Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Волгоградской области
"Об областной целевой программе
"Жилище" на 2007-2010 годы"
Областная целевая программа
"Жилище" на 2007-2010 годы
Паспорт программы
Наименование Областная целевая программа "Жилище" на 2007-2010 годы
Программы (далее - Программа)
Дата принятия Распоряжение главы администрации Волгоградской области
решения от 21 сентября 2006 г. N 995-р "О разработке областных
о разработке целевых программ"
Программы,
дата
ее утверждения
Государственные Территориальный строительный комитет администрации
заказчики Волгоградской области - государственный заказчик -
(государственный координатор Программы; комитет экономики администрации
заказчик- Волгоградской области; Главное управление архитектуры
координатор) и градостроительства администрации Волгоградской
Программы области; комитет жилищно-коммунального хозяйства
администрации Волгоградской области; комитет по делам
молодежи администрации Волгоградской области
Основные Территориальный строительный комитет администрации
разработчики Волгоградской области; комитет экономики администрации
Программы Волгоградской области; Главное управление архитектуры
и градостроительства администрации Волгоградской
области; комитет жилищно-коммунального хозяйства
администрации Волгоградской области; комитет по делам
молодежи администрации Волгоградской области
Цель и задачи Основной целью Программы является создание системы
Программы, экономико-правовых условий, направленных на:
важнейшие увеличение объемов строительства доступного жилья
целевые (увеличение объемов ввода жилья по сравнению с
показатели 2005 годом в два раза; доведение объемов вводимого
жилья до 1035 тыс. кв. м в год в 2010 году);
создание условий для приведения жилищного фонда и
коммунальной инфраструктуры в соответствие со
стандартами качества, обеспечивающими комфортные
условия проживания (рост жилищной обеспеченности с
20 кв. м на человека до 21,7 кв. м к 2010 году);
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в
соответствии с платежеспособным спросом граждан и
стандартами обеспечения жилыми помещениями (доведение
средней стоимости стандартной квартиры размером
54 кв. м до размера среднего совокупного денежного
дохода семьи из трех человек за три года);
на обеспечение жильем отдельных категорий граждан
(предоставление субсидий на строительство или
приобретение жилья отдельным категориям граждан,
установленным федеральным законодательством).
Задачами Программы являются:
совершенствование деятельности по контролю и учету
земельных участков, выделяемых и планируемых к
выделению в целях жилищного строительства путем
создания реестра земельных участков;
повышение инвестиционной привлекательности площадок,
предназначенных для жилищного строительства;
стимулирование участников инвестиционной активности в
жилищном строительстве путем увеличения бюджетных
ассигнований, выделяемых на эти цели;
развитие системы ипотечного кредитования (обеспечение
жильем с использованием механизмов ипотечного
жилищного кредитования - до 34 тыс. семей к
2010 году);
создание условий, способствующих увеличению объемов
реконструкции и модернизации жилых домов первых
массовых серий;
переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда (более 2,6 тыс. граждан до 2010 года);
повышение качества коммунальных услуг, безопасности и
комфортности проживания (снижение уровня износа
основных фондов коммунального хозяйства с 67 до
50 процентов);
разработка системы государственных гарантий и льгот,
направленных на улучшение жилищных условий молодых
семей (с увеличением объемов финансирования за счет
всех источников с 0,36 млрд. рублей в 2007 году до
1,8 млрд. рублей в 2010 году)
Сроки и этапы 2007-2010 годы:
реализации первый этап - 2007 год;
Программы второй этап - 2008-2010 годы
Перечень Подпрограмма "Обновление градостроительной
подпрограмм документации о градостроительном планировании
территорий городских и сельских поселений
Волгоградской области" (приложение 4);
подпрограмма "Создание информационных систем
обеспечения градостроительной деятельности на
территории Волгоградской области" (приложение 5);
подпрограмма "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области"
на 2007-2010 годы (приложение 6);
подпрограмма "Переселение граждан, проживающих на
территории Волгоградской области, из ветхого и
аварийного жилищного фонда" на 2007-2010 годы
(приложение 7);
подпрограмма "Обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой в целях жилищного
строительства на территории Волгоградской области до
2010 года" (приложение 8);
подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на
2007-2010 годы (приложение 9);
подпрограмма "Развитие системы жилищного кредитования
на территории Волгоградской области" на 2007-2010 годы
(приложение 10)
Перечень Реализация подпрограмм, входящих в состав Программы;
основных разработка рекомендаций по реконструкции жилых домов
мероприятий первых массовых серий;
Программы создание реестра земельных участков, предназначенных
для жилищного строительства на территории
Волгоградской области;
выполнение научных исследований, направленных на поиск
и создание условий, способствующих ежегодному росту
объемов жилищного строительства
Исполнители Территориальный строительный комитет администрации
подпрограмм Волгоградской области; комитет жилищно-коммунального
и основных хозяйства администрации Волгоградской области; комитет
мероприятий по делам молодежи администрации Волгоградской области;
Главное управление архитектуры и градостроительства
администрации Волгоградской области (в части
предоставления субсидий);
организации, привлекаемые по результатам конкурсов
Объем Общий объем финансирования Программы составляет
и источники 49,096 млрд. рублей, в том числе:
финансирования за счет средств областного бюджета -
Программы 2,728 млрд. рублей.
