В целях упорядочения выполнения работ по перепланировке и реконструкции жилых и нежилых помещений в жилых домах населенных пунктов Волгоградской области постановляю:
1. Утвердить и ввести в действие Порядок перепланировки и реконструкции жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории Волгоградской области (прилагается).
2. Главам администраций районов и городов Волгоградской области организовать работу межведомственных комиссий в соответствии с Порядком перепланировки и реконструкции жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории Волгоградской области.
3. Признать утратившим силу п.1 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 23.10.95 N 523 "Об утверждении Порядка оформления разрешения на переустройство и перепланировку квартир в жилых домах и контроля за его осуществлением".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Жилищно-коммунальный комитет Администрации Волгоградской области
Глава Администрации
Волгоградской области |
Н.К.Максюта |
Порядок
перепланировки и реконструкции жилых и нежилых
помещений в жилых домах на территории Волгоградской области
(утв. постановлением Главы Администрации Волгоградской области
от 30 ноября 1998 г. N 642)
1. Общие положения
1.1.Настоящий порядок устанавливает общие требования к оформлению документов, выполнению, контролю и приемке работ по перепланировке и реконструкции жилых и нежилых помещений (приватизированных и неприватизированных) в жилых домах государственного, муниципального, общественного жилищного фонда, а также находящихся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, учреждений и организаций.
Решение вопросов, связанных с перепланировкой в ходе капитального ремонта и реконструкции жилого дома, принимается в ином, установленном законодательством порядке на основании соответствующих нормативных документов, и настоящим порядком не регламентируется.
1.2. Понятие перепланировки включает в себя установку, перенос, разборку перегородок, кладовых с частичным изменением площади отдельных комнат помещения, исключая изменения их целевого использования (кухни, ванной, туалета) и схемы инженерного оборудования.
Переоборудование помещений включает в себя перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов, устройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов и т.п..
Понятие реконструкции включает в себя объединение двух и более квартир, изменение целевого использования отдельных помещений, устройство проемов в несущих стенах, новых врезок в инженерные коммуникации дома, увеличение нагрузок на инженерные сети и сооружения, установку инженерного оборудования иной мощности, увеличение нагрузки на перекрытия и другие изменения, влияющие на прочность и устойчивость несущих конструкций здания и безопасность эксплуатации жилого дома.
1.3. Рассмотрение вопросов, связанных с переоборудованием, перепланировкой и реконструкцией жилых и нежилых помещений в жилых домах, возлагается на межведомственные комиссии при администрациях районов и городов Волгоградской области, районов г.Волгограда (далее - межведомственные комиссии). Межведомственные комиссии организуются в следующем составе:
глава или заместитель главы администрации района (города) - председатель комиссии, представители органов архитектуры и градостроительства, государственного санитарного надзора, государственной противопожарной службы, жилищно-коммунальной организации.
При необходимости в состав комиссии могут быть включены представители проектных и других организаций.
Межведомственная комиссия при принятии решения руководствуется гражданским и жилищным законодательством, действующими строительными, санитарными и противопожарными нормами, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, постановлениями Главы Администрации Волгоградской области и другими нормативными актами.
1.4. Для предварительного изучения вопроса о возможности перепланировки или реконструкции заявление рассматривается органом архитектуры и градостроительства.
1.5. Перепланировка, переоборудование и реконструкция квартир не должны ухудшать условия проживания в них.
Перепланировка и реконструкция жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается только в пределах общей площади указанных помещений.
1.6. В случае проведения перепланировки или реконструкции в доме, подлежащем сносу в ближайшие 2-3 года, межведомственная комиссия ставит заявителя в известность о сносе дома в письменной форме.
