Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Волгоградской области от 28 февраля 2005 г. N 1013-ОД (в редакции Закона Волгоградской области от 19 июля 2005 г. N 1089-ОД) действие настоящей Программы было приостановлено на 2005 г. в части не обеспеченной финансированием из областного бюджета, в том числе в приложении 11 "Сводные показатели Программы" строки: "Восстановление и охрана водных объектов"; "Повышение рыбопродуктивности водных объектов"; "Восстановление природных ландшафтов, почвенного покрова, экология сельскохозяйственного производства"; "Сохранение объектов историко-культурного значения"; "Мониторинг особо охраняемых объектов, развитие геоинформационной системы"; "Экологическое обучение, воспитание и образование"; "Нормативно-правовое, научное и организационно-техническое обеспечение"
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 30 ноября 2000 г. N 17/493
Областная целевая программа
"Сохранение природных комплексов Волго-Ахтубинской поймы,
создание Волго-Ахтубинского природного парка" на 2001-2005 годы
Наименование Областная целевая программа "Сохранение природных
Программы комплексов Волго-Ахтубинской поймы, создание
Волго-Ахтубинского природного парка" на 2001-2005 годы
(далее - Программа)
Основание Федеральный закон "Об особо охраняемых природных
для разработки территориях";
Программы Закон Волгоградской области "Об охране окружающей
природной среды Волго-Ахтубинской поймы";
постановление главы администрации Волгоградской
области от 20 ноября 1998 г. N 623 "О координации
работ по реализации Закона Волгоградской области "Об
охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской
поймы"
Государственный Комитет экономики администрации Волгоградской области
заказчик
Программы
Основной Государственное учреждение "Природный парк
разработчик "Волго-Ахтубинская пойма"
Программы
Исполнители Государственное учреждение "Природный парк
Программы "Волго-Ахтубинская пойма";
администрация Ленинского района Волгоградской области;
администрация Среднеахтубинского района Волгоградской
области;
администрация Светлоярского района Волгоградской
области;
администрация города Волгограда;
комитет природных ресурсов по Волгоградской области
Цель и задачи Цель - обеспечение благоприятных условий для
Программы жизнедеятельности людей путем восстановления и
сохранения природной среды, коренного улучшения
экологической обстановки в Волго-Ахтубинской пойме.
Задачами Программы являются:
повышение статуса охраняемых объектов природного и
историко-культурного наследия, включение особо
охраняемых территорий в схему землепользования;
реализация системы мероприятий по охране,
рациональному использованию и воспроизводству
природных ресурсов поймы;
экономическое регулирование рекреационного
использования Волго-Ахтубинской поймы, консолидация
финансовых средств для охраны и восстановления
природных ресурсов Волго-Ахтубинской поймы;
создание дирекции природного парка
"Волго-Ахтубинский";
проведение систематических научных исследований по
проблемам сохранения биоразнообразия, реализация
научных рекомендаций в системе природопользования
Перечень Восстановление и охрана водных объектов;
основных восстановление и охрана лесного фонда;
мероприятий повышение рыбопродуктивности водных объектов;
восстановление природных ландшафтов, почвенного
покрова, экология сельскохозяйственного производства;
изучение и сохранение биологического разнообразия
растений и животных, генофонда культурных и
дикорастущих видов;
сохранение объектов историко-культурного наследия;
мониторинг, развитие геоинформационной системы;
рекреационное использование;
экологическое обучение, воспитание и образование;
нормативно-правовое, научное и
организационно-техническое обеспечение
Срок и этапы 2001-2005 годы
реализации
Программы
Объемы Прогнозируемые общие затраты на реализацию Программы
и источники за счет всех источников финансирования составляют
финансирования 35,0 млн. рублей.
Программы Распределение затрат по источникам финансирования:
областной бюджет, включая экологический и водный фонды
Волгоградской области - 19,3 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 3,5 млн. рублей;
федеральная поддержка - 3,5 млн. рублей;
прочие источники - 8,7 млн. рублей
Ожидаемые В экологическом аспекте - предотвращение деградации
результаты природных экосистем, сохранение биоразнообразия;
реализации в социальном аспекте - улучшение условий проживания и
Программы отдыха населения, вовлечение населения в активный
процесс познавания и сохранения природы;
в экономическом аспекте - повышение жизненного уровня
сельского населения за счет развития рекреационных
услуг
Контроль за Контроль за исполнением мероприятий и целевым
исполнением расходованием средств осуществляет администрация
Программы Волгоградской области.
1. Введение
Волго-Ахтубинская пойма - уникальное природное образование расположенное между основным руслом реки Волги и ее рукавом рекой Ахтубой, простирающееся на 450 км от г. Волгограда до г. Астрахани. Ниже г. Астрахани пойма переходит в обширную дельту и прибрежную зону Каспийского моря.
Волго-Ахтубинская пойма вместе с дельтой представляют собой единую экосистему, которая разделена административно-территориальными границами. Пойма является последним, практически единственным участком дельты р. Волги, сохранившим естественное строение. Она служит наиболее значительным средоформирующим фактором Волгоградско-Волжской агломерации, выполняя санитарно-гигиенические, водоохранные и реабилитационно-рекреационные функции, поддерживая экологический потенциал городов Волгограда и Волжского. По совокупности показателей экологические системы поймы отнесены к первой категории международной значимости.
За многие годы отраслевого хозяйствования, частично теряя средоформирующие функции, пойма приобрела ресурсно-хозяйственные функции: градостроительные, энергетические, агропромышленные, транспортные, рыбохозяйственные, рекреационные.
Хозяйственные процессы на территории Волго-Ахтубинской поймы разрушают пойменную экосистему. Процесс деградации в первую очередь охватывает наиболее ранимые объекты: водно-болотные угодья, сенокосные луга, дубравы, плодородные почвы.
Необходимо пересмотреть структуру природопользования в пойме, выбрать жизнеобеспечивающие приоритеты, обеспечить устойчивое функционирование пойменной природно-хозяйственной системы. Для Волго-Ахтубинской поймы целесообразно признать ее особо охраняемой территорией в статусе природного парка.
Учитывая положение парка в биосферно значимой зоне, можно считать, что основная функция особо охраняемых участков - защита биологических объектов: видов, популяций, сообществ животных, растений и их мест обитания. Территориальная организация парка основывается на мозаичности и предусматривает постепенное освобождение земель от экологически опасных видов деятельности, на использовании принципа государственного контроля и управления.
Перечисленные проблемы Волго-Ахтубинской поймы можно решить путем реализации настоящей Программы.
В основу разработки Программы положены следующие документы:
Водный кодекс Российской Федерации;
Лесной кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";
Федеральный закон "О животном мире";
Закон Волгоградской области "Об областных целевых программах";
Закон Волгоградской области "Об охране окружающей природной среды";
Закон Волгоградской области "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы";
постановление главы администрации Волгоградской области от 20 ноября 1998 г. N 623 "О координации работ по реализации Закона Волгоградской области "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы".
Программа реализуется на территории Ленинского, Светлоярского, Среднеахтубинского районов Волгоградской области и г. Волгограда (остров Сарпинский).
2. Цель, задачи и основные мероприятия Программы
Цель настоящей Программы - обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности людей путем восстановления и сохранения природной среды, коренного улучшения экологической обстановки в Волго-Ахтубинской пойме.
Задачи Программы:
повышение статуса охраны объектов природного и историко-культурного наследия, включение особо охраняемых территорий в схему землепользования Волгоградской области;
экономическое регулирование рекреационного использования Волго-Ахтубинской поймы, консолидация финансовых средств для охраны и восстановления природных ресурсов Волго-Ахтубинской поймы;
разработка проектно-сметной документации на создание природного парка;
создание природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", опорных пунктов охраны природы, техническое оснащение дирекции, опорных пунктов и служб (лесной, егерской, научной и др.);
реализация системы мероприятий по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов Волго-Ахтубинской поймы;
проведение систематических научных исследований по проблемам сохранения биоразнообразия.