Планируется привлечение из:
федерального бюджета (по согласованию) -
1,743 млрд. рублей;
местных бюджетов (по согласованию) -
1,434 млрд. рублей;
внебюджетных источников - 43,19 млрд. рублей
Ожидаемые Создание рынка доступного жилья с увеличением объемов
результаты ввода жилья (до 1035 тыс. кв. м в год в 2010 году).
реализации Создание механизмов, обеспечивающих доступность жилья
Программы для граждан с разным уровнем доходов, ликвидация
ветхого и аварийного жилищного фонда в Волгоградской
области.
Снижение уровня износа объектов коммунального
назначения; предоставление населению услуг
жилищно-коммунального хозяйства, отвечающих
современным требованиям; улучшение демографической
ситуации в Волгоградской области
Система Контроль за реализацией Программы, координация
организации деятельности исполнителей Программы осуществляется в
контроля порядке, определенном статьей 13 Закона Волгоградской
за исполнением области от 11 августа 2006 г. N 1275-ОД "Об областных
Программы целевых программах".
1. Введение
Начало преобразований в жилищной сфере в Российской Федерации положили реализация Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, и Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431.
В результате осуществления намеченных мероприятий были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации.
Была сформирована нормативно-правовая база, которая является основой для дальнейших преобразований в жилищной сфере. За период реализации указанных программных документов были приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством в Российской Федерации.
Приоритетной формой участия федерального бюджета в обеспечении жильем населения была признана поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление им субсидий на приобретение жилья.
Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления отраслью и снижение издержек по предоставлению услуг.
Реализовывалась программа адресной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищных субсидий) гражданам с низкими доходами.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований в жилищной сфере ряд поставленных задач не удалось осуществить в полном объеме. Кроме того, в ходе проведения государственной жилищной политики выявились новые проблемы, требующие решения.
Создание массовой ипотеки стало возможно лишь сравнительно недавно, так как ранее при высоких темпах инфляции система ипотечного кредитования не смогла бы функционировать в широких масштабах.
С целью ускорения формирования рынка жилья, доступного для широких слоев населения, в 2004 году принят пакет законов, направленных на создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, повышение платежеспособного спроса населения, снижение процентных ставок по ипотечным кредитам, увеличение предложений на рынке жилья.
В пакете федеральных законов базовыми являются Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865, является основополагающим программным документом по дальнейшим преобразованиям в жилищной сфере. Основной ее целью является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В составе второго этапа Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы утверждены подпрограммы:
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
"Обеспечение жильем молодых семей".
Кроме того, осуществляются мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
Волгоградская областная целевая программа "Жилище" на 2007-2010 годы является программным документом, отражающим участие бюджетных и внебюджетных источников в решении жилищной проблемы в области.
2. Характеристика проблемы
Проблема жилья в Волгоградской области на современном этапе развития является наиболее значимой социальной проблемой. Ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов и низкий уровень доходов населения сдерживает рост жилищного строительства. В настоящее время в Волгоградской области проживает 2655,2 тыс. человек. Средний уровень обеспеченности жильем на 1 января 2006 года составил 20 кв. м на человека. В четырнадцати районах Волгоградской области и в г. Урюпинске уровень обеспеченности жильем превосходит показатель 21,7 кв. м на человека.
