Постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 27 февраля 1998 г. N 36/321 настоящее постановление снято с контроля
В целях поддержки социально-значимых# инициатив детей и молодежи, стимулирования их участия в разработке и реализации программ, касающихся детей и молодых граждан, основываясь на Законах РФ "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", постановлении Волгоградской городской Думы от 27.12.95 г. N 4/27 "О комплексной программе развития детского движения в Волгограде на 1996 год" Волгоградская городская Дума постановляет:
1. Утвердить Программу поддержки детских и молодежных общественных объединений Волгограда. (Прилагается.)
2. Контроль за выполнением данного постановления возложить на председателя постоянной комиссии по образованию, культуре, физической культуре и спорту, делам молодежи и детства Волгоградской городской Думы Бабкина Ю.В.
Председатель Волгоградской
городской Думы |
Н.К.Максюта |
Глава Администрации Волгограда |
Ю.В.Чехов |
Программа поддержки детских и молодежных общественных
объединений Волгограда
(утв. постановлением Волгоградской городской Думы
от 24 мая 1996 г. N 8/51)
Введение
Становление молодежи, как социально активной категории населения осуществляется через систему государственных и социальных институтов. Важную роль в этой системе играют детские и молодежные общественные объединения, имеющие свои социальные функции. Они являются одновременно институтом и механизмом получения навыков социально-значимой# деятельности, приобретения и апробации знаний, профессионального роста и человеческого общения, создают необходимые условия для самореализации творческого потенциала и утверждения личности молодого человека.
Нравственным содержанием деятельности детских и молодежных организаций должно стать становление гражданственности, патриотизма, гуманизма и принятие общечеловеческих ценностей и норм.
Программа разработана на основе статей 30 и 38 Конституции РФ, Указа Президента Российской Федерации "О Федеральной программе "Молодежь России" от 15.09.1994 г., Федеральных законов "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", принятых соответственно Государственной Думой, положений Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. Целью программы является разработка механизма государственной молодежной политики на территории Волгограда на основе объединения организационных и финансовых возможностей органов местного самоуправления, администрации города, общественных объединений. Программа предусматривает ряд мер, обеспечивающих правовые, организационные, экономические и др. условия, гарантии и стимулы поддержки деятельности детских и молодежных общественных объединений в городе.
Данный документ исходит из существующей законодательной базы Российской Федерации и призван сориентировать в ней субъекты и объекты государственной молодежной политики в Волгограде.
1. Концепция развития и поддержки детских и молодежных
общественных объединений
Выполнить свою новаторскую функцию, осуществить миссию развития дети и молодежь могут лишь постольку, поскольку и в какой мере они являются субъектом исторической деятельности, то есть при определенных условиях способны к самостоятельности, сознательной активности и деятельности.
Субъектность молодежи возрастает по мере роста ее организованности. Организации и объединения детей и молодежи разного толка - главный показатель субъектности молодежи. Ибо только объединения и организации имеют более или менее определенные цели и задачи, формы и методы деятельности.
Важной методологической посылкой при разработке данной концепции является региональный подход, где в основу проектирования закладываются процессы, происходящие в Волгограде, располагающем определенными природными, историко-культурными, экономическими и социальными ресурсами. Вместе с тем необходимо учесть, что любая территория является составной частью более крупной общности. Поэтому городскую программу развития детских и молодежных общественных объединений следует соотносить с программами Волгоградской области, Российской Федерации и международными.
В условиях политических и социально-экономических перемен в стране в начале 90-х годов произошли существенные изменения в молодежном и детском движении. Завершился переход от монополии организаций в молодежном и детском движении к многовариантности объединений, ассоциаций, групп различной направленности.
Стремление к объединению - естественная потребность детей и молодежи. Молодые люди видят в объединении возможность самоутверждения и реализации себя как личности. Тяга детей и юношества к объединению, как показывают проведенные исследования, будет и впредь усиливаться, ибо все более болезненным становится социальное самоопределение подрастающих граждан. Сегодня можно выделить ряд условий, затрудняющих этот процесс: углубление экономического кризиса и обнищание части населения; запаздывающая и недостаточная поддержка государством определенных социальных слоев и групп населения; проблемы обеспечения детей и молодежи в сферах быта, образования и воспитания, здравоохранения; сокращение материальной базы для организации культурного досуга детей и молодежи; усиление криминогенной ситуации в стране; разрушение традиционных форм социализации; оценка своего собственного положения в сравнении с образом жизни ряда своих сверстников, а также детей и молодежи в экономически развитых странах; неразвитость сферы оказания детям и молодежи специализированных услуг, помощи и др.
В этой связи выявляется незаменимость детского и молодежного движения как особого условия социализации молодого поколения. 1991-1992 годы явились периодом организационного оформления детских и молодежных организаций, объединений, групп различной направленности. На 1 января 1996 года в Волгоградской области зарегистрировано около 20 детских и молодежных общественных объединений. Наиболее крупными детскими общественными объединениями являются Волгоградская федерация пионерских и детских организаций, Волгоградская областная скаутская организация. Среди молодежных объединений наиболее представительна Волгоградская областная организация Российского Союза молодежи. Эти и некоторые другие детские и молодежные объединения ориентированы на разнообразные социальные категории и группы детей и молодежи, они стремятся вести деятельность по развитию широкого спектра их интересов.
Ряд объединений представляет интересы отдельных социальных групп молодежи.
