Решение Арбитражного суда Волгоградской области
от 18 августа 2006 г. N А12-35729/06-С30
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2006 г. N А12-35729/05-С30 настоящее решение оставлено без изменения
Открытое акционерное общество "Волгоградская оптовая электрическая компания" (далее - ОАО "ВОЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного акта - постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области (далее - РСТ) от 25.11.2005 N 31/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" в части приложения N 1 "Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт" как противоречащее статьям 4, 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктам 57, 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, пунктам 27, 41, 57, 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном потребительском рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 тем, что ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" не включено в группу "базовые потребители" ОАО "Волгоградэнергосбыт" при установлении тарифов на электрическую энергию на 2006 год.#
В процессе первоначального рассмотрения дела ОАО "ВОЭК" уточнило заявленные требования и просит признать недействующим постановление РСТ Волгоградской области от 25.11.2005 N 31/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" в части приложения N 1 "Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт" (в редакции постановления от 28.12.2005 N 38/9 "О внесении изменений и дополнений в постановление РСТ Волгоградской области от 25 ноября 2005 года N 31/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год") как противоречащее статьям 4, 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", пунктам 57, 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, и пунктам 27, 41, 57, 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2, тем, что ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" не включено в группу "Базовые потребители" ОАО "Волгоградэнергосбыт" при установлении тарифов на электрическую энергию на 2006 год.
Решением суда от 27.02.2006 в удовлетворении иска было отказано.
Постановлением ФАС Поволжского округа решение арбитражного суда Волгоградской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом кассационной инстанцией указано, что суд без должной оценки заявки, поданной заявителем ОАО "Волгоградэнергосбыт", отказал в удовлетворении требований лишь на том основании, что ответчик в силу предоставленных полномочий был вправе дифференцировать потребителей по группам по данным о предполагаемом потреблении электроэнергии в 2006 году, поскольку сведения за предшествующий период регулирования отсутствуют. При рассмотрении дела РСТ Волгоградской области документально не аргументирована заявленная ею мощность, касаемая ОАО "ВОЭК" 6,26 МВт. Вывод суда о том, что на момент установления тарифов 25.11.2005 ОАО "ВОЭК" перестало соответствовать критериям "базового потребителя", сделан арбитражным судом лишь на основании отзыва РСТ Волгоградской области и приложенных писем ОАО "ВАКЗ" и ОАО "Сибур", что недопустимо.
При новом рассмотрении дела истец уточнил заявленные требования и просил признать недействующим постановление Региональной службы по тарифам Волгоградской области (далее - РСТ) от 25.11.2005 N 31/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" в части пункта 1 приложения N 1 "Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт" как противоречащее статьям 4, 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктам 57, 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, пунктам 27, 41, 57, 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном потребительском рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2, тем, что ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" не включено в группу "базовые потребители" ОАО "Волгоградэнергосбыт" при установлении тарифов на электрическую энергию на 2006 год.
Определением суда от 13.07.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области ввиду издания главой администрации Волгоградской области постановления N 540 от 15 мая 2006 г. об образовании названного Управления и упразднении Региональной службы по тарифам Волгоградской области и завершении работы ликвидационной комиссии в трехмесячный срок с момента издания постановления от 2 июня 2006 г.
В заседании суда истец уточненные требования поддержал.
Ответчик, третьи лица с требованиями не согласны.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей, оценив доказательства по делу в совокупности, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 25.11.2005 РСТ Волгоградской области принято постановление N 31/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год". Постановление вынесено на основании материалов, представленных электроснабжающими организациями, заключений экспертов и в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ N 109 от 06.02.2004, приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/4 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" и другими нормативно-правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца настоящего решения допущены опечатки, имеются в виду постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 и приказ Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2
Указанным постановлением ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" не включено в группу "Базовые потребители" ОАО "Волгоградэнергосбыт" при установлении тарифов на электрическую энергию на 2006 г.
Исполнительным органом власти в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Волгоградской области на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 19 декабря 2000 г. N 961 является Региональная служба по тарифам Волгоградской области (РСТ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) из предельных уровней.
Принципами государственного регулирования тарифов является обеспечение экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта РФ.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2) определены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности).
При этом базовыми потребителями определены потребители с максимальным значением заявленной мощности, равным или более 20 МВт, и годовым числом часов использования заявленной мощности более 7500, подтвержденным фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или автоматизированной системой контроля и управления потреблением и сбытом энергии (АСКУЭ).
В приложении к письму Федеральной службы по тарифам от 18 февраля 2005 г. N СН-570/14 "О разъяснениях к Методическим указаниям" содержатся разъяснения к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (зарегистрированным Минюстом России 20 октября 2004 г., регистрационный номер 6076).
Пунктом 25 указанных разъяснений определено, что дифференциация тарифов на электрическую энергию по группам потребителей в Методических указаниях производится в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования. Отнесение к группе "Базовые потребители" производится в следующем порядке:
- потребитель на следующий период регулирования направляет в энергоснабжающую организацию заявку об отнесении его к группе "Базовые потребители" с представлением фактических данных за предшествующий период регулирования о фактической величине мощности в зимний режимный день и годовом потреблении электроэнергии на основании показаний приборов учета. Число часов использования мощности определяется делением факта годового электропотребления на фактическую мощность в зимний режимный день;
- энергоснабжающая организация представляет сведения о базовых потребителях в регулирующий орган для утверждения для них тарифов;
- сезонные потребители в качестве базовых потребителей не рассматриваются;
- энергоснабжающие организации, покупающие электрическую энергию (мощность) у другой энергоснабжающей организации, могут быть отнесены к базовым потребителям, если они удовлетворяют указанным в Методических указаниях критериям. При этом в расчет должна приниматься только заявленная мощность и электропотребление обслуживаемых ЭСО конечных потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации.
Сведения о базовых потребителях ОАО "Волгоградэнергосбыт" были представлены в РСТ 10 ноября 2005 г.
Региональная служба по тарифам Волгоградской области не включила ОАО "ВОЭК" в группу "базовые потребители" ОАО "Волгоградэнергосбыт" на том основании, что на момент установления тарифов заявленная мощность конечных потребителей, обслуживаемых заявителем, составила 6,26 МВт, что не соответствовало обязательному уровню заявленной мощности, установленному Методическими рекомендациями.
В силу пункта 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В рассматриваемом случае ответчиком при рассмотрении дела не представлено достаточных доказательств и подтверждающих документов обоснованности невключения истца в группу "базовых потребителей".
Материалами дела подтверждено и ответчиком не отрицается, что в предшествующий период (2005 год) истец был включен в группу "базовых потребителей", т.е. количество заявленной к потреблению мощности соответствовало названной группе.
Из отзыва Региональной службы по тарифам Волгоградской области следует, что расчет заявленной мощности конечных потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт", обслуживающих заявителя произведен на основе предполагаемых данных о потреблении энергии в 2006 году. В частности, в отзыве указано, что в 2006 году ОАО "АК "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания" обязало ОАО "Волжский азотно-кислородный завод" расторгнуть договор энергоснабжения с ООО "Сибур-Энерго", которому истец осуществлял поставку электроэнергии в 2005 году.
Основываясь на предположении того, что расторжение договора повлечет снижение мощности заявленной истцом к потреблению энергии РСТ не включила ОАО "ВОЭК" в группу "Базовых потребителей".
Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение действующего принципа дифференциации потребителей электрической энергии по группам ответчик учитывал сведения не за предшествующий период регулирования, а данные о предполагаемом электропотреблении в 2006 году.
Действия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившиеся в невключении ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" в группу "Базовые потребители" ОАО "Волгоградэнергосбыт" при осуществлении государственного регулирования тарифов на электрическую энергию в 2006 году признаны незаконными постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-35122/05-С6-5/С11 от 27 марта 2006 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком не доказана обоснованность исключения ОАО "ВОЭК" из группы "Базовых потребителей" при установлении тарифов на электрическую энергию на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 191-195, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать недействующим пункт 1 "Базовые потребители" Приложения N 1 "Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнергосбыт" постановления N 31/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Волгоградской области на 2006 год" в части невключения открытого акционерного общества "Волгоградская оптовая электрическая компания" в группу "Базовые потребители" открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" при осуществлении государственного регулирования тарифов на электрическую энергию на 2006 год как несоответствующий статьям 4, 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", пунктам 57, 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном потребительском рынке, утвержденным приказом ФТС от 06.08.2004 N 20-э/2.#
Выдать ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3 тыс. руб.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в кассационную инстанцию Арбитражного суда Поволжского округа.
Председательствующий |
В.В. Назаревская |
Судьи |
М.Н. Горбачевский |
О.П. Ильинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 августа 2006 г. N А12-35729/06-С30 (извлечение)
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006, N 10
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2006 г. N А12-35729/05-С30 настоящее решение оставлено без изменения