Главное управление Министерства юстиции Российской федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. N 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления главы администрации Волгоградской области от 19.02.1999 г. N 113 "Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных местностей на территории Волгоградской области, в пределах которых организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (в редакции от 23.04.2004 г. N 368) (далее Постановление) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемым Постановлением утвержден Перечень отдаленных и труднодоступных местностей на территории Волгоградской области, в пределах которых организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Предметом регулирования указанного Постановления являются налоговые правоотношения, а также отношения по защите прав и свобод человека и гражданина.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ);
- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральным законом от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";
- Указом Президента Российской Федерации от 16.02.1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением";
- Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.96 г. N 73-ОД.
В соответствии с пунктом "и" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и п."б" защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем 2 части 3 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка, имеется в виду часть 2 пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
В соответствии с ч.3 ст.7 Устава (Основного закона) Волгоградской области государственными органами власти Волгоградской области являются: Волгоградская областная Дума, глава администрации Волгоградской области.
Частью 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области предусмотрено, что в пределах своих полномочий глава администрации области издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, принятие исследуемого юридической экспертизой нормативного правового акта входит в компетенцию главы администрации Волгоградской области.
В тексте постановления главы администрации Волгоградской области несоответствий федеральному законодательству не выявлено, вместе с тем, рассматриваемое постановление содержит нарушение юридической техники.
Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 29.10.2003 г. N 278 "Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" нормативный правовой акт должен содержать набор реквизитов. По сложившейся практике дата (срок) вступления в силу нормативного правового акта входит в указанный набор реквизитов. В рассматриваемом постановлении рассматриваемый элемент отсутствует.
Вывод: по итогам юридической экспертизы постановление главы администрации Волгоградской области от 19.02.1999 г. N 113 "Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных местностей на территории Волгоградской области, в пределах которых организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (в редакции от 23.04.2004 г. N 368) соответствует федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное нарушение юридической техники. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Главного управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 26 мая 2004 г. N 01-11/(071)103-04 "На постановление главы администрации Волгоградской области от 19.02.1999 г. N 113 "Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных местностей на территории Волгоградской области, в пределах которых организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (в редакции от 23.04.2004 г. N 368)"
Текст заключения официально опубликован не был