Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Волгоградского
Горсовета народных депутатов
от 4 марта 2004 г. N 70/1326
Прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2004 год
Прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2004 год разработан в соответствии с прогнозными оценками на период до 2005 года, на основе методики, индексов-дефляторов цен, сценарных условий развития экономики Российской Федерации, рекомендуемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Комплексной программой социально-экономического развития Волгограда на 2002-2005 годы, принятой постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 04.07.2002 N 43/719 "О Комплексной программе социально-экономического развития Волгограда на 2002-2005 годы", а также материалов, представленных структурными подразделениями администрации Волгограда, предприятиями и организациями Волгограда, с учетом итогов экономического развития Волгограда за 2002 год и ожидаемых итогов 2003 года.
Прогноз социально-экономического развития охватывает всю территорию Волгограда и сферы деятельности независимо от форм собственности и нацелен на реализацию основной задачи администрации - повышение уровня жизни горожан.
1. Финансовые ресурсы Волгограда
Финансовые ресурсы Волгограда отражены в сводном финансовом балансе согласно приложению 1.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций напрямую влияет на состояние налогооблагаемой базы. В 2004 году ожидается поступление в бюджетную систему 17,7 млрд.рублей (110% к уровню 2003 года).
Распределение налоговых сборов и платежей по уровням бюджета представлено в таблице:
млн.рублей
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Период | Всего | В том числе по уровням бюджета | % поступления |
| | |-------------------------------------------| в бюджет |
| | | федеральный | областной |бюджет Волгограда| Волгограда |
| | | | | | от общей |
| | | | | | суммы сборов |
|-------------------------+------------+-------------+-----------+-----------------+---------------|
\-----------1--------------------2------------3------------4--------------5-----------------6------/
2002 год (отчет) 15830,0 8751,0 3568,0 3511,0 22,2%
2003 год (отчет) 14800,6 7155,8 4502,0 3142,8 21,2%
2004 год (прогноз) 17671,0 8784,0 4980,0 3907,0 22,1%
Ежегодное изменение нормативов отчислений регулирующих налогов по уровням бюджета привело к тому, что доля налоговых поступлений в бюджет Волгограда сократилась с 42,8% (1999 год) до 22% (2004 год). Волгоград остается без резервов, что значительно затрудняет решение многих вопросов. Для нормального функционирования городского хозяйства в бюджет Волгограда должно поступать не менее 35% от собранной на его территории суммы налоговых и других обязательных платежей.
Совершенствование налоговой системы Российской Федерации, в ходе которой изменяются налоговые ставки федеральных налогов, отменяется ряд налогов, реформируется система имущественных налогов, перераспределяются нормативы отчислений и прочее, изменяет структуру налоговых доходов:
Виды налоговых доходов | 2002 год (отчет) |
2003 год (отчет) |
2004 год (прогноз) |
Налоговые доходы, всего
в млн.рублей 15830,0 14800,6 17671,0
в % 100% 100% 100%
Из общей суммы доходов доля налогов по видам:
налог на добавленную стоимость 34,9% 30,1% 33,4%
налог на доходы физических лиц 13,3% 18,4% 20,4%
налог на прибыль предприятий и организаций 14,2% 14,6% 13,7%
акцизы 20,0% 20,9% 20,4%
В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Волгограда и Волгоградской области, предоставляющими льготы по уплате налогов и неналоговым платежам отдельным категориям налогоплательщиков, предприятиям и организациям, прогнозируемая сумма выпадающих доходов из бюджета Волгограда на 2004 год составит 123,8 млн.рублей (с учетом установленных федеральным и областным законодательствами размеров отчислений по налогам и сборам в бюджет Волгограда на 2004 год), в том числе:
по категориям налогоплательщиков, которым предоставлены льготы в соответствии с Положением о местных налогах и сборах на территории Волгограда, принятым постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 30.10.2002 N 45/835 "О Положении о местных налогах и сборах на территории Волгограда", и постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2002 N 43/772 "Об освобождении от налога на имущество", сумма налоговых льгот составит 31,6 млн.рублей (25,4% от общей суммы предоставленных льгот). Основную долю налоговых льгот (99,4%) составляют льготы, полученные категориями налогоплательщиков, деятельность которых финансируется и (или) дотируется из бюджета Волгограда;
по спортивным организациям, сооружениям и детским подростковым клубам (постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.01.2003 N 49/937 "Об утверждении категорий арендаторов земельных участков, пользующихся льготой по оплате за землю при аренде земельных участков на территории Волгограда") сумма льгот по арендной плате за землю составит 5,2 млн.рублей (4,2% от общей суммы предоставленных льгот);
по промышленным предприятиям, осуществляющим производство табачно-махорочных изделий (постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 N 32/524 "О целевых налоговых льготах"), сумма льгот по налогу на имущество составит 17,6 млн.рублей (14,2% от общей суммы предоставленных льгот);
по предприятиям и организациям, работающим в зоне экономического развития, сумма льгот по налогам в части, зачисляемой в бюджет Волгограда, составит 58,4 млн.рублей (47,1% от общей суммы предоставленных льгот);
по предприятиям и организациям, которым предоставлены льготы по арендной плате за нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, сумма льгот составит 11,0 млн.рублей (8,9% от общей суммы предоставленных льгот).