Зарегистрировано четыре организации студенческой молодежи: Волгоградское объединение студенческих трудовых коллективов, Волгоградская общественная организация "Студенческий клуб", Волгоградское отделение Молодежной Студенческой Ассоциации "Карп", Волгоградский городской Христианский Студенческий Союз. Они ориентированы на объединение студентов по интересам, в том числе и профессиональным (Волгоградское объединение студенческих трудовых коллективов), в целях воспитания и развития их личности. Так, например, Волгоградская общественная организация "Студенческий клуб" объединяет молодых людей для выявления и развития способностей личности студента. Волгоградское отделение Молодежной Студенческой Ассоциации "Карп" ставит своей задачей воспитание высоких этических и нравственных идеалов молодежи.
На защиту прав и интересов сельской молодежи ориентирован Волгоградский центр Союза сельской молодежи. Зарегистрировано две организации спортивной направленности (Волгоградская региональная общественная организация "Детско-юношеский центр физической культуры и спорта", Детская общественная организация Кировского района Волгограда "Яхт-клуб "Парус"), которые направляют свою деятельность на развитие детско-молодежного спортивного движения, подготовку спортсменов.
Две молодежные организации осуществляют свою программу деятельности на платформах политической партии (Волгоградский Союз молодых коммунистов) и демократического объединения (Волгоградское региональное отделение общественного объединения "Молодежный Союз "Яблоко").
В Волгограде действуют также различные детские и молодежные формирования при учреждениях образования, культуры, высших и средне-специальных учебных заведениях и др. Их общим основанием является добровольное объединение на основе общих интересов, а наиболее сущностным признаком - совместная социально-направленная деятельность. В различных типах детских и молодежных объединений эта деятельность может отличаться по:
- направленности, содержанию, формам;
- уровню сформированности;
- мере включенности в нее детей и взрослых;
- пространству и времени осуществления;
- степени превалирования личных, групповых и общественных интересов.
Детские объединения также можно выделить и по их количественному и качественному составу, субъекту создания, общественному статусу.
Так, например, детские объединения дифференцируются по ряду параметров: целям и направленности содержания деятельности (миротворческие, правозащитные, экологические, патриотические, милосерднические, спортивные, краеведческие и др.); масштабам и границам жизнедеятельности (объединения действующие на уровне СНГ, республиканском, областном, городском, районном, микрорайона, школы, внешкольного учреждения и др.); степени организационного оформления (зарегистрированные и не зарегистрированные в органах юстиции); идейной преемственности и принадлежности к взрослым движениям; профильной и национальной ориентации; возрастным признакам.
Изменение первичных звеньев в традиционных формах организованного детского и молодежного движения сопровождается отчуждением от них немалой части детей и подростков, переориентацией их активности в неформальные объединения. Эти объединения часто становятся на путь противоправной деятельности, способствуют созданию криминогенной обстановки.
Представленная классификация весьма относительна. Даже нормативные документы не всегда четко определяют их статус и специфику. Так, например, в Федеральном законе "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" определены предельные возрастные границы граждан: в детских объединениях до 18 лет, в молодежных до 30 лет. В то же время в Федеральном законе "Об общественных объединениях" определено, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 10 лет. В Федеральной программе "Молодежь России" также определен возрастной состав граждан, входящих в молодежные объединения, с 14 до 30 лет.
Учитывая необходимость определения возрастных групп участников и членов детских и молодежных общественных объединений, применяемые в тексте программы понятия имеют следующие значения:
- дети - граждане Российской Федерации в возрасте до 18 лет;
- молодежь - граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет;
- взрослые - совершеннолетние граждане Российской Федерации, являющиеся членами или участниками детских или молодежных общественных объединений.
В данном же случае наиболее важным вопросом является определение детских и молодежных объединений как объектов государственной поддержки. В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" его действие осуществляется при соблюдении ими следующий# условий:
- объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;
- в объединении насчитывается не менее определенного количества членов, либо заявленный для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем определенному количеству детей и (или) молодых граждан. Действие настоящего закона не распространяется на:
- молодежные и детские коммерческие организации;
- молодежные и детские религиозные организации;
- молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами;
- молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.
В соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" детские и молодежные общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
Вместе с тем следует отметить, что рассматривая перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Волгограде, общие правоположения о статусе общественных объединений необходимо дополнить специальными положениями, учитывающими специфику данных разновидностей общественных объединений.
Детские или молодежные общественные объединения являются особым типом общественного объединения и отвечают следующим признакам:
- наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых, имеющей направленность на обеспечение социального становления и развития детей и молодых граждан;
- добровольное вступление и свободный выход из объединения;
- указание в уставах (положениях) возрастных границ пребывания в них детей и молодежи, а также порядок осуществления участия и членства для взрослых;
- определение в уставах (положениях) условий участия детей и молодежи в управлении делами объединения;
- организационная самостоятельность, равноправие, самоуправление и законность;
- свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, социальная направленность;
- безопасность жизни и здоровья детей и молодежи, защиты# их прав и личного достоинства;
- приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации детей и молодежи в сочетании с соблюдением социальных норм и правил объединения, общества и государства;
- гуманный характер отношений между детьми и взрослыми;
- конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов;
- гласность об их деятельности, общедоступность информации об их учредительных и программных документах.
Система поддержки детских и молодежных организаций осуществляется на основе предоставления регулярных субсидий на организационную деятельность, финансирование целевых программ и отдельных мероприятий, имеющих общественное значение и предоставленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение органов местного самоуправления.
Логика общественного развития привела к принципиально иному, чем прежде, осмыслению сущности, целей и задач детского и молодежного движения, вызвала необходимость его радикального обновления.
