Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Развитие предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей АПК
6.1. Содержание проблемы
На период до 2010 года необходимо осуществить техническое перевооружение и строительство новых перерабатывающих предприятий и цехов. Развитие материально-технической базы будет осуществляться на основе внедрения передовых технологий с полным использованием вторичного сырья, увеличением производства продуктов питания с длительным сроком хранения.
Интенсивный процесс интеграции России в мировое торговое сообщество и уровень соответствия международной практике в вопросах получения качественной, безопасной, конкурентоспособной пищевой продукции сегодня весьма актуален.
На территории области только два предприятия производят продукты для детского питания: одно предприятие - ОАО АПК "Придонье" выпускает соки и плодоовощные консервы для детского питания, второе - ОАО "Молочный завод N 3 "Волгоградский" производит детские молочные продукты. Из 11 детских молочных кухонь, действовавших ранее на территории области, осталось только две, остро стоит вопрос обеспечения молочными продуктами детей раннего возраста в полном объеме.
На ряде предприятий области требуется реконструкция инженерного хозяйства с внедрением современного инженерного оборудования, позволяющего сэкономить энергоресурсы, снизить себестоимость выпускаемой продукции.
Увеличение объемов производства масличных культур, расширение масштабов вывоза маслосемян за пределы Волгоградской области и Поволжского региона, наличие развитой инфраструктуры и достаточных мощностей по хранению маслосемян определили необходимость строительства нового маслоэкстракционного завода.
На полях области в 2006 году выращено 279 тыс. тонн овощей, консервными заводами переработано 8,0 тыс. тонн овощей. Для стабилизации работы плодоовощного комплекса области и насыщения отечественного рынка качественными продуктами в современной упаковке и выхода российских товаропроизводителей на внешний рынок на предприятиях консервной отрасли