Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 11 февраля 2005 г. N 4/62
Территориальная программа
государственных гарантий оказания населению Волгоградской области
бесплатной медицинской помощи на 2005 год
26 мая, 19 сентября, 1 декабря 2005 г.
Паспорт Программы
Наименование Территориальная программа государственных гарантий
Программы оказания населению Волгоградской области бесплатной
медицинской помощи на 2005 год (далее - Программа)
Государственный Администрация Волгоградской области
заказчик
Программы
Цели и задачи Создание единого механизма реализации конституционных
Программы прав населения Волгоградской области по получению
бесплатной медицинской помощи гарантированного объема
за счет средств областного бюджета, бюджетов
муниципальных образований, средств системы
обязательного медицинского страхования и других
поступлений.
Обеспечение потребности населения Волгоградской
области в медицинской помощи, исходя из особенностей
демографического состава, уровней и структуры
заболеваемости населения.
Обеспечение сбалансированности обязательств
государства по предоставлению населению Волгоградской
области бесплатной медицинской помощи и выделяемых для
этого финансовых средств.
Повышение эффективности использования ресурсной базы
системы здравоохранения Волгоградской области с учетом
потребности населения в оказании медицинской помощи и
внедрения ресурсосберегающих технологий
Срок реализации 2005 год
Программы
Основные Определение потребности населения Волгоградской
программные области в медицинской помощи, предоставляемой
мероприятия бесплатно.
Обеспечение соответствия предоставляемой населению
Волгоградской области бесплатной медицинской помощи
территориальным нормативам оказания медицинской
помощи, предусмотренным Программой.
Обоснование необходимых материальных и финансовых
затрат для обеспечения гарантированного объема
бесплатной медицинской помощи.
Достижение сбалансированности объемов бесплатной
медицинской помощи, гарантируемой населению
Волгоградской области, и финансовых средств,
необходимых для обеспечения этих гарантий.
Оптимизация ресурсной базы системы здравоохранения,
участвующей в реализации Программы
Исполнители Комитет по здравоохранению администрации Волгоградской
Программы области.
Территориальный фонд обязательного медицинского
страхования Волгоградской области.
Главное финансово-казначейское управление
администрации Волгоградской области.
Исполнительные органы муниципальных образований.
Медицинские учреждения
Постановлением Волгоградской областной Думы от 26 мая 2005 г. N 10/216 настоящий раздел Паспорта Программы изложен в новой редакции
Объем Потребность в финансировании Программы составляет
и источники всего 9158530 тыс.рублей, из них:
финансирования средства областного бюджета и бюджетов муниципальных
Программы образований - 4603119 тыс.рублей;
средства страхователей, аккумулированные в
территориальном фонде обязательного медицинского
страхования Волгоградской области - 4555411 тыс.
рублей.
Финансовое обеспечение Программы в соответствии с
Законами Волгоградской области "О бюджете
территориального фонда обязательного медицинского
страхования на 2005 год" и "Об областном бюджете на
2005 год" составляет 5750413 тыс.рублей, из них:
средства областного бюджета и бюджетов муниципальных
образований - 2967880 тыс.рублей;
средства страхователей, аккумулированные в
территориальном фонде обязательного медицинского
страхования Волгоградской области, - 2782533 тыс.
рублей.
Дефицит финансового обеспечения Программы,
рассчитанной на основе стоимостных нормативов,
указанных в постановлении Правительства Российской
Федерации от 26 ноября 2004 г. N 690 "О Программе
государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год",
составляет в целом 37,2 процента, в том числе в части
бюджетной составляющей - 35,5 процента, в части
средств системы обязательного медицинского страхования
- 38,9 процента
Ожидаемые Предоставление населению Волгоградской области
результаты бесплатной медицинской помощи в объеме,
реализации предусмотренном Программой.
Программы Повышение эффективности использования ресурсов системы
здравоохранения Волгоградской области
Контроль за Информация о реализации Программы представляется в
исполнением администрацию Волгоградской области и Волгоградскую
Программы областную Думу.
1. Введение
Программа разработана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" (далее - постановление Правительства N 690) и от 06 мая 2003 г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".
Постановлением Волгоградской областной Думы от 26 мая 2005 г. N 10/216 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Обоснование Программы
В соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан объем бесплатной медицинской помощи, которая предоставляется населению, регламентируется Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Основой настоящей Программы является гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание профилактических, диагностических, лечебных и медико-социальных услуг. Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению Волгоградской области бесплатно.
Организационно-правовые аспекты взаимодействия сторон, участвующих в реализации Программы, сформулированы в приложениях 1-20 настоящей Программы.
