Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к областной целевой программе
"Жилище" на 2007-2010 годы
Подпрограмма
"Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2007-2010 годы" областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы
Паспорт Подпрограммы
Наименование "Переселение граждан, проживающих на территории
Подпрограммы Волгоградской области, из ветхого и аварийного
жилищного фонда" на 2007-2010 годы (далее
Подпрограмма)
Законодательная Распоряжение Правительства Российской Федерации о
база разработке Программы от 26 октября 1999 г. N 1744-р;
для разработки Постановление Правительства Российской Федерации от 17
Подпрограммы сентября 2001 г. N 675;
Постановление Правительства Российской Федерации от 22
января 2002 г. N 33 "О Подпрограмме "Переселение
граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного
жилищного фонда", входящая# в состав федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 31
декабря 2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по
реализации федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы"
Государственный Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
заказчик Волгоградской области
Подпрограммы
Основной Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
разработчик Волгоградской области
Подпрограммы
Цели и задачи Основными целями Подпрограммы являются:
Подпрограммы переселение граждан, проживающих на территории
Волгоградской области, из ветхого и аварийного
жилищного фонда, признанного в установленном порядке
непригодным для проживания;
определение и развитие применения механизмов
привлечения внебюджетных источников для финансирования
программных мероприятий;
ликвидация на территории Волгоградской области
жилищного фонда, признанного в установленном порядке
непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Основными задачами Подпрограммы являются:
уточнение и разработка правовых механизмов переселения
граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда,
признанного в установленном порядке непригодным для
проживания;
определение критериев конкурсного отбора муниципальных
программ переселения граждан из ветхого и аварийного
жилищного фонда, признанного в установленном порядке
непригодным для проживания;
уточнение принятых органами местного самоуправления
муниципальных программ переселения граждан из ветхого
и аварийного жилищного фонда, признанного в
установленном порядке непригодным для проживания;
оказание финансовой помощи органам местного
самоуправления в обеспечении жилыми помещениями
граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном
непригодным для проживания;
оптимизация развития территорий расселяемого жилищного
фонда, признанного непригодным для проживания
Целевые Прекращения# наращивания объемов ветхих и аварийных
индикаторы и жилых помещений (жилых домов).
показатели Уменьшения доли жилищного фонда, признанного
Подпрограммы непригодным для проживания в общем объеме жилищного
фонда Волгоградской области.#
Ликвидация в Волгоградской области жилищного фонда
признанного в установленном порядке непригодным для
проживания и подлежащим сносу
Сроки реализации 2007-2010 годы
Подпрограммы
Объем Объем финансирования Подпрограммы за счет средств всех
и источники источников в 2007-2010 годах составит 937 млн. рублей,
финансирования в том числе:
Подпрограммы средства федерального бюджета - 230 млн. рублей;
средства областного бюджета - 178 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 191 млн. рублей;
средства внебюджетных источников - 338 млн. рублей
Ожидаемые Приведение жилищного фонда в соответствие со
конечные стандартами качества, обеспечивающими комфортные
результаты условия проживания.
реализации Создание постоянно действующего финансового механизма
Подпрограммы и благоприятных условий привлечения внебюджетных
и показатели финансовых средств для осуществления переселения
социально- граждан, проживающих на территории Волгоградской
экономической области, из ветхого и аварийного жилищного фонда,
эффективности признанного непригодным для проживания.
Переселение из жилищного фонда, признанного в
установленном порядке непригодным для проживания,
более 2,6 тыс. граждан
Исполнители Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации
Подпрограммы Волгоградской области в части предоставления субсидий.
Остальные участники определяются на конкурсной основе
в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и Волгоградской области.
1. Итоги выполнения областной целевой программы "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 годы" за 2002-2005 годы и обоснование необходимости ее изменения
Областная целевая программа "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы (далее - Программа) была утверждена постановлением Волгоградской областной Думы от 14 ноября 2002 г. N 15/519.
Реализация первого этапа Программы происходила с 2003 по 2005 годы.
