Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 28 декабря 2000 г. N 19/558
Областная программа государственной поддержки и развития
предпринимательства в Волгоградской области на 2001-2005 годы
14 июня, 30 августа 2001 г., 10 декабря 2003 г., 6 августа 2004 г.
Паспорт Программы
Наименование Областная программа государственной поддержки и раз-
Программы вития предпринимательства в Волгоградской области на
2001-2005 годы (далее - Программа)
Дата принятия Закон Волгоградской области "О государственной под-
решения о разра- держке малого предпринимательства в Волгоградской об-
ботке Программы ласти" от 2 октября 1996 г. N 85-ОД, Постановление
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000
г. N 121
Государственный Глава администрации Волгоградской области
заказчик, дирек-
тор Программы
Основной разра- Управление развития предпринимательства администрации
ботчик Программы Волгоградской области
Цель Программы Обеспечение благоприятных условий для развития малого
предпринимательства на основе повышения качества и
эффективности мер государственной поддержки
Задачи Программы Создание правовых, экономических, организационных ус-
ловий для развития малого предпринимательства в Вол-
гоградской области;
повышение эффективности использования инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства;
совершенствование механизмов финансово-кредитной под-
держки, инвестиционных технологий, консолидация
средств для финансирования приоритетных направлений
малого предпринимательства;
преодоление административных барьеров на пути разви-
тия малого предпринимательства;
предоставление методической, информационной, консуль-
тационной, образовательной и правовой поддержки
предпринимательства;
организация производственно-маркетинговой поддержки
малого предпринимательства;
создание новых рабочих мест
Перечень основ- Совершенствование нормативно-правовой базы развития и
ных мероприятий поддержки малого предпринимательства;
Программы методическое, организационное и информационное обес-
печение развития предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательст-
ва;
финансово-кредитная и инвестиционная поддержка предп-
ринимательства;
производственно-маркетинговая поддержка предпринима-
тельства;
образовательная поддержка и кадровое обеспечение
предпринимательства;
Объемы и источ- Общий объем финансирования в 2001-2005 годы -
ники финансиро- 23,5 млн.рублей:
вания Программы в том числе: в 2001 году - 4,7 млн.руб.;
в 2002 году - 4,7 млн.руб.;
в 2003 году - 4,7 млн.руб.;
в 2004 году - 4,7 млн.руб.;
в 2005 году - 4,7 млн.руб.
Финансирование осуществляется за счет средств Фонда
развития Волгоградской области, финансово-кредитных
учреждений, а также выделенных областным бюджетом на
текущий год и других источников финансирования, пре-
дусмотренных действующим законодательством.
Ожидаемые Увеличение количества малых предприятий до 22 тысяч и
результаты рабочих мест на 15-20 процентов;
реализации насыщение рынка конкурентоспособными товарами и това-
Программы рами местного производства;
задействование в производственно-хозяйственной дея-
тельности более 1000 крестьянско-фермерских хозяйств;
прирост объемов производства на малых предприятиях по
всем отраслям экономики области на 5-10 процентов;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уров-
ней от сферы малого предпринимательства на 10-15 про-
центов.
Организация Волгоградская областная Дума;
контроля за заместитель главы администрации Волгоградской облас-
исполнением ти, курирующий малое предпринимательство;
Программы комитет экономики администрации Волгоградской области;
управление финансов администрации Волгоградской об-
ласти;
управление развития предпринимательства администрации
Волгоградской области
I. Содержание проблемы
Программа разработана в соответствии с Законом Волгоградской области от 2 октября 1996 г. N 85-ОД "О государственной поддержке предпринимательства в Волгоградской области" и, являясь составной частью государственной политики социально-экономического развития области, направлена на реализацию целей и задач поддержки и развития малого предпринимательства.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой и протекание реформ в России показывают усиливающуюся роль малого предпринимательства, его высокий адаптационный потенциал и способность обеспечить решение важнейших социально-экономических задач.
По мере вовлечения в предпринимательство все более значительных групп экономически активного населения повышается значимость предпринимательского сектора в развитии экономики области. Достигнутый на сегодняшний день уровень развития малого предпринимательства в области необходимо повышать.
Система мероприятий Программы разработана по принципу повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, а также преемственности по отношению к Программе за предыдущий период.