Анализируя практику поддержки детских и молодежных организаций в Волгограде и учитывая, что охват молодого поколения недостаточно широк, предоставляется крайне необходимым увеличение эффективности государственной поддержки детского и молодежного движения. Создание собственной нормативно-правовой базы, разработка и планомерная реализация программы поддержки и развития детских и молодежных общественных объединений Волгограда позволили бы решить многие проблемы, создать основу для более полного использования интеллектуального, нравственного и физического потенциала детей и юношества в развитии общества.
Самодеятельный характер детских общественных объединений определяет особый стиль взаимодействия между их членами, участниками и органами исполнительной власти, а также их друзьями, консультантами, организаторами. Это взаимодействие основывается на понимании целей и функций детского объединения, уважении к его статусу общественного формирования.
Учитывая, что органы местного самоуправления гарантируют невмешательство в деятельность детских и молодежных общественных объединений, необходимо разработать основные механизмы их взаимодействия, как важнейшее условие развития детских и молодежных общественных объединений.
Круг задач, связанных с созданием условий взаимодействия органов местного самоуправления с детскими и молодежными общественными объединениями:
- Организационно-правовое обеспечение: регулирование правовых, экономических, организационных отношений по вопросам поддержки, развития, базирования детских организаций в образовательных, внешкольных учреждениях, учреждениях культуры, дополнительного образования, физической культуры и спорта, социальной защиты, по месту жительства; инициирование и поддержка координационных объединений взрослых - представителей детских объединений, их советов, ассоциаций; укрепление с ними постоянных связей и контактов; повышение их статуса, финансовая помощь, согласование задач и содержание деятельности.
- Развитие и укрепление инновационного потенциала государственной молодежной политики: органы представительной и исполнительной власти Волгограда, дети и молодежь должны выступать в качестве равноправных субъектов социальной деятельности.
Инновационный характер государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений основывается на том, что меры, в частности, финансовой и материальной поддержки, в большей мере являются частью инвестиционной политики, а не видом компенсационных выплат детям и молодежи. Детские и молодежные общественные объединения выступают в качестве активного субъекта реализации государственной молодежной политики. Поэтому необходимо изменить подход к детскому и молодежному движению, когда оно рассматривается как объект социальной деятельности.
Волгоградская городская Дума и администрация Волгограда определяют общие цели молодежной политики, намечают конкретные целевые ориентиры, предоставляют свободу выбора объединения, противодействуют в соответствии с законодательством РФ любым антиобщественным проявлениям в детской и молодежной среде. Дети и молодежь в лице своих общественных объединений осуществляют, в свою очередь, выбор конкретных путей и форм реализации собственных социальных интересов, взаимодействуют с органами представительной и исполнительной власти на принципах свободы, уважения, равенства, диалога, сосуществования, консолидации, что будет способствовать гуманизации, демократизации и прогрессу общества.
- Научно-методическое обеспечение взаимодействия: совместная организация и проведение исследований в детской и молодежной среде (изучение проблем, заинтересованности детей и молодежи в деятельности детских и молодежных общественных объединений и др.); проведение научно-практических конференций и семинаров, дискуссий; организация научного консультирования руководителей детских организаций по конкретным программам деятельности, научной экспертизе социально-педагогических инноваций; уточнение функций методических служб; разработка методических материалов; содействие повышению образования кадров, сотрудничающих с детскими общественными формированиями.
- Информационное обеспечение взаимодействия: информирование о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики; организация разъяснительной кампании о сущности, значимости и потенциале развития детских и молодежных общественных объединениях# в Волгограде; создание городского реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, или оперативного "банка данных" о детских и молодежных формированиях; содействие в организации связи с общественностью (реклама, освещение через средства массовой информации, информация родителей); создание типологических динамических карт.
Сотрудничество с детскими и молодежными общественными объединениями строится на основании Федерального закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и требует разработки и принятия ряда нормативных документов на уровне Волгограда.
Предполагаемые места организации и деятельности детских и молодежных общественных объединений:
- общеобразовательные учебные заведения;
- учреждения дополнительного образования;
- подростковые клубы и комнаты школьника по месту жительства;
- детско-юношеские спортивные школы;
- клубы детей с недостатками в развитии;
- негосударственные образовательные учреждения;
- начальные и средние профессиональные учебные заведения;
- высшие учебные заведения;
- учреждения культуры;
- предприятия различной формы собственности.
Прогнозируемый перечень основных направлений деятельности детских и молодежных общественных объединений:
- экологическое;
- краеведение и туризм;
- техническое и социальное творчество;
- интернациональное;
- военно-патриотическое;
- социальная помощь, милосердие и патронаж;
- социологических и социальных проблем;
- экономическое и правовое;
- будущие лидеры России;
- культура и искусство;
- спортивно-оздоровительное;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей и др.
В заключение обозначим некоторые подходы к формированию программы:
- структура программы формировалась на основе анализа статистических данных и состояния дел в детских и молодежных общественных объединениях Волгограда и области;
- в программу не вошли мероприятия, относящиеся к области государственной молодежной политики, если они включены в городские программы соответствующего профиля (образования, культуры, социальной защиты, занятости, здравоохранения и т.п.).
- реализация программы предусматривает участие молодежных и детских общественных объединений.