Программа была профинансирована из трех уровней бюджетов в размере 67,98 млн. рублей, том числе:
из федерального бюджета - 18,05 млн. рублей;
из областного бюджета - 34,21 млн. рублей;
из муниципальных бюджетов - 15,72 млн. рублей.
За счет этих средств 241 человек (103 семьи) были переселены из ветхого и аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения.#
Было введено в эксплуатацию 5205,5 кв. м нового жилья и ликвидировано 2590,4 кв. м аварийного жилищного фонда.
Вместе с тем реализация Программы не достигла главной цели - крупномасштабного переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Причиной этому явилось недостаточное выделение бюджетных средств и отсутствие рыночных инструментов обеспечивающих привлечение внебюджетных источников (частные инвестиции) для финансового обеспечения реализации программных мероприятий.
Кроме этого, претерпела существенные изменения законодательная база, регламентирующая отношения в жилищной сфере.
В 2004 году принято 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Полученные результаты реализации Программы и новые правовые условия создали необходимость внесения в нее соответствующих изменений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечения# финансовых ресурсов из внебюджетных источников.
Вносимые в Программу изменения соответствуют целям приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и призваны служить инструментом его реализации.
2. Характеристика проблемы. Технико-экономическое обоснование
В настоящее время более 34,6 тыс. человек (около 1,3 процента населения Волгоградской области) проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 7 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Волгоградской области составляет около 1170,3 тыс. кв. м (около 2,2 процента жилищного фонда, расположенного на территории Волгоградской области), что превышает объемы годового ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 84 процентов#, аварийный жилищный фонд - 16 процентов. Аварийный жилищный фонд составляет более 188,6 тыс. кв. м.
Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Волгоградской области по состоянию на 1 января 2006 года приведены в приложении 1.
Проживая в ветхом и аварийном жилищном фонде, граждане постоянно подвергаются опасности.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Волгоградской области, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов Волгоградской области.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане в основном не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из него, в целом необходимо более 3,7 млрд. рублей (в ценах 2006 года).
Значимость проблемы и ограниченность бюджетных средств на эти цели определяет целесообразность использования программно-целевого метода для ее ускоренного решения.
Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, осуществляемой# в соответствии с Подпрограммой "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2007-2010 годы областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы (далее - Подпрограмма), будет способствовать снижению социальной напряженности в области, улучшению демографической ситуации, развитию базы стройиндустрии в Волгоградской области в целом, созданию новых рабочих мест.
3. Основные цели и задачи Подпрограммы
С учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов на современном этапе экономического развития Подпрограмма направлена на поэтапное решение проблемы. По мере улучшения социально-экономической ситуации предусматривается увеличение объемов финансирования на переселение граждан из ветхого жилищного фонда.
Планируется, что на первом этапе Подпрограмма будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Подпрограммы.
Основными целями Подпрограммы являются:
поэтапное переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
определение и развитие применения механизмов привлечения внебюджетных источников для финансирования программных мероприятий;
ликвидация на территории Волгоградской области жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Основными задачами Подпрограммы являются:
уточнение и разработка правовых механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
определение критериев отбора и осуществление отбора по установленным критериям представленных органами местного самоуправления муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
уточнение принятых органами местного самоуправления муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
привлечение финансовых ресурсов всех источников, в том числе внебюджетных, направляемых для решения задач по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
разработка механизмов оказания содействия органам местного самоуправления по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде;
обеспечение установления платы за наем жилых помещений в муниципальном жилищном фонде на уровне экономически обоснованной величины, использование платы за наем через аккумулирование средств на строительство (реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт) жилых помещений для переселения граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
оказание финансовой помощи органам местного самоуправления в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
оптимизация развития территорий (земельных участков) расселяемого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
подготовка освобожденных земельных участков для коммерческого использования или новой застройки путем их конкурсной продажи или предоставления в долгосрочную аренду;
формирование обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда через создание механизмов страхования жилья для гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений;
строительство многоквартирного социального жилья для переселения граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания.
Выполнение мероприятий Подпрограммы позволит осуществить переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, и обеспечит использование высвобождаемых земельных участков для коммерческого использования в целях привлечения внебюджетных источников для финансирования реализации программных мероприятий.