Федеральной целевой программой "Жилище" поставлена задача к 2010 году довести уровень обеспеченности населения жильем до 21,7 кв. м на человека. Исходя из требуемого уровня обеспеченности населения жильем, жилищный фонд области на сегодня должен составлять не менее 57,6 млн. кв. м.
Жилищный фонд Волгоградской области по состоянию на 1 января 2006 года составляет 52,7 млн. кв. м общей площади, в том числе в городских поселениях - 39,8 млн. кв. м, в сельской местности - 12,9 млн. кв. м.
Исходя из показателей, предусмотренных Федеральной целевой программой "Жилище" (в частности, удвоение объемов ввода жилья к 2010 году), а также обязательств Волгоградской области, включенных в Соглашение о взаимодействии Министерства регионального развития Российской Федерации и Волгоградской области по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", ввод жилья по Волгоградской области за период 2006-2010 годы# должен составить не менее 3977 тыс. кв. м, в том числе по годам: в 2006 году - 617 тыс. кв. м, в 2007 году - 684 тыс. кв. м, в 2008 году - 756 тыс. кв. м, в 2009 году - 885 тыс. кв. м, в 2010 году - 1035 тыс. кв. м.
Из общего объема ввода за период 2007-2010 годы# 520 тыс. кв. м (13 процентов) предполагается ввести за счет реализации мероприятий федеральной подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".
Для улучшения жилищных условий населения важно не только увеличение объемов вводимого нового жилья, но и повышение его качества. Программа жилищного строительства должна быть направлена на стимулирование применения высококачественных современных строительных технологий: использование прогрессивных строительных материалов и конструкций в жилищном строительстве с ориентацией на применение энерго- и ресурсосберегающих экологически чистых материалов; выпуск товарной продукции в виде готовых комплектов индивидуальных жилых домов с целью снижения стоимости строительства.
Основными причинами, сдерживающими рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из бюджетов всех уровней;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Решая такую большую государственную проблему, как демография, необходимо в первую очередь решить задачу обеспечения жильем молодых семей. В областную целевую программу "Жилище" на 2007-2010 годы входит подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на 2007-2010 годы задачей, которой является оказание молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условии, финансовой поддержки (предоставление субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита).#
Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с невысоким уровнем дохода.
Высокая стоимость жилья и постоянный рост цен на него по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Волгоградской области неразрешимой проблему приобретения нового жилья или улучшение# жилищных условий. В настоящий момент назрела необходимость кардинального решения данной проблемы. Высокая стоимость вводимого в эксплуатацию нового жилья обусловливает необходимость обращения граждан к вторичному рынку жилья, на котором в последнее время приобретение жилья становится все более сложной задачей даже для обеспеченных граждан.
В сложившихся условиях особую актуальность приобретает развитие механизма ипотечного жилищного кредитования, что, с одной стороны, будет способствовать увеличению платежеспособного спроса на квартиры и развитию жилищного строительства, а с другой стороны, позволит улучшить жилищные условия граждан.
Решить эти задачи поможет целенаправленная работа по реализации областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы, в состав которой входит подпрограмма развития системы жилищного кредитования в Волгоградской области.
В Волгоградской области жилищное кредитование осуществляют специализированные фонды жилья и ипотеки, коммерческие банки, жилищно-строительные кооперативы.
На территории Волгоградской области действуют три специализированных фонда жилья и ипотеки, являющиеся региональными операторами ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию":
Волгоградский областной фонд жилья и ипотеки;
МУП "Ипотечная жилищно-правовая компания" г. Волжского;
ОАО "НВС-холдинг".
Ипотечных жилищных кредитов (займов) предоставлено:
в 2005 году - 311 млн. рублей:
в первом полугодии 2006 года - 474,2 млн. рублей.
Согласно Соглашению о взаимодействии Министерства регионального развития Российской Федерации и Волгоградской области по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и займов должен составить в 2006 году 526,7 млн. рублей.