Анализ выполнения мероприятий Программы государственной поддержки и развития предпринимательства в Волгоградской области на 1998-2000 годы показал, что для дальнейшего эффективного развития малого предпринимательства имеются все предпосылки, включая ресурсный, производственно-технологический и кадровый потенциал.
В Волгоградской области наблюдается динамичный рост количества малых предприятий. На конец 1999 года в Волгоградской области действовало 17,9 тыс. малых предприятий с численностью работающих 123,9 тыс.человек. Наибольшее количество малых предприятий действовало в сфере торговли и общепита - 50,5 процента, строительстве - 15,9, промышленности - 11,5, в сельском хозяйстве - 3,1 процента всех малых предприятий. В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.
Объем произведенной в 1999 году малыми предприятиями продукции в сопоставимых ценах на 3,2 процента больше уровня 1998 года. При этом в промышленности произошел рост на 62 процента, в торговле и общественном питании - на 31,2 процента, в строительстве - на 17 процентов по сравнению с 1998 годом.
В 1999 году малые предприятия области получили прибыль в объеме 395,8 млн.рублей. Численность занятых на малых предприятиях составила 18,3 процента от общей численности занятых в народном хозяйстве области. Поступление налогов в консолидированный бюджет от субъектов малого предпринимательства составляет около 16 процентов от общего объема.
Действующая инфраструктура поддержки предпринимательства включает в себя органы управления регионального и муниципального уровней, структуры, деятельность которых направлена на поддержку и развитие предпринимательства, а также союзы предпринимателей, советы, общественные организации и т.д.
Существует ряд проблем, препятствующих развитию предпринимательства:
несовершенство системы налогообложения;
нестабильность бюджетного финансирования региональной Программы;
неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, самофинансирования и страхования рисков малых предприятий;
ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям;
отсутствие у предпринимателей достаточных гарантий для реализации своих прав и интересов;
организационные проблемы функционирования малых предприятий в рыночной среде и взаимодействия с государственными структурами;
административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство Волгоградской области является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Государственные органы власти должны сочетать контрольные функции с функциями защиты, проводить четко выраженную политику. Необходимо создать условия для поступательного развития предпринимательства, которое обеспечит решение ряда социальных и экономических проблем.
II. Цель и задачи Программы
Направления решения поставленных задач
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовых, экономических, организационных условий для развития малого предпринимательства в Волгоградской области; в повышении эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; в совершенствовании механизмов финансово-кредитной поддержки, инвестиционных технологий, в консолидации средств для финансирования приоритетных направлений малого предпринимательства; в преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; в предоставлении методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки предпринимательства; в организации производственно-маркетинговой поддержки малого предпринимательства; в создании новых рабочих мест.
Для достижения цели Программы конкретные меры поддержки предпринимательства и интеграция их в единое целое представлены по следующим направлениям, определенным в зависимости от факторов влияния (правовых, финансовых, материальных и т.д.) и функций государственной поддержки:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития и поддержки предпринимательства.
Это направление включает в себя: непосредственное принятие законов Волгоградской области, в частности, "О защите прав и законных интересов предпринимателей" и иных законов, которые будут направлены на регулирование отношений предпринимательских и государственных структур; внесение дополнений и изменений в Законы Волгоградской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области" в части упрощения процедуры регистрации и ликвидации, уточнения критериев субъектов малого предпринимательства, "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" для уменьшения налоговых ставок и упрощения отчетности для малых предприятий; разработка и принятие областных подзаконных актов, в частности, регламентирующих деятельность обществ взаимного кредитования, вопросы имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства и другое; разработка предложений по внесению дополнений и изменений: в налоговое законодательство, позволяющих упростить систему налогообложения малых предприятий, а также введение регионального характера собираемых с них налогов, направление штрафов и сборов, полученных с субъектов малого предпринимательства, на их государственную поддержку; в трудовое законодательство, в целях защиты интересов работников малых предприятий; в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
2. Методическое, организационное и информационное обеспечение развития предпринимательства.