1.7. Запрещается производить перепланировку и реконструкцию, которые ведут к нарушению прочности и разрушению несущих конструкций зданий, ухудшению сохранности и изменению внешнего вида зданий и не отвечают противопожарным требованиям, в том числе:
устройство оконных и дверных проемов в несущих стенах панельных и крупноблочных зданий, а также в стенах, сложенных по системе облегченных кладок;
устройство проемов в капитальных стенах, разделяющих здание на секции, или перегородках, являющихся противопожарными преградами;
установку перегородок, упирающихся одним краем в оконные проемы;
работы, связанные с повреждением балок и прогонов, ослаблением несущей способности отдельных опор, нарушением конструкций стропил и плоских кровель, нарушением монолитности перекрытий и целостности гидроизоляции в санитарных узлах и пароизоляции над подвальными перекрытиями;
установку кирпичных печей непосредственно на деревянное перекрытие, устройство дымоходов из металлических труб в помещениях и перекидных боровов на чердаках;
работы, которые влекут за собой нарушение тяги или закрытие вентиляционных, дымовых и газовых каналов, проходящих в стенах;
устройство голубятен, крольчатников и других помещений для птиц и животных на чердаках и в местах общего пользования жилых домов.
1.8. Запрещается производить переоборудование, перепланировку и реконструкцию квартир, ухудшающих условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, в том числе:
расположение трубопроводов с приборами к ним в толще перекрытий и над жилыми помещениями;
изменение планировки, ведущее к лишению части граждан возможности пользования кухней, уборной, ванной и выходом на лестничную клетку.
2. Получение разрешения на перепланировку квартиры
2.1. Заявления от физических и юридических лиц на перепланировку квартиры подаются в межведомственную комиссию.
К заявлению прилагаются:
письменное согласие всех постоянно проживающих в квартире совершеннолетних граждан, заверенное организацией, управляющей этим жилым домом;
технический паспорт (или его копия), выданный бюро технической инвентаризации с данными не более одного года давности на день обращения в межведомственную комиссию;
проект перепланировки, согласованный с районным (городским) архитектором, органами государственного санитарного надзора и государственной противопожарной службы, жилищной организацией, представляющей интересы собственника дома.
В проекте перепланировки квартиры должны быть указаны методы и способы производства работ, а также сроки их выполнения.
Перепланировка может быть разрешена и без изготовления проектно-сметной документации в случаях незначительного объема работ по переносу перегородок, установке вторых входных металлических дверей, разборке кладовок или демонтажу шкафов, антресолей, замене инженерного оборудования по существующей схеме без увеличения нагрузок. При этом разрешение на перепланировку оформляется постановлением администрации района (города).
2.2. Межведомственная комиссия в двухнедельный срок рассматривает представленные материалы , при положительном решении администрация района (города) готовит постановление о разрешении на перепланировку.
Постановление администрации направляется службе заказчика (дирекции единого заказчика, жилищно-коммунальному отделу, управлению жилищно-коммунального хозяйства), Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, органам архитектуры и градостроительства, бюро технической инвентаризации и заявителю. Один экземпляр постановления и проектной документации остается в администрации района (города).
В случае отказа в проведении работ заявителю выдается письменный обоснованный ответ за подписью председателя межведомственной комиссии или его заместителя.
2.3. Решение межведомственной комиссии об отказе в удовлетворении заявления физических или юридических лиц в перепланировке квартиры может быть обжаловано в суде в соответствии с действующим законодательством.
3. Получение разрешения на реконструкцию квартиры
3.1. Заявления от физических и юридических лиц на реконструкцию квартиры подаются в межведомственную комиссию.
К заявлению прилагаются:
письменное согласие всех постоянно проживающих в квартире совершеннолетних граждан, заверенное организацией, управляющей этим жилым домом;
технический паспорт (или его копия) , выданный бюро технической инвентаризации с данными не более одного года давности на день обращения в межведомственную комиссию;
проект реконструкции квартиры, выполненный проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, с приложением плана реконструируемой квартиры, планов реконструкции инженерных сетей и оборудования ,строительных и конструктивных чертежей и пояснительной записки с необходимыми расчетами.
Проект должен быть согласован с районным (городским) архитектором, органами государственного санитарного надзора, государственной противопожарной службы, жилищной организацией, представляющей интересы собственника дома, и иметь положительное заключение управления государственной вневедомственной экспертизы проектов Центра лицензирования строительной деятельности и государственной вневедомственной экспертизы проектов Волгоградской области (далее - управление государственной вневедомственной экспертизы проектов).
В проекте реконструкции квартиры должны быть указаны методы и способы производства работ, а также сроки их выполнения.
