Городским положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 8 декабря 2008 г. N 383-ВГД в настоящую Городскую программу внесены изменения
Городская программа Волжской городской Думы Волгоградской области от 6 мая 2006 г. N 36-ВГД
"Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2006-2010 годы"
(принята постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 21 апреля 2006 г. N 17/12)
8 декабря 2008 г.
Принята Волжской городской Думой 21 апреля 2006 г.
Паспорт Городской Программы
Наименование программы |
Городская Программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа - город Волж- ский Волгоградской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа). |
Дата принятия ре- шения о разработ- ке программы |
Постановление Волжской городской Думы от 21 сентября 2005 г. N 145/2. |
Заказчик програм- мы |
Администрация городского округа - город Волжский Вол- гоградской области; Волжская городская Дума. |
Основные разра- ботчики программы |
- Постоянная депутатская комиссия Волжской городской Думы по развитию предпринимательства; - Волжская Торгово-промышленная палата; - ОО "Совет директоров предприятий малого и среднего бизнеса г. Волжского"; - Волжская городская организация ВОО "ОПОРА России"; - ООО "Инженеры информации"; - Управление экономики администрации городского окру- га - город Волжский Волгоградской области. |
Исполнители прог- раммы |
- Управление экономики администрации городского окру- га - город Волжский Волгоградской области; - Волжская Торгово-промышленная палата; - Структуры поддержки предпринимательства; - Общественные организации предпринимателей; - Субъекты малого предпринимательства; - Институты и специалисты на конкурсной основе; - Научно-исследовательские организации; - Постоянная депутатская комиссия Волжской городской Думы по развитию предпринимательства. |
Основания для разработки |
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О разви- тии малого и среднего предпринимательства в Россий- ской Федерации"; - Закон Волгоградской области от 04.07.2008 N 1720-ОД "О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области"; - Закон Волгоградской области от 27.12.2006 N 1393-ОД "Об областной целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области" на 2007-2010 годы"; - постановление Главы Администрации Волгоградской об- ласти от 28.05.2007 N 900 "Об утверждении положения об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства Волгоградской области". |
Цели и задачи программы |
Цели программы: Создание благоприятных условий для развития предпри- нимательства в г. Волжском, обеспечивающих: - повышение социальной эффективности деятельности ма- лых и средних предприятий; - повышение темпов развития малого и среднего предп- ринимательства, как одного из стратегических факто- ров социально-экономического развития города. |
Задачи программы: - совершенствование правовых и экономических условий, обеспечивающих развитие предпринимательства; - преодоление административных барьеров на пути раз- вития предпринимательства; - повышение качества инфраструктурного обеспечения поддержки малого предпринимательства; - разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; - стимулирование создания новых рабочих мест и повы- шения заработной платы в субъектах предприниматель- ства; - привлечение малых предприятий к выполнению госу- дарственных и муниципальных заказов; - развитие кооперации и контрактации малых и крупных предприятий города; - содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции на товарные рынки, стимулиро- вание внедрения инновационных технологий; - предоставление адресной методической, имуществен- ной, информационной, консультационной, образовате- льной и правовой поддержки в рамках инфраструктуры поддержки предпринимательства; - повышение социального статуса, социальной ответс- твенности и престижа предпринимательства. |
|
Сроки и этапы ре- ализации програм- мы |
- 2006-2010 годы. |
Основные програм- мные мероприятия |
- Нормативно-правовое обеспечение малого предпринима- тельства; - Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка ма- лого предпринимательства; имущественная поддержка малого предпринимательства; - Повышение эффективности инфраструктуры поддержки предпринимательства; - Научно-методическое, информационное обеспечение развития предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации; - Содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции на товарные рынки, развитие инновационных технологий. |
Объем и источники финансирования программы |
- Всего: - 165220 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 61800 тыс. руб. - средства городского бюджета - 50440 тыс. руб. - привлеченные средства - 52980 тыс. руб. |
Ожидаемые конеч- ные результаты программы |
Стратегическое партнерство предпринимательства, мест- ного самоуправления и городской общественности в сле- дующих направлениях: - Создание новых рабочих мест и повышение заработной платы в сфере предпринимательской деятельности и доходов населения; - Увеличение числа и совершенствование структуры дея- тельности субъектов предпринимательства; - Улучшение качества производимой продукции (работ, услуг); - Увеличение налоговых поступлений в бюджет от субъ- ектов предпринимательской деятельности. |
Схема контроля над исполнением программы |
Контроль над ходом реализации мероприятий программы осуществляет#: - Волжская городская Дума; - Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области. |
Принятые сокращения:
ВТПП - Волжская Торгово-промышленная палата
ООП - Общественные организации предпринимателей
АТП - Ассоциация товаропроизводителей
МФПМП - Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства
СМИ - Средства массовой информации
Основные направления и принципы реализации Городской Программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2006-2010 годы"
1. Характеристика и анализ исходного состояния проблемы
На 1 января 2005 года в городе зарегистрировано более 6000 предпринимателей без образования юридического лица и 1400* малых предприятий. В сфере малого предпринимательства занято около 25 тысяч человек или 23 процента работоспособного населения. В 2004 году объем продукции, выпускаемый малыми предприятиями, составил более 11 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 134,0 процента больше, чем в 2003 году и составляет около 30 процентов от общего объема продукции города Волжского. Поступления в городской бюджет от налогов, уплачиваемых малыми предприятиями, составляют около 10 процентов от общих поступлений налогов в местный бюджет. В течение нескольких последних лет количественные характеристики и отраслевая структура малого предпринимательства практически не меняются.#
Более привлекательными остаются сферы торговли и общественного питания. В этих сферах занято более 40% действующих малых предприятий и 63% индивидуальных предпринимателей.