Для реализации мероприятий государственной поддержки необходимо проведение исследований, опирающихся на систематизированные аналитические данные о состоянии и развитии предпринимательства в Волгоградской области. Реализация результатов исследований на основе объективного анализа и методических рекомендаций возможна через предоставление структурам, заинтересованным в развитии предпринимательства, и органам управления обзоров, аналитических, прогнозных, методических материалов. Обеспечить организацию и координацию действий путем проведения семинаров с работниками муниципальных образований, совещаний с представителями государственных органов, конференций с предпринимателями и другими заинтересованными структурами. Необходимо обеспечить функционирование системы информационного обеспечения предпринимателей, касающейся правовых вопросов деятельности малых предприятий, маркетинга, аудита, установления делового сотрудничества и др.
3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки нужно скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. Необходимо продолжить формирование инфраструктуры в районах области (создание фондов поддержки предпринимательства, информационно-консультационных центров совместно с заинтересованными структурами), а также повысить эффективность деятельности существующих объектов. Комплексность и функционирование системы поддержки предпринимательства позволит обеспечить всесторонний характер поддержки и согласованные действия всех ее составляющих.
4. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства.
Для решения проблем финансирования малых предприятий необходимо:
четко определить механизмы и сферы ответственности всех участников финансовой системы;
развивать схемы кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов средствами этих предприятий, а также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями;
осваивать современные кредитно-инвестиционные механизмы (например, лизинг);
оказывать содействие обществам взаимного кредитования, в том числе путем создания областного фонда кредитно-потребительской кооперации;
содействовать в организации новых рабочих мест на базе малых предприятий.
5. Производственная и имущественная поддержка малого предпринимательства.
Развитие производственной и имущественной поддержки включает в себя:
привлечение малых предприятий к производству и поставке комплектующих для крупных предприятий;
создание системы гарантированного участия малых предприятий в реализации государственных и муниципальных заказов (на уровне не менее 15 процентов), в том числе через организацию выполнения субподрядных работ во взаимодействии с крупными предприятиями;
организацию доступа малых предприятий к незагруженным площадям и оборудованию, являющимся федеральной и областной собственностью;
содействие развитию выставочно-ярмарочной деятельности малых предприятий.
6. Образовательная поддержка и кадровое обеспечение малого предпринимательства.
Подразумевается создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров административно-управленческого персонала государственных органов, кадров предпринимательских структур, а также укрепление и расширение сети профильных учебных заведений и организаций. Мероприятия данного раздела обеспечат:
доступность качественного бизнес-образования как для действующих, так и для начинающих предпринимателей;
поддержку сети негосударственных образовательных учреждений на региональном и муниципальном уровнях;
организацию центра по подготовке и переподготовке на базе государственного аккредитованного учебного заведения.
III. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2001-2005 годы и будет осуществляться в два этапа.
Первый этап предусматривает реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности действующей инфраструктуры, усиление взаимодействия ее элементов на районном и областном уровнях, создание новых объектов, разработку механизмов имущественной, производственной и финансовой поддержки предпринимательства в Волгоградской области, а также выполнение плановых мероприятий.
На втором этапе основные усилия будут направлены на активизацию финансово-кредитной поддержки, инвестирование приоритетных направлений развития предпринимательства с возможным привлечением на паритетных началах средств из других источников, предполагается внедрение разработанных механизмов, а также реализация других мер государственной поддержки, обусловленных первым этапом и предусмотренных перечнем основных мероприятий Программы.
Постановлением Волгоградской областной Думы от 30 августа 2001 г. N 13/261 в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Организация управления Программой и механизм ее реализации
Государственным заказчиком Программы является администрация Волгоградской области. Управление развития предпринимательства администрации Волгоградской области совместно с консультативным советом по развитию предпринимательства при администрации Волгоградской области осуществляет координацию программных мероприятий, а также их исполнение совместно с другими государственными органами управления и Волгоградским областным фондом поддержки малого предпринимательства.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
Управление развития предпринимательства определяет первоочередность выполнения мероприятий, связанных с использованием средств бюджета.
Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях консультативного совета по развитию предпринимательства при главе администрации Волгоградской области.
В качестве основного варианта финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства предусматривает финансирование инвестиционных проектов и бизнес-предложений, включенных в муниципальные программы развития и поддержки предпринимательства, из областного бюджета на паритетных началах с бюджетами муниципальных образований или при долевом участиии предприятия собственными средствами. При этом администрации городов и районов области выполняют функции финансовых исполнителей.
Дополнительной формой финансовой поддержки является система льготного кредитования через банковские структуры с компенсацией банкам из средств областного бюджета недополученных доходов при выделении кредитов субъектам малого предпринимательства по сниженным (льготным) процентным ставкам. Соответственно, предполагается финансирование предпринимательских проектов путем получения банковских кредитов.
Одним из приоритетных вариантов имущественной поддержки малого предпринимательства является снижение арендной платы за использование государственного имущества Волгоградской области, при этом суммарные потери бюджета от снижения арендной платы относятся на статью расхода бюджета в счет уменьшения ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на развитие рыночной инфраструктуры (малый бизнес и предпринимательство).
Недостаточность бюджетных ассигнований может быть компенсирована особым механизмом реализации Программы. Он предполагает использование гибкой инвестиционной поддержки, ориентированной на производственную сферу, введение дополнительных стимулов для развития малого бизнеса в экономически депрессивных районах, возможность получения коммерческими структурами в собственность имущества и земли.
V. Контроль за исполнением Программы
Волгоградская областная Дума, управление финансов администрации Волгоградской области, комитет экономики администрации Волгоградской области, заместитель главы администрации Волгоградской области, курирующий малое предпринимательство, осуществляют контроль за исполнением Программы и целевым использованием денежных средств. В управление финансов администрации Волгоградской области и Волгоградскую областную Думу ежегодно управлением развития предпринимательства администрации Волгоградской области представляется отчет о реализации программных мероприятий, на основании которых могут вноситься дополнения и соответствующие корректировки бюджетного финансирования Программы. Текущий контроль и оперативное управление по реализации Программы осуществляет управление развития предпринимательства администрации Волгоградской области.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Основой ресурсного обеспечения развития предпринимательства и реализации Программы поддержки предпринимательства должно стать стабильное выделение средств регионального и муниципального бюджетов по нормативам, в том числе на возвратной основе, при безусловном конкурсном распределении их на цели:
кредитно-финансовой поддержки реализации предпринимательских проектов в приоритетных для области направлениях деятельности;
создания и долевого обеспечения деятельности базовых элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства (фондов, агентств, центров).
Финансирование Программы предусматривается отдельной строкой в областном бюджете с учетом рекомендаций Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" о выделении не менее 0,5 процента годовых доходов областного бюджета на поддержку малого предпринимательства.
Общий объем финансирования Программы в 2001-2005 годах составляет 23500 тыс.рублей.
Кроме того, реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств федерального бюджета, внебюджетных финансовых источников, в том числе получение банковских кредитов, собственных средств субъектов малого предпринимательства, предполагается наладить работу с создаваемым фондом развития Волгоградской области. А также в числе потенциальных участников долевого инвестирования в проекты малого бизнеса Программой предусмотрены государственные заказчики других целевых программ (комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Волгоградской области).
VII. Оценка ожидаемой эффективности
Реализация Программы окажет позитивное влияние на экономическую и социальную ситуацию в регионе. Эффективность Программы обеспечивается готовностью ее участников действовать в соответствии с заключенными договорами и соглашениями.
К 2005 году после выполнения программных мероприятий должно произойти оживление деловой активности предпринимателей. В результате реализации Программы малые предприятия активно будут включены в решение задач социально-экономического развития области, что обеспечит увеличение действующих предпринимательских структур до 22 тысяч, а также рост числа занятых на малых предприятиях на 15-20 процентов. Прирост объемов производства по всем отраслям экономики области составит 5-10 процентов. Поступления в бюджеты всех уровней от сферы малого предпринимательства увеличатся на 10-15 процентов.
Будет создан достаточный набор элементов инфраструктуры, доступных для субъектов малого предпринимательства и оказывающих информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержки предпринимательства.
Повысится заинтересованность органов местного самоуправления, крупных и средних предприятий в создании новых производственно-технических цепочек с широким участием малых и средних предприятий. Рынок наполнится конкурентоспособными товарами и товарами местного производства.
Будут созданы условия для заинтересованности предпринимателей в легализации своей деятельности, снижения территориальных и отраслевых диспропорций развития малого предпринимательства в Волгоградской области.
Первый заместитель председателя
Волгоградской областной Думы |
E.В.Сорокин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.