Для достижения поставленной цели и решения задач в Программе предусматривается последовательная реализация мероприятий по следующим направлениям:
восстановление и охрана водных объектов, охрана водно-болотных угодий, расчистка русел, укрепление берегов, восстановление гидрологического режима, охрана родников, проектирование и обустройство водоохранных зон; гидрогеологическая оценка взаимосвязи поверхностных и подземных вод, прогнозирование опасных геологических процессов, ограничение допустимого уровня добычи полезных ископаемых согласно приложению 1;
лесное хозяйство, восстановление и охрана лесного фонда - оценка состояния лесных ресурсов, защита от вредителей и болезней, охрана эталонных парковых дубрав, проведение специальных рубок, лесовосстановительные мероприятия, развитие и оснащение службы лесного хозяйства согласно приложению 2;
повышение рыбопродуктивности водных объектов - гидробиологическая оценка состояния водных объектов; расширение естественного воспроизводства речных полупроходных и проходных рыб; создание рыбоводных заводов, пастбищного рыбоводства, организация осетрового хозяйства; обеспечение благоприятных гидрорежимов для нереста, нагула молоди и повышения продуктивности рыб; развитие и оснащение рыбоохранной инспекции согласно приложению 3;
восстановление природных ландшафтов, почвенного покрова, экология сельскохозяйственного производства - формирование структуры ландшафтов в экологическом каркасе территории, типизация и выделение эталонных ландшафтов, создание системы почвенных эталонов, рекультивация нарушенных почв, мероприятия по охране и предупреждению деградации почв, внедрение экологически безопасных средств защиты растений, агротехнических приемов, производство и реализация экологически чистых продуктов питания согласно приложению 4;
изучение и сохранение биологического разнообразия растений и животных, генофонда культурных и дикорастущих видов - инвентаризация флоры и фауны, оценка состояния популяций редких и хозяйственно ценных видов, выявление чужеродных видов, прогнозирование запасов биологических ресурсов и разработка регламента их хозяйственного использования, рекомендации по восстановлению, сохранению и устойчивому воспроизводству видов, находящихся в угрожаемом состоянии, согласно приложению 5;
сохранение объектов историко-культурного наследия - систематизация и музеефикация объектов древних поселений, захоронений, других археологических и палеонтологических памятников истории и культуры; мероприятия по их сохранению и восстановлению; программа научных исследований, разработка тематических экскурсионных маршрутов и их обслуживание согласно приложению 6;
мониторинг, развитие геоинформационной системы - развитие сети гидропостов, мобильных гидрохимических лабораторий, наблюдение за переносом загрязнений в направлении дельты р. Волги; создание и техническое оснащение геоинформационной системы, геоэкологическое картирование, формирование электронных карт, создание и ведение базы кадастров природных ресурсов согласно приложению 7;
рекреационное использование - определение рекреационных качеств территории, ее предельной нагрузки, мероприятия по сохранению рекреационных ресурсов, разработка режимов использования территорий, организация экологического, познавательного, научно-краеведческого и других видов туризма в природном окружении согласно приложению 8;
экологическое обучение, воспитание и образование - широкое привлечение населения, в первую очередь школьников и студентов, к изучению и практической охране окружающей среды; создание сети опорных пунктов охраны природы, учебных центров, летних экологических школ, разработка, издание и распространение учебных программ и пособий, развитие информационных и экскурсионных контактов; использование СМИ для информации# населения и формирования общественного мнения по проблемам охраны природного и историко-культурного наследия согласно приложению 9;
нормативно-правовое, научное и организационно-техническое обеспечение - разработка правовых актов по проблемам экологической безопасности, охраны окружающей среды и природопользования; разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих использование природных ресурсов, режимы природопользования, лицензирование и управление природопользованием; формирование тематических планов научно-исследовательских работ, разработка научно обоснованных рекомендаций по реализации мероприятий с учетом их приоритетности согласно приложению 10.