2. Цели и задачи программы
Программа направлена на создание правовых, экономических и организационных механизмов детского и молодежного общественного движения в Волгограде. В этой связи предусматривается решение следующих задач:
- формирование общественного мнения о необходимости развития детских и молодежных общественных объединений;
- разработка нормативно-правовой базы;
- создание условий реализации прав детей на полноценное социальное, духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие;
- содействие адаптации детей и молодежи к новым социально-экономическим условиям, в приобретении социального опыта;
- включение детей и молодежи через детские и молодежные программы в жизнь общества;
- поддержка детей и молодежи, находящихся в особо трудных обстоятельствах;
- создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей и молодых граждан;
- формирование и подготовка лидеров;
- создание условий детским и молодежным общественным объединениям в реализации их функций: развивающей (обеспечение духовного и гражданского, нравственного становления личности детей и молодежи, развитие их социального творчества); ориентационной (обеспечение условий для ориентации детей и молодежи в системе социальных, нравственных, политических ценностей); компенсаторной (создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей молодых людей);
- информационно-методическое обеспечение деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации организаторов детских и молодежных общественных объединений, социальных работников, социальных педагогов, методистов, классных руководителей, воспитателей, старших вожатых, других работников общеобразовательных учреждений, учреждений культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения.
3. Механизм реализации программы
Волгоградская городская Дума и администрация Волгограда в связи с изменяющимися условиями жизни, проявляя заботу о детях и молодежи, в целях защиты и поддержки детских и молодежных общественных объединений, содействия их становлению и развитию принимают комплекс мер их поддержки. В этих целях органы местного самоуправления:
- координируют деятельность государственных и общественных структур в интересах детей и молодежи;
- определяют на территории города статус детских и молодежных общественных объединений, как объектов государственной поддержки;
- оказывают финансовую и материальную помощь детским и молодежным общественным объединениям в сфере реализации молодежной политики;
- определяют содержание, способы, объем и порядок осуществления поддержки детских и молодежных общественных объединений;
- предоставляют детским и молодежным общественным объединениям право пользования помещениями школ, внешкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, дворцов и домов культуры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на льготных условиях, а также содействует выделению помещений для детских и молодежных общественных объединений с предоставлением льгот по взиманию арендной платы;
- содействуют привлечению детских и молодежных общественных объединений к участию в программах, реализуемых на территории Волгограда.
4. Определение детских и молодежных общественных объединений, как
объектов государственной поддержки
Под детским и молодежным общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан (детей, молодежи) и связанных с ними совместной деятельностью по реализации детских и молодежных потребностей и интересов взрослых, указанных в уставе общественного объединения.
Членами детских и молодежных общественных объединений являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующим индивидуальным заявлением или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Участниками детских и молодежных объединений являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. С точки зрения территориального признака в Волгограде могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные детские и молодежные общественные объединения.
Под общероссийским детским и молодежным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства).
Под межрегиональным детским и молодежным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным детским и молодежным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется на территории Волгоградской области как субъекте# Российской Федерации.
Под местным детским и молодежным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории Волгограда, т.е. в пределах органа местного самоуправления.
Детские и молодежные общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
Детской или молодежной общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности детей, молодежи и взрослых, объединившихся для удовлетворения и развития интересов и творческих способностей детей и молодежи, а также для защиты их прав и свобод.
Детским или молодежным общественным движением является состоящее из участников, не имеющих членства, общественное объединение, преследующее социальные, политические, культурные и иные общественно-полезные# цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Детский или молодежный общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов или иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества в целях финансирования социально-значимых# детских и молодежных проектов и программ, развития социальной активности, поддержки молодежных и детских общественных объединений, организаций, движений, их ассоциаций.
Детским или молодежным общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, обеспечивающих самоопределение, творческую самореализацию детей и молодежи, их социализацию, дополнительное образование, воспитание и развитие в соответствии с их возрастными и индивидуальными потребностями, интересами семьи, общества и государства.
Детским или молодежным органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у детей и молодежи по месту жительства, работы или учебы, в том числе, создание условий для укрепления здоровья молодых граждан, развитие их гигиенической и физической культуры, реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, духовное, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей и молодежи.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений, а также их детских и молодежных объединений, как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане с 7 до 18 лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане с 14 до 30 лет. Порядок продления членства для взрослых должен предусматривать особые правила и требования, которым должны соответствовать лица, сохраняющие членство в детском или молодежном общественном объединении; доля участников и членов в возрасте старше указанной уставом (положением) возрастной границы пребывания в ней детей, молодежи не должно составлять более 15 процентов состава.
Детские или молодежные общественные объединения на территории Волгограда могут быть объектами государственной поддержки при соблюдении ими следующих условий:
- объединение является юридическим лицом и действует не менее 3 месяцев с момента его государственной регистрации;
- в объединении насчитывается не менее 25 молодых граждан, либо заявленный для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее 500 представителей детей и молодежи.
Государственная поддержка детским и молодежным общественным объединениям на территории Волгограда не распространяется на:
- молодежные и детские коммерческие организации;
- молодежные и детские религиозные объединения;
- молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами;
- молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.
Вступление детского или молодежного объединения в ассоциацию с другими общественными объединениями при сохранении организационной самостоятельности не меняет юридической природы детской (молодежной) организации и не может служить основанием для прекращения государственной поддержки детским (молодежным) объединениям.
Совокупность всех детских (молодежных) объединений является разновидностью общественных объединений в целом, и их деятельность регулируется Федеральным законом "Об общественных объединениях".
5. Условия и порядок финансирования из городского бюджета детских
и молодежных общественных объединений
5.1. Общие положения.
5.1.1. Финансовая государственная поддержка детских, молодежных общественных объединений, их деятельности, реализации программ и проектов осуществляется в виде выделения субсидий.
5.1.2. В целях поддержки развития и становления детских и молодежных общественных объединений администрация осуществляет их финансирование через комитет по делам молодежи (КДМ) администрации города.
5.1.3. Общий объем субсидий на финансовый год определяется совместным решением администрации Волгограда и городской Думы по обобщенным представлениям КДМ администрации города.
