Жирновская районная Дума постановляет:
1. Утвердить Кодекс этики депутатов Жирновской районной Думы.
2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на председателя постоянной комиссии по социальной политике и защите прав граждан районной Думы Борща А.Н.
Председатель Жирновской
районной Думы |
Н.И. Соловьев |
Глава Жирновского
муниципального района |
В.А. Удалов |
Кодекс
этики депутатов Жирновской районной Думы
Жирновск 2006 г.
См. Положение "О Жирновской районной Думе", утвержденное постановлением Жирновской районной Думы Волгоградской области от 21 декабря 2005 г. N 6/24-Д
В соответствии с Законом Волгоградской области от 03 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 г. N 712-ОД), Регламентом Жирновской районной Думы депутат Жирновской районной Думы (далее - депутат) должен соблюдать этику депутатов.
Настоящий кодекс определяет этику депутатов, требования к их поведению в процессе осуществления ими депутатской деятельности, порядок рассмотрения и решения в Жирновской районной Думе вопросов, связанных с депутатской этикой.
1. Общие положения
1.1. Основами деятельности депутатов районной Думы являются: сочетание интересов государства и населения Жирновского района; соблюдение законодательства; следование моральным критериям, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.
1.2. Депутат не вправе использовать преимущества своего положения для создания каких-либо льготных условий для своих избирателей по сравнению с другими гражданами, проживающими на территории Жирновского района.
1.3. Статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом Волгоградской области от 03 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 г. N 712-ОД) и Регламентом Жирновской районной Думы.
См. также Положение о статусе депутата Жирновской районной Думы, утвержденное постановлением Жирновской районной Думы Волгоградской области от 21 августа 2006 г. N 18/81-Д
В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом Волгоградской области от 03 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 г. N 712-ОД), Регламентом Жирновской районной Думы, Уставом Жирновского муниципального района Волгоградской области и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1.4. Депутат обязан соблюдать этику депутатов и в равной мере беречь собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, сотрудников районной Думы, должностных лиц и граждан независимо от повода, по которому он вступает в отношения с ними.
1.5. В личном поведении и быту депутату надлежит соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата.
1.6. Депутату необходимо воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать ее самого, представляемых им избирателей, районную Думу и его органы.#
2. Этика депутатов, относящаяся к деятельности депутата в Жирновской
районной Думе и ее органах
2.1. Каждый депутат содействует созданию в районной Думе и ее органах атмосферы доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и товарищеского сотрудничества.
2.2. Депутат участвует совместно с другими депутатами в осуществлении полномочий районной Думы, преодолевает трудности, возникающие в депутатской деятельности.
2.3. Депутат должен проявлять терпимость и уважение к чужому мнению, не допускать командно-приказного тона по отношению к другим депутатам и между ними, учитывать позиции различных групп и других объединений депутатов перед принятием решений.
Депутат не может проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных методов.
2.4. Депутату надлежит активно и конструктивно участвовать в работе районной Думы и ее органов, добросовестно выполнять поручения, данные ему районной Думой, ее органами, в которых состоит депутат.
Районная Дума и ее органы заслушивают сообщение депутат о выполнении данных ей поручений в установленный районной Думой срок.#
В случае систематического уклонения депутата от участия в работе районной Думы и ее органов, невыполнения, недобросовестного выполнения или отказа без уважительных причин выполнения депутатом их поручений соответствующая информация доводится до сведения всех депутатов.
По решению депутатов районной Думы такая информация может быть опубликована в средствах массовой информации или передана избирателям для оценки деятельности депутата. Перед принятием такого решения районной Думой депутат имеет право на выступление по существу предъявляемых ему претензий.
2.5. В случае выдвижения депутата на выборную (освобожденную или неосвобожденную) должность в районную Думу и заявления им самоотвода другие депутаты не вправе путем голосования принуждать депутата к исполнению обязанностей по такой должности.
2.6. После избрания депутата на должность в районную Думу он вправе требовать к себе от других депутатов отношения соответственно занимаемой должности. Его отношение к депутатам должно быть равным, без выражения открытых симпатий или антипатий к кому-либо. Депутатам необходимо считаться с должностным положением каждого из депутатов, они не вправе требовать к себе особого отношения, в том числе по таким мотивам, как содействие избранию на должность, вхождение в одно депутатское объединение, одинаковые позиции при голосовании, личная активность депутата и т.п.
2.7. Депутат, избранный на должность в районную Думу, имеет право подать в отставку с этой должности с указанием мотивов. Районная Дума удовлетворяет заявление об отставке, если депутат настаивает на нем. До принятия решения районной Думой депутат продолжает выполнение обязанностей, предусмотренных соответствующей должностью. Самовольное прекращение выполнения обязанностей до принятия решения районной Думой может быть основанием для освобождения от должности с иной формулировкой решением районной Думы.
2.8. Депутату необходимо присутствовать на всех заседаниях районной Думы и ее органов, членом которых он является, а также на депутатских слушаниях.
В случае невозможности прибытия на заседание районной Думы, депутатские слушания, заседание комиссии районной Думы депутат заблаговременно информирует соответственно председателя районной Думы, председателя комиссии районной Думы. Отсутствие на заседаниях допускается только по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка и тому подобные обстоятельства).
2.9. Участвуя в заседаниях районной Думы и ее органов, депутат обязан соблюдать регламент их проведения, дисциплину в зале заседаний. Депутаты и председательствующий должны следовать принятому ими порядку работы, уважать председательствующего на заседании, подчиняться его указаниям, данным в пределах его полномочий. Не допускаются самовольные действия по прекращению заседания по мотивам, не признанным районной Думой уважительными; выступления без предоставления слова председательствующим; выступления не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня; выкрики, прерывания выступающих и т.п.
2.10. Депутаты и председательствующий на заседаниях районной Думы и ее органов должны обращаться официально (на "Вы") друг к другу и ко всем лицам, присутствующим в зале заседаний. Используются формы обращения: "уважаемый депутат", "уважаемый председатель", "уважаемый эксперт" и т.п. с добавлением фамилии или без нее.
Официальную и уважительную форму обращения к депутатам и друг другу используют и иные лица, присутствующие на заседаниях. Не допускаются фамильярные и пренебрежительные обращения.
2.11. В соответствии с Регламентом районной Думы на заседаниях районной Думы и ее органов депутаты и другие присутствующие лица не должны использовать в своей речи грубых и некорректных выражений, призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать оскорбления в адрес депутатов и иных лиц. Председательствующий на заседании обязан в таком случае сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний, призывов и выражений, а при их продолжении - лишить выступающего слова.
2.12. При проведении голосования в районной Думе или ее органах каждый депутат голосует лично. Возможен мотивированный отказ от голосования. Не допускается голосование депутата или иного лица вместо другого депутата.
2.13. Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны благодаря осуществлению депутатских полномочий в районной Думе, если эти сведения:
- касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях районной Думы и ее органов, если районной Думой или ее органами принято решение о неразглашении сведений вообще или на определенный срок;
- относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением в районной Думе вопроса о депутатской неприкосновенности или о нарушении депутатом этики;
- относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни гражданина, рекомендованного или претендующего на должность, избрание или утверждение которой относится к компетенции районной Думы либо в связи с освобождением от такой должности;
- относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни сотрудника районной Думы и органов местного самоуправления независимо от должностного положения работника.
2.14. Депутат вправе использовать помощь сотрудника районной Думы только в связи с выполнением депутатских полномочий в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, государственной и муниципальной службе.
2.15. Депутат не вправе выступать от имени районной Думы как его# официальный представитель в отношениях с представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, иными государственными, а также общественными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, не имея на то специальных полномочий районной Думы.
3. Этика депутатов, относящаяся к взаимоотношениям депутата
с государственными органами, предприятиями, учреждениями,
организациями, общественными объединениями, средствами массовой
информации, должностными лицами и гражданами
3.1. Депутат не вправе использовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами.
3.2. Депутат вправе использовать информацию, составляющую государственную, служебную или военную тайну, ставшую ему известной благодаря депутатскому статусу, только в целях, связанных с осуществлением депутатских полномочий, и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Депутат не вправе использовать бланки районной Думы и ее органов при осуществлении депутатских полномочий индивидуально, а также для получения информации, интересующей его лично. Депутат обязан использовать бланки "Депутат Жирновской районной Думы" только для официальных обращений. Тексты таких обращений и документов должны быть подписаны самим депутатом. Запрещается передача бланков депутатов другим лицам для их использования от имени депутата.
3.3. Депутату запрещается использовать свое имя и статус для каких-либо злоупотреблений, освобождения от ответственности виновных лиц.
3.4. Депутат может привлекаться с его лично согласия и с ведома председателя районной Думы в официальном качестве депутата районной Думы к проверкам, проводимым государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями в рамках полномочий последних. Участие депутата в таких проверках не дает каких-либо преимуществ соответствующим комиссиям и не является критерием достоверности их выводов.
3.5. Депутат не имеет права уклоняться от дачи свидетельских показаний по уголовным или гражданским делам, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.6. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на собраниях и митингах, делая различного рода публичные заявления, комментируя деятельность государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, может использовать только достоверные факты. Выступления должны быть корректными, не задевать чести и достоинства соответствующих руководителей и других должностных лиц. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также унижения чести и достоинства указанных лиц депутат может публично признать некорректность своих высказываний, принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь и достоинство были затронуты.
3.7. Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также выпускаемой ими продукции.
3.8. Депутат не вправе предавать огласке сведения личного характера, касающиеся избирателей и других граждан, ставшие ему известными из доверительных бесед с избирателями либо в связи с осуществлением депутатских полномочий. При получении информации о совершенном или готовящемся преступлении депутат предлагает источнику информации передать соответствующие сведения в компетентные правоохранительные органы, а при отказе - действует в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае умышленного или неосторожного разглашения сведений личного характера, касающихся граждан, депутат публично приносит извинение. Если гражданин считает, что его честь и достоинство задеты настолько, что извинений недостаточно, его дальнейшие отношения с депутатом строятся на основе гражданского законодательства.
4. Этика депутатов, касающаяся защиты личного достоинства депутата
и членов его семьи
4.1. Депутат, считающий себя оскорбленным словами и действиями другого депутата, вправе требовать публичных извинений со стороны оскорбителя и получать извинения. Публичным считается принесение извинения депутату лично в присутствии третьих лиц, или на заседании районной Думы, или на заседании ее органов, либо в письменной форме в виде обращения к депутату непосредственно или в адрес районной Думы, ее органов, либо через средства массовой информации. Извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих двусмысленное толкование. При отказе оскорбителя принести публичное извинение депутат вправе обратиться в комиссию по социальной политике и защите прав граждан районной Думы. Комиссия по социально# политике и защите прав граждан обязана принять заявление к рассмотрению.
4.2. Депутат, считающий себя оскорбленным словами или действиями сотрудника районной Думы, другого депутата, должностного лица или гражданина, также вправе требовать публичных извинений с их стороны и получать извинения в порядке, указанном в пункте 4.1 настоящего Кодекса.
4.3. Публичные извинения, принесенные депутату за его личное оскорбление при исполнении депутатских полномочий равно как и клевету в отношении депутата, не лишают его права обратиться в установленном законами Российской Федерации порядке в суд для принятия к оскорбителю мер административной, уголовной и материальной ответственности.
4.4. Если слова и действия других депутатов, должностных лиц и граждан оскорбляют членов семьи, родственников и иных близких депутату лиц и направлены на то, чтобы тем самым унизить достоинство депутата, он вправе требовать публичных извинений оскорбителя как указанным лицам, так и лично в порядке, указанном в пункте 4.1 настоящего Кодекса.
При отказе принести публичное извинение депутат вправе обратиться в комиссию по социально# политике и защите прав граждан. Комиссия обязана принять заявление к рассмотрению.
4.5. Депутат вправе для защиты чести и достоинства прибегать к средствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
5. Финансовые и имущественные требования к депутатам
5.1. Депутат не может использовать полномочия, вытекающие из его депутатского статуса, а также представляемую ему государственными и общественными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех организационно-правовых форм, их должностными лицами официальную и неофициальную информацию для получения материально-финансовой и иной личной выгоды, получения ее членами своей семьи, родственникам# и другими близкими лицами.
5.2. Для возмещения расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, депутатам рекомендуется использовать только средства, официально выделенные на эти цели согласно действующему законодательству. Депутатам не рекомендуется использовать в совей# деятельности финансовые средства и материальные услуги посторонних лиц, поддерживающих депутата, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций всех организационно-правовых форм, где работают депутаты. Исключение составляют допускаемые законодательством возможности выделения помещений для приема граждан депутатами.
5.3. Депутат не вправе получать от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, физических лиц материальное вознаграждение за содействие принятию положительного решения по вопросам их интересов в районной Думе или ее органах. Не допускается оформление этого вознаграждения трудовым соглашением за фактически не выполненную или частично выполненную депутатом работу для соответствующей организации. Депутат также не может получать в виде благодарности за оказанное содействие от государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций всех организационно-правовых форм бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санатории, дома отдыха и т.п. для себя и своих родственников.
5.4. Депутат не может принимать подарки от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех организационно-правовых форм, физических лиц в связи с осуществлением депутатских полномочий. Членам семьи депутата рекомендуется воздержаться от получения подарков из тех же источников. Однако депутат не несет ответственности за нарушение этики депутатов, если установлено, что членам семьи вручались подарки с расчетом повлиять на позицию депутата, но без его ведома.
6. Рассмотрение вопросов этики депутатов в районной Думе и ее органах
6.1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением этики депутатов, возлагается на комиссию по социально# политике и защите прав граждан районной Думы.
6.2. Комиссия по социальной политике и защите прав граждан:
- систематически проводит обобщение и представляет в районную Думу доклады и рекомендации по вопросам соблюдения депутатами этики депутатов;
- рассматривает случаи нарушения депутатами этики, норм законодательства о статусе депутата, Регламента районной Думы, касающихся поведения депутата;
- предварительно, до обсуждения на заседаниях районной Думы, рассматривает представление прокурора Волгоградской области и Жирновского района по вопросам, связанным с депутатской неприкосновенностью, и дает по ним свои заключения;
- предварительно рассматривает все официальные обращения, адресованные районной Думе и ее органам и содержащие обвинения депутатов в нарушении этики депутатов;
- дает свои рекомендации районной Думе по применению к депутатам мер воздействия в связи с нарушением этики депутатов, самостоятельно применяет меры воздействия, предусмотренные настоящим Кодексом;
- дает свои заключения районной Думе по случаям неэтичного поведения лиц, избираемых или утверждаемых на должность районной Думы.
6.3. Комиссия по социальной политике и защите прав граждан рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил этики депутатов:
- по письменному заявлению депутата или группы депутатов районной Думы;
- по письменному обращению главы Жирновского муниципального района, председателя районной Думы, председателей комиссий районной Думы;
- по письменным обращениям должностных лиц, избираемых или утверждаемых на должности районной Думой;
- по письменным обращениям государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, администраций и трудовых коллективов (органов трудовых коллективов) предприятий, учреждений и организаций;
- по письменным обращениям органов территориального общественного самоуправления;
- по письменным обращениям граждан;
- по собственной инициативе, если решение об этом принято большинством членов комиссии по социальной политике и защите прав граждан на ее заседании.
6.4. Комиссия по социальной политике и защите прав граждан рассматривает все вопросы, связанные с нарушением правил этики депутатов, на заседаниях комиссии.
6.5. Решения заседаний комиссии по социальной политике и защите прав граждан при рассмотрении таких вопросов правомочны при наличии не менее половины ее членов. Комиссия по социальной политике и защите прав граждан провод# открытые или закрытые заседания. Вопрос о форме заседания решается большинством голосов присутствующих членов комиссии. По требованию депутата, обвиняемого в нарушении этики депутатов и полагающего, что обстоятельства связаны с охраняемой Конституцией Российской Федерации тайной его личной жизни и жизни других лиц, комиссия проводит закрытое заседание.
На заседании# комиссии по социальной политике и защите прав граждан приглашаются и заслушиваются заявители, заинтересованные депутаты, иные лица, присутствие и объяснения которых на заседании целесообразны. На открытых заседаниях комиссии по социальной политике и защите прав граждан могут присутствовать представители средств массовой информации.
6.6. На заседании комиссии по социальной политике и защите прав граждан:
- заслушивают заявителя или оглашают его письменное обращение;
- заслушивают депутата, обвиняемого в нарушении этики депутатов, других лиц, в том числе экспертов;
- знакомятся с документами, справками и другой необходимой официальной информацией.
6.7. Комиссия по социальной политике и защите прав граждан не рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции избирательных комиссий, суда и прокуратуры. Комиссия рассматривает вопросы, касающиеся поведения депутата в трудовом коллективе, семье и быту лишь в той части, в которой это может быть оценено как нарушение этики депутатов.
6.8. Комиссия по социальной политике и защите прав граждан может принять по отношению к депутату одну из следующих мер воздействия:
- предложить депутату принести публичные извинения;
- объявить депутату публичное порицание;
- огласить на заседании районной Думы факты, связанные с нарушением депутатом этики депутатов.
Комиссия по социальной политике и защите прав граждан вправе передать районной Думе решение вопроса о нарушении этики депутатов для принятия соответствующих мер воздействия к депутату.
6.9. В случае передачи комиссии по социальной политике и защите прав граждан в районную Думу материалов по вопросу о нарушении этики депутатов комиссия по социальной политике и защите прав граждан готовит заключения готовит заключения, если:#
- установлен факт нарушения этики депутатов (с оценками и предложениями по мерам воздействия к депутату);
- отсутствует факт нарушения этики депутатов.
6.10. Депутаты, являющиеся инициаторами рассмотрения вопросов в комиссии по социальной политике и защите прав граждан или обвиняющиеся в нарушении этики депутатов, вправе обжаловать решение комиссии по социальной политике и защите прав граждан в районной Думе.
6.11. Депутат, являющийся членом комиссии по социальной политике и защите прав граждан, не участвует в проверках и голосовании на заседании комиссии по социальной политике и защите прав граждан по вопросу о нарушении им этики депутатов.
6.12. Районная Дума вправе принимать к своему рассмотрению любые вопросы, связанные с нарушением этики депутатов. Районная Дума, как правило, принимает такие вопросы к обсуждению после их рассмотрения комиссией по социальной политике и защите прав граждан и при наличии ее заключения. Районная Дума может по своей инициативе незамедлительно рассматривать вопросы нарушения этики депутатов, возникающие в ходе заседаний и связанные с установленным порядком работы районной Думы, если эти вопросы не требуют специальной проверки.
6.13. Районная Дума рассматривает вопросы, связанные с нарушением этики депутатов, на открытых и закрытых заседаниях районной Думы. По просьбе депутата, обвиняющегося в нарушении этики депутатов и полагающего, что обстоятельства связаны с охраняемой Конституцией Российской Федерации тайной его личной жизни или жизни других лиц, районная Дума проводит закрытое заседание. На заседании# районной Думы могут быть приглашены и заслушаны заявители и другие лица, информация которых помогает выяснить обстоятельства нарушения этики депутатов и принять объективное решение.
6.14. Районная Дума может принять к депутату, нарушившему этику депутатов, одну из следующих мер воздействия:
- предложить депутату принести публичные извинения;
- объявить депутату порицание;
- лишить депутата возможности выступать в ходе заседания районной Думы;
- передать информацию о фактах нарушения этики депутатов в средства массовой информации;
- сообщить о фактах нарушения этики депутатов избирателям общественным объединениям на территории избирательного округа депутата.
6.15. Решение районной Думы по вопросам нарушения этики депутатов может быть обжаловано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Председатель Жирновской
районной Думы |
Н.И. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Жирновской районной Думы Волгоградской области от 15 февраля 2006 г. N 9/41-Д "О Кодексе этики депутатов Жирновской районной Думы"
Текст постановления официально опубликован не был