Программа включает в себя:
виды медицинской помощи, предоставляемые населению Волгоградской области бесплатно (приложение 1);
медицинскую помощь, предоставляемую за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 2);
медицинскую помощь, предоставляемую в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Волгоградской области (приложение 3);
условия и порядок оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, участвующих в ее реализации (приложение 4);
схему взаимосвязей перечней болезней и состояний пациентов, специальностей врачей и профилей отделений стационаров при оказании медицинской помощи населению Волгоградской области (приложение 5);
перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов (приложение 6);
перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 7);
порядок формирования перечня медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 8);
перечень учреждений и подразделений здравоохранения, а также мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 9);
перечень заболеваний, видов медицинской помощи, услуг, других поводов обращения граждан в медицинские учреждения, не входящих в Программу (приложение 10);
сравнительные характеристики финансовых показателей реализации Программы (приложение 11);
сводный расчет стоимости Программы (приложение 12);
сводный расчет стоимости Программы по проектам бюджетов областного, муниципальных образований, территориального фонда обязательного медицинского страхования (приложение 13);
структуру затрат на единицу объема медицинской помощи, финансируемой за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (по рекомендуемым нормативам стоимости) (приложение 14);
структуру затрат на единицу объема медицинской помощи, финансируемой за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 15);
структуру затрат на единицу объема медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования (по рекомендуемым нормативам стоимости, все статьи расходов) (приложение 16);
структуру затрат на единицу объема медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования (по рекомендуемым нормативам стоимости) (приложение 17);
структуру затрат на единицу объема медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования по бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования (приложение 18);
объемы медицинской помощи, предоставляемой населению муниципальных образований в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2005 год (планы-задания) (приложение 19);
объемы медицинской помощи, предоставляемой населению муниципальных образований в части видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств областного и муниципальных бюджетов (планы-задания) (приложение 20).
Программа разработана с учетом нормативных показателей и фактических объемов медицинской помощи, оказываемых населению Волгоградской области. Объемные показатели являются основой для определения потребности расходов на здравоохранение при формировании областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области.
Населению Волгоградской области бесплатно предоставляется скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь, помощь в дневных стационарах в объемах и на условиях, определенных Программой.
При оказании медицинской помощи в больницах, дневных стационарах (при поликлиниках и больницах) и службой скорой медицинской помощи бесплатное лекарственное обеспечение больных осуществляется в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации Программы.
В исключительных случаях медицинские учреждения могут приобретать медикаменты вместо лекарственных средств, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации Программы, при наличии абсолютных показаний для их назначения по заключению клинико-экспертной комиссии и согласованию с руководителем учреждения в пределах выделенных ассигнований на медикаменты.
Государственное регулирование цен касается только лекарственных препаратов, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 1344-р и является составной частью Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации Программы.
Все виды медицинской помощи в рамках Программы обязательного медицинского страхования предоставляются в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензию, аккредитованных в установленном порядке и внесенных в перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области.
В исключительных случаях в течение года перечень медицинских учреждений может быть пересмотрен в соответствии с Порядком формирования перечня медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области, без изменения объемов, утвержденных Программой обязательного медицинского страхования.
В Перечень заболеваний, видов медицинской помощи, услуг, других поводов обращения граждан в медицинские учреждения, не входящих в Программу, включены виды медицинской помощи, в том числе профилактические, оказываемые за счет средств федерального бюджета, средств предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также предоставляемые населению в рамках программ добровольного медицинского страхования или оплачиваемые за счет личных средств граждан.
В соответствии с постановлением Правительства N 690 и методическими рекомендациями целевые областные и муниципальные медико-социальные программы не входят в объемные и стоимостные нормативы Программы.
3. Цели и задачи Программы
Цели Программы
Создание единого механизма реализации конституционных прав населения Волгоградской области на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.
Обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств.
Повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения Волгоградской области.
Задачи Программы
Обеспечение потребности населения Волгоградской области в медицинской помощи, исходя из особенностей демографического состава, а также уровней и структуры заболеваемости населения Волгоградской области.
Обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи, предоставляемой медицинскими учреждениями, территориальным нормативам и стандартам оказания медицинской помощи.
4. Основные мероприятия Программы
Программа предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
определение потребности населения Волгоградской области в видах и объемах медицинской помощи, предоставляемой бесплатно;
обеспечение соответствия предоставляемой населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи федеральным нормативам оказания медицинской помощи, предусмотренным Программой;
обоснование необходимых материальных, кадровых и финансовых затрат на выполнение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
достижение сбалансированности объемов, структуры гарантируемой населению Волгоградской области медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств;
повышение эффективности использования ресурсной базы системы здравоохранения Волгоградской области с учетом потребности населения Волгоградской области в оказании медицинской помощи и внедрения ресурсосберегающих технологий;
переход на принцип использования подушевого норматива финансирования на жителя территории при определении потребности Программы в денежных средствах и в ходе ее дальнейшей реализации.