5.1.4. КДМ администрации города предоставляет финансовые субсидии организациям городского уровня по их заявкам, финансирует проекты и программы городского масштаба, оказывает поддержку районным организациям по представлению глав районных администраций.
5.2. Условия получения частичного финансирования.
5.2.1. Право на частичное государственное финансирование своих программ и проектов имеют детские и молодежные объединения, зарегистрированные в отделе юстиции администрации области и действующие не менее трех месяцев с момента учреждения или реорганизации и насчитывающие в своем составе не менее 25 человек в возрасте от 7 до 18 лет - в детских организациях и от 14 до 30 лет - в молодежных. Из них численность членов до 30 лет в молодежных общественных объединениях и до 18 в детских должна составлять не менее 85% ее членов или участников.
5.2.2. В организацию городского уровня должны входить не менее 3 районных отделений, объединяющих не менее 500 членов или участников детских и молодежных общественных объединений.
5.2.3. По требованию КДМ администрации города общественное объединение должно иметь возможность подтверждать данные о своей численности при помощи списков членов или участников, копий членских билетов или иных документов, содержащих сведения о фамилиях, именах, адресах и возрасте членов или участников, а также о названии районных отделений.
5.2.4. Программы и проекты в области государственной молодежной политики, представленные детскими и молодежными объединениями для частичного финансирования, должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать приоритетным направлениям в области государственной молодежной политики Волгограда;
- не менее 50% расходов по реализации предложенной программы несут объединения - инициаторы проекта (детские объединения - не менее 30 %; программы молодежных инвалидных объединений могут финансироваться целиком).
5.2.5. В случае, если программы, проекты детских и молодежных объединений рассматриваются как составные части городских молодежных программ, возможно их полное финансирование на договорной основе в пределах средств, выделяемых из городского бюджета для реализации городских молодежных программ.
5.3. Заявка.
5.3.1. Субсидии получают только те молодежные и детские общественные объединения, которые признаны имеющими право на получение субсидий. Объединение может сделать заявку на то, чтобы получить статус объединения, имеющего право на получение государственной субсидии. Подобная заявка должна быть представлена в КДМ администрации города до 1 ноября года, предшествующего году выплаты субсидий. Если в период выделения государственной субсидии произошло изменение численности, статуса и т.п., общественным объединениям необходимо представить дополнительную заявку не позднее последнего месяца квартала.
Предложения детских или молодежных общественных объединений включают в себя: письмо от руководителя, программу или проект, а также ряд дополнительных материалов (подтверждение статуса, состав руководящих органов, качественный и количественный состав объединения, качество персонала (специалисты), организационная схема работы объединения, письма поддержки по требованию КДМ администрации города, общая смета расходов с указанием долевого участия соисполнителей.
5.3.2. Отбор программ, проектов для частичного финансирования на конкурсной основе с учетом вышеназванных условий и определение суммы выделенных средств производит экспертно-консультативный совет, формируемый при участии городской Думы и Администрации города, образуемый при КДМ администрации города. Экспертно-консультативный совет также формирует предложения по основным направлениям в области государственной молодежной политики.
5.3.3. Решение экспертно-консультативного совета утверждается КДМ администрации города и согласовывается с координационным советом по молодежной политике при администрации Волгограда. С объединениями, чьи программы и проекты прошли отбор, КДМ администрации города заключает договора о совместной деятельности, в которых оговариваются обязательства сторон.
5.4. Представление и размеры субсидий.
5.4.1. Субсидирование городских детских и молодежных объединений происходит в форме общих, специальных и организационных субсидий.
Общая субсидия предоставляется детским и молодежным общественным объединениям, имеющим право на государственное субсидирование.
Общая субсидия состоит из:
- базовой субсидии, которая выделяется пропорционально числу членов и участников детских и молодежных общественных объединений;
- дополнительной субсидии.
Дополнительные субсидии выделяются КДМ администрации города в зависимости от содержания деятельности детских и молодежных объединений, их численности, масштабов работы на основе заключения экспертно-консультативного совета, согласованного с соответствующей постоянной комиссией Волгоградской городской Думы.
На содержание рабочих органов детских и молодежных общественных объединений расходуется не более 25% общего размера субсидий, выделяемых объединению.
5.4.2. Специальные субсидии выделяются на поддержку отдельных программ и проектов детских и молодежных общественных объединений. Детские и молодежные программы должны соответствовать приоритетным направлениям в области государственной молодежной политики на территории Волгограда; иметь статус экспериментальной площадки, определенный соответствующими документами КДМ администрации города.
Приоритеты финансирования программ, проектов, массовых мероприятий определются# с учетом их городского уровня (участие не менее 3 районов города).
5.4.3. Специальные субсидии могут также выдаваться в виде грантов, обозначенных именами выдающихся волгоградцев, для конкурсных проектов и программ в области художественного и технического творчества, спортивной, патриотической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, воспитательной работы и т.д.
5.4.4. Вновь созданные детские и молодежные общественные объединения в отдельных случаях имеют право на получение особой субсидии на организационное оформление. Для ее получения общественное объединение представляет в КДМ администрации города не позднее чем через один месяц после создания:
- устав и программные документы;
- копию свидетельства о регистрации в отделе юстиции;
- сведения о руководителях и членах руководящего органа.
Выделение субсидий на организационное оформление производится на основании решения КДМ администрации города.
Объединения, получившие субсидию на организационное оформление, представляют в КДМ администрации города подробный отчет о расходовании средств с приложением документов (накладных, товарных чеков и др.) в месячный срок после получения субсидии.
