Решение Арбитражного суда Волгоградской области
от 27 февраля 2006 г. N А12-35729/05-С19
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Открытое акционерное общество "Волгоградская оптовая электрическая компания" (далее - ОАО "ВОЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного акта - Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области (далее - РСТ) от 25.11.2005 г. N 31\1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" в части Приложения N 1 "Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт".
В процессе рассмотрения дела ОАО "ВОЭК" уточнил заявленные требования и просит признать недействующим постановление РСТ Волгоградской области от 25.11.2005 г. N 31\1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" в части Приложения N 1 "Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт" в редакции Постановления от 28.12.2005 г. N 38\9 "О внесении изменений и дополнений в постановление РСТ Волгоградской области от 25 ноября 2005 года N 31\1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" как противоречащее ст.ст. 4, 6 федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п. 57, 59 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, и п. 27, 41, 57, 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном потребительском рынке, утвержденными Приказом ФСТ от 06.08.04 г. N 20-э\2, тем, что ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" не включено в группу "Базовые потребителя" ОАО "Волгоградэнергосбыт" при установлении тарифов на электрическую энергию на 2006 год.#
Заявитель мотивирует свои требования тем, что оспариваемый акт принят РСТ с превышением своих полномочий и нарушает права ОАО "ВОЭК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Не включение ОАО "ВОЭК" в группу "базовые потребителя" устанавливает для ОАО "ВОЭК" более высокий тариф покупки электрической энергии.#
Ответчик заявленные требования не признал, указав, что действовал в пределах полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на электрическую энергию на территории Волгоградской области согласно Положению о РСТ Волгоградской области, утвержденному постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 19.12.2000 г. N 961, руководствуясь Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Третье лицо просило в удовлетворении заявления ОАО "ВОЭК" отказать, указав, что исключение заявителя из группы "базовые потребителя#" соответствует основному принципу установления тарифов - экономической обоснованности, так как ОАО "ВОЭК" не соответствует указанным в Методических указаниях критериям.
2 февраля 2006 года ОАО "ВОЭК" представило в суд заявление об отказе от иска, в котором считает продолжение спора между обществом и РСТ бессмысленным, так как оценка основанию заявления уже дана другим законным судебным актом - решением арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2006 г. по делу N А12-35122\05-С6.
26 февраля 2006 года ОАО "ВОЭК" представило в суд заявление об отзыве отказа от иска, в котором указывает на нарушение арбитражным судом требований ст. 65 АПК РФ, так как суд не истребовал доказательств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Суд при проверке материалов дела не установил наличия ходатайств от какой либо# из сторон об истребовании дополнительных доказательств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, которые стороны не имели возможности получить самостоятельно.
В судебном заседании представители ОАО "ВОЭК" поддержат заявленные требования с учетом представленных ранее дополнений.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителей ОАО "ВОЭК", суд не установил оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего:
25.11.2005 г. РСТ Волгоградской области принято постановление N 31/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год". Постановление вынесено на основании материалов, представленных электроснабжающими организациями, заключений экспертов и в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ N 109 от 06.02.2004 г., Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N 20-э/4 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" и другими нормативно-правовыми актами.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущены опечатки, имеются в виду постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 и Приказ Федеральной службы по тарифам от 6 февраля 2004 г. N 20-э/2
Указанным постановлением ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" не включена в группу "базовые потребители" ОАО "Волгоградэнергосбыт" при установлении тарифов на электрическую энергию на 2006 г.
Исполнительным органом власти в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Волгоградской области на основании постановления Главы администрации Волгоградской области от 19 декабря 2000 г. N 961 является Региональная служба по тарифам Волгоградской области (РСТ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) из предельных уровней.
Принципами государственного регулирования тарифов является обеспечение экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта РФ.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N 20-э/2) определены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности).
При этом, базовыми потребителями определены потребители с максимальным значением заявленной мощности, равным или более 20 МВт и годовым числом часов использования заявленной мощности более 7500, подтвержденным фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или автоматизированной системой контроля и управления потреблением и сбытом энергии (АСКУЭ).
В Приложении к письму Федеральной службы по тарифам от 18 февраля 2005 г. N СН-570/14 "О разъяснениях к методическим указаниям" содержатся разъяснения к методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-Э/2 (зарегистрированным Минюстом России 20 октября 2004 г., регистрационный номер 6076).
Пунктом 25 указанных Разъяснений определено, что дифференциация тарифов на электрическую энергию по группам потребителей в Методических указаниях производится в соответствии с п. 59 Основ ценообразования. Отнесение к группе "базовые потребители" производится в установленном порядке. А именно:
- потребитель на следующий период регулирования направляет в энергоснабжающую организацию заявку об отнесении его к группе "базовые потребители" с представлением фактических данных за предшествующий период регулирования о фактической величине мощности в зимний режимный день и годовом потреблении электроэнергии на основании показаний приборов учета. Число часов использования мощности определяется делением факта годового электропотребления на фактическую мощность в зимний режимный день;
- энергоснабжающая организация представляет сведения о базовых потребителях в регулирующий орган для утверждения для них тарифов:
- сезонные потребители в качестве базовых потребителях# не рассматриваются;
- энергоснабжающие организации, покупающие электрическую энергию (мощность) у другой энергоснабжающей организации, могут быть отнесены к базовым потребителям, если они удовлетворяют указанным в Методических указаниях критериям. При этом, в расчет должна приниматься только заявленная мощность и электропотребление обслуживаемых ЭСО конечных потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации.
Отнесение к группе "Базовые потребители" производится в следующем порядке:
потребитель на следующий период регулирования направляет в энергоснабжающую организацию заявку об отнесении его к группе "базовые потребители" с представлением фактических данных за предшествующий период регулирования. Энергоснабжающая организация представляет сведения о базовых потребителях в регулирующий орган для утверждения для них тарифов. Энергоснабжающие организации, покупающие электрическую энергию (мощность) у другой энергоснабжающей организации, могут быть отнесены к базовым потребителям, если они удовлетворяют указанным в методических указаниях критериям. При этом в расчет должна# приниматься только заявленная мощность и электропотребление обслуживаемых энергоснабжающей организацией конечных потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации.
Сведения о базовых потребителях ОАО "Волгоградэнергосбыт" были представлены в РСТ 10 ноября 2005 года. На момент установления тарифов (25 ноября 2005 года) для потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт" заявленная мощность конечных потребителей, обслуживаемых ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания", составила 6,26 МВт, что не соответствовало обязательному уровню заявленной мощности, установленному методическими оказаниями для отнесения ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" к группе "базовые потребители".
ОПО "ВОЭК" одновременно с заявлением от 26 февраля 2006 года представило в материалы дела ряд договоров энергоснабжения с потребителями, в соответствии с которыми максимальное значение заявленной мощности равно 58,46 МВт, что соответствует критериям "базового потребителя". При этом истец сообщает, что указанные документы не были представлены на рассмотрение РСТ при установлении тарифов на электрическую энергию на 2006 г.
Суд считает, что при указанных обстоятельствах у Региональной службы по тарифам Волгоградской области не было оснований для отнесения ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" к группе "базовые потребители" так как дополнительно представленные договоры не рассматривались и с экономической точки зрения не подвергнуты анализу.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при вынесении постановления N 31\1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год", которым в частности определена группа "базовых потребителей", Региональная служба по тарифам Волгоградской области действовала в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Указанные выше доводы так же нашли отражение в решение арбитражного суда по делу N А12-35122\05-С6, которое ОАО "ВОЭК" считает законным в заявлении от 02 февраля 2006 года.#
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 191-195, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать нормативный акт Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 25.11.2005 г. - постановление N 31\1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" в части Приложения N 1 "Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт" в редакции Постановления от 28.12.2005 г. N 38\9 "О внесении изменений и дополнений в постановление РСТ Волгоградской области от 25 ноября 2005 года N 31\1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" соответствующим ст.ст. 4, 6 федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п. 57, 59 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109.
Отказать ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" в признании недействующим постановление РСТ Волгоградской области от 25.11.2005 г. N 31\1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" в части Приложения N 1 "Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт" в редакции Постановления от 28.12.2005 г. N 38\9 "О внесении изменений и дополнений в постановление РСТ Волгоградской области от 25 ноября 2005 года N 31\1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" как противоречащее ст.ст. 4, 6 федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п. 57, 59 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, и п. 27, 41, 57, 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном потребительском рынке, утвержденными Приказом ФСТ от 06.08.04 г. N 20-э\2, тем, что ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" не включено в группу "Базовые потребителя" ОАО "Волгоградэнергосбыт" при установлении тарифов на электрическую энергию на 2006 год.#
Решение может быть обжаловано в установленном законном# порядке в кассационную инстанцию арбитражного суда Поволжского округа.
Председательствующий |
И.Е. Карпенко |
Судьи |
А.В. Пономарев |
С.Г. Великородный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 февраля 2006 г. N А12-35729/05-С19 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был