Постановлением Волгоградской областной Думы от 26 мая 2005 г. N 10/216 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Финансовое обоснование Программы
Расчет стоимости реализации Программы на территории Волгоградской области осуществляется с использованием объемов медицинской помощи и стоимостных нормативов не ниже утвержденных постановлением Правительства N 690. При этом порядок формирования Программы предусматривает корректировку нормативов объемов с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости, а также фактически сложившихся объемов медицинской помощи.
Анализ фактически сложившихся объемов оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи и потребность в ее финансировании в 2005 году приведен в приложении 10.
Фактические объемы медицинской помощи, которые по прогнозу будут оказаны населению Волгоградской области в 2004 году, отличаются от рекомендованных минимальных социальных нормативов по объемам и структуре, особенно в части стационарной медицинской помощи. Так, с учетом объемов помощи, оказываемой при врожденных аномалиях, деформациях и хромосомных нарушениях у детей, при рекомендованном территориальном нормативе стационарной медицинской помощи, финансируемой за счет средств системы обязательного медицинского страхования, равном 5306758 койко-дней, ожидается фактическое выполнение количества койко-дней, равное 6826850. В части стационарной медицинской помощи, финансируемой за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, при рекомендованном территориальном нормативе, равном 2280827 койко-дням, ожидается фактическое количество койко-дней, равное 2285074. Проводимая в системе здравоохранения Волгоградской области работа по повышению эффективности использования ресурсов и по реструктуризации видов медицинской помощи позволит уменьшить потребность в стационарной помощи и оптимизировать структуру оказываемых медицинских услуг.
В соответствии с требованиями по формированию Программы расчеты ее стоимости произведены по двум вариантам.
Вариант первый.
Расчет проведен на основе стоимостных нормативов, установленных постановлением Правительства N 690, с учетом всех статей финансирования в структуре тарифа на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.
Общая стоимость Программы - 9158530 тыс.рублей, при этом за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - 3213735 тыс.рублей, за счет средств системы обязательного медицинского страхования - 5944795 тыс.рублей. Подушевой норматив финансирования за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств системы обязательного медицинского страхования составляет 3426,23 рубля.
Вариант второй. Предлагается в качестве основного варианта расчета Программы.
Расчет проведен на основе стоимостных нормативов, установленных постановлением Правительства N 690 (в 6 разделе), с учетом финансирования части статей в структуре тарифа на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.
В расчеты средней стоимости койко-дня в системе обязательного медицинского страхования включены следующие подстатьи бюджетной классификации: оплата труда (подстатья 211); начисления на фонд оплаты труда в размере 26,2 процента (подстатья 213); прочие услуги в части оплаты труда врачей-консультантов, оплаты медицинских услуг по взаиморасчетам между медицинскими учреждениями (подстатья 226); медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы (подстатья 340); мягкий инвентарь и обмундирование (подстатья 310); продукты питания (подстатья 340).
В расчеты средней стоимости посещения, дня лечения в дневном стационаре в системе обязательного медицинского страхования включены следующие подстатьи бюджетной классификации: оплата труда (подстатья 211); начисления на фонд оплаты труда в размере 26,2 процента (подстатья 213); прочие услуги в части оплаты труда врачей-консультантов, оплаты медицинских услуг по взаиморасчетам между медицинскими учреждениями (подстатья 226); медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы (подстатья 340); мягкий инвентарь и обмундирование (подстатья 310). Подстатья 226 "Прочие услуги" в части оплаты труда врачей-консультантов, оплаты медицинских услуг по взаиморасчетам между медицинскими учреждениями введена с 1 января 2005 года в связи с введением новой бюджетной классификации, расходы по ней определяются по фактическим затратам.
В соответствии с постановлением Правительства N 690 при оказании медицинской помощи из средств системы обязательного медицинского страхования:
средняя стоимость койко-дня при оказании стационарной помощи составляет 423,0 рубля;
средняя стоимость дня лечения в дневном стационаре составляет 184,8 рубля;
средняя стоимость амбулаторно-поликлинического посещения составляет 70,7 рубля.
Другие статьи расходов медицинских учреждений при оказании медицинской помощи населению Волгоградской области и иногородним гражданам в объеме Программы обязательного медицинского страхования отнесены на областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.
При оказании медицинской помощи при социально-значимых# заболеваниях, финансируемой из средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, средняя стоимость единицы объема оказываемой медицинской помощи составляет:
койко-дня при оказании стационарной помощи - 526,4 рубля;
дня лечения в дневном стационаре - 203,1 рубля;
амбулаторно-поликлинического посещения - 96,8 рубля;
вызова скорой медицинской помощи - 853,6 рубля.
