос о повторном рассмотрении закона Волгоградской области в повестку дня заседания Думы. О времени проведения заседания Думы не позднее чем за пять дней сообщается главе администрации Волгоградской области.
Повторное рассмотрение принятого Думой закона начинается с выступления главы администрации Волгоградской области или его представителя. Затем излагается заключение комитета. Предложение главы администрации Волгоградской области о нецелесообразности принятия отклоненного им закона может быть поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.
Если Дума принимает решение о проведении обсуждения, то в нем участвуют только представители комитета, фракций и депутатских групп. Заключительное слово предоставляется главе администрации Волгоградской области или его представителю.
По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить отклоненный закон в редакции, предложенной главой администрации Волгоградской области. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.
Если первое предложение не принято, на голосование Думы ставится вопрос об одобрении закона в ранее принятой Думой редакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Думы. В случае принятия Думой данного решения закон в восьмидневный срок направляется главе администрации Волгоградской области.
В случае, если не принято ни одно из решений, упомянутых в настоящей статье Регламента, Дума проводит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной главой администрации Волгоградской области. Перед каждым голосованием слово предоставляется главе администрации Волгоградской области или его представителю, а затем представителю ответственного за закон комитета Думы. Решение в каждом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.
После принятия Думой отдельных положений главы администрации Волгоградской области повторно рассмотренный Думой закон считается окончательно принятым.
Закон считается принятым с учетом предложений главы администрации Волгоградской области, если за это проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы. В этом случае закон в течение восьми дней передается председателем Думы главе администрации Волгоградской области.
Если при повторном рассмотрении закон Волгоградской области принят Думой в прежней редакции посредством преодоления вето главы администрации Волгоградской области, то глава администрации Волгоградской области обязан его подписать в течение трех дней и опубликовать в установленные сроки. В случае принятия возвращенного закона Волгоградской области в иной редакции он направляется главе администрации Волгоградской области и подписывается им как вновь принятый. В этом случае за главой администрации Волгоградской области сохраняется право вето. Подписанные правовые акты (законодательные) обнародуются (публикуются) и рассылаются во все районы и города области главой администрации Волгоградской области.
Постановления ненормативного характера, заявления, обращения, принятые Думой, в трехдневный срок со дня принятия подписывает председатель Думы. Они могут быть опубликованы или разосланы заинтересованным органам и лицам.
Глава III
9. Отношения Думы с органами исполнительной власти
Статья 69. Глава администрации Волгоградской области вправе учредить должность своего полномочного представителя в Думе для представления своих интересов в ее заседаниях.
Статья 70. Акты администрации Волгоградской области направляются в Думу в день их подписания и регистрации.
Статья 71. Дума вправе обратиться к главе администрации Волгоградской области с предложением об отмене актов администрации Волгоградской области либо обжаловать их в судебном порядке, если они противоречат Конституции и законам Российской Федерации, актам Президента и Правительства Российской Федерации, а также постановлениям Думы, принятым в пределах ее полномочий.
Статья 72. Глава администрации Волгоградской области вправе выйти в Думу с предложением об отмене нормативных актов, принятых Думой, либо опротестовать их в судебном порядке.
В случае поступления в Думу протеста от прокурора Волгоградской области на ранее принятый Думой акт председатель Думы выносит рассмотрение протеста на очередное заседание Думы.
Статья 73. При возникновении разногласий между Думой и главой администрации Волгоградской области возможно образование согласительных комиссий для урегулирования спорных вопросов с привлечением специалистов или независимых экспертов.
Статья 74. Невыполнение должностными лицами правовых актов Волгоградской областной Думы, которые были приняты в пределах ее компетенции (не опротестованные и не отмененные в установленном порядке), влечет установленную законодательством ответственность. Председатель Волгоградской областной Думы вправе направить представление об этом в областной суд для привлечения лиц к административной ответственности, а также главе администрации Волгоградской области о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности.
Председатель Волгоградской
областной Думы |
Л.В.Семергей |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградской областной Думы от 11 декабря 1997 г. N 71/873 "О Регламенте Волгоградской областной Думы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Волгоградской областной Думы от 24 февраля 2005 г. N 5/77 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Волгоградской областной Думы от 25 марта 2004 г. N 5/83
Постановление Волгоградской областной Думы от 5 февраля 2004 г. N 3/26
Постановление Волгоградской областной Думы от 30 августа 2001 г. N 13/253
Постановление Волгоградской областной Думы от 31 мая 2001 г. N 10/125
Постановление Волгоградской областной Думы от 19 апреля 2001 г. N 8/21
Постановление Волгоградской областной Думы от 29 марта 2001 г. N 6/141
Постановление Волгоградской областной Думы от 17 августа 2000 г. N 10/297
Постановление Волгоградской областной Думы от 18 мая 2000 г. N 7/204
Постановление Волгоградской областной Думы от 30 июля 1998 г. N 81/1091