В течение всего срока реализации Подпрограммы органы местного самоуправления уточняют размер ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу в границах поселений и района в целом.
4. Сроки реализации Подпрограммы
Сроки реализации Подпрограммы 2007-2010 годы.
В результате реализации Подпрограммы будет переселено 2,6 тыс. человек, проживающих в жилищном фонде, признанном в установленном порядке непригодным для проживания в благоустроенные жилые помещения, в т.ч. по годам:
в 2007 году - 275 человек;
в 2008 году - 430 человек;
в 2009 году - 685 человек;
в 2010 году - 1210 человек.
5. Основные направления реализации Подпрограммы
Система программных мероприятий включает в себя работу по следующим направлениям:
а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
б) финансовое обеспечение Подпрограммы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилое помещение;
в) разработка и реализация концепций развития территорий ветхого и аварийного жилищного фонда.
5.1. Правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде
В связи с вводом в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации и других федеральных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, необходимо произвести корректировку нормативно-правовой базы:
разработать порядок предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
разработать порядок финансирования за счет средств областного бюджета мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
разработать различные финансовые схемы по предоставлению жилых помещений гражданам при переселении (в том числе субсидии, кредиты, компенсации, сертификаты и др.).
Эти документы должны регламентировать взаимоотношения органов местного самоуправления с гражданами при переселении из ветхого и аварийного жилищного фонда в случаях, когда:
а) граждане имеют жилое помещение в муниципальном или государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, и проживают в нем на условиях социального найма;
б) граждане являются собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу;
в) граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, подлежащем сносу, желают получить при переселении жилое помещение большей площади на условиях оплаты разницы между стоимостью предоставляемого и полагающегося им в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения.
5.2. Финансовое обеспечение Подпрограммы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилое помещение
Финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, формируются за счет областного бюджета и прогнозных объемов на условиях софинансирования из федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников (средства населения и средства инвесторов).
Объемы и направления расходования средств местных бюджетов на финансирование мероприятий Подпрограммы определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Финансирование муниципальных образований из областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы осуществляется по кодам и статьям бюджетной классификации, предусмотренным законом Волгоградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При использовании средств областного бюджета взаимоотношения государственного заказчика Подпрограммы с муниципальными образованиями регулируются соглашениями (договорами), заключаемыми с администрациями муниципальных образований.
Основными критериями распределения ресурсов, полученных на реализацию Подпрограммы из федерального и областного бюджетов, между муниципальными образованиями являются:
наличие разработанной и утвержденной представительным органом местного самоуправления муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
наличие реестра ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов);
площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании;
доля ветхого и аварийного жилищного фонда в жилищном фонде муниципального образования;
количество человек (семей), проживающих в данном жилищном фонде;
объем средств местного бюджета, направленных (планируемых) на реализацию мероприятий программы;
обеспечение условий софинансирования мероприятий программы из средств местных бюджетов для недотационных муниципальных образований;
соотношение объемов бюджетных и внебюджетных средств к общему объему средств, необходимых для финансирования программы переселения граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
площадь жилищного фонда, непригодного для проживания и подлежащего сносу, расположенного на территории муниципального образования.
5.3. Разработка и реализация концепции развития территорий ветхого и аварийного жилищного фонда
Для того чтобы обеспечить устойчивый коммерческий интерес у потенциальных инвесторов, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен подлежащий сносу жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на этих участках градостроительных и инженерных работ. Застройку районов, в которых расположен жилищный фонд, непригодный для проживания, необходимо проводить в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией и правилами регулирования застройки и землепользования, действующими на территории муниципального образования.
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволяет повысить стоимость участков и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания.
Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство).
Особенностью привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях за определенное время.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе должны стать:
кредиты банков;
муниципальные займы;
капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора, что потребует от органов местного самоуправления разработки специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
6. Механизм реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы тесно связана с другими Подпрограммами областной целевой программы "Жилище", в связи с чем средства областного бюджета в приоритетном порядке используются для долевого участия в строительстве многоквартирного социального жилья.
