Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 г. N 286 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления главы администрации Волгоградской области от 5 мая 2004 г. N 396 "Об утверждении сборников территориальных единичных расценок для определения стоимости строительства в Волгоградской области - ТЕР-2001" (далее - Постановление) на предмет соответствия федеральному законодательству.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка, имеется в виду приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 г. N 285
Юридической экспертизой установлено следующее:
Постановлением утверждены сборники территориальных единичных расценок для определения стоимости строительства в Волгоградской области - ТЕР-2001.
Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие в сфере ценообразования в строительстве на территории области.
Целью принятия Постановления является обеспечение перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
1. Конституцией Российской Федерации;
2. Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ);
3. Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ);
4. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 г. N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству" (в редакции от 08.08.2003 г. N 475);
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. N 196 "Вопросы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству";
7. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 08.04.2002 г. N 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" (в редакции от 21.10.2003 г. N 184);
8. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 16.10.2000 г. N 229 "О Порядке регистрации Госстроем России сборников сметных норм и цен, разработанных в связи с переходом на новую сметно-нормативную базу с 1 января 2001 года";
9. Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 г. N 73-ОД (в редакции от 09.12.2003 г. N 892-ОД).
Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о градостроительстве состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 22 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области градостроительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также конституциями или уставами субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях.
Территориальные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, сборники единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные, отраслевые сборники специализированных видов строительства разрабатываются соответственно администрациями субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями, согласовываются, утверждаются в установленном порядке и вводятся в действие после регистрации их Госстроем России (пункт 1 Порядка регистрации Госстроем России территориальных и отраслевых сборников сметных норм и цен, разработанных в связи с переходом на новые сметные нормы и цены в строительстве на территории Российской Федерации с 1 января 2001 года, утвержденного приказом Госстроя России от 16.10.2000 года N 229).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять меры по завершению разработки и внедрения новой сметно-строительной базы (пункт 9 постановления Госстроя России от 08.04.2002 г. N 16).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Уставом (Основным законом) Волгоградской области установлено, что исполнительную власть Волгоградской области возглавляет глава администрации. В пределах своих полномочий глава администрации области издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, глава администрации Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
В тексте Постановления несоответствий действующему федеральному законодательству не установлено.
В исследуемом Постановлении выявлено нарушение юридической техники.
Пунктом 2 Постановления на Территориальный строительный комитет Администрации Волгоградской области возложена обязанность по направлению сборников территориальных единичных расценок на регистрацию в Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике. Название Государственного комитета не соответствует действительности, так как Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 г. N 1289 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.1999 г. N 95 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике" и утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Следовательно, с 24.11.1999 г. в структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике отсутствует. Помимо этого, в соответствии с пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству передав его функции по контролю и надзору - Федеральной службе по технологическому надзору.# Также пунктом 21 Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что "впредь, до внесения изменений в соответствующие федеральные законы наименования федеральных органов исполнительной власти определяются настоящим Указом".
Из вышеизложенного следует, что наименование федерального органа исполнительной власти полномочного проводить регистрацию сборников территориальных единичных расценок для определения стоимости строительства должно соответствовать наименованию, которое определено Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление главы администрации Волгоградской области от 5 мая 2004 года N 396 "Об утверждении сборников территориальных единичных расценок для определения стоимости строительства в Волгоградской области" соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное нарушение юридической техники. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Главного управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 20 мая 2004 г. N 01-11/(076)96-04 "На постановление главы администрации Волгоградской области от 5 мая 2004 г. N 396 "Об утверждении сборников территориальных единичных расценок для определения стоимости строительства в Волгоградской области - ТЕР-2001"
Текст заключения официально опубликован не был