5.4.5. Комитет по делам молодежи администрации города, при наличии особых причин, по согласованию с координационным советом по молодежной политике при администрации Волгограда может предоставить детскому или молодежному объединению субсидию, даже если оно не в полной мере отвечает критериям для предоставления общей субсидии.
5.4.6. Молодежное и детское общественные объединения, включенные в городской реестр, вправе претендовать на любые виды субсидирования: базовое, дополнительное, специальное, организационное. Объединения, имеющие статус городских, могут обращаться за субсидией в целом на объединение или, в том числе, в районные комитеты (отделы) по делам молодежи за субсидиями на свои районные отделения. Одновременное пользование двумя источниками субсидирования молодежных и детских общественных объединений допускается, если совокупный объем таких субсидий покрывает не более половины расходов молодежного, 70% детского объединения на общие цели их деятельности.
5.4.7. Субсидии выдаются сроком на 1 год.
5.4.8. Выплата субсидий, как правило, осуществляется поквартально авансом.
5.5. Контроль.
5.5.1. КДМ администрации Волгограда осуществляет контроль за использованием средств детскими и молодежными общественными объединениями и представляет соответствующий отчет координационному совету по молодежной политике при администрации Волгограда.
5.5.2. Детские или молодежные общественные объединения, получившие субсидии, обязаны представить в комитет по делам молодежи администрации города отчет о работе и финансовый отчет. Комитет по делам молодежи администрации города вправе произвести проверку правильности использования денежных средств, потребовать от объединения и другие отчетные документы.
5.5.3. В случае непредставления отчетов о деятельности объединения и использовании ими средств либо представления отчетов не в полном объеме, комитет по делам молодежи администрации города имеет право приостановить финансирование.#
5.5.4. В случае, если субсидия была выделена с нарушением правил или использована не по целевому назначению, КДМ администрации города по согласованию с координационным советом по молодежной политике при администрации Волгограда может принять решение о возврате данной субсидии в установленном законом порядке.
5.5.5. Руководители детских и молодежных общественных объединений несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за отчетность и предоставление сведений, связанных с использованием выделенных бюджетных средств, правомерное и в интересах детей и молодежи расходование денежных средств.
5.5.6. В случае передачи недостоверной информации или нарушения сроков ее предоставления, выделенные средства отзываются и финансирование прекращается.
6. Ожидаемый социальный эффект
Важным элементом молодежной политики в Волгограде должна стать общественная составляющая, представляющая собой деятельность широкого блока различного рода молодежных (детских) ассоциаций, движений, организаций, а также различных общественных структур, действующих в интересах общества, детей и молодежи. При этом государственная политика в этой области должна иметь доминирующее значение. Плюралистическое детское и молодежное движение, обеспечивая разнообразие, взаимодополняемость и альтернативность своих целей, задач, программ (проектов), в конечном счете, придаст детям и молодежи определенную форму целостности, единства в многообразии.
Результатом осуществления программы можно считать:
- привлечение детей и молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики в Волгограде;
- разработку и принятие различного рода социальных программ, отвечающих потребностям и интересам детей и молодежи;
- предоставление молодым гражданам необходимых социальных услуг для развития, воспитания, социализации личности и подготовки к самостоятельной жизни;
- интеграцию детей и молодежи в многообразные общественные связи, их самореализацию;
- выработку и реализацию механизмов совместной деятельности Администрации Волгограда с детскими и молодежными общественными объединениями.
Для подрастающего поколения детское и молодежное движение - это сфера социализации, проявления (а значит - становления и формирования) социальной позиции, активного отношения и окружающей действительности - к людям, к обществу. Органы местного самоуправления Волгограда заинтересованы в полноценном развитии личности, взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями, которые способны влиять на это развитие. Данное сотрудничество окажется плодотворно лишь в том случае, если оно приобретет сознательный, планомерный характер и найдет свое отражение в специальной программе. Именно в этом и заключается основное значение данной программы.
7. Мероприятия по государственной поддержке детских и молодежных
общественных объединений
N п/п |
Наименование мероприятий | Основные исполнители | Срок исполнения |
7.1. 7.1.1. |
Правовое и нормативное обеспечение Разработка: положения об экспертно-консуль- тационном совете по взаимодействию с детски- ми и молодежными общественными объединениями при комитете по делам молодежи администрации города, городском конкурсе программ и проек- тов детских и молодежных общественных объ- единений; типовые документы |
Комитет по делам молодежи адми- нистрации города |
июль 1996 г. |
7.2. 7.2.1. 7.2.2. 7.2.3. 7.2.4. 7.2.5. 7.2.6. |
Организационное обеспечение На заседании координационного совета по мо- лодежной политике при администрации города заслушать вопросы: - О работе образовательных учреждений Вол- гограда по взаимодействию с детскими и мо- лодежными общественными объединениями, - О состоянии работы с молодежью по месту жительства, научно-методическом и кадровом обеспечении деятельности детских и моло- дежных общественных организаций, - О формировании политической культуры моло- дежи, повышении ее политической активнос- ти, - О деятельности органов студенческого и ученического самоуправления Сформировать городской реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государс- твенной поддержкой. Провести паспортизацию детских и молодежных общественных объедине- ний Организовать разработку программ развития социального творчества детей в учреждениях дополнительного образования и социальной за- щиты по месту жительства Разработать целевую программу патриотическо- го воспитания молодежи Рассмотреть вопрос о введении в штаты район- ных детско-юношеских центров должности мето- диста по детским объединениям Организовать работу городского совета вожа- тых |