В соответствии с информационным письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. N 4433/40-3/и N 690, утвержденные финансовые нормативы являются минимальными и обязательными для исполнения.
Общая стоимость Программы составляет 9158530 тыс.рублей, при этом за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - 4603119 тыс.рублей, за счет средств системы обязательного медицинского страхования - 4555411 тыс.рублей. Подушевой норматив финансирования за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств системы обязательного медицинского страхования составляет 3426,23 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 1704,2 рубля, за счет средств бюджетов - 1722,03 рубля.
При расчете стоимости Программы использованы объемные нормативы деятельности медицинских учреждений, рекомендованные постановлением Правительства N 690, в качестве минимальных социальных гарантий, скорректированные с учетом:
особенностей половозрастного состава и численности;
сложившихся уровней и структуры заболеваемости;
фактического объема оказываемой медицинской помощи населению Волгоградской области.
В связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства N 690 в состав Программы обязательного медицинского страхования внесена медицинская помощь при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей, а также при отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, в объемные и стоимостные параметры также внесены соответствующие коррективы.
На 2005 год устанавливаются следующие объемы деятельности медицинской сети по оказанию бесплатной медицинской помощи населению Волгоградской области:
скорая медицинская помощь - 909178 выездов (340 на 1000 жителей);
амбулаторно-поликлиническая помощь - 25647747 посещений (9594,9 на 1000 жителей), из них 22868858 посещений в системе обязательного медицинского страхования, 2778889 посещений по социально значимым видам медицинской помощи, финансируемым из средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
стационарная помощь - 8387658 койко-дней в круглосуточных стационарах (3137,9 на 1000 жителей), из них: 6102584 койко-дня в системе обязательного медицинского страхования, 2285074 койко-дня по социально значимым видам медицинской помощи, финансируемым из средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах, стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений и стационарах дневного пребывания больничных учреждений - 952693 дня лечения (356,4 на 1000 жителей), из них 916862 дня лечения по видам медицинской помощи, финансируемой из средств системы обязательного медицинского страхования, 35831 день лечения по социально значимым видам медицинской помощи, финансируемым из средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Объемы медицинской помощи, предоставляемой в рамках Программы населению конкретного муниципального образования, оформляются в виде плана-задания, которое согласовывают главы администраций муниципальных образований, руководители органов управления здравоохранением, руководители медицинских учреждений, руководители территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области, и утверждает председатель комиссии при администрации Волгоградской области по формированию Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи, согласованию планов-заданий для муниципальных образований и планов-заказов медицинским учреждениям.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения и страховых взносов в составе единого социального налога на обязательное медицинское страхование работающего населения, аккумулированных в территориальном фонде обязательного медицинского страхования Волгоградской области.
На выполнение Программы в 2005 году из указанных источников необходима сумма в размере 9158530 тыс.рублей. Финансовое обеспечение Программы в соответствии с Законами Волгоградской области "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" и "Об областном бюджете на 2005 год" составит 5750413 тыс.рублей, из них: средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - 2967880 тыс.рублей, средства страхователей, аккумулированные в территориальном фонде обязательного медицинского страхования Волгоградской области - 2782533 тыс.рублей.
Подушевой норматив финансирования из средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств системы обязательного медицинского страхования составит 2151,25 рубля, величина страхового взноса за одного неработающего - 800 рублей.
Дефицит финансового обеспечения Программы по сравнению с потребностью составляет 37,2 процента, в том числе в части бюджетного финансирования - 35,5 процента, в части средств системы обязательного медицинского страхования - 38,9 процента.
Наличие дефицита финансирования Программы требует проведения мероприятий по обеспечению ее сбалансированности. Сбалансированность может быть достигнута путем увеличения доходной части до расчетной величины (увеличение бюджетных средств, увеличение страхового взноса за одного неработающего до 1961 рубля и др.).
Сокращение расходной части Программы для достижения ее финансовой сбалансированности может быть осуществлено за счет уменьшения тарифа на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования (путем снижения финансового обеспечения статей "питание", "медикаменты" и "мягкий инвентарь" в среднем в пределах 40 процентов), а также за счет уменьшения расходов по всем статьям затрат на содержание медицинских учреждений в части бюджетной составляющей Программы (кроме оплаты труда с начислениями во внебюджетные фонды и коммунальных услуг).
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы при условии полного финансового обеспечения позволит:
предоставить населению Волгоградской области гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи;
повысить эффективность функционирования системы здравоохранения Волгоградской области в целом.
Председатель Волгоградской
областной Думы |
Р.Г.Гребенников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.