При существующем уровне доходов население Волгоградской области не способно существенно улучшать свои жилищные условия. Необходимо сформировать условия, которые позволят экономически активному населению легально зарабатывать средства. Значительная часть доходов населения находится в теневом секторе, что является серьезным препятствием для того, чтобы реально оценить и доходы граждан. Необходимо создать условия, чтобы люди могли получать заработную плату легально.
Таким образом, в течение пяти лет предстоит построить около 4 млн. кв. м жилья полностью за счет частных инвестиций либо при оказании различных форм государственной поддержки. Для обеспечения указанных объемов ввода жилья должны быть задействованы все механизмы вовлечения инвестиций в строительство, стимулирования платежеспособного спроса на жилье, с одной стороны, и реализованы все возможные, в рамках действующего законодательства, меры поддержки застройщиков, подрядных организаций и предприятий промышленности строительных материалов.
Для того, чтобы справиться с поставленной задачей по увеличению жилищного строительства строительный комплекс области должен быть серьезно реформирован и модернизирован.
В строительстве высок уровень износа машин и механизмов - около 60 процентов.
Существует острая проблема обеспечения строительства кадрами, особенно рабочих профессий, линейных инженерно-технических работников.
Для стимулирования застройщиков, подрядных строительных организаций, занятых на строительстве жилья, необходима разработка комплекса мер поддержки (льготы по налогообложению, по вопросам стоимости аренды участка в период нормативного срока строительства, упрощенные процедуры исходно-разрешительного периода).
Одной из приоритетных задач национальной жилищной политики Российской Федерации и Волгоградской области является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для всех слоев населения.
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство Волгоградской области характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития; качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне.
Низкое качество предоставляемых коммунальных услуг является следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры. По состоянию на 1 января 2005 г. уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры Волгоградской области составляет в среднем 67 процентов.
Более 20 процентов водопроводов с забором воды из поверхностных источников не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды. Указанные системы обеспечивают водой 35 процентов поселков городского типа от общего количества в области, а также более 90 процентов в сельской местности. Основными проблемами реализации программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области" стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе.
Задача создания нормативной правовой базы, необходимой для реформирования жилищно-коммунального хозяйства и привлечения в отрасль частных инвестиций, была в основном решена с принятием федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации. Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
В этих условиях модификация программы на втором этапе реализации (в 2008-2010 годы) даст возможность существенно повысить ее эффективность.
В настоящее время более 34,6 тыс. человек (около 1,3 процента населения Волгоградской области) проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 7 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Волгоградской области составляет около 1,18 млн. кв. м (около 2,2 процента жилищного фонда, расположенного на территории Волгоградской области).
За период реализации областной целевой программы "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы были переселены из ветхого и аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения 241 человек (103 семьи).#
Было введено в эксплуатацию 5205,5 кв. м нового жилья и ликвидировано 2590,4 кв. м аварийного жилищного фонда.
Основной проблемой реализации Программы явилось недостаточное выделение бюджетных средств и отсутствие рыночных инструментов, обеспечивающих привлечение внебюджетных источников (частные инвестиции) для финансового обеспечения реализации программных мероприятий.
Полученные результаты реализации Программы и новые правовые условия создали необходимость внесения в нее соответствующих изменений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечения финансовых ресурсов из внебюджетных источников.
Вопросы, связанные с развитием жилищного строительства в Волгоградской области, а также обеспечением населения качественными жилищно-коммунальными услугами, комплексно решаются в рамках настоящей Программы.
3. Основные цели и задачи Программы
Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", программы "Социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года".
Основной целью Программы является создание системы экономико-правовых условий, направленных:
на увеличение объемов строительства жилья (до 1035 тыс. кв. м в год в 2010 году);
на развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
на создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии# со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Для реализации поставленной цели сформулированы задачи по следующим основным направлениям:
развитие жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального комплекса.
