Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 января 2006 г. N А12-20561/05-С45
(извлечение)
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 25 апреля 2006 г. N А12-20561/05-С45 настоящее решение отменено
Об изменениях настоящего решения см. определение Арбитражного суда Волгоградской области от 8 февраля 2006 г. N А12-20561/05-с45
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Волгокарт" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным пункта 2.2 Постановления Администрации города Волгограда от 25 марта 2004 года N 323 "О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда". В обосновании заявленного требования Общество сослалось на несоответствие оспариваемого пункта Постановления Администрации города Волгограда требованиям Федерального закона "О геодезии и картографии", Инструкции о порядке государственного геодезического надзора в РФ, нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, устанавливает дополнительные условия не предусмотренные Законом "О геодезии и картографии". Приемка документов в фонд цифровых картографических материалов осуществляется только при наличии подтверждения (отметки) муниципального учреждения "Городской информационный центр" МУ (далее МУ "ГИЦ"), на платной основе, что законодательно не предусмотрено.
При рассмотрении дела судом было установлено, что оспариваемое постановление по правовой природе является нормативным правовым актом опубликовано в средствах массовой информации и распространяет действие на неопределенный круг лиц. Порядок рассмотрения дел о признании недействующими нормативно правовых# актов определен главой 23 АПК РФ, дело рассмотрено в коллегиальном составе судей.
Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим иском. Суд находит причины пропуска срока предусмотренного ст. 198 АПК РФ уважительными, ходатайство подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представители Общества в порядке ст. 49 АПК РФ заявили об изменении предмета спора, просили признать действия Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда по отказу в приеме материалов топографических съемок незаконными и обязать Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда принимать материалы топографических съемок. Из смысла заявления следует, что истец отказывается от первоначальных требований к ответчику и заявляет самостоятельный предмет с самостоятельными основаниями к Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда.# Согласно ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции изменить основания или предмет иска. Изменение одновременно предмета и оснований иска ст. 49 АПК РФ не предусмотрено. В соответствии с п. 8 ст. 194 АПК РФ отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от своего требования, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Представители ответчика - Администрации города Волгограда требования заявителя не признали и пояснили суду, что оспариваемый пункт 2.2 Постановления Администрации города Волгограда N 323 от 25.03.2004 года не наделяет МУ "ГИЦ" функцией контроля за качеством представляемых в фонд материалов и соответственно не нарушает прав заявителя, не создает препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности. Оспариваемое постановление, по мнению ответчика соответствует требованиям Федерального закона "О геодезии и картографии", Инструкции о порядке государственного геодезического надзора в РФ.
Представитель третьего лица - МУ "ГИЦ" и Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда полагают в удовлетворении требований следует отказать. Третье лицо - Нижневолжская территориальная инспекция государственного геодезического надзора (далее Нижневолжская ТИГГН) явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В представленном отзыве указывает, что разрешительные и контрольные функции при производстве топографических работ на территории города должны осуществлять геослужбы Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда.
Выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд находит заявление ООО "Волгокарт" законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Как установлено судом, в целях совершенствования деятельности по формированию и ведению городского фонда инженерно-геодезических, геологических и других изысканий, по развитию отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда, 25.03.2005 года Администрацией города Волгограда было издано Постановление "О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда" N 323. Постановление было опубликовано в газете "Городские вести" 13 декабря 2005 г. и соответствует критериям относящим его к нормативно-правовому акту.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, имеется в виду постановление Администрации города Волгограда от 25 марта 2004 г. N 323
Пунктом 2.2 указанного постановления установлен порядок принятия материалов инженерных изысканий в фонд цифровых картографических материалов Волгограда. В оспариваемом пункте указано, что приемка в фонд материалов инженерных изысканий осуществляется при наличии подтверждения от муниципального учреждения "Городской информационный центр" об использовании в виде исходных данных материалов фонда и о соответствии требованиям, требованиям, предъявляемым к материалам фонда на основании Положения об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22 сентября 2000 г. N 1199 "Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда".
Из смысла приведенной нормы следует, приемке материалов инженерных изысканий в фонд предшествует проверка материалов МУ "ГИЦ". В материалах дела ООО "Компания Волгокарт" представлена картограмма выполненных работ на которой стоит отметка "Проверено МУ "ГИЦ".
Положение пункта 2.2 Постановления администрации г. Волгограда за N 323 "О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда" не соответствует требованиям ФЗ РФ "О геодезии и картографии", Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (утв. Роскартографией 15 октября 1993 года) и незаконно возлагает на ООО "Компания Волгокарт" обязанность по оплате подтверждения о соответствии.
Согласно ст. 13 ФЗ РФ "О геодезии и картографии", государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальными органами. Основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются:
надзор за соблюдением всеми субъектами геодезической и картографической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности;
надзор за правильным отображением государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации;
регистрация геодезических и картографических работ;
учет геодезических пунктов;
ведение дежурной справочной карты с отображением на ней изменений границ между субъектами Российской Федерации, границ между муниципальными образованиями, а также изменений местности и наименований географических объектов.
Как следует из п. 1.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (утв. Роскартографией 15 октября 1993 года), в соответствии с Положением о государственном геодезическом надзоре Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 742, осуществление государственного геодезического надзора и контроля за соблюдением установленных требований при проведении на территории Российской Федерации топографе-геодезических и картографических работ предприятиями, учреждениями и организациями (в дальнейшем - предприятия), независимо от их организационно-правовых форм, за реализацией результатов этих работ и космических съемок, а также осуществление приемки топографе-геодезических и картографических работ, результаты которых передаются в федеральный и региональные картографо-геодезические фонды Федеральной службы геодезии и картографии России (Роскартографии) лицензирование топографо-геодезической и картографической деятельности и ведение банка данных (реестра) предприятий, занимающихся этими видами деятельности, возложены на органы государственного геодезического надзора Российской Федерации, входящие в состав Роскартографии.#
В соответствии со Списком инспекций государственного геодезического надзора Федеральной службы геодезии и картографии России, надзор за геодезической деятельностью на территории Волгоградской области осуществляет Нижневолжская ТИГГН.
Вышеуказанная Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ устанавливает на территории Российской Федерации единый порядок производства топографо-геодезических и картографических работ предприятиями, имеющими право выполнять эти работы на основании лицензий;
регистрации и учета планируемых, проводимых и завершенных топографо-геодезических и картографических работ;
контроля за соблюдением предприятиями установленных правил ведения топографо-геодезических и картографических работ и требований государственных стандартов;
осуществления приемки завершенных топографо-геодезических и картографических работ, материалы которых передаются в федеральный и региональные картографо-геодезические фонды Роскартографии.
Пункт 3.2 Инструкции устанавливает возможность делегирования инспекциями госгеонадзора право регистрации и выдачи разрешений для выполнения предприятиями топографе-геодезических работ в городах, поселках городского типа, райцентрах и других населенных пунктах на участках (объектах) площадью до 1 кв. км и на линейные изыскания любой протяженности, краевым, областным, районным и городским органам архитектуры и градостроительства.#
В этих случаях соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют рассмотрение и регистрацию технических проектов или программ предприятий на производство ими топографо-геодезических работ на указанных площадях и при линейных изысканиях.
В соответствии с п. 8.1 Инструкции, приемка материалов завершенных топографо геодезических и картографических работ имеет целью проверку качества их исполнения и соответствия полученных результатов требованиям общеобязательных или согласованных с Роскартографией ведомственных инструкций и условных знаков как в отношении содержания, так и в отношении надлежащего оформления и комплектности всей технической документации.#
Согласно примечанию к п. 8.И Инструкции, приемка топографо-геодезических работ, выполненных предприятиями по заявлениям-разрешениям органов архитектуры и градостроительства, осуществляется техническими комиссиями, назначенными руководством этих органов архитектуры и градостроительства. Для работы в комиссиях могут быть привлечены представители предприятий-заказчиков и специализированных предприятий.
По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту настоящего решения допущена опечатка, имеется в виду пункт 8.11 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации
Законодатель четко определил круг субъектов, на которые# могут быть возложены функции контроля за качеством выполнения топографо-геодезических работ. К таким субъектам относятся только инспекции госгеонадзора и органы архитектуры и градостроительства, в рассматриваемом деле - Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда.
В судебном заседании представители Администрации города Волгограда пояснили, что отсутствие отметки "Проверено" МУ "ГИЦ" является основанием для отказа в приемке материалов инженерных изысканий в фонд. Указанное ограничивает свободу обращения любого заинтересованного лица в фонд в связи с установленными условиями. Таким образом оспариваемым пунктом постановления установлены дополнительные условия в приемке материалов и фактически МУ "ГИЦ" наделен функцией контроля в приемке материалов.
ООО "Компания Волгокарт" осуществляет топографо-геодезическую деятельность на территории г. Волгограда и Волгоградской области и соответственно оспариваемый пункт постановления напрямую затрагивает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку услуги МУ "ГИЦ" осуществляет на платной основе, заявитель вынужден нести материальные затраты при необходимости получения отметки "Проверено" от МУ "ГИЦ".
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом установленно как несоответствие п. 2.2 Постановления администрации г. Волгограда за N 323 "О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда", ст. 13 ФЗ РФ "О геодезии и картографии" и п. 1.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (утв. Роскартографией 15 октября 1993 года), главе 8 указанной Инструкции (п.п. 8.1, 811), так и нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.#
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Компания Волгогкарт#" удовлетворить. Признать недействующим п. 2.2 Постановления администрации г. Волгограда за N 323 "О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда", несоответствующим ст. 13 ФЗ РФ "О геодезии и картографии", п. 1.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (утв. Роскартографией 15 октября 1993 года), а также главе 8 указанной Инструкции (п.п. 8.1, 811).#
Решение вступает в законную силу немедленно.
Обществу с ограниченной ответственностью "Волгогкарт#" выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Пономарев |
Судьи |
В.В. Назаревская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 января 2006 г. N А12-20561/05-С45
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 25 апреля 2006 г. N А12-20561/05-С45 настоящее решение отменено
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 8 февраля 2006 г. N А12-20561/05-с45 в настоящем решении исправлена опечатка