В целях реализации государственной политики по улучшению условий и охраны труда на территории Волгоградской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Волгоградской области.
2. Рекомендовать главам администраций районов и городов Волгоградской области:
принять необходимые меры по созданию в муниципальном образовании системы муниципального управления охраной труда, возложив ответственность за проведение этой работы на одного из заместителей главы администрации района (города) Волгоградской области;
создать межведомственную комиссию муниципального образования по охране труда и промышленной безопасности, обеспечить необходимые условия для ее эффективной работы;
рассматривать на заседаниях расширенной коллегии администрации района (города) состояние условий и охраны труда на предприятиях и в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность на подведомственной территории;
обеспечить разработку и утверждение муниципальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников предприятий и организаций, предусматривающих меры по снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечению социальных гарантий работникам;
довести настоящее постановление до сведения работодателей на районных (городских) совещаниях, семинарах, а также через местные средства массовой информации.
3. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих производственную и иную деятельность на территории Волгоградской области, а также гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующим наемный труд:
а) привести структуру и численность служб охраны труда в соответствие с требованиями федерального и областного законодательства по данному вопросу;
б) обеспечить:
ежегодную разработку и реализацию соглашений по охране труда с финансированием мероприятий по улучшению условий труда в объемах не менее установленных федеральным законодательством, рассмотреть возможность создания целевых фондов охраны труда;
разработку и реализацию целевых программ улучшения условий и охраны труда, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников на производстве.
4. Руководителям структурных подразделений Администрации Волгоградской области рассмотреть вопрос о необходимости укрепления (создания) служб охраны труда в своих структурах в целях обеспечения охраны труда в соответствии с функциями и задачами, предусмотренными в Положении о системе управления охраной труда в Волгоградской области.
5. Комитету по труду Администрации Волгоградской области:
обеспечить координацию мероприятий по охране труда, методическое руководство в данной сфере и оказание практической помощи предприятиям, организациям, органам местного самоуправления, структурным подразделениям Администрации Волгоградской области;
ежегодно вносить на рассмотрение межведомственной комиссии по охране труда и промышленной безопасности при Администрации Волгоградской области доклад о состоянии условий, охраны труда и промышленной безопасности, мерах по совершенствованию системы управления охраной труда в Волгоградской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Волгоградской области по экономике и промышленности В.А.Кабанова.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации |
Н.К.Максюта |
Положение
о системе управления охраной труда в Волгоградской области
(утв. постановлением Главы Администрации Волгоградской области
от 1 марта 2001 г. N 158)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации", Законом Волгоградской области от 16 ноября 2000 г. N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области" и определяет задачи, функции, структуру и взаимодействие органов, осуществляющих управление охраной труда и контроль за соблюдением требований охраны труда на предприятиях и в организациях, расположенных на территории Волгоградской области.
1. Общие положения
1.1. Система управления охраной труда в Волгоградской области представляет собой совокупность организационных форм и методов, согласованных либо совместных действий органов государственной власти и местного самоуправления, объединений работодателей, предпринимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов по реализации государственной политики в области охраны труда на территории Волгоградской области.
1.2. Объектами государственного управления и регулирования по вопросам охраны труда в целом на территории Волгоградской области и на территориях муниципальных образований в рамках системы управления охраной труда в Волгоградской области являются все предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующие наемный труд (далее именуются - организации).
1.3. Объектом управления охраной труда в организации является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, служебных помещениях и в организации в целом.
1.4. Управление охраной труда осуществляется на трех уровнях:
органами государственной власти - Волгоградской областной Думой, Администрацией Волгоградской области;
органами местного самоуправления;
организациями.
2. Основные задачи системы управления охраной труда
в Волгоградской области
Основными задачами системы управления охраной труда в Волгоградской области являются:
2.1. Повышение уровня организаторской работы в области улучшения условий и охраны труда, установление плановости и системности в ее реализации применительно к конкретным условиям объекта управления.
2.2. Обеспечение согласованных действий территориальных органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, промышленной безопасности и гигиены труда, структурных подразделений Администрации Волгоградской области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, предпринимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов в Волгоградской области.
2.3. Привлечение компетентных организаций, ученых и специалистов к реализации государственной политики в области охраны труда на территории Волгоградской области, решению вопросов безопасности труда на всех стадиях производственной деятельности организаций.
3. Функции и права комитета по труду Администрации
Волгоградской области в системе управления
охраной труда в Волгоградской области
3.1. Комитет по труду Администрации Волгоградской области является координирующим органом Администрации Волгоградской области в системе управления охраной труда в Волгоградской области.
3.2. Комитет по труду Администрации Волгоградской области:
3.2.1. Обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда на территории области.
3.2.2. Готовит проекты законов Волгоградской области о передаче отдельных полномочий в области охраны труда органам местного самоуправления и представляет названные проекты Главе Администрации Волгоградской области для последующего внесения на утверждение в Волгоградскую областную Думу.
Организует разработку и согласование в установленном порядке других законопроектов и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.
3.2.3. Организует разработку и реализацию территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
3.2.4. Принимает участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
3.2.5. Разрабатывает совместно с заинтересованными организациями меры по экономическому стимулированию работодателей в целях обеспечения безопасных условий труда.
3.2.6. Организует обучение и проверку знаний по охране труда.
3.2.7. Оказывает информационную помощь организациям в размещении заказов на приобретение средств индивидуальной защиты.
3.2.8. Организует государственную экспертизу условий труда работников, сертификацию работ по охране труда в организациях, контролирует качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
3.2.9. При лицензировании отдельных видов деятельности организует обследования и проверки организаций по вопросам организации охраны труда, контролирует отражение требований охраны труда в документах организаций.
3.2.10. Участвует в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом.
3.2.11. Ежегодно представляет Главе Администрации Волгоградской области и Министерству труда и социального развития Российской Федерации доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области, предложения по совершенствованию федерального и областного законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда.
3.2.12. При выявлении нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда готовит заключения к рассмотрению в суде вопросов о ликвидации организаций или их подразделений.
3.2.13. Обеспечивает взаимодействие по вопросам охраны труда территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, объединений работодателей в Волгоградской области.
3.2.14. Оказывает методическую помощь организациям в совершенствовании работы служб охраны труда.
3.2.15. Организует проведение экспертизы условий труда по проектам строительства и реконструкции производственных объектов в части соответствия запроектированных в них условий труда требованиям охраны труда.
3.2.16. Выдает разрешения учреждениям профессионального образования, учебно-методическим центрам и учебно-курсовым комбинатам на обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций.
3.2.17. Разрабатывает и организует совместно с заинтересованными организациями мероприятия по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, смотры-конкурсы, дни охраны труда.
3.2.18. Рассматривает разногласия между работодателями и работниками организаций по предоставлению компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
3.2.19. Организует проведение работ, связанных с подготовкой заключений для решения вопросов об установлении скидок и надбавок к базовому страховому тарифу в соответствии с требованиями законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3.2.20. Проводит совместно с заинтересованными организациями выставки средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений условий и безопасности труда, научно-технической и организационно-методической литературы по вопросам, связанным с охраной и безопасностью труда.
3.2.21. Осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
3.3. Комитет по труду Администрации Волгоградской области имеет право:
3.3.1. В соответствии с Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. N 73-ОД готовить, утверждать в пределах своей компетенции либо вносить в установленном порядке на утверждение Главе Администрации Волгоградской области инструкции, проекты иных нормативных актов по охране труда, разработанные на основе законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Волгоградской области, содержащих требования по охране труда.
3.3.2. Вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории Волгоградской области нормативных и методических документов ведомственного характера, принятых организациями, находящимися на территории Волгоградской области, и противоречащих законодательству об охране труда.
3.3.3. Получать в установленном порядке на безвозмездной основе от органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, предпринимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов необходимую информацию и материалы для осуществления своих функций координирующего органа в системе управления охраной труда в Волгоградской области.
3.3.4. Должностные лица Комитета по труду Администрации Волгоградской области, непосредственно участвующие в управлении охраной труда и государственной экспертизе условий труда, имеют право:
3.3.4.1. При предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно посещать организации и иметь доступ к необходимой им информации.
3.3.4.2. Предъявлять работодателям представления по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, правил и норм по условиям и охране труда.
3.3.4.3. Представительствовать в государственных, общественных и иных организациях при рассмотрении вопросов, относящихся к их компетенции.
4. Полномочия других органов исполнительной власти в системе
управления охраной труда в Волгоградской области
4.1. Комитет экономики Администрации Волгоградской области осуществляет организационно-методическое руководство работами по формированию областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, координирует эти работы и включает областные целевые программы в перечень программ, предусмотренных к финансированию из областного бюджета на очередной финансовый год.
4.2. Управление финансов Администрации Волгоградской области участвует в подготовке областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование в пределах сумм, утвержденных в областном бюджете на очередной финансовый год.
4.3. Другие структурные подразделения Администрации Волгоградской области:
4.3.1. Реализуют государственную политику в области охраны труда в подведомственных им организациях в соответствии с функциями и задачами по охране труда, возложенными на органы исполнительной власти в конкретных сферах управления Главой Администрации Волгоградской области.
4.3.2. Обеспечивают безопасные и здоровые условия труда своим штатным сотрудникам.
4.3.3. Участвуют в разработке и реализации областных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
4.3.4. Представляют Комитету по труду Администрации Волгоградской области необходимую информацию и материалы для анализа состояния условий и охраны труда в отрасли, подготовки управленческих решений Главы Администрации Волгоградской области, вносят по ним свои предложения.
4.3.5. Доводят нормативные правовые акты по охране труда и другую информацию в данной сфере до подведомственных организаций.
5. Функции органов местного самоуправления в системе управления
охраной труда в Волгоградской области
Органы местного самоуправления, обеспечивая реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Волгоградской области:
5.1. Осуществляют управление охраной труда и контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.
5.2. Организуют разработку и реализацию муниципальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
5.3. Принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом.
5.4. Содействуют организации работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях.
5.5. Содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.6. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников организаций, ответственных за обеспечение безопасности труда.
5.7. Осуществляют оценку содержания раздела "Улучшение условий и охраны труда" коллективных договоров при их уведомительной регистрации на соответствие законодательным и иным нормативным правовым актам по охране труда.
5.8. Совместно с заинтересованными организациями проводят семинары, выставки и другие мероприятия по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда.
5.9. Информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования.
5.10. Организуют работу межведомственной комиссии муниципального образования по охране труда и промышленной безопасности.
5.11. Ежеквартально представляют в Комитет по труду Администрации Волгоградской области информацию по вопросам охраны труда по установленной форме.
5.12. Осуществляют иные функции в пределах своей компетенции.
6. Функции организаций
6.1. Организации в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" обязаны обеспечить:
6.1.1. Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при применении в производстве сырья и материалов.
6.1.2. Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
6.1.3. Режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.
6.1.4. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной и коллективной защиты.
6.1.5. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку работников на рабочих местах и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
6.1.6. Приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
6.1.7. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
6.1.8. Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
6.1.9. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
6.1.10. Проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
6.1.11. Недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
6.1.12. Предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
6.1.13. Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
6.1.14. Расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.1.15. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
6.1.16. Беспрепятственный допуск уполномоченных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.1.17. Выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки.
6.1.18. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.2. Для реализации перечисленных задач работодатель создает систему управления охраной труда в организации, в рамках которой разрабатываются и утверждаются положения о структурных подразделениях и должностные инструкции руководителей и специалистов, включающие их права и обязанности в решении вопросов охраны труда.
6.3. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, на которую назначается работник, имеющий соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Комитета по труду Администрации Волгоградской области.
6.4. В организациях с численностью 100 и менее работников решения о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимаются работодателями с учетом специфики деятельности организаций.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
6.5. Работа службы охраны труда проводится в соответствии с рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14.
6.6. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В его состав на паритетной основе входят представители работодателя, профессионального союза или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Комитет (комиссия) по охране труда организуют разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.
7. Межведомственная комиссия по охране труда и промышленной
безопасности при Администрации Волгоградской области
7.1. Межведомственная комиссия по охране труда и промышленной безопасности при Администрации Волгоградской области (далее именуется - межведомственная комиссия), образованная постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29 октября 1999 г. N 749 "О межведомственной комиссии по охране труда и промышленной безопасности при Администрации Волгоградской области", рассматривает вопросы и готовит предложения по проблемам условий и охраны труда, промышленной безопасности, содействует взаимодействию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, промышленной безопасности, структурных подразделений Администрации Волгоградской области, объединений работодателей, предпринимателей и профессиональных союзов, привлекает компетентные организации, ученых и специалистов к реализации на территории Волгоградской области Федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
7.2. Организация работы межведомственной комиссии осуществляется в соответствии с положением о ней, утвержденным постановлением Главы Администрации Волгоградской области, названным в пункте 7.1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 1 марта 2001 года N 158 "О мерах по реализации на территории Волгоградской области законодательства об охране труда"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 16 мая 2001 г. N 86
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Волгоградской области от 9 сентября 2015 г. N 819
Постановление Губернатора Волгоградской области от 5 марта 2013 г. N 201
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 3 июня 2011 г. N 590
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 3 июня 2010 г. N 842
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 11 июня 2009 г. N 648
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 27 ноября 2008 г. N 1627
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 16 марта 2007 г. N 388