Реализация Подпрограммы осуществляется на основе договоров на выполнение работ, заключаемых государственным заказчиком Программы со всеми ее исполнителями. Условиями договоров предусматриваются права и обязанности сторон, включая обязательства по привлечению внебюджетных источников, включая заемные средства.
Финансирование Подпрограммы за счет средств областного бюджета осуществляется на основе проектов бюджетных заявок, представляемых государственным заказчиком Подпрограммы на выполнение мероприятий, с учетом мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов муниципальных образований и возможностей областного бюджета.
При подготовке бюджетной заявки государственный заказчик Подпрограммы согласовывает с основными заинтересованными участниками Подпрограммы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования, номенклатуру поставок, основные виды работ (услуг).
Перечень строек и объектов, финансирование которых осуществляется в рамках настоящей Подпрограммы, ежегодно формируется государственным заказчиком Подпрограммы и утверждается распоряжением главы администрации Волгоградской области в установленном порядке.
В первоочередном порядке осуществляется включение в перечень строек и объектов, строительство которых начато в рамках реализации Программы.
Реализация Подпрограммы осуществляется на областном и муниципальном уровнях.
Задачи органов государственной власти Волгоградской области:
осуществление отбора утвержденных органами местного самоуправления муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
формирование объектов и перечня мероприятий для финансирования с участием средств областного бюджета на очередной финансовый год на основе конкурсного отбора представляемых органами местного самоуправления муниципальных программ;
рассмотрение возможности привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования для реализации Подпрограммы;
мониторинг целевого и рационального использования бюджетных средств:
взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам, касающимся реализации Подпрограммы;
корректировка Подпрограммы в соответствии с данными реестра ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) и результатами отбора муниципальных программ.
Задачи органов местного самоуправления:
1) формирование муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, включающих следующие рекомендуемые показатели:
определение порядка использования бюджетных средств (строительство нового жилья; приобретение на вторичном рынке; выплата компенсаций собственникам жилых помещений, подлежащих сносу; затраты на снос ветхого и аварийного жилищного фонда и др.);
установление очередности строительства жилья, реконструкции, модернизации, ликвидации ветхого жилищного фонда по районам, участкам, зданиям и, соответственно, очередности переселения граждан;
объем требуемых инвестиций;
софинансирование программы за счет средств местных бюджетов;
объем привлекаемых внебюджетных ресурсов;
распределение средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы, по направлениям: по объектам строительства (предпочтение отдается объектам с высокой степенью готовности), реконструкции, формирование маневренного фонда для временного отселения граждан из домов;
создание необходимой нормативной правовой базы (в т.ч. регламентирующей процедуру выбора подрядчиков по выполнению работ по сносу расселенного жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой);
составление и предоставление отчета о расходовании средств, использованных на реализацию мероприятий муниципальной программы;
ежегодная корректировка реестра ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) по состоянию на первое февраля;
2) определение размера денежных средств, необходимых на строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания. Размер денежных средств определяется, исходя из общей площади ранее занимаемого гражданином жилого помещения, признанного в установленном законодательством порядке непригодным для проживания. При строительстве (приобретении) жилых помещений большей площадью разница, превышающая установленную норму за счет средств областного и федерального бюджетов, не оплачивается;
3) переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
4) ликвидация расселенного ветхого и аварийного жилищного фонда.
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется при условии заключения государственным заказчиком соглашения с администрацией муниципального образования, предусматривающего:
1) долю и объем финансирования программных мероприятий из областного и муниципального бюджета#, внебюджетных источников, определенных в соответствии с условиями Подпрограммы;
2) сроки и порядок представления отчетности;
3) ответственность за нецелевое использование средств и нарушение договорных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством;
4) условия выделения средств, в том числе подтверждение фактического перечисления средств муниципального бюджета.