3.2. Межведомственная комиссия в двухнедельный срок рассматривает представленные материалы , при положительном решении администрация района (города) готовит постановление о разрешении на реконструкцию.
Постановление администрации направляется службе заказчика (дирекции единого заказчика, жилищно-коммунальному отделу, управлению жилищно-коммунального хозяйства), органам архитектуры и градостроительства, Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, бюро технической инвентаризации и заявителю. Один экземпляр постановления и проектной документации остается в администрации района (города).
В случае отказа в проведении работ заявителю выдается письменный обоснованный ответ за подписью председателя межведомственной комиссии или его заместителя.
3.3. Решение межведомственной комиссии об отказе в удовлетворении заявления физических или юридических лиц в перепланировке квартиры может быть обжаловано в суде в соответствии с действующим законодательством.
4. Получение разрешения на перепланировку и реконструкцию
нежилых помещений в жилых домах
4.1. Заявления на перепланировку и реконструкцию нежилых помещений подаются в межведомственную комиссию.
К заявлению прилагаются:
технический паспорт помещений (или его копия) , выданный бюро технической инвентаризации с данными не более одного года давности на день обращения в межведомственную комиссию;
документы, подтверждающие право собственности на указанное помещение.
В заявлении должно быть указано намерение заявителя об использовании данного помещения в случае изменения целевого назначения.
При выявлении межведомственной комиссией фактов, затрагивающих интересы граждан, проживающих в жилом доме, требуется согласование по предполагаемым работам органов территориального общественного самоуправления.
4.2. Межведомственная комиссия в двухнедельный срок рассматривает представленные документы и оформляет заключение.
Разрешением на реконструкцию и изменение целевого назначения помещений в жилых домах является постановление администрации района (города), основанное на положительном заключении межведомственной комиссии.
В случае отрицательного заключения межведомственной комиссии заявителю направляется обоснованный отказ. Решение межведомственной комиссии об отказе в удовлетворении заявления физических или юридических лиц в реконструкции нежилого помещения может быть обжаловано в суде в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Для оформления проектной документации на реконструкцию помещения заявитель представляет в орган архитектуры и градостроительства следующие документы:
постановление администрации района (города) о разрешении произвести реконструкцию и изменить целевое назначение нежилого помещения в жилом доме;
технический паспорт (или его копию), выданный бюро технической инвентаризации с данными не более одного года давности на день обращения в межведомственную комиссию;
заявку на выдачу архитектурно-планировочного задания на разработку проекта реконструкции.
Орган архитектуры и градостроительства в недельный срок выдает заявителю архитектурно-планировочное задание, на основании которого проектная организация, имеющая лицензию на данный вид деятельности, выполняет проект.
4.4. Проектная документация представляется заказчиком на согласование в соответствующие органы государственного санитарного надзора, государственной противопожарной службы , жилищную организацию, представляющую интересы собственника дома, органы территориального общественного самоуправления, а также на заключение в Государственную жилищную инспекцию по Волгоградской области и далее на комплексную экспертизу в управление государственной вневедомственной экспертизы проектов.
4.5. На основании согласований и положительного заключения управления государственной вневедомственной экспертизы проектов орган архитектуры и градостроительства согласовывает проектную документацию и передает ее на утверждение заказчику.
В проекте реконструкции помещения должны быть указаны методы и способы производства работ, а также сроки их выполнения.
4.6. Основанием для начала производства работ по реконструкции нежилых помещений в жилых домах являются:
постановление администрации района (города) о разрешении на реконструкцию и изменение целевого назначения нежилых помещений в жилых домах;
согласованная и утвержденная проектная документация;
разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, выданное органами государственного архитектурно-строительного надзора.
4.7. После окончания работ заказчик предъявляет объект приемочной комиссии в установленном законодательством порядке.
5. Порядок выполнения работ и ответственность
5.1. Работы по перепланировке и реконструкции помещений должны осуществляться с соблюдением требований действующих Правил пользования жилыми помещениями , содержания жилого дома и придомовой территории в Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985г. N 415 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993г. N 726.