С целью увеличения объемов строительства жилья (до 1035 тыс. кв. м в год в 2010 году) решаются следующие задачи:
устранение административных барьеров при оформлении градостроительной и иной разрешительной документации, необходимой для жилищного строительства;
совершенствование деятельности по контролю и учету земельных участков, выделяемых и планируемых к выделению в целях жилищного строительства (создание реестра земельных участков);
повышение инвестиционной привлекательности площадок, предназначенных для жилищного строительства;
стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве;
создание условий, способствующих увеличению объемов реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий;
поиск наиболее эффективных методов управления жилищным строительством.
Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо:
модернизировать жилищно-коммунальный комплекс путем повышения организационно-правовой и финансово-экономической независимости хозяйствующих субъектов, действующих в рамках социально-экономических правил, устанавливаемых органами государственной власти, и обеспечивающих единые стандарты условий проживания во всех населенных пунктах Волгоградской области;
технически перевооружить водопроводное хозяйство сельских населенных пунктов на основе ввода в действие новых основных фондов, проведения реконструкции, модернизации существующих основных фондов, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
осуществить техническое перевооружение жилищно-коммунального хозяйства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий;
внедрить установки обеззараживания питьевой воды на гипохлорите натрия, установки частотных регуляторов, систем автоматического и дистанционного управления работой водопроводных сооружений;
создать рыночно-ориентированную систему хозяйствования и управления;
обеспечить финансовое оздоровление организаций отрасли, совершенствование тарифной политики, сбалансированной с платежеспособностью потребителей;
создать механизм, стимулирующий снижение издержек производства и повышение качества услуг; сформировать инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса, развить конкуренцию на рынке услуг;
активизировать процесс замены сетевого хозяйства и модернизацию жилищно-коммунального комплекса за счет всех видов источников финансирования;
развить финансовые инструменты и институты в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;
развить учет в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
уточнить и разработать правовые механизмы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
аккумулировать финансовые ресурсы всех источников, в том числе внебюджетные, направляемые для решения задач по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
оптимизировать развитие территорий (земельных участков) расселяемого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
В целях развития системы ипотечного жилищного кредитования строительства решается задача по привлечению долгосрочных ресурсов и увеличению объемов предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов и займов населению. Такая поддержка будет оказываться в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 года.
Реализация мероприятий Программы осуществляется в два этапа:
первый этап - 2007 год;
второй этап - 2008-2010 годы.
На первом этапе разрабатываются нормативные правовые акты, определяющие требования к участникам и исполнителям мероприятий Программы, а также условия использования финансовых ресурсов областного и муниципальных бюджетов. Создаются механизмы контроля, информационного обеспечения и мониторинга реализации мероприятий Программы.
На втором этапе - реализация основных мероприятий Программы; контроль за ходом реализации Программы.
4. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы реализуются по двум основным направлениям:
увеличение объемов жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального хозяйства.
Основным результатом реализации мероприятий Программы является увеличение объемов строительства жилья в 2 раза к 2010 году (до 1035 тыс. кв. м жилья в год).
1. Увеличение объемов жилищного строительства
В рамках этого направления решаются следующие задачи:
устранение административных барьеров при оформлении градостроительной и иной разрешительной документации, необходимой для жилищного строительства;
совершенствование деятельности по контролю и учету земельных участков, выделяемых и планируемых к выделению в целях жилищного строительства (создание реестра земельных участков);
повышение инвестиционной привлекательности площадок, предназначенных для жилищного строительства;
создание условий, способствующих увеличению объемов реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий;
поиск наиболее эффективных методов управления жилищным строительством.
1.1. Устранение административных барьеров и упрощение согласовательных и разрешительных процедур.
Решение этой задачи осуществляется в рамках реализации следующих подпрограмм:
Целью является обеспечение действующей градостроительной документацией градостроительного планирования развития территорий городских и сельских поселений Волгоградской области.
Подпрограмма предполагает реализацию следующих основных мероприятий:
изготовление топографической геоподосновы для проектирования;
организация работы муниципальных органов власти в части обеспечения проектных организаций данными для проектирования.
Целью является создание информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на территории Волгоградской области, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере эффективного использования земли, вовлечения ее в гражданский оборот и устойчивого развития территории области и ее поселений.
Для достижения целей подпрограммы решаются следующие основные задачи:
выработка организационных, методических и технологических механизмов ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
реформирование и регулирование отношений субъектов градостроительной деятельности;
формирование информационных ресурсов градостроительной деятельности;
компьютеризация и автоматизация процессов и банка градостроительной информации;
геоинформационное картографирование;
осуществление взаимосвязи подпрограммы с областными целевыми программами "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Волгоградской области", "Создание и обновление топографических планов на города и крупные поселения Волгоградской области", "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости".
Основные программные мероприятия:
создание нормативно-методической базы;
автоматизация (компьютеризация) ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
ведение реестров, подготовка и ввод в банк градостроительной информации сведений и материалов о территории области и ее поселениях;
создание устойчивых коммуникаций получения информации от местных органов архитектуры и градостроительства;
подготовка цифровых карт-схем на территорию области.
1.2. Совершенствование деятельности по контролю и учету земельных участков, выделяемых и планируемых к выделению в целях жилищного строительства (создание реестра земельных участков).
1.2.1. На основании предложений органов местного самоуправления формируется Волгоградский областной реестр земельных участков для целей жилищного строительства (далее - реестр земельных участков) и включает:
земельные участки, полностью обеспеченные инженерной инфраструктурой;
земельные участки, пригодные для жилищного строительства и высвобождаемые в результате сноса ветхого и аварийного жилья в соответствии с подпрограммой "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы, а также иных объектов строительства;
земельные участки, пригодные для жилищного строительства и предусмотренные к застройке планами долгосрочного развития общественно-территориальных объединений населения.
1.2.2. На основании реестра формируется долгосрочный план жилищного строительства на территориях, полностью или частично обеспеченных инженерной инфраструктурой, а также долгосрочный план освоения территорий, на которых отсутствует инженерная подготовка.
1.2.3. В соответствии с долгосрочным планом жилищного строительства и инженерной подготовки земельных участков формируется программа предложений для инвесторов на краткосрочный период и перспективу.
1.3. Повышение инвестиционной привлекательности площадок, предназначенных для жилищного строительства.
Решается в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Волгоградской области до 2010 года", основными мероприятиями которой являются:
1.3.1. Реализация мероприятий по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, предусмотренных аналогичной подпрограммой федеральной целевой программы "Жилище", с использованием мер государственной поддержки в виде предоставления государственных гарантий и субсидий на погашение части процентной ставки по кредитам, привлеченным на строительство инженерных сетей. Общий объем финансирования подпрограммы составит 2111 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 176 млн. рублей;
средства областного бюджета - 139 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 37 млн. рублей;
средства частных инвесторов и кредиторов - 1759 млн. рублей.
В том числе средства областного бюджета по годам:
в 2007 году - 30 млн. рублей;
в 2008 году - 36 млн. рублей;
в 2009 году - 46 млн. рублей;
в 2010 году - 27 млн. рублей.
1.3.2. Начиная с 2008 года, проводится ежегодный конкурсный отбор земельных участков для инвестирования из средств областного бюджета работ по строительству инженерной инфраструктуры:
в 2008 году - 10,0 га (для строительства 250000 кв. м);
в 2009 году - 15,0 га (для строительства 375000 кв. м);
в 2010 году - 20,0 га (для строительства 500000 кв. м).
1.4. Стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве.
1.4.1. Инвестиционная активность населения стимулируется в рамках выполнения мероприятий подпрограммы "Развитие системы жилищного кредитования на территории Волгоградской области" на 2007-2010 годы.
Продолжается развитие системы жилищного кредитования по следующим основным направлениям:
организация взаимодействия, кредитных организаций, специализированных ипотечных организаций и иных организаций по предоставлению кредитов (займов, ссуд) на строительство или приобретение жилья, в том числе ипотечных кредитов;
государственная поддержка граждан Волгоградской области, осуществляющих строительство или приобретение жилья с использованием механизма жилищного кредитования из средств бюджетов всех уровней.
1.5. Создание условий, способствующих увеличению объемов реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий.
Решение этой задачи будет осуществляться в рамках разрабатываемых рекомендаций по реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий.
1.6. Поиск наиболее эффективных методов управления жилищным строительством.
1.6.1. Привлечение на конкурсной основе научно-исследовательских организаций и коллективов для выполнения поисковых работ, направленных на повышение эффективности управления Программой (финансирование научных исследований ежегодно).
1.7. Улучшение жилищных условий молодых семей решается в рамках подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье".
Основная цель подпрограммы - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Основными задачами подпрограммы являются:
предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства;
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;
оказание за счет средств областного бюджета поддержки муниципальным органам (городским округам), привлекающим для решения этой проблемы финансовые ресурсы на муниципальном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
В рамках решения поставленных задач реализуются следующие мероприятия:
формирование правовых, финансовых и организационных механизмов поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
разработка нормативных правовых документов, необходимых для реализации Программы;
разработка системы льготного кредитования и субсидирования молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;
создание системы мониторинга реализации подпрограммы;
определение потенциальных участников подпрограммы из числа молодых семей, состоящих на учете на улучшение жилищных условий;
совершенствование и развитие нормативной правовой базы реализации подпрограммы.
1.8. Исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Мероприятия по исполнению государственных обязательств осуществляются в рамках реализации федеральной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой# "Жилище".
2. Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства
Основной целью реализации Программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы наиболее важными являются:
принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям;
разработка правовых механизмов и принятие нормативных актов, связанных с переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
создание нормативно-правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов;
формирование нормативно-правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов.
Организационные мероприятия в отрасли будут направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций. Основная часть программных мероприятий должна быть реализована на муниципальном уровне при организационном, методическом и техническом содействии на областном уровне.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств областного бюджета, направлены на преодоление последствий недофинансирования жилищно-коммунального комплекса, обеспечение государственной финансовой поддержки процессов модернизации объектов коммунального комплекса, а также на привлечение средств частных инвесторов, что позволит обеспечить коммунальной инфраструктурой вновь построенный и модернизируемый жилищные фонды, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг населению.
Решить проблему повышения качества предоставляемых коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации на территории Волгоградской области возможно только путем объединения усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления для привлечения средств внебюджетных источников.
Поэтому одной из основных задач Программы является формирование условий, обеспечивающих привлечение средств внебюджетных источников для нового строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Финансирование программных мероприятий по этим направлениям будет проводиться в рамках следующих подпрограмм:
2.1. Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области".
Основными целями подпрограммы являются:
повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания, выравнивание параметров обслуживания населения во всех населенных пунктах Волгоградской области, в целях обеспечения комфортных и безопасных условий проживания граждан;
обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса;
создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса.
Подпрограмма включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения:
мероприятия по внедрению ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
мероприятия по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства;
мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
мероприятия по информационному обеспечению в жилищно-коммунальном хозяйстве.
2.2. Подпрограмма "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Основными целями подпрограммы являются:
переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
ликвидация на территории Волгоградской области жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Подпрограмма предусматривает аккумулирование финансовых средств за счет всех источников, включая плану за наем, направляемых для решения задач по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, оптимизацию развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, признанным непригодным для проживания; принятие нормативных правовых актов для реализации подпрограммы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации настоящей Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств областного и местного бюджетов, средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы за период 2007-2010 годы# составляет 49095,65 млн. рублей и распределяется по источникам финансирования следующим образом:
Источник финансирования | Объем финансирования (млн. рублей) |
В процентах к общему объему финансирования |
1 | 2 | 3 |
Федеральный бюджет 1743,43 3,55
Областной бюджет 2727,81 5,56
Местный бюджет 1434,13 2,92
Внебюджетные источники 43190,28 87,97
Всего 49095,65 100
В 2007 году реализации Программы общий объем финансирования составит 7817,14 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 302,2 млн. рублей:
за счет средств областного бюджета - 405,56 млн. рублей;
за счет средств местного бюджета - 250,48 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 6858,90 млн. рублей.
В 2008 году реализации Программы общий объем финансирования составит 10948,06 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 394,78 млн. рублей:
за счет средств областного бюджета - 580,18 млн. рублей;
за счет средств местного бюджета - 328,43 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 9644,67 млн. рублей.
В 2009 году реализации Программы общий объем финансирования составит 13848,04 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 461,32 млн. рублей;
за счет средств областного бюджета - 758,08 млн. рублей;
за счет средств местного бюджета - 377,16 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 12251,92 млн. рублей.
В 2010 году реализации Программы общий объем финансирования составит 16481,97 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 585,13 млн. рублей;
за счет средств областного бюджета - 983,99 млн. рублей;
за счет средств местного бюджета - 478,06 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 14434,79 млн. рублей.
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации программных мероприятий по направлениям оценивается в размере:
(млн. рублей)
Направление мероприятий Программы | Сумма |
Увеличение объемов жилищного строительства 43547,65
Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства 5548,00
Средства бюджетов, направляемые на реализацию мероприятий и направлений Программы, подлежат ежегодному уточнению при их принятии на очередной финансовый год.
Средства областного бюджета выделяются в соответствии с кодами бюджетной классификации, утверждаемыми законом Волгоградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
6. Механизмы реализации Программы
Программа "Жилище" призвана стать важнейшим инструментом устойчивого социально-экономического развития Волгоградской области в рамках современной региональной политики. Программа предусматривает объединение усилий общественных органов, государственных законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, банковских и инвестиционно-финансовых структур, проектных и строительных организаций, предприятий индустрии строительных материалов, научно-исследовательских организаций, учебных заведений и населения.
Для реализации Программы предполагается формирование региональной правовой основы, нормативно-методической базы, определяющих требования и условия проведения программных мероприятий, научного обеспечения программы, информационных механизмов, обеспечивающих мониторинг реализации программы и гарантии реализации гражданских прав ее участников.
Порядок привлечения организаций для исполнения и долевого участия в финансировании Программы определяется подпрограммами на основании действующего законодательства Российской Федерации и Волгоградской области.
Разделение прав на имущество, создаваемое в ходе реализации Программы, а также наименование организаций, принимающих имущество, устанавливается соответствующими подпрограммами на основании действующего законодательства Российской Федерации и Волгоградской области.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Показатели (критерии) эффективности реализации Программы и подпрограмм определяются в соответствии с действующей федеральной целевой программой "Жилище" (приложение 9 федеральной целевой программы "Жилище"), а также системой целевых индикаторов, установленных соответствующими подпрограммами настоящей Программы.
Оценка экологических последствий настоящей Программы осуществляется в рамках экологической экспертизы конкретных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм и программных мероприятий в соответствии с законодательными и иными актами Российской Федерации и Волгоградской области.
8. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Управление Программой осуществляет государственный заказчик-координатор. Управление подпрограммами выполняют государственные заказчики, установленные соответствующими подпрограммами.
Государственные заказчики подпрограмм отчитываются об их исполнении государственному заказчику-координатору ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Контроль за выполнением Программы осуществляется в соответствии со статьей 13 Закона Волгоградской области от 11 августа 2006 г. N 1275-ОД "Об областных целевых программах".
9. Технико-экономическое обоснование реализации Программы
Необходимость разработки областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы вызвана реализацией соответствующего национального проекта, а также необходимостью увеличения объемов строительства жилья в два раза.
Учитывая ограниченность финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, решение задач, поставленных в Программе, осуществляется путем создания условий, стимулирующих инвесторов вкладывать свободные денежные средства в строительства жилья, а также оказание содействия застройщикам, осуществляющим освоение частных капитальных вложений. Решение этих задач предусматривается в результате реализации следующих мероприятий:
устранение административных барьеров при оформлении градостроительной и иной разрешительной документации, необходимой для жилищного строительства;
совершенствование деятельности по контролю и учету земельных участков, выделяемых и планируемых к выделению в целях жилищного строительства (создание реестра земельных участков);
повышение инвестиционной привлекательности площадок, предназначенных для жилищного строительства;
стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве;
создание условий, способствующих увеличению объемов реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий;
поиск наиболее эффективных методов управления жилищным строительством;
принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям;
разработка правовых механизмов и принятие нормативных актов, связанных с переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
создание нормативно-правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов;
формирование нормативно-правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов.
Реализация мероприятий Программы обеспечивает приток налоговых поступлений в доходную часть областного бюджета в размере 8,5 процента с каждого рубля освоенных капитальных вложений в жилищном строительстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.