Финансирование программных мероприятий за счет средств областного бюджета приостанавливается в случае невыполнения муниципальным образованием обязательств соглашения, заключенного с государственным заказчиком, невыполнения условий по совместному финансированию реализации муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, неполного совместного финансирования программы или непредставления государственному заказчику Подпрограммы отчетных документов, подтверждающих объемы фактического финансирования программы (проекта) из местного бюджета.
Перечень строек и объектов, финансирование которых осуществляется в рамках настоящей Подпрограммы, ежегодно формируется государственным заказчиком Подпрограммы с учетом результатов конкурсного отбора, утверждается распоряжением главы администрации Волгоградской области в срок до 1 августа года, предшествующего очередному финансовому году.
Указанный перечень представляется в Волгоградскую областную Думу в составе документов и материалов к проекту закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Без проведения конкурсного отбора в рамках реализации настоящей Подпрограммы в первоочередном порядке осуществляется финансирование незавершенных строительством строек и объектов, финансирование которых осуществлялось ранее с участием средств областного бюджета, до завершения их строительства.
В 2007 году весь объем средств областного бюджета направляется на завершение строительства, модернизации и реконструкции объектов на условиях договоров, ранее заключенных с организациями, выполняющими функции заказчика-застройщика.
В последующие годы доля средств, направляемых на финансирование объектов, отобранных на условиях конкурса в соответствии с порядком, установленным настоящей Подпрограммой, не может быть менее 20 процентов от общего объема средств, предусмотренных на реализацию Подпрограммы, на соответствующий финансовый год.
Объем финансирования за счет средств областного бюджета незавершенных строительством строек и объектов в рамках реализации Подпрограммы определен в приложении 2.
7. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Расходы на реализацию Подпрограммы составят 937 млн. рублей (в ценах 2005 года). Прогнозное распределение финансовых ресурсов на реализацию программы приведено в таблице.
Годы | Итого, процент (млн. руб- лей) |
в том числе из различных источников | |||
средства федерального бюджета, процент (млн. рублей) |
средства областного бюджета, процент (млн. рублей) |
средства местного бюджета, процент (млн. рублей) |
привлеченные внебюджетные средства, процент (млн. руб- лей) |
2007 100 (89) 37 (33) 28 (25) 25 (22) 10 (9)
2008 100 (146) 31 (45) 24 (35) 20 (29) 25 (37)
2009 100 (245) 25 (61) 20 (49) 20 (49) 35 (86)
2010 100 (457) 20 (91) 15 (69) 20 (91) 45 (206)
Всего 937 230 178 191 338
Основным критерием получения муниципальным образованием финансовых средств федерального и областного бюджета при реализации мероприятий Подпрограммы является:
наличие разработанной и утвержденной представительным органом местного самоуправления муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
объем средств местного бюджета, направляемый (планируемый) на реализацию мероприятий программы;
обеспечение максимального совместного финансирования мероприятий программы за счет средств местных бюджетов.
Имущество (объекты), строительство которого производится в рамках Подпрограммы для муниципальных нужд, является муниципальной собственностью и после окончания работ подлежит учету в собственности соответствующих муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.
В тех случаях, когда финансирование мероприятий программы осуществляется без участия средств федерального бюджета, доля средств областного и местного бюджетов, внебюджетных источников определяется индивидуально по каждому объекту, исходя из возможностей сторон.
В расходах областного бюджета финансирование мероприятий Подпрограммы отражается по следующим кодам бюджетной классификации:
раздел 11 "Межбюджетные трансферты", подраздел 1103 "Другие межбюджетные трансферты", целевая статья 522 "Региональные целевые программы", ведомственная классификация 5228404, вид расходов - 665 "Субсидии бюджетам на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов)".
На переходный период на 2007 год коды бюджетной классификации устанавливаются в соответствии с Законом Волгоградской области "Об областном бюджете на 2007 год".
8. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Подпрограммы
Критерии оценки:
количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
размер привлекаемых внебюджетных финансовых ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Успешная реализация Подпрограммы обеспечит:
выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
создание благоприятных условий на территории Волгоградской области для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
улучшение состояния здоровья населения.