5.2. Перепланировка и реконструкция жилых и нежилых помещений выполняется за счет средств юридических и физических лиц, обратившихся с заявлением на проведение работ в местный орган самоуправления.
Строительные и монтажные работы по перепланировке и реконструкции жилых и нежилых помещений могут выполняться только организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Авторский надзор ведет проектная организация, разработавшая проектную документацию.
5.3. До начала работ по перепланировке и реконструкции помещений в жилом доме физическое или юридическое лицо (наниматель, арендатор, собственник) представляет службе заказчика гарантийное обязательство о соблюдении им требований безопасности и добровольном возмещении другим гражданам и организациям ущерба в случае его возникновения при производстве работ, а также составленный жилищно-эксплуатационной организацией акт обследования технического состояния мест общего пользования и рядом расположенных квартир.
5.4. Физические и юридические лица на период проведения работ в обязательном порядке заключают с эксплуатирующей организацией договор на оплату за подключение к источнику электроснабжения дома и использование электроэнергии, складирование строительных материалов, вывоз мусора и предоставление других услуг.
5.5. Физические и юридические лица, осуществляющие перепланировку и реконструкцию помещений, в случае причиненного ущерба квартирам и нежилым помещениям, расположенным рядом, общему инженерному оборудованию и внутридомовым сетям в результате производства работ компенсируют все затраты по возмещению причиненного ущерба.
Физические и юридические лица, самовольно (без разрешения и проекта) выполняющие работы или нарушающие установленный порядок выполнения работ, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, а также возмещают ущерб, нанесенный жилым и нежилым помещениям и общему инженерному оборудованию в результате их деятельности.
5.6. Причиненный ущерб определяется комиссией с участием представителей собственника (управляющего) жилищноэксплуатационной или специализированной организации, представителей соответствующих контролирующих органов.
5.7. Наниматель, арендатор или собственник жилого помещения в многоквартирном доме, допустивший самовольно перепланировку или реконструкцию квартиры (комнаты), нежилого помещения, ведущих к нарушению конструктивных элементов или противопожарных устройств, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние. В случае невыполнения этого требования указанные работы производятся организацией, обслуживающей жилищный фонд, за счет лица, осуществившего самовольную перепланировку или реконструкцию помещения.
5.8. Аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования , вызванное несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения условий выполнения работ, должно устраняться незамедлительно обслуживающей организацией с последующим взысканием с нарушителя затраченных средств, при необходимости в судебном порядке.
6. Контроль и приемка выполненных работ
6.1. Контроль за сроками и условиями выполнения работ по перепланировке и реконструкции жилых и нежилых помещений в жилых домах осуществляется дирекциями единого заказчика в районах г.Волгограда, управлениями и отделами жилищнокоммунального хозяйства в районах и городах Волгоградской области, а также Государственной жилищной инспекцией по Волгоградской области в пределах предоставленных полномочий и действующего законодательства.
Осуществление технического надзора производится по договору с физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками помещений или представляющими их интересы. Заявитель, организации, осуществляющие технический надзор, несут ответственность за качество выполнения работ с составлением соответствующих актов на приемку выполненных работ и своевременную передачу исполнительных документов в бюро технической инвентаризации.
6.2. Приемку выполненных работ осуществляет межведомственная комиссия по заявлению физического или юридического лица, проводящего переоборудование, перепланировку или реконструкцию помещения, с составлением приемочного акта.
Работы считаются законченными, когда всеми членами межведомственной комиссии подписан акт приемки выполненных работ, внесены изменения в технический паспорт (либо он изготовлен вновь), зарегистрированный в бюро технической инвентаризации, и по одному экземпляру технического паспорта передано собственнику и жилищной организации.
6.3. Спорные вопросы или разногласия между членами межведомственной комиссии рассматриваются Государственной жилищной инспекцией по Волгоградской области с выдачей соответствующего заключения, которое является решающим при рассмотрении вопроса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Волгоградской области от 30 ноября 1998 г. N 642 "Об утверждении Порядка перепланировки и реконструкции жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории Волгоградской области"
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 30 марта 1999 г. N 55
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Волгоградской области от 21 марта 2005 г. N 233
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 марта 2005 г.