Управление образования администра- ции города, Совет директоров сред- них специальных учебных заведений, Комитет по делам молодежи адми- нистрации города Комитет по делам молодежи адми- нистрации города Управление образования, Комитет по делам молодежи, Совет ректоров высших учебных заведений, Совет директоров средних специальных учебных заведений Комитет по делам молодежи адми- нистрации города, Совет ректоров высших учебных заведений, Совет директоров средних специальных учебных заведений Комитет по делам молодежи адми- нистрации города, Управление обра- зования, Управление социальной за- щиты населения Управление образования, Управление социальной защиты, Комитет по де- лам молодежи, комитет по физичес- кой культуре и спорту Управление по связям с партиями, общественными организациями, Управление образования, Комитет по делам молодежи Управление образования, Финансовое управление Управление образования, Комитет по делам молодежи администрации горо- да |
октябрь 1996 г. сентябрь 1996 г. февраль 1997 г. ноябрь 1996 г. II квартал 1996 г. II-III квартал 1996 г. II квартал 1996 г. В течение года В течение года |
7.3. 7.3.1. |
Финансовое обеспечение Предусмотреть при формировании городского и районных бюджетов выделение средств для час- тичного финансирования затрат по реализации программ (проектов) детских и молодежных об- щественных объединений |
Волгоградская городская Дума, Фи- нансовое управление, Комитет по делам молодежи, администрации ра- йонов города |
III-IV квартал |
7.4. 7.4.1. 7.4.2. 7.4.3. 7.4.4. |
Духовно-нравственное и физическое развитие детей и молодежи Содействовать развитию сети конкурсов-фести- валей по жанрам художественного творчества. Провести городскую эстафету творческих дел "Добро откроется сердцу ребенка" Рекомендовать открыть творческие лаборатории для юных поэтов, писателей, композиторов, авторов-исполнителей с привлечением творчес- ких союзов Создать условия для сохранения и развития детских, подростковых и молодежных физкуль- турных клубов, любительских объединений и организаций по месту жительства; проведения спортивных соревнований, турниров, праздни- ков Провести городской слет детских объединений |
Управление культуры администрации города Управление культуры администрации города Управление культуры администрации города Комитет по физической культуре и спорту Комитет по делам молодежи адми- нистрации города, Управление обра- зования, ВФДО, администрации райо- нов города |
В течение года март - ноябрь 1996 г. В течение года В течение года сентябрь - октябрь |
7.5. 7.5.1. 7.5.2. 7.5.3. 7.5.4. |
Организация отдыха детей Создать межведомственную комиссию по органи- зации отдыха и оздоровления детей и подрост- ков, рабочую группу для оперативного решения вопросов государственной поддержки и регули- рования организации летнего отдыха, творчес- кого досуга, оздоровления детей и подрост- ков Разработать основные меры по организации летней оздоровительной кампании детей Расширить практику организации деятельности профильных лагерей, учитывающих интересы де- тей и подростков. Содействовать реализации экспериментальных программ и проектов Обеспечить в первоочередном порядке органи- зацию отдыха и оздоровления детей-сирот, де- тей, оставшихся без попечения родителей, де- тей с ограниченными возможностями, детей из многодетных и неполных семей, из семей беже- нцев и вынужденных переселенцев, семей воен- нослужащих, пострадавших в военных конфлик- тах |
Управление образования, Комитет по делам молодежи, Управление культу- ры, Управление социальной защиты населения, администрации районов города Управление образования, Комитет по делам молодежи, Управление культу- ры, Управление социальной защиты населения, администрации районов города Управление образования, Комитет по делам молодежи, Управление культу- ры, Управление социальной защиты, администрации районов города Управление социальной защиты насе- ления, администрации районов горо- да |
март 1996 г. II квартал 1996 г. Весь период Весь период |
7.6. 7.6.1. |
Информационное и научно-методическое обеспе- чение Создать банки данных по следующим направле- ниям: - информационные материалы по государствен- ной молодежной политике; - статистическая и социологическая информа- ция по проблемам детских и молодежных объ- единений; - методическая информация по реализации программ молодежной политики; - справочная и библиографическая информация по существующим методикам, практической деятельности и опыту работы с детскими и молодежными общественными объединениями |
Комитет по делам молодежи, Управ- ление по взаимодействию с полити- ческими партиями и общественными объединениями, Управление образо- вания |
В течение 1996 г. |
7.6.2. | Подготовить и издать информационно-справоч- ный и методический материал в помощь органи- заторам детских объединений, работникам под- ростковых клубов и комнат школьников. Сфор- мировать информационный банк данных о детс- ких и молодежных общественных объединениях, ассоциациях, их руководителях, лидерах и программах |
Управление образования, Комитет по делам молодежи |
октябрь 1996 г. |
7.6.3. | Создать городское методическое объединение по проблемам детских объединений |
Управление образования | II квартал 1996 г. |
7.6.4. | Разработать концепции социального воспитания детей и подростков, патриотического воспита- ния молодежи |
Управление по связям с полит. пар- тиями и общественными объед., Уп- равление образования, Комитет по делам молодежи |
Май 1996 г. |
7.6.5. | Провести социологические исследования по изучению интересов детей и подростков в раз- личных формах организации свободного време- ни |
Управление образования | апрель - май 1996 г. |
7.6.6. | Изучить и обобщить имеющийся в школах города опыт работы старших вожатых, педагогов, классных руководителей, воспитателей, соци- альных педагогов, методистов, родителей с детскими объединениями, создать банк данных передового опыта |