В результате реализации Подпрограммы (к концу 2010 года) будет переселено 2,6 тыс. человек, проживающих на 1 января 2002 года в аварийном жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения и ликвидировано (снесено) 58,3 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации Подпрограммы станет не только решение проблемы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территории (земельного участка) после ликвидации (сноса) аварийного жилищного фонда.
Основные подходы к решению жилищной проблемы имеют экологическое наполнение, поскольку они улучшают санитарные и экологические условия жизнеобеспечения.
Экологическое обоснование Подпрограммы и оценка экологических последствий ее реализации должны быть учтены на стадии разработки градостроительной документации всех уровней на территории Волгоградской области.
При строительстве жилых домов в обязательном порядке будут учитываться вопросы экологии, в том числе:
применение современных экономичных методов потребления электрической и тепловой энергии при строительстве новых жилых домов для существенного снижения объемов выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников;
разработка прогрессивных методов строительства на основе экологичных технологических решений с целью создания комфортной среды обитания человека и системы защиты территорий жилищной застройки от транспортного шума.
Анализ динамики потребления электрической и тепловой энергии при строительстве новых домов показывает, что удельный расход тепловой энергии системами теплоснабжения с применением современных экономичных методов потребления на отопление вновь построенных зданий будет ежегодно снижаться по сравнению с традиционными, и в конечном итоге приведет к снижению объема выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
9. Организация управления и контроль за реализацией Подпрограммы
Задачи государственного заказчика Подпрограммы.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области в рамках текущей деятельности организует работу по реализации Подпрограммы в рамках своих полномочий и осуществляет:
формирование и уточнение основных параметров Подпрограммы;
формирование на уровне субъекта Российской Федерации нормативно-правовой и методологической базы для решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
определение приоритетов в выполнении отдельных частей Подпрограммы, в том числе способных привлечь финансовые средства внебюджетных источников;
определение и уточнение принципов и приоритетов предоставления денежных средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов, муниципальным образованиям;
проведение мониторинга целевого использования средств, выделенных для реализации мероприятий Подпрограммы, и соблюдения соответствующих процедур при их выполнении;
составление отчета об использовании средств, направленных на реализацию Подпрограммы, в том числе целевого фонда, и результатах мониторинга принятых к финансированию предложений и проектов.
Задачи органов местного самоуправления муниципальных образований:
формирование и реализация адресной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
создание нормативной правовой базы (в том числе регламентирующей деятельность муниципального целевого бюджетного фонда, процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой и т.д.);
формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
своевременное составление отчета о расходовании средств, консолидируемых на реализацию адресных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, и предоставление его государственному заказчику;
ежегодный контроль использования средств муниципального целевого бюджетного фонда.
Муниципальные образования осуществляют финансирование программы из консолидированных источников и контроль за ее выполнением, организуют работу межведомственных комиссий по инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда, организуют и обеспечивают переселение граждан, контролируют соблюдение порядка, сроков и очередности переселения, разрабатывают предложения по более эффективным методам решения задач, привлечению бюджетных и внебюджетных средств.
Управление Подпрограммой должно производиться на основании ежегодных планов реализации по данной проблеме на уровне области и муниципальных образований с учетом требований действующего законодательства.
Мониторинг хода выполнения Подпрограммы является составной частью ее управления.
Предлагаемый подход к управлению реализацией Подпрограммой# позволяет:
проводить единую политику переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, исходя из приоритетов развития отдельных территорий;
стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования;
создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки муниципальных программ;
создать систему мониторинга реализации Подпрограммы на уровне муниципальных образований и Волгоградской области в целом.
Предлагаемая система взаимоотношений позволит органам местного самоуправления:
иметь стимулы для привлечения внебюджетных источников финансирования муниципальных программ;
иметь стимулы проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства и направлять полученную экономию средств муниципального бюджета на реализацию муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Контроль за выполнением мероприятий Подпрограммы осуществляет заказчик программы - комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области.
Ежегодно, в установленный срок, государственный заказчик Подпрограммы подготавливает и представляет государственному заказчику-координатору Программы доклад о ходе ее исполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.