Сводные показатели Программы представлены в приложении 11.
4. Финансовое обеспечение Программы
Затраты на Программу включают в себя:
стоимость научно-исследовательских работ (НИР), проектно-изыскательских работ (ПИР), капитальные вложения, текущие расходы.
Основным источником финансирования Программы в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" является областной бюджет по статье "Природоохранные мероприятия". Источниками финансирования также являются средства бюджетных фондов (экологического и водного), отчисления от платы за пользование природными ресурсами, средства бюджетов г. Волгограда, Ленинского, Среднеахтубинского и Светлоярского районов, средства предприятий-природопользователей.
Планируется поддержка Программы со стороны федеральных фондов (экологического и водного), а также Глобального экологического фонда и др.
На реализацию Программы могут направляться средства от возмещения ущерба, причиненного природным комплексам поймы, а также доходы от рекреационной, издательской, просветительской, научной и другой деятельности, не противоречащей целям и задачам природного парка. Источниками финансирования также могут быть гранты российских и зарубежных организаций.
В целях консолидации финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, и на основании Закона Волгоградской области "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы", предусматривается создание целевого внебюджетного фонда.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет участия администраций Ленинского, Светлоярского и Среднеахтубинского районов, г. Волгограда, территориальных органов власти, специально уполномоченных в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Ежегодные планы реализации мероприятий определяются на основе рассмотрения и сопоставления утвержденных мероприятий с учетом реальных финансовых возможностей их осуществления. В качестве критериев оценки каждого мероприятия используются показатели стоимости, срока реализации, достигаемого эффекта. Плановые мероприятия на текущий год формируются администрацией Волгоградской области с учетом предложений участников Программы.
Участники Программы и заинтересованные организации представляют государственному заказчику необходимую документацию для подготовки бюджетной заявки с указанием других источников финансирования. Государственный заказчик готовит бюджетную заявку администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думе к проекту закона Волгоградской области об областном бюджете.
Средства, предусмотренные областным бюджетом, перечисляются дирекции природного парка, которая отчитывается перед государственным заказчиком. Государственный заказчик отчитывается перед администрацией Волгоградской области и Волгоградской областной Думой по установленной форме.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается комплексом взаимоувязанных показателей, характеризующих эколого-экономические, научно-технические и практические результаты в части сохранения природного и историко-культурного наследия, рационального использования природных ресурсов Волго-Ахтубинской поймы.
К настоящему времени создана нормативно-правовая основа для формирования в Волго-Ахтубинской пойме особо охраняемой территории в статусе природного парка. Российский и зарубежный опыт по организации особо охраняемых территорий, позволили сформировать оптимальный комплекс мероприятий по реализации Программы, исключив заведомо неэффективные затраты. Часть мероприятий носит организационный характер и не требует дополнительных средств, кроме имеющихся в распоряжении участников Программы.#
Оценку эффективности осуществления отдельных разделов Программы проводят комитеты и управления, другие организации, уполномоченные администрацией Волгоградской области.
При условии реализации Программы планируется достижение:
в экологическом аспекте - предотвращение деградации природных экосистем, сохранение биоразнообразия;
в социальном аспекте - улучшение условий проживания и отдыха населения, вовлечение школьников в активный процесс познавания и сохранения природы;
в экономическом аспекте - повышение жизненного уровня сельского населения за счет развития рекреационных услуг.
Выполнение Программы позволит обеспечить реализацию Закона Волгоградской области "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы".
7. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Процесс управления Программой осуществляет дирекция природного парка, в составе которой предусматривается создание научно-координационного совета.
Ежегодный контроль за подготовкой, согласованием и реализацией Программы осуществляет администрация Волгоградской области.
Первый заместитель председателя
Волгоградской областной Думы |
Е.В. Сорокин |
<< Назад |
Приложение 1. >> Восстановление и охрана водных объектов |
|
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 30 ноября 2000 г. N 17/493 "Об Областной целевой программе "Сохранение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.