Управление образования, Комитет по делам молодежи |
IV кв. 1996 г. |
7.6.7. | Провести городской лагерь актива детских ор- ганизаций |
Комитет по делам молодежи | июль - август 1996 г. |
7.6.8. | Содействовать разработке и реализации новых организационно-правовых и социальных форм детских и молодежных объединений, осущест- влению пилотных проектов |
Управление образования, ГУК, Гор. управление соц. защиты, комитет по физической культуре и спорту, Ко- митет по делам молодежи |
В течение года |
7.6.9. | Продолжить экспериментальную работу по раз- витию клубной работы на базе школы N 61 Тракторозаводского района и в других школах города |
Комитет по делам молодежи, ВФДО | постоянно |
7.6.10. | Провести научно-практические конференции на темы: - Социальное воспитание и поддержка детей и молодежи в системе образования, - Развитие детско-юношеского физкультур- но-спортивного движения, - Проблемы социальной и психолого-педагоги- ческой помощи детям и подросткам, - Проблемы детской реабилитации и детских реабилитационных центров, - Проблемы полового воспитания |
Управление образования, Комитет по делам молодежи, комитет по физи- ческой культуре и спорту, Гор. Управление социальной защиты |
1996 г. 1998 г. 1997 г. 1997 г. ежегодно |
7.6.11. | Рекомендовать высшим учебным заведениям, средне-специальным учебным заведениям, обще- образовательным учреждениям расширить тема- тику научных исследований по проблемам детей и молодежи |
Совет ректоров высших учебных за- ведений, Совет директоров средних специальных учебных заведений, Управление образования, Комитет по делам молодежи |
1996 г. |
7.6.12. | Разработать систему методической помощи детским и молодежным объединениям |
Управление образования, Комитет по делам молодежи |
1996 - 1997 гг. |
7.6.13. | Информировать детские и молодежные общест- венные объединения о приоритетных направле- ниях детского и молодежного движения в Вол- гограде, о планируемых и реализуемых меро- приятиях в области государственной молодеж- ной политики |
Координационный Совет по молодеж- ной политике при администрации Волгограда |
постоянно |
7.7. 7.7.1. |
Подготовка квалифицированных кадров органи- заторов детского движения Совместно с ВГПУ, Волгоградским педагогичес- ким колледжем рассмотреть вопрос о разработ- ке и внедрении в учебный процесс программ спецкурсов, отражающих современные представ- ления о развитии детских и молодежных сооб- ществ в истории культур; об открытии специа- лизации: социальный педагог (работник) - ор- ганизатор детских и молодежных объединений |
Комитет по делам молодежи, Управ- ление образования |
апрель - май 1996 г. |
7.7.2 | Организовать подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей, лиде- ров, социальных педагогов - организаторов детских и молодежных общественных объедине- ний |
Комитет по делам молодежи, Управ- ление образования |
В течение года |
7.7.3 | Организовать переподготовку и повышение ква- лификации старших вожатых, классных руково- дителей, воспитателей, заместителей директо- ров по воспитательной работе, методистов - организаторов детского движения |
Управление образования | В течение года |
7.7.4 | Организовать постоянно действующие районные и городские семинары старших вожатых |
Управление образования | В течение года |
7.7.5 | Организовать повышение квалификации органи- заторов детских объединений и педагогов - организаторов подростковых клубов в рамках психолого-педагогической программы "Новый воспитатель" |
Комитет по делам молодежи | В течение года |
7.7.6 | Оказывать содействие в стажировках студентов отделений социальной работы, руководителей детских и молодежных общественных объедине- ний в учреждениях города, учебно-образова- тельных центрах страны, а также за рубежом |
Комитет по делам молодежи, Управ- ление социальной защиты, Управле- ние образования, Совет ректоров высших учебных заведений |
В течение года |
7.7.7 | Оказать содействие в определении и организа- ции учебных практик студентов факультетов и отделений социальной работы и социальной пе- дагогики |
Управление образования, Комитет по делам молодежи, Управление соц. защиты, Гор. Управление культуры |
В течение года |
7.7.8 | Определять направления подготовки, перепод- готовки и повышения квалификации организато- ров детских и молодежных общественных объ- единений, выбор конкретных программ их пере- подготовки |
Управление образования, Комитет по делам молодежи, Управление соц. защиты |
В течение года |
7.8. 7.8.1 7.8.2 7.8.3 |
Восстановление и развитие материальной базы детского и молодежного движения Изучить состояние материальной базы детского движения и внести предложения по ее сохране- нию, восстановлению и развитию Представить детским и молодежным обществен- ным объединениям возможность бесплатного или льготного пользования помещениями школ, выс- ших учебных заведений, средне-специальных учебных заведений, профтехучилищ, учреждений дошкольного образования, внешкольных учреж- дений, дворцов и домов культуры, спортивными и иными сооружениями, а также содействовать выделению помещений для детских и молодежных объединений с предоставлением льгот по взи- манию арендной платы Рассмотреть вопросы: - о создании фонда музея истории детского движения; - об открытии городского краеведческого, во- енно-спортивно-оздоровительного лагерей |
Комитет по имуществу, Управление образования, Комитет по делам мо- лодежи, управление социальной за- шиты, Управление культуры, комитет по физической культуре и спорту Управление образования, УК, коми- тет по физической культуре и спор- ту, Гор. упр. соц. защиты, Совет ректоров высших учебных заведений, Совет директоров средних специаль- ных учебных заведений ГДЮЦ, Управление образования, Ко- митет по делам молодежи админист- рации города |
II кв. 1996 г. В течение года 1996 г. 1997 г. |
Комитет по делам молодежи администрации Волгограда
Управление по взаимодействию с партиями,
общественными организациями администрации Волгограда
Управление образования администрации Волгограда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградской городской Думы от 24 мая 1996 г. N 8/51 "О программе поддержки детских и молодежных общественных объединений Волгограда"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля