Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к областной целевой программе
"Жилище" на 2007-2010 годы
Подпрограмма
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Волгоградской области до 2010 года" областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы
Паспорт Подпрограммы
Наименование Обеспечение земельных участков коммунальной
Подпрограммы инфраструктурой в целях жилищного строительства на
территории Волгоградской области до 2010 года
областной программы "Жилище" на 2007-2010 годы (далее
- Подпрограмма)
Дата принятия Распоряжение главы администрации Волгоградской области
решения от 21 сентября 2006 г. N 995-р "О разработке областных
о разработке целевых программ"
Подпрограммы,
дата
ее утверждения
Государственный Территориальный строительный комитет администрации
заказчик Волгоградской области
Основной Территориальный строительный комитет администрации
разработчик Волгоградской области
Подпрограммы
Цель и задачи Целью Подпрограммы является обеспечение опережающего
Подпрограммы развития коммунальной инфраструктуры для увеличения
предложения жилья на конкурентном рынке жилищного
строительства, удовлетворяющего увеличивающийся
платежеспособный спрос населения Волгоградской
области.
Задачами Подпрограммы являются:
реализация инвестиционных проектов по обеспечению
земельных участков под жилищное строительство
коммунальной инфраструктурой на территории
Волгоградской области;
развитие конкуренции на рынке жилищного строительства,
а также обеспечение комплексного развития систем
коммунальной инфраструктуры;
создание эффективных и устойчивых организационных и
финансовых механизмов обеспечения земельных участков
под жилищное строительство коммунальной
инфраструктурой
Важнейшие Увеличение объема ввода жилья в результате реализации
целевые Подпрограммы в 2007-2010 годах составит
индикаторы 520 тыс. кв. м, в том числе:
и показатели в 2007 году - 80 тыс. кв. м (11,7 процента общего
годового ввода жилья);
в 2008 году - 110 тыс. кв. м (14,6 процента);
в 2009 году - 150 тыс. кв. м (16,9 процента);
в 2010 году - 180 тыс. кв. м (17,4 процента)
Сроки и этапы 2007-2010 годы, в том числе:
реализации I этап - 2007 год;
Подпрограммы II этап - 2008-2010 годы
Исполнители Территориальный строительный комитет администрации
Подпрограммы Волгоградской области в части выплаты субсидий
муниципальным образованиям на возмещение части затрат
на уплату процентов по кредитам, полученным на
обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой, застройщики, привлекаемые на
конкурсной основе
Объемы Общий объем финансирования Подпрограммы составит
и источники 2111 млн. рублей, в том числе:
финансирования средства федерального бюджета - 176 млн. рублей;
Подпрограммы средства областного бюджета - 139 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 37 млн. рублей;
средства частных инвесторов и кредиторов -
1759 млн. рублей.
В качестве механизмов реализации Подпрограммы
предусматривается предоставление государственных
гарантий Российской Федерации по заимствованиям,
осуществляемым на обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой и модернизацию
коммунальной инфраструктуры в целях жилищного
строительства, в размере до 50 процентов объема
заимствований.
Планируется предоставление государственных гарантий
Волгоградской области и муниципальных гарантий по
заимствованиям, осуществляемым на обеспечение
земельных участков коммунальной инфраструктурой и
модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях
жилищного строительства, в размере 550 млн. рублей в
соотношении:
до 80 процентов - областной бюджет;
не менее 20 процентов - муниципальные бюджеты.
В том числе по годам:
в 2007 году - 164 млн. рублей;
в 2008 году - 184 млн. рублей;
в 2009 году - 202 млн. рублей.
Предоставление государственных гарантий Волгоградской
области предусматривается в порядке, определенном
главой администрации Волгоградской области.
Кроме того, предусмотрены расходы областного бюджета
на предоставление субсидий бюджетам муниципальных
образований на возмещение части затрат на уплату
процентов по кредитам, полученным в российских
кредитных организациях на обеспечение земельных
участков под жилищное строительство коммунальной
инфраструктурой, в размере 139 млн. рублей.
В том числе по годам:
в 2007 году - 30 млн. рублей;
в 2008 году - 36 млн. рублей;
в 2009 году - 46 млн. рублей;
в 2010 году - 27 млн. рублей
Ожидаемые Реализация Подпрограммы должна обеспечить увеличение
конечные объемов жилищного строительства и развитие первичного
результаты рынка жилья, формирование эффективных механизмов
реализации регулирования градостроительной деятельности и
Подпрограммы развития коммунальной инфраструктуры, увеличение
и показатели частных инвестиций в жилищное строительство.
социально- Увеличение объема ввода жилья в результате реализации
экономической Подпрограммы на территории Волгоградской области
эффективности составит всего 520 тыс. кв. м, в том числе по годам:
в 2007 году - 80 тыс. кв. м;
в 2008 году - 110 тыс. кв. м;
в 2009 году - 150 тыс. кв. м;
в 2010 году - 180 тыс. кв. м.
1. Характеристика проблемы
В последнее время отмечается завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих инженерных сетей, ограничение возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов строительства объектов жилого и нежилого назначения.
Одной из проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие Волгоградской области, в том числе жилищное строительство, наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков в муниципальных образованиях, является отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение указанных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья, создания условий для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства.
Реализация Подпрограммы позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых рыночных механизмов для решения данной проблемы в будущем без привлечения бюджетных средств.
2. Основная цель и задачи Подпрограммы
Основной целью Подпрограммы является комплексное развитие коммунальной инфраструктуры для создания условий по увеличению объемов жилищного строительства на территории Волгоградской области.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой с учетом перспектив строительства жилья на территории Волгоградской области;
стимулировать муниципальные образования Волгоградской области к обеспечению комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в том числе через долевое участие в реализации мероприятий Подпрограммы;
создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
повысить инвестиционную привлекательность Волгоградской области, в том числе через создание прозрачных для застройщиков условий присоединения к системам коммунальной инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ним всех потребителей.
3. Сроки реализации Подпрограммы
Выполнение Подпрограммы будет осуществляться в два этапа.
На I этапе (2007 год) планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной поддержки, что позволит обеспечить:
существенный рост жилищного строительства, начиная с 2007 года;
подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в 2008-2009 годах;
освоение на практике банковского кредитного инструмента, предусмотренного федеральной целевой программой "Жилище", позволяющего предоставлять кредиты на развитие коммунальной инфраструктуры органам местного самоуправления.
Государственная поддержка оказывается проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться органами местного самоуправления в порядке, определенном Правительством Российской Федерации и главой администрации Волгоградской области.
На II этапе реализации Подпрограммы (2008-2010 годы) развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени должно происходить на основе рыночных принципов. Доля государственных и муниципальных гарантий, а также бюджетные средства, направляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляемым на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, будут сокращаться. При этом за счет средств федерального бюджета, областного и местных бюджетов будут обеспечиваться ранее принятые обязательства по содействию в реализации проектов, начатых на I этапе реализации Подпрограммы.
4. Перечень программных мероприятий
В рамках Подпрограммы предусматривается предоставление государственных гарантий Волгоградской области по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на указанные цели, при условии выполнения органами местного самоуправления, претендующими на участие в Подпрограмме, мероприятий, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры.
Соответствующие кредиты должны предоставляться на срок не более трех лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации Подпрограммы.
Указанные меры поддержки за счет средств областного бюджета будут осуществляться на условиях оказания на местном уровне аналогичных мер поддержки инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой (далее - инвестиционные проекты) в соотношении: до 80 процентов - областной бюджет, не менее 20 процентов - местный бюджет, в соответствии с требованиями, установленными Подпрограммой.
Порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 351 "О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства".
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам определен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 221 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой".
Государственные гарантии Волгоградской области и муниципальные гарантии по кредитам, предоставляемым в 2007-2009 годах, а также средства областного и местных бюджетов на предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам должны предусматриваться в необходимом объеме на весь срок кредита, соответствующего условиям Подпрограммы.
Порядок предоставления государственных гарантий Волгоградской области по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также порядок и условия предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, устанавливаются главой администрации Волгоградской области.
В ходе реализации Подпрограммы будут разработаны:
методические рекомендации по подготовке проектов планировки территорий для формирования документов, необходимых для проведения аукционов по предоставлению прав на земельные участки под жилищное строительство;
методические рекомендации по подготовке инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
методические рекомендации по формированию тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры;
методические рекомендации для анализа инвестиционных рисков при реализации проектов развития коммунальной инфраструктуры.
Перечень основных мероприятий по реализации Подпрограммы приведен в приложении 1.
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы в 2007-2010 годах составит 2111 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 176 млн. рублей;
средства областного бюджета - 139 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 37 млн. рублей;
средства частных инвесторов и кредиторов - 1759 млн. рублей.
Объемы финансирования Подпрограммы в 2007-2010 годах приведены в приложении 2.
Кроме того, планируется предоставление государственных гарантий Волгоградской области и муниципальных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, в размере 550 млн. рублей (в соотношении: гарантии Волгоградской области - до 80 процентов, муниципальные гарантии - не менее 20 процентов), в том числе:
в 2007 году - 164 млн. рублей;
в 2008 году - 184 млн. рублей;
в 2009 году - 202 млн. рублей.
Государственные гарантии Волгоградской области предоставляются в рамках программы государственных внутренних заимствований Волгоградской области на соответствующий год.
В расходах областного бюджета финансирование мероприятий Подпрограммы отражается по следующим кодам бюджетной классификации:
раздел 11 "Межбюджетные трансферты", подраздел 1103 "Другие межбюджетные трансферты", целевая статья 522 "Региональные целевые программы", ведомственная классификация 5228405, вид расходов - 413 "Субсидии бюджетам на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой".
На переходный период на 2007 год коды бюджетной классификации устанавливаются в соответствии с Законом Волгоградской области "Об областном бюджете на 2007 год".
6. Механизм реализации Программы
Механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства должны обеспечивать привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и предусматривать меры по повышению привлекательности их кредитования. В рамках Подпрограммы предусматриваются меры государственной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также предоставление государственных и муниципальных гарантий.
Организационные механизмы выполнения Подпрограммы должны обеспечить четкое разграничение ответственности между всеми возможными участниками процесса обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и ориентироваться на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и удешевить стоимость кредитования.
Возврат средств может быть обеспечен за счет различных источников - продажи земельных участков (переуступки прав аренды земельных участков), установления прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также продажи жилья, построенного на этих земельных участках в последующие периоды.
Отбор муниципальных образований и проектов для участия в Подпрограмме будет производиться ежегодно государственным заказчиком Подпрограммы с учетом выполнения ими условий участия в Подпрограмме.
Условиями участия в Подпрограмме являются следующие показатели исполнения бюджета муниципального образования:
целевое использование субвенций и субсидий областного бюджета;
предельный размер дефицита муниципального бюджета не должен превышать 15 процентов объема доходов муниципального бюджета (без учета финансовой помощи из областного бюджета);
текущие расходы муниципального бюджета не могут превышать объем доходов муниципального бюджета.
Кроме того, при отборе муниципальных образований могут учитываться следующие показатели:
объемы ввода жилья в муниципальном образовании;
коэффициент использования мощностей систем коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, на территории которых планируется осуществление инвестиционных проектов;
удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в жилищном фонде в муниципальных образованиях, на территории которых планируется осуществление инвестиционных проектов.
При отборе муниципальных образований, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты, выдвигаются условия, связанные с реализацией мер, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры. Поэтому будет учитываться выполнение требований по разработке и принятию на муниципальном уровне необходимых нормативных документов, а также по реализации следующих основных мероприятий:
принятие правил землепользования и застройки;
подготовка проектов планировки городских территорий, предназначенных для жилищного строительства;
принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
Отбор муниципальных образований и инвестиционных проектов осуществляется в порядке, установленном законом Волгоградской области.
Условия, которым должны соответствовать муниципальные образования, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты, варьируются по годам реализации Подпрограммы.
В 2007 году указанными условиями являются:
наличие утвержденного не позднее 30 марта 2007 года проекта планировки территории, предназначенной для жилищного строительства;
принятие решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки и обязательства утвердить правила не позднее 31 октября 2007 года (при отсутствии правил на день подачи заявки);
наличие программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры или решения соответствующего органа местного самоуправления о подготовке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
наличие утвержденного пакета документации для проведения аукциона по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства или принятие обязательства утвердить такой пакет до 01 сентября 2007 года;
установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение или принятие обязательства по введению такой платы с 01 января 2008 года.
В 2008 году указанными условиями являются:
наличие утвержденного пакета документации для проведения аукциона по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
наличие решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки и принятие обязательства утвердить правила не позднее 30 июня 2008 года (при отсутствии правил на день подачи заявки);
наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
В 2009 году указанными условиями являются:
наличие утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
В 2010 году указанными условиями являются:
наличие утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
Заявка от муниципального образования, которое имеет намерение участвовать в Подпрограмме, должна соответствовать требованиям, установленным главой администрации Волгоградской области.
Банки - российские кредитные организации, предоставляющие кредиты на реализацию инвестиционных проектов в рамках Подпрограммы, - должны соответствовать следующим требованиям:
период деятельности банка - не менее трех лет;
отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
отсутствие убытков за последний отчетный год;
размер собственного капитала - не менее 1 млрд. рублей;
уставный капитал - не менее 500 млн. рублей.
Средства федерального и областного бюджетов направляются на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой после заключения государственным заказчиком соглашения с муниципальным образованием, отобранным для участия в Подпрограмме.
Отбор инвестиционных проектов и заемщиков, по обязательствам которых предоставляются государственные гарантии Волгоградской области, проводится государственным заказчиком.
Государственный заказчик Подпрограммы осуществляет:
общее руководство и управление реализацией Подпрограммы;
отбор муниципальных образований, участвующих в реализации Подпрограммы, и инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
координацию и контроль за деятельностью органов местного самоуправления и организаций, связанной с выполнением ими мероприятий Подпрограммы.
7. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы
В ходе реализации Подпрограммы для осуществления инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой будет привлечено 1759 млн. рублей кредитных средств, в том числе:
в 2007 году - 445 млн. рублей;
в 2008 году - 647 млн. рублей;
в 2009 году - 667 млн. рублей.
Предусмотренные Подпрограммой меры поддержки инвестиционных проектов позволят обеспечить дополнительный ввод жилья в объеме 520 тыс. кв. м общей площади, в том числе:
в 2007 году - 80 тыс. кв. м (11,7 процента от прогнозируемого общего годового объема ввода жилья);
в 2008 году - 110 тыс. кв. м (14,6 процента);
в 2009 году - 150 тыс. кв. м (16,9 процента);
в 2010 году - 180 тыс. кв. м (17,4 процента).
Создание рыночных механизмов финансирования инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой позволит также снизить стоимость жилищного строительства.
Мониторинг реализации Подпрограммы будет проводиться в Волгоградской области ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах государственному заказчику до 15 января года, следующего за отчетным.
Успешная реализация Подпрограммы позволит обеспечить к 2010 году:
развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье;
формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры;
увеличение частных инвестиций в жилищное строительство.
Общий объем ввода жилья за 2007-2010 годы составит не менее 3360 тыс. кв. м общей площади, в том числе:
в 2007 году - 684 тыс. кв. м;
в 2008 году - 756 тыс. кв. м;
в 2009 году - 885 тыс. кв. м;
в 2010 году - 1035 тыс. кв. м.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.