Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Волгоградского
Горсовета народных депутатов
от 9 июня 2004 г. N 72/1383
Муниципальная программа
ипотечного кредитования жителей Волгограда для приобретения жилья
на 2004-2007 годы
Паспорт
Муниципальной программы ипотечного кредитования жителей Волгограда
для приобретения жилья на 2004-2007 годы
Наименование - Муниципальная программа ипотечного кредитования жи-
Программы телей Волгограда для приобретения жилья на 2004-2007
годы (далее - Программа)
Заказчик - администрация Волгограда
Программы
Разработчик - комитет по строительству и жилищной политике адми-
Программы нистрации Волгограда
Исполнитель - организация, определяемая на конкурсной основе, име-
Программы ющая опыт работы в качестве лицензированного (серти-
фицированного) риэлтора не менее года, основной дея-
тельностью которой согласно ее Уставу является орга-
низация выдачи ипотечных займов (далее - Предприя-
тие)
Цель Программы - улучшение жилищных условий жителей Волгограда
Задачи - создание организационных, финансовых и правовых
Программы предпосылок для обеспечения жильем граждан, признан-
ных в установленном порядке нуждающимися в улучшении
жилищных условий, с привлечением их средств
Объем и источ- - привлечение средств из всех источников финансирова-
ники финансиро- ния в объеме 275,65 млн.рублей;
вания Программы выдача ипотечных займов на приобретение жилья за
счет:
средств бюджета Волгограда - 35,0 млн.рублей;
средств Волгоградского областного фонда жилья и ипо-
теки - 21,55 млн.рублей;
средств рефинансирования открытого акционерного об-
щества (далее - ОАО) "Агентство по ипотечному жилищ-
ному кредитованию" (II, III этапы) - 82,0 млн.руб-
лей;
привлечение средств населения - 137,1 млн.рублей
Механизм реали- - I этап - создание нормативной правовой базы (образцы
зации и основные договоров, заявлений, методик проверки кредитоспо-
этапы Программы собности заемщика и т.д.), отработка процедуры ипо-
течного кредитования на пилотных проектах совместно
с Волгоградским областным фондом жилья и ипотеки,
информационно-разъяснительная кампания, создание
инфраструктуры управления Программой;
II этап - реализация Программы с взаимосвязанным
комплексом мер администрации Волгограда, направлен-
ным на обеспечение решения жилищной проблемы, совер-
шенствование нормативной правовой базы Программы на
основе стандартов, разработанных и утвержденных ОАО
"Агентство по ипотечному жилищному кредитованию",
предусматривающих рефинансирование выданных ипотеч-
ных займов;
III этап - развернутая реализация Программы, включая
выдачу Предприятием ипотечных займов по стандартам
ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитова-
нию", выход Предприятия на самодостаточный (беском-
пенсационный) режим работы
Система контроля - контроль за исполнением Программы:
за исполнением Волгоградская городская комиссия по ипотечным зай-
Программы мам, созданная постановлением главы администрации
Волгограда от 12.09.2003 N 1117 "О создании Волгог-
радской городской комиссии по ипотечным займам";
комитет по строительству и жилищной политике адми-
нистрации Волгограда;
финансово-аналитический контроль:
департамент финансов администрации Волгограда;
департамент экономики и инвестиций администрации
Волгограда;
Волгоградский городской Совет народных депутатов
Ожидаемые конеч- - обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении
ные результаты жилищных условий;
реализации повышение инициативы граждан в развитии своих про-
Программы фессиональных навыков и квалификации для поддержания
уровня платежеспособности стабильным;
развитие предприимчивости у граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, стимулирование достиже-
ния высоких трудовых показателей и заработков;
увеличение платежеспособного спроса на жилье, стиму-
лирование роста жилищного строительства в Волгограде
Сроки реализации - 2004-2007 годы
Программы
1. Содержание проблемы
Жилье всегда было и остается для человека залогом стабильности. Сегодня в условиях рыночной экономики успешное решение жилищной проблемы является наиболее показательным индикатором, отражающим динамику развития различных секторов экономики и уверенности населения в своем будущем.
Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного сектора всегда входили в число приоритетов социально-экономической политики России.
Обеспечивая реализацию жилищных прав граждан, администрация Волгограда использует освобождающийся жилищный фонд, безвозмездно передаваемое жилье предприятиями и организациями, осуществляющими жилищное строительство на территории Волгограда, жилье, построенное по договорам инвестирования на бюджетные ассигнования Волгограда и средства федерального бюджета по государственной программе "Жилище".
Численность граждан, нуждающихся в жилой площади в Волгограде, значительная: на 01 января 2004 г. в очереди при администрациях районов Волгограда состоит 14037 таких семей. В целом по Волгограду с учетом работников бюджетных предприятий и организаций число нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 16968 семей.
Новые условия требуют применения новых путей и методов решения жилищной проблемы. Мировая практика показывает, что одним из самых действенных способов решения данной проблемы является ипотечное кредитование.
Ипотечное кредитование, обеспечивая реальной собственностью на недвижимость, могло бы дать приток новых средств на рынок жилищного строительства и сопряженные с ним секторы промышленности, создать новые рабочие места, повысить доходы населения и бюджетов всех уровней.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2002 N 302), Законом Волгоградской области от 27 марта 2001 г. N 524-ОД "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" (в редакции Закона Волгоградской области от 30.09.2003 N 869-ОД). При подготовке Программы были использованы стандарты процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов, разработанные и утвержденные ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", учрежденным Правительством Российской Федерации.
Программа позволит частично снять социальную напряженность в регионе за счет решения задачи уменьшения числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Программа также позволит дополнительно к средствам бюджета Волгограда привлечь на приобретение жилья средства областного бюджета и средства граждан и улучшить жилищные условия молодых семей.
Программа является инструментом поэтапного внедрения и развития системы ипотечного кредитования в Волгограде на период 2004-2007 годов, которая в дальнейшем должна стать саморазвивающейся и самодостаточной.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
улучшение жилищных условий жителей Волгограда, в том числе обеспечение граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, жильем;
разработка и внедрение системы ипотечного кредитования в Волгограде.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
создание нормативной правовой базы по ипотечному кредитованию в Волгограде;
разработка финансового и организационного механизма обеспечения функционирования Программы;
активизация рынка жилья и вовлечение в экономический оборот приватизированного жилья;
привлечение в жилищную сферу сбережений населения и других внебюджетных финансовых ресурсов;
сосредоточение и эффективное использование финансовых ресурсов для оказания помощи гражданам в приобретении жилья;
обеспечение возвратности средств, полученных из бюджета Волгограда и областного бюджета и выданных в качестве ипотечных займов.
3. Этапы и сроки реализации Программы
Настоящая Программа является базовой для анализа происходящих в жилищной сфере социально-экономических процессов. Весь период реализации Программы является периодом накопления оборотных средств для постепенного перехода на самодостаточный и саморазвивающийся режим работы. В течение 2004-2007 годов прогнозируется вовлечение в реализацию Программы средств из бюджета Волгограда, Волгоградского областного фонда жилья и ипотеки и средств населения, а также средств рефинансирования ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в общей сумме 275,65 млн.рублей.
4. Механизм реализации Программы
Механизмом реализации Программы является взаимосвязанный комплекс мер администрации Волгограда, направленный на решение жилищной проблемы. Его основой является создание системной нормативной правовой базы на территории Волгограда, обеспечивающей не только гарантии возврата направляемых на выдачу ипотечных займов бюджетных средств, но и способствующей вовлечению в развитие жилищного рынка средств населения.
Настоящая Программа реализуется в соответствии со следующими мероприятиями:
разработка и внедрение единых стандартов и требований на выдачу ипотечных займов для приобретения жилья, действующих на территории Волгограда;
изучение, обобщение опыта городов и регионов, внедривших ипотечное кредитование населения для приобретения и строительства жилья;
разработка и внедрение механизма привлечения сбережений граждан для финансирования строительства жилья;
изучение и внедрение стандартов процедуры выдачи, сопровождения и рефинансирования ипотечных займов, разработанных и утвержденных ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию";
разработка и внедрение страховой защиты кредиторов, предоставляющих ипотечные займы.
Порядок и условия выдачи ипотечных займов регулируется Положением о порядке выдачи и погашения ипотечного займа, предоставляемого гражданам, проживающим на территории Волгограда, принимаемым постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов.
5. Прогнозируемые источники финансирования Программы
При разработке Программы учитывалось, что жилищная проблема у основной части населения Волгограда без финансовой поддержки со стороны государства и органов местного самоуправления неразрешима. В этот период организация ипотечного кредитования будет осуществляться за счет средств бюджета Волгограда, областного бюджета, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и с привлечением средств населения. Ежегодно при формировании бюджета Волгограда объемы финансирования уточняются.
Прогнозируемые источники финансирования Программы:
млн.рублей
/-----------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование источников | Всего на| В том числе по годам |
|п/п| финансирования |2004-2007|------------------------------------------------|
| | | годы | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
|---+--------------------------------------------+---------+------+-----------+--------------+--------------|
\-1-----------------------2---------------------------3-------4--------5-------------6--------------7-------/
1. Бюджет Волгограда на выдачу ипотечных займов 35,0 10,0 7,0 8,0 10,0
2. Волгоградский областной фонд жилья и ипотеки 21,55 9,6 3,3 3,65 5,0
3. Средства населения 137,1 19,2 15,6 39,3 63,0
4. Лимит рефинансирования ОАО "Агентство по 82,0 - 3,0 4,0 5,0
ипотечному жилищному кредитованию" (3,0 x 2 = (3 + 4) х 4 = (3 + 4 + 5) х
= 6,0) = 28,0 х 4 = 48,0
5. Планируемый оборот лимита рефинансирования - - - -
Всего 275,65 38,8 31,9 78,95 126,0
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Реализация Программы включает выполнение основных мероприятий и проектов, а также их корректировку.
Реализация Программы возложена на Предприятие. Контроль за исполнением Программы осуществляют администрация Волгограда, Волгоградская городская комиссия по ипотечным займам, Волгоградский городской Совет народных депутатов.
Администрация Волгограда:
ежегодно предусматривает средства в проекте бюджета Волгограда на очередной год на финансирование ипотечного кредитования в соответствии с Программой;
осуществляет финансирование ипотечного кредитования на возвратной основе;
представляет Предприятию сведения о гражданах, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящих в очереди при администрациях районов Волгограда;
по предложению Предприятия организует проведение конкурсов по отбору уполномоченных организаций для обслуживания граждан в соответствии с Программой;
разрабатывает и вносит на рассмотрение Волгоградскому городскому Совету народных депутатов Положение о Волгоградской городской комиссии по ипотечным займам и ее состав;
курирует деятельность уполномоченных организаций в области ипотечного кредитования.
Волгоградский городской Совет народных депутатов:
утверждает расходные статьи бюджета Волгограда, направленные на финансирование развития ипотечного кредитования в соответствии с Программой;
принимает Временное положение о жилищном фонде для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, приобретенное за счет ипотечного займа.
принимает Положение о Волгоградской городской комиссии по ипотечным займам и утверждает ее состав;
принимает Положение о порядке предоставления единовременной безвозмездной субсидии заемщикам ипотечного кредита.
Волгоградская городская комиссия по ипотечным займам, состав которой утверждается постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов:
утверждает план работы Предприятия на год в области ипотечного кредитования;
по представлению Предприятия рассматривает заявления граждан о предоставлении им ипотечного займа;
утверждает ежегодный отчет Предприятия о финансово-хозяйственной деятельности в области ипотечного кредитования;
осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых на ипотечное кредитование.
7. Оценка ожидаемой эффективности Программы
Настоящая Программа направлена на решение сложившейся социальной проблемы - улучшение жилищных условий жителей Волгограда. Эффективность Программы определяется высокой долей финансового участия населения, а также на II и III этапах реализации Программы привлечением средств рефинансирования со стороны ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
Реализация Программы неизбежно приведет к повышению инициативы граждан, вовлеченных в работу Программы, развитию их профессиональных навыков и квалификации для поддержания уровня платежеспособности стабильным, развитию предприимчивости и стимулированию достижения высоких трудовых показателей и заработков у граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Внедрение Программы увеличит платежеспособный спрос на строительство жилья и позволит в перспективе оживить сопряженные со строительством отрасли экономики Волгограда, обеспечить рост занятости населения и на этой основе увеличить доходы бюджетов всех уровней.
Заместитель председателя
Волгоградского городского
Совета народных депутатов |
А.Г.Шерстюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.