С целью увеличения налогооблагаемой базы необходимо разработать программы социально-экономического развития Волгоградской области и Волгограда до 2010 года, объединенные единой задачей - удвоением валового регионального продукта.
Развитие промышленного комплекса Волгограда, малого предпринимательства, транспорта представлены в основных показателях социально-экономического развития Волгограда на 2004 год согласно приложению 2.
2. Промышленность
Число предприятий в промышленном комплексе Волгограда на начало 2004 года достигнет 3,3 тысяч. В 2004 году прогнозируется произвести промышленной продукции на сумму 50,3 млрд.рублей (отчетные и прогнозные данные, характеризующие развитие промышленности Волгограда, приведены в приложении 2). Индекс физического объема произведенной продукции должен составить 106% к уровню 2003 года. Для достижения этой непростой в сложившихся условиях цели необходимо консолидировать деятельность крупных предприятий и администрации Волгограда.
Главными направлениями деятельности администрации Волгограда в реализации промышленной политики в 2004 году должны стать:
разработка программы развития промышленного комплекса Волгограда, интегрирующей многоотраслевую экономику города и области в единое целое (в частности, на основе кооперации города и области организация производства современной востребованной конечной продукции в перерабатывающей промышленности);
создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
поддержка в разработке и производстве новых видов высокотехнологичной наукоемкой продукции;
производство продукции, обеспечивающей импортозамещение и экспорт;
обеспечение конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями Волгограда.
Отраслевые тенденции развития промышленности Волгограда:
Электроэнергетика
Удельный вес отрасли в общем объеме продукции, произведенной на территории Волгограда, составляет 6-8%.
В 2004 году предприятиями электроэнергетики будет произведено продукции на сумму 4,1 млрд.рублей (106% к 2003 году). Развитие отрасли во многом зависит от проведения федеральных реформ. В целях повышения надежности и безопасности эксплуатации оборудования продолжится техническое перевооружение предприятий (на ВолгоГРЭС и ТЭЦ-2 предусмотрена замена турбоагрегатов).
Топливная промышленность
Доля топливной отрасли составляет 19% в общем объеме промышленной продукции. Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка" является основным поставщиком горючесмазочных материалов юга России. Предприятие продолжит работу по повышению уровня переработки нефтепродуктов и качества выпускаемой продукции. Индекс физического объема произведенной продукции должен составить не менее 102% к уровню текущего года.
Черная металлургия
Удельный вес отрасли составляет 10% производства продукции промышленным комплексом Волгограда. К ведущим предприятиям отрасли относятся:
Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Металлургический завод "Красный Октябрь", открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Волгоградский сталепроволочноканатный завод", ОАО "ВЭСТ-МД" и др. В 2004 году на предприятиях отрасли объем выпущенной продукции должен составить 5,2 млрд.рублей. Замена оборудования с внедрением новых видов оборудования и технологий позволит предприятиям черной металлургии повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции.
Цветная металлургия
Стабильная отрасль промышленности Волгограда представлена фактически одним крупным заводом - ОАО "Волгоградский алюминий". В настоящее время на предприятии активно внедряются новые технологии и оборудование (технология по производству обожженных анодов, линия гомогенизации отливок), что позволит сохранить темпы роста объемов производимой продукции в 2004 году (индекс физического объема составит 102% к уровню 2003 года).
Химическая и нефтехимическая промышленность
Химическая и нефтехимическая промышленность Волгограда представлена такими крупными предприятиями, как ОАО "Химпром", ОАО "Каустик", ОАО "Волгоградский завод технического углерода", ОАО "Волгоградский кислородный завод". Удельный вес отрасли в общем объеме производства - более 15%. Прогнозируемый рост производства в отрасли в 2004 году составит 103% за счет увеличения выпуска новых видов продукции.
Машиностроение и металлообработка
Машиностроение и металлообработка составляет более 18% в промышленном комплексе Волгограда. ОАО "Волгоградский тракторный завод им.Дзержинского", ОАО "Волгограднефтемаш", ОАО "Волгоградский моторный завод" - градообразующие предприятия. В связи со снижением спроса на выпускаемую продукцию и недостаточной платежеспособностью потребителей у ряда предприятий сложилось неустойчивое финансовое положение. В 2004 году рост производства составит 107% за счет увеличения выпуска нефтеаппаратуры и освоения новых видов продукции - контейнеров, цистерн - на ОАО "Волгограднефтемаш", увеличения производства тракторов нового поколения - на ОАО "Волгоградский тракторный завод".
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Ведущие предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности - ЗАО "ВЭКАФ", ЗАО НП "Волгоградмебель им.Ермана". В 2004 году предприятиями отрасли планируется выпустить продукции на сумму 500,0 млн.рублей (104% к уровню 2003 года). Незначительный рост обусловлен высокой конкуренцией на рынках сбыта.
Промышленность строительных материалов
ОАО "Волгоградский керамический завод", ОАО "Волгоградский завод ЖБИ N 1", ОАО "ЖБИ N 6", ЗАО "Завод силикатных и изоляционных материалов" - ведущие предприятия отрасли. В 2004 году внедрение новых современных технологий, реконструкция производственных линий позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции и увеличить ее объем к уровню 2003 года на 7%.
Легкая промышленность
Технологическая отсталость предприятий отрасли, низкая конкурентоспособность производимых товаров и критическое финансовое состояние являются основными и долговременными причинами падения производства. В 2004 году объем произведенной продукции составит более 111,0 млн.рублей, сократится темп снижения производства.
Пищевая промышленность
Предприятиями пищевой промышленности производится более 14% всей промышленной продукции Волгограда. На предприятиях отрасли: ЗАО "НП Конфил", ОАО "Пивовар - живое пиво", ОАО "Молочный завод N 3 Волгоградский", ОАО "Волгоградский маслоэкстракционный завод", Государственном унитарном предприятии "Ликероводочный завод Волгоградский", хлебозаводах - в 2004 году продолжится разработка новых видов продукции и расширение ассортимента товаров, пользующихся повышенным спросом населения. Это позволит произвести продукции на сумму более 7,0 млрд.рублей (индекс физического объема составит 100% к 2003 году). Для обеспечения продовольственной безопасности и стабильных цен на хлеб администрации Волгограда необходимо жестко требовать с предприятий хлебопекарной промышленности наличие постоянного зернового запаса.
3. Малое предпринимательство
Малое предпринимательство представляет многочисленный слой мелких собственников (около 8 тыс. юридических лиц и более 50 тыс. предпринимателей без образования юридического лица), которые оказывают существенное влияние на социально-экономический уровень развития Волгограда.
2002 год (факт) |
2003 год (оценка) |
2004 год (прогноз) |
Количество предприятий малого и среднего бизнеса 7842 7800 7850
(юридических лиц)
В 2004 году ожидается небольшое увеличение (до 7850) количества малых предприятий. Наибольшее число малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, строительстве, промышленности, успешно развивается предоставление информационных услуг и услуг связи. В связи с изменением условий налогообложения снизились темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий, но резко возросло количество предпринимателей без образования юридического лица (далее - ПБОЮЛ). В 2004 году количество ПБОЮЛ возрастет до 57 тысяч.
Основная задача, стоящая в 2004 году, заключается в том, чтобы сделать поддержку частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства важной частью социально-экономического процесса в Волгограде. Для позитивного развития ситуации в этой сфере деловой жизни необходимо предпринять следующие основные шаги, которые позволят сделать малое предпринимательство массовым явлением экономики Волгограда:
повысить статус, престиж и безопасность лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
усовершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую развитие малого предпринимательства в Волгограде;
обеспечить развитие городской инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Большое значение для эффективного развития малого бизнеса будет иметь формирование рынка информационных, консультационных, научно-технологических и обучающих услуг для малых предприятий. Создание агентства по инновациям в малом бизнесе, изолированного от органов власти и со своим бюджетом, обусловит реальный вклад в экономику Волгограда.
Выполнение запланированных мероприятий позволит создать предпосылки для формирования благоприятной среды для развития предпринимательства на территории Волгограда.
4. Охрана окружающей среды
В 2004 году на реализацию мероприятий по охране окружающей среды планируется направить 203,4 млн.рублей, что позволит стабилизировать экологическую обстановку в Волгограде.
Выполнение всех намеченных на 2004 год природоохранных мероприятий позволит ликвидировать источники загрязнения, находящиеся в водоохранной зоне поверхностных водоемов, повысить надежность эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, сократить сброс сточных вод на 1109 тыс.куб.м в год, сократить выбросы вредных отходов в атмосферный воздух на 5400 тыс.тонн в год.
Общая сумма затрат на природоохранные мероприятия отражена в таблице:
тыс.рублей
Наименование мероприятия | Всего финансовых средств |
В том числе источники финансирования | |||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
бюджет Волгограда |
средства предприятия |
Мероприятия по охране атмосферного воздуха 81781,4 100,0 81681,4
Мероприятия по охране водных ресурсов 78550,0 78550,0
Мероприятия по обращению с отходами про- 1600,0 1600,0
изводства
Мероприятия по строительству природоохран- 42350,0 1250,0 35000,0 6100,0
ных объектов
Итого 204281,4 - 1250,0 35100,0 161931,4
5. Транспорт
Развитие транспортных предприятий, занимающихся грузо- и пассажироперевозками, является одной из важнейших составляющих развития экономики Волгограда.
В 2004 году рост промышленного производства должен стимулировать увеличение объема перевозок грузов всеми видами транспорта на 4%. Вместе с тем, повышение тарифов на услуги естественных монополий влечет за собой увеличение себестоимости перевозок, что, в свою очередь, явится фактором, сдерживающим их рост.
Сетевые и эксплуатационные показатели сферы электротранспорта и коммунального хозяйства Волгограда на 2004 год отражены в приложении 4.
Городской электротранспорт продолжает оставаться убыточным. Так как возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров-льготников, осуществлялось муниципальным унитарным предприятием (далее - МУП) "Волгоградэлектротранс" в 2003 году не в полном объеме, в 2004 году необходимо решить вопрос об упорядочении предоставления льгот. Натуральный пробег городского электротранспорта в 2004 году останется на уровне 2003 года. Однако в связи с ростом цен на электроэнергию в 2004 году потребуется 275,0 млн.рублей из бюджета Волгограда. Кроме того, для МУП "Волгоградэлектротранс" крайне важно обновлять изношенный подвижной состав трамвайно-троллейбусного парка. В 2004 году предприятию необходимо 30,0 млн.рублей на обеспечение договора лизинга по троллейбусам.
6. Развитие муниципального сектора экономики
Общая стоимость муниципального имущества в 2004 году должна составить 23,7-23,8 млрд.рублей. Количество муниципальных предприятий в 2004 году сократится до 165 единиц, на 9-10% сократятся доходы от их хозяйственной деятельности.
Доходы от деятельности муниципальных учреждений в 2004 году должны увеличиться на 32% и составить 314,0 млн.рублей, в том числе от использования имущества 17,7 млн.рублей, от оказания платных услуг - 214,0 млн.рублей.
Составной частью муниципального сектора экономики является муниципальный фонд нежилых помещений. Ожидаемые поступления от арендной платы за нежилые помещения в 2004 году должны увеличиться по сравнению с 2003 годом более чем в 2,3 раза и составить 354,0 млн.рублей.
С целью эффективного управления земельными ресурсами планируется проведение оценки городских земель, развитие рынка городских земель, создание инфраструктуры этого рынка. В 2004 году от арендной платы за землю в бюджет Волгограда планируются поступления более 200,0 млн.рублей.
В 2004 году в соответствии с предлагаемым прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества поступления в бюджет Волгограда составят:
млн.рублей
Наименование показателя | 2002 год (факт) |
2003 год (оценка) |
2004 год (прогноз) |
Доходы от приватизации муниципального имущества 2001-2002 годов 538,1 105,4 45,0
Доходы от продажи объектов муниципального имущества, предлагаемых 55,0
к приватизации по перечню 2003-2004 года
Итого от приватизации 100,0
Структура доходов от использования муниципального имущественно-земельного комплекса (без учета доходов от организаций жилищно-коммунального и городского хозяйства) представлена в таблице:
млн.рублей
Виды доходов | 2003 год (оценка) |
2004 год (прогноз) |
2004 год в % к 2003 году |
Налоговые 133,4 145,8 109,3%
Неналоговые 366,4 682,1 186,2%
Прочие 160,0 214,0 133,8%
Итого 659,8 1041,9 157,9%
7. Инвестиции
В 2004 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования прогнозируется в размере 8,3 млрд.рублей. В федеральном бюджете на 2004 год на инвестирование развития Волгограда по всем отраслям предусматривается 114,6 млн.рублей, из них 41,9 млн.рублей - на финансирование социальной сферы.
Мероприятия, предусмотренные к финансированию за счет субвенции областного бюджета на 2004 год на исполнение Волгоградом функций административного центра Волгоградской области и за счет бюджета Волгограда, направляемые на капитальные вложения, реализуются согласно приложению 3.
На капитальное строительство из бюджета Волгограда планируется направить 200,0 млн.рублей за счет субвенций и 80,0 млн.рублей из собственных средств. На эти средства будет продолжено строительство канализационных очистных сооружений на о.Голодном - 25,0 млн.рублей (будет введено 1,5 га иловых площадок), введены: водовод в п.Верхнезареченском и водовод 0,54 км по ул.Коммунистической в Центральном районе Волгограда, коллектор по ул.им.Савиной в п.Буревестник, коллектор по ул.им.Кирова в Кировском районе Волгограда.
На газификацию частного сектора Волгограда направляется 8,0 млн.рублей.
Продолжится строительство линии скоростного трамвая от пл.Чекистов до ст.Ельшанка - 26,6 млн.рублей.
Для завершения строительства троллейбусной линии от ул.Тополевой до Обувной фабрики предусматривается 35,0 млн.рублей.
Будет завершена реконструкция муниципального детского образовательного учреждения N 173 в Центральном районе Волгограда.
С целью включения в федеральную Программу строительства III Продольной объездной магистрали планируется 6,0 млн.рублей направить на проектирование эстакадно-мостового перехода через Волго-Донской судоходный канал, входящего в состав объекта на участке от ул.40 лет ВЛКСМ до ул.Лазоревой.
Ввод жилых домов прогнозируется на уровне 2003 года.
8. Жилищно-коммунальное хозяйство
На текущий момент ощутимых подвижек в реформе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) не обозначилось, так как это сложный, длительный и многослойный процесс, являющийся частью всех экономических проблем страны.
Положительный эффект, который ожидается в результате всех преобразований, возможен только при условии прекращения дотирования производителей услуг и создания конкурентной среды. При этом условии появится реальность повышения эффективности по отрасли в целом.
В настоящее время на рассмотрении администрации Волгограда находятся проекты постановлений: о муниципальной целевой программе развития линий наружного освещения Волгограда на 2004-2008 годы "Светлый город"; о муниципальной целевой программе "Парки, скверы и улицы Волгограда"; а также о муниципальной комплексной целевой программе, направленной на укрепление жилищно-коммунального хозяйства, экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов, которая объединяет ряд отраслевых целевых программ:
среднесрочную Программу капитального ремонта и перспективного развития теплового и водопроводно-канализационного хозяйства на 2002-2005 годы;
Целевую программу по приобретению и установке приборов инструментального учета в муниципальных учреждениях и организациях бюджетной сферы;
Программу демонополизации и создания конкурентной среды по оказанию услуг жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы;
Программу по снижению затрат, издержек и непроизводительных потерь в жилищно-коммунальном хозяйстве;
мероприятия по ликвидации перекрестного субсидирования.
90-процентный уровень возмещения населением затрат за жилищно-коммунальные услуги подтвержден на 2004 год (постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 522 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год"). Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья на 2004 год установлен в размере 21,8 рублей#. Одновременно Правительство Российской Федерации впервые вводит стандарты стоимости капитального ремонта жилых домов (для Южного федерального округа 2,3 рубля на 1 кв.м общей площади жилья в месяц). Эти затраты полностью ложатся на бюджет Волгограда (в настоящее время капитальный ремонт жилищного фонда частично оплачивается населением).
Общая сумма прогноза расходов ЖКХ в 2004 году составит около 5,28 млрд.рублей согласно приложению 5 "Прогноз развития муниципального жилищно-коммунального хозяйства по районам Волгограда на 2004 год". Затраты по эксплуатации жилищного фонда в 2004 году возрастут по сравнению с 2003 годом в связи с инфляцией и продолжением приема ведомственного жилья в муниципальную собственность. В 2004 году ожидается передача около 140,0 тыс.кв.м общей площади ведомственного жилья в муниципальную собственность.
При сохранении действующих тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг населением для выполнения объемов работ, предложенных департаментами администрации Волгограда и администрациями районов Волгограда в прогнозе эксплуатации ЖКХ, муниципальным предприятиям ЖКХ в 2004 году потребуется выделить 1,9 млрд.рублей из бюджета Волгограда в виде дотаций, субсидий, возмещения выпадающих доходов, погашения задолженности поставщикам энергоресурсов по графикам реструктуризации (ожидаемая кредиторская задолженность муниципальных предприятий по состоянию на 01 января 2004 г. - 2,9 млрд.рублей). Кроме того, необходимо профинансировать принятые Волгоградским городским Советом народных депутатов целевые программы в объеме 313,0 млн.рублей и содержание службы заказчика - 35,0 млн.рублей.
Дополнительными источниками финансирования затрат могут служить: трансферты за принимаемое жилье; увеличение доходов от аренды нежилых помещений (как повышение ставки за аренду помещений, так и увеличение доли от суммы арендной платы, отчисляемой на эксплуатацию жилищного фонда); экономия средств за счет применения ресурсосберегающих технологий и новых материалов.
В соответствии с федеральным стандартом, начиная с 2004 года, для нашего региона стоимость капитального ремонта жилищного фонда 1 кв.м общей площади жилья в месяц должна составлять 2,3 рубля (613,0 млн.рублей в год с учетом целевых программ). Эти средства позволят поставить на капитальный ремонт около 358 домов, из них в 5-и домах будет производиться усиление несущих конструкций, продолжится реконструкция балконов и лоджий, замена 110 лифтов и ремонт 292 лифтов. Это позволит уменьшить расход тепловой энергии на отопление, создать комфортные условия проживания.
В 2004 году для отопления Волгограда потребуется 4906,3 тыс.Гкал тепла (цифра получена методом расчета по нормам). Для его выработки, транспортировки и реализации необходимы затраты в 1,96 млрд.рублей. Для сокращения расходов в 2004 году продолжится реализация энергосберегающих мероприятий.
В 2004 году для содержания и ремонта муниципальных объектов внешнего благоустройства, в том числе дорог, в соответствии с нормативными требованиями необходимо 619,2 млн.рублей.
Капитальный ремонт дорог необходим во всех районах Волгограда. Наибольший объем работ необходимо произвести в Красноармейском, Кировском, Советском и Ворошиловском районах Волгограда. Запланировано капитально отремонтировать 80,0 тыс.кв.м дорожного покрытия по ул.2-й Продольной, проходящей в трех районах Волгограда, в Дзержинском районе Волгограда 34 тыс.кв.м пр-кта им.Маршала Советского Союза Г.К.Жукова.
Крайне необходимо провести инвентаризацию улично-дорожной сети Волгограда с составлением новых технических паспортов и определением их восстановительной стоимости.
Значительные затраты требуются на ремонт искусственных сооружений Волгограда. Наибольшие вложения планируются на окончание капитального ремонта моста через р.Царицу на пр-кте им.В.И.Ленина (3,0 млн.рублей), моста через р.Царицу по III Продольной объездной магистрали (3,5 млн.рублей), моста через Волго-Донской судоходный канал по ул.2-й Продольной в Красноармейском районе Волгограда (3,0 млн.рублей), путепровода N 6 по III Продольной (1,0 млн.рублей).
Одним из основных направлений реализации программы развития коммунального хозяйства является восстановление сетей наружного освещения Волгограда. На 2004 год стоимость необходимых работ по восстановлению бесхозных сетей наружного освещения составляет 13,4 млн.рублей. Данные затраты необходимо предусмотреть в сметах районов Волгограда. Поскольку освещение является элементом дорог, то определенная часть дорожного фонда должна расходоваться на его восстановление и ремонт.
При условии 100% горения всех светоточек, принятых на баланс муниципального жилищно-коммунального хозяйства Волгограда, общие расходы на обеспечение Волгограду состояния "светлого города" должны составлять в 2004 году 85,6 млн.рублей.
Экология территории Волгограда требует новой посадки и восстановления существующих зеленых насаждений (9,3 млн.рублей). На омолаживающую обрезку, удаление поросли, удаление сухостоя, очистку газонов от мусора, полив зеленых насаждений и ежегодное цветочное оформление площадей и скверов необходимо в 2004 году 54,1 млн.рублей.
Городская телефонная сеть увеличится на 64,5 тыс. номеров, 17,6 тыс. телефонов будут установлены в квартирах волгоградцев.
Реализация сетевого газа предприятиям и населению останется на уровне 2003 года.
На улучшение состояния городских дворов, ливневой канализации, кладбищ, переправ, уборку несанкционированных свалок и других объектов благоустройства будут дополнительно привлекаться средства предприятий Волгограда. На эти цели в 2004 году администрации районов Волгограда и департамент городского хозяйства администрации Волгограда наметили направить средства в размере более 53,0 млн.рублей.
9. Рынок труда
Ситуация на рынке труда Волгограда сохранится устойчиво стабильной. В результате ожидаемой активизации хозяйственной деятельности на предприятиях Волгограда численность населения, занятого в экономике города, будет расти. Постепенно растет потребность в рабочих кадрах высокой квалификации. Прогнозируемая в 2004 году численность трудовых ресурсов составит 570 тыс. человек. Среднегодовая численность занятых в экономике увеличится до 402 тыс. человек. При этом количество работающих в материальном производстве составит 279 тыс. человек. В непроизводственной сфере численность занятых составит около 122,5 тыс. человек.
10. Уровень жизни населения
Основными индикаторами уровня жизни населения являются денежные доходы и расходы населения, представленные в приложении 6. Объем денежных доходов населения в 2004 году прогнозируется в сумме 75,0 млрд.рублей (рост к уровню 2003 года - 119%). В 2004 году ожидается повышение заработной платы работников всех отраслей экономики от 10 до 30%, при этом фонд заработной платы с выплатами социального характера увеличится по сравнению с 2003 годом на 21,9% и составит 26,1 млрд.рублей. Среднемесячная заработная плата, включая выплаты социального характера, в 2004 году вырастет до 6800 рублей.
Сохраняется тенденция перераспределения общего объема денежных доходов в пользу высокодоходных групп горожан. Это означает, что остается достаточно высокой степень расслоения населения по уровню денежных доходов.
Объем денежных расходов и сбережений населения за 2004 год оценивается в сумме 75,7 млрд.рублей (рост на 18% к 2003 году). Доля средств на покупку товаров и оплату услуг населением в общих расходах составит 85%. Сохранится тенденция роста сбережений во вкладах и ценных бумагах, включая приобретение валюты и покупку недвижимости. В прогнозируемом году сумма сбережений составит 6,7 млрд.рублей.
11. Потребительский рынок Волгограда
Программой развития потребительского рынка на 2004 год предусматривается:
совершенствование системы товаропроводящей сети путем укрупнения специализированного оптового звена, функционирование постоянно действующих ярмарочно-выставочных комплексов;
развитие торговой сети и предприятий общественного питания;
упорядочение мелкорозничной торговли;
увеличение объема продаж в стационарных торговых предприятиях;
реализация мер, направленных на увеличение доходной части бюджета Волгограда путем повышения эффективности работы предприятий сферы обслуживания и недопущения случаев уклонения от уплаты налогов и неналоговых платежей юридическими и физическими лицами.
Потребительский рынок согласно приложению 7 является развивающейся отраслью, наряду с ростом товарооборота и объемов услуг растут на 19-20% и поступления в бюджеты всех уровней:
2002 год (отчет) |
2003 год (оценка) |
2004 год (прогноз) |
||||
млн.руб- лей |
в % к преды- дущему году |
млн.руб- лей |
в % к преды- дущему году |
млн.руб- лей |
в % к преды- дущему году |
Поступление налоговых платежей во все уровни 1257,0 144,9 1500,0 119,3 1800,0 120,0
бюджета по отрасли "Торговля и общественное
питание"
В 2004 году продолжатся работы по реформированию потребительского рынка, направленные на удовлетворение спроса населения, укрепление нормативно-правовой базы, обеспечение доступности потребительского рынка для абсолютного большинства населения, обеспечение права граждан на безопасность и качество товаров и услуг.
Товарооборот в 2004 году составит 45,7 млрд.рублей (112% в сопоставимых ценах к уровню 2003 года), в том числе оборот розничной торговли составит 44,0 млрд.рублей (112% в сопоставимых ценах к уровню 2003 года), оборот общественного питания составит 1,65 млрд.рублей (116% в сопоставимых ценах к уровню 2003 года). Объем платных услуг прогнозируется в сумме 20,0 млрд.рублей (104% в сопоставимых ценах к уровню 2003 года).
В 2004 году предполагается ввести первую очередь комплекса ОАО "Торгово-выставочный центр "Нижняя Волга", где будет создана постоянно действующая экспозиция товаров и услуг, организована система электронной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Это позволит привлечь дополнительное число участников, обеспечить прозрачность сделок, сократить "теневой оборот".
12. Социальная политика
Состояние отраслей социальной сферы, финансируемых из бюджета Волгограда, сегодня можно оценить как критическое. Необходимы значительные средства для кардинального изменения ситуации: в первую очередь на капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений, а также на повышение заработной платы работникам бюджетных организаций до уровня заработной платы в сфере производства. Однако администрация Волгограда прилагает все усилия для обеспечения волгоградцев широким кругом социальных услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации. На реализацию социальной политики в бюджете Волгограда на 2004 год запланировано 266,0 млн.рублей.
Комплекс мероприятий социальной защиты в 2004 году будет направлен в первую очередь на создание условий по поддержанию уровня и качества жизни таких категорий граждан, которые в связи с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением утратили способность к самостоятельному обеспечению своей жизнедеятельности.
Социальная политика предусматривает:
расширение форм социальной поддержки и улучшения социально-бытового обслуживания инвалидов и малоимущих граждан;
оказание различных видов адресной социальной помощи;
создание беспрепятственной среды жизнедеятельности инвалидов;
социальную поддержку малообеспеченных семей;
модернизацию и дооснащение служб социальной защиты населения компьютерной и оргтехникой;
культурно-массовые, спортивные и оздоровительные мероприятия для лиц с ограниченными возможностями.
13. Молодежная политика
Для эффективной реализации молодежной политики на территории Волгограда необходимо создать условия для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь города и общества, содействовать социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, реализовать ее инновационный потенциал в интересах общественного развития.
В 2004 году планируется расширить сферу деятельности в "свободных" нишах молодежной политики. Это муниципальная поддержка молодой семьи, обеспечение гарантированных социальных услуг молодежи, решение жилищно-бытовых проблем молодых граждан, содействие юридическим и физическим лицам в осуществлении поддержки молодежи, формирование единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры, поддержка молодежных коммерческих организаций, расширение социальной инфраструктуры для молодежи (необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов), создание социальных служб новых направлений.
Для обеспечения эффективности работы с молодежью необходимо учитывать ее потребность в расширении коммуникативных интеграций. В этом отношении выделяются направления по работе со студенческой молодежью, создание и развитие молодежной информационно-образовательной структуры, осуществление международного и межрегионального сотрудничества, развитие молодежного туризма и отдыха.
14. Образование
Деятельность системы образования в 2003-2004 годах направлена на дальнейшую реализацию государственной политики в области образования в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". На функционирование образовательной системы Волгограда планируется в 2004 году направить более 1,5 млрд.рублей.
Основными направлениями развития образования в Волгограде в 2004 году являются:
организация научно-технологического и организационно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений всех типов, усиление воспитательной функции образования;
повышение качества образования на основе использования научного потенциала, выраженного в национальных образовательных стандартах, достижениях отечественной педагогики и методики;
совершенствование систем управления образованием на основе внедрения новейших управленческих моделей;
научно-технологическое и организационно-методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений всех типов, усиление воспитательной функции образования;
проведение капитального ремонта и ремонтно-строительных работ образовательных учреждений.
Особенно важно в 2004 году предусмотреть в полном объеме средства для реализации программ:
"Создание и развитие муниципальной информационной образовательной системы на 2001-2005 годы";
"Развитие материально-технической базы образовательных учреждений на 2004-2005 годы";
15. Здравоохранение
В целях реального изменения негативных тенденций, отмечающихся в состоянии здоровья населения Волгограда, на 2004 год прогнозируются следующие мероприятия:
увеличение страхового взноса до 800 рублей на одного жителя, что должно способствовать компенсации затрат медицинских учреждений за оказываемую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования;
финансирование целевых программ и мероприятий муниципальной системы здравоохранения в полном объеме;
сокращение коечного фонда и создание дневных стационаров, учреждений медико-социальной помощи и геронтологических стационаров, которое повлечет затраты на социальные выплаты в сумме 2,8 млн.рублей и увеличение капитальных вложений 800 тыс.рублей;
укрепление материально-технической базы учреждений амбулаторного звена:
приобретение дорогостоящего оборудования;
проведение капитального ремонта;
организация на базе муниципальных учреждений здравоохранения (далее - МУЗ) "Поликлиника N 1", "Клиническая поликлиника N 3", "Поликлиника N 6" хирургических стационаров одного дня, онкологического отделения в МУЗ "Поликлиника N 1";
развитие службы скорой медицинской помощи;
увеличение размера заработной платы персоналу скорой медицинской помощи и участковой службы путем введения надбавок к должностному окладу от 25% до 50%;
реализация мероприятий по страхованию медицинских работников от профессиональных ошибок и заболеваний.
16. Культура
В 2004 году планируется проведение в основном традиционных мероприятий, значимых для жителей Волгограда. На содержание муниципальных учреждений культуры, проведение культурно-массовых и досуговых мероприятий в 2004 году в бюджете Волгограда запланировано 79,0 млн.рублей при необходимом минимуме 110,0 млн.рублей.
17. Физическая культура и спорт
Основной целью деятельности администрации Волгограда в области физической культуры, спорта и туризма в 2004 году является увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение физической подготовленности и физического развития населения Волгограда, достойное выступление волгоградских спортсменов на российских и международных соревнованиях.
Для достижения цели необходимо решить две основные задачи:
улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно среди детей и молодежи;
укрепление материально-технической, спортивной базы для занятий физической культурой и спортом.
На функционирование отрасли "Физическая культура, спорт и туризм" бюджетом Волгограда предусмотрено около 66,0 млн.рублей (63% от минимальной потребности).
Первый заместитель председателя
Волгоградского городского
Совета народных депутатов |
И.Я.Ивахнов |
<< Назад |
Приложение 1. >> Сводный финансовый баланс |
|
Содержание Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов от 4 марта 2004 г. N 70/1326 "О прогнозе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.