На долю малых предприятий от общих показателей по городу приходится:
- 9,3% сальдированной прибыли;
- 3,3% инвестиций в основной капитал;
- 35% строительных работ, выполненных по договорам подряда;
- 25% оборота розничной торговли;
- 15% объема оказанных услуг.
Все больше у предпринимателей возникает необходимость в наемных работниках, с которыми заключаются трудовые договора. В настоящее время количество наемных работников составляет около 12,0 тыс. чел., против 6,0 тыс. чел. в 2003 году.
Субъекты малого предпринимательства активно участвуют в проводимых администрацией города конкурсах на выполнение муниципального заказа. Более 80% предприятий, выполняющих муниципальный заказ, относятся к категории малых.
Достигнутый уровень развития малого предпринимательства в г. Волжском недостаточен. Необходимо создание цивилизованной конкурентной среды, увеличение налоговых поступлений в бюджет города и снижение социальных нагрузок на расходы бюджета, создание новых рабочих мест.
В г. Волжском, начиная с 1999 года, ежегодно представительным органом местного самоуправления утверждались Программы муниципальной поддержки развития предпринимательства**, предусматривающие комплексные мероприятия, финансируемые как из городского бюджета, так и из других источников. Программы координировали действия Администрации города, Волжской Торгово-промышленной палаты, предпринимательских объединений и других исполнителей. За прошедшие годы, финансирование выполнения мероприятий Программ поддержки и развития предпринимательства за счет бюджета города практически не осуществлялось. Соответственно, не был выполнен целый ряд запланированных мероприятий. Но программные мероприятия сыграли определенную роль в улучшении климата для развития предпринимательства и создания инфраструктуры его поддержки. Волжская Торгово-промышленная палата, используя собственные средства, а так же привлеченные, от трех до четырех миллионов рублей ежегодно, осуществила ряд проектов по совершенствованию методов обеспечения нормативно-законодательными актами предпринимательство города, создав на своей базе городскую информационную сеть. Нарабатывался опыт взаимодействия власти и бизнеса.#
Несмотря на некоторые положительные тенденции развития предпринимательства в городе, оно продолжает сталкиваться с проблемами, среди которых наиболее актуальными являются:
- нестабильное законодательство;
- постоянно повышающийся уровень налоговой нагрузки, арендной платы, стоимости энергоносителей и других обязательных платежей;
- недостаточный уровень экономических знаний у предпринимателей и специалистов;
- сложность получения разрешений и согласований при создании и реализации новых проектов;
- ограниченность источников финансирования и недоступность долгосрочных кредитов для предприятий производственной сферы.
В настоящее время значение малого и среднего предпринимательства для социально-экономического развития города значительно повышается. Изменения налогового законодательства приводят к постоянному снижению поступлений в городской бюджет от налоговых платежей крупных предприятий. Для социально-экономического развития города все большее значение приобретает фактор интенсивности развития малого и среднего предпринимательства в городе.
2. Основные цели и задачи Программы
Концепция программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа) базируется на признании малого и среднего предпринимательства субъектами экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной и муниципальной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.
Целью Программы является создание благоприятных условий для интенсивного развития предпринимательства в г. Волжском, обеспечивающих:
- повышение социальной эффективности деятельности малых и средних предприятий - рост численности занятых в секторе предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий и, как следствие - формирование среднего класса - партнера власти и местного самоуправления в решении социальных проблем города;
- повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития города - увеличение доли предпринимательского сектора в формировании всех составляющих регионального валового продукта (производство товаров, оказание услуг), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление предприятий.
Для достижения поставленной цели в сфере предпринимательской деятельности необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование правовых и экономических условий, обеспечивающих развитие малого предпринимательства;
- повышение эффекта от деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- устранение административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
- разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
- стимулирование создания новых рабочих мест и повышения заработной платы субъектами предпринимательства;
- привлечение малых предприятий г. Волжского к выполнению государственных и муниципальных заказов;
- развитие кооперации и контрактации малых и крупных предприятий города;
- предоставление адресной методической, имущественной, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки в рамках инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции на товарные рынки;
- повышение социального статуса, социальной ответственности и престижа предпринимательства.
Разработка различных инструментов муниципальной политики поддержки предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки, сведения о действующих предприятиях города.
Приоритетными направлениями развития предпринимательства определены:
- поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях;
- поддержка инвестиционных проектов, создающих новые рабочие места и имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу;
- поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке;
- поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;
- поддержка проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в г. Волжском;
- поддержка проектов, направленных на импортозамещение;
- поддержка проектов, направленных на активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции;
- развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
- поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности:
- оказание бытовых услуг;
- ремесленная деятельность;
- производственная деятельность (кроме производства и реализации подакцизных товаров);
- оказание жилищно-коммунальных услуг;
- изготовление лекарственных средств.
Основные принципы политики органов местного самоуправления в решении задач, поставленных в Программе:
- комплексность - обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий;
- системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов городской инфраструктуры малого бизнеса;
- конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и проведении конкурсов на исполнение муниципальных заказов;
- гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер муниципальной поддержки;
- делегирование функций - обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов.
4. Мероприятия по реализации Программы
Программные мероприятия представлены шестью разделами, характеризующими основные направления поддержки малого предпринимательства (Приложение N 1):
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства. Мероприятиями раздела предусмотрено проведение анализа практики применения нормативных правовых актов в сфере регулирования и поддержки малого предпринимательства, разработка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство, нормативные правовые акты Волгоградской области.
2. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства.
Для решения проблем финансирования малых предприятий предусмотрены мероприятия по возмещению из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами предпринимательства в кредитных организациях, содействие деятельности кредитно-потребительских кооперативов.
Финансовая поддержка осуществляется через некоммерческое партнерство "Региональный гарантийный фонд", основной целью деятельности которого является повышение доступности для субъектов малого предпринимательства банковских кредитов, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность, а также привлечение коммерческих банков к кредитованию субъектов малого предпринимательства.
Гарантийные резервы некоммерческого партнерства формируются за счет вкладов его членов (участников). Администрация городского округа - город Волжский планирует стать участником некоммерческого партнерства "Региональный гарантийный фонд" в целях увеличения объема гарантийного фонда, а также для повышения доступности субъектов малого предпринимательства к банковским кредитам.
3. Имущественная поддержка малого предпринимательства.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Имущественная поддержка осуществляется из сформированного Перечня муниципального имущества, утвержденного в установленном порядке Волжской городской Думой (далее - Перечень) и предназначенного для поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, и содействия развитию субъектов малого предпринимательства на территории городского округа - город Волжский, осуществляющих следующие виды деятельности:
- оказание бытовых услуг (в соответствии с Общероссийским классификатором услуг, утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 N 163) в пределах перечня:
Код |
КЧ |
Наименование услуги |
011000 |
5 |
Ремонт, окраска и пошив обуви |
012000 |
8 |
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий |
013000 |
0 |
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий |
016100 |
2 |
ремонт жилья и других построек |
015400 |
0 |
Услуги прачечных |
018100 |
8 |
Услуги фотоателье и фото- и кино- лабораторий |
019400 |
1 |
Услуги предприятий по прокату |
019700 |
2 |
Прочие услуги непроизводственного характера (кроме ломбардов) |
- ремесленная деятельность;
- производственная деятельность (кроме производства и реализации подакцизных товаров);
- оказание жилищно-коммунальных услуг;
- изготовление лекарственных средств.
Муниципальное имущество, включенное в указанный Перечень, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, и субъектам малого предпринимательства, указанным в настоящем пункте, на долгосрочной основе (в том числе на льготных условиях).
Предоставление в пользование муниципального имущества из утвержденного Перечня осуществляется в порядке, утвержденном Волжской городской Думой с участием Коллегии по развитию предпринимательства при главе городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Имущественная поддержка осуществляется на основании письменного обращения субъектов малого предпринимательства с представлением документов, подтверждающих их соответствие условиям, определенным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и условиям, предусмотренным настоящей Городской Программой.
Субъекты малого предпринимательства, получившие имущественную поддержку, учитываются в реестре субъектов малого предпринимательства - получателей поддержки.
Записи в реестр субъектов малого предпринимательства - получателей поддержки вносятся уполномоченным органом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
4. Повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Создание новых объектов инфраструктуры (бизнес-инкубатор) и дальнейшее развитие системы предоставления услуг субъектам малого предпринимательства Муниципальным Фондом поддержки малого предпринимательства г. Волжского, Волжской Торгово-промышленной палатой, другими организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, призвано решить проблемы доступа предпринимателей к необходимой информации по ведению бизнеса.
Организация выставочной деятельности будет способствовать продвижению продукции предпринимателей на товарные рынки.
5. Научно-методическое, информационное обеспечение развития малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации.
Данный раздел включает мероприятия по обеспечению взаимодействия органов власти, организаций поддержки предпринимательства, общественных организаций и субъектов малого предпринимательства посредством проведения конференций, совещаний, семинаров, конкурсов.
6. Содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции на товарные рынки, развитие инновационных технологий.
С целью создания условий выхода на новые товарные рынки, привлечения инвестиций в малый бизнес программой предусмотрены мероприятия по компенсации части расходов, связанных с участием предпринимателей в международной выставочно-ярмарочной деятельности; по поддержке субъектов предпринимательства, производящих продукцию на экспорт; по рекламированию инновационной деятельности.
5. Положения и законы, на основании которых должна реализовываться Программа
Программа разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
- Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Законом Волгоградской области от 04.07.2008 N 1720-ОД "О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области";
- Законом Волгоградской области от 27.12.2006 N 1393-ОД "Об областной целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области" на 2007-2010 годы";
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 28.05.2007 N 900 "Об утверждении положения об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства Волгоградской области".
6. Ресурсное обеспечение Программы
Программа рассчитана на период 2006-2010 гг., стоимость реализации мероприятий составляет - 165220 тыс. руб.
Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счет выделения средств городского, областного бюджетов, в том числе на возвратной основе; банковских кредитов, собственных средств субъектов предпринимательства и других внебюджетных источников (Приложение N 2).
Объемы финансирования подлежат уточнению при формировании бюджета на соответствующий год.
7. Механизм реализации Программы и контроль над ходом ее исполнения
Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций предпринимателей.
Для эффективной реализации Программы предусматривается объединение ресурсов бюджетов и общественных организаций предпринимателей, привлечение внебюджетных источников финансирования, используя механизмы конкурсного распределения средств.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Результатами реализации мероприятий Программы будут являться:
1. Обеспечение занятости, в том числе молодежи и незащищенных слоев общества, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях, а также, за счет расширения возможностей в сфере самозанятости населения.
2. Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами.
3. Обеспечение социальных программ городского округа - город Волжский за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от малого и среднего бизнеса.
4. Обеспечение приоритетного опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах. Создание единого информационного пространства и условий для электронного ведения бизнеса, привлечение интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской деятельностью в наукоемких областях.
5. Усиление роли города Волжского как центра деловой активности и туризма, привлечение инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и международного сотрудничества в предпринимательской деятельности.
6. Оптимизация деятельности крупных предприятий города за счет развития субконтрактных и иных кооперационных связей с малыми предприятиями.
7. Создание условий для развития малого предпринимательства в сфере содержания и обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства.
8. Укрепление семьи через поддержку семейных форм организации предпринимательской деятельности.
9. Увеличение отдачи от использования городской собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства.
10. Гармонизация общественных отношений через развитие социального и стратегического партнерства между властью, предпринимателями, наемными работниками и общественностью города.
9. Организация управления и контроль над ходом реализации Программы
Контроль над ходом реализации мероприятий Программы осуществляет#:
- Волжская городская Дума;
- Администрация городского округа - город Волжский.
------------------------------
* Сведения по предприятиям, предоставившим отчеты в органы статистики.
** Решение Волжского городского Совета народных депутатов от 21 апреля 1999 г. N 98/1 "О Программе муниципальной поддержки развития предпринимательства в г. Волжском на 1999-2000 гг.", Решение Волжского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2001 г. N 14/12 "Об утверждении городской Программы "Муниципальная поддержка и развитие предпринимательства в городе Волжском на 2001-2004 годы".
Глава городского округа - город |
И.Н. Воронин |
N 36-ВГД
6 мая 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Городская программа Волжской городской Думы Волгоградской области от 6 мая 2006 г. N 36-ВГД "Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2006-2010 годы" (принята постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 21 апреля 2006 г. N 17/12)
Текст Городской программы опубликован в газете "Волжская Правда" от 13 мая 2006 г. N 69-71
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Городское положение Волжской городской Думы Волгоградской области от 8 декабря 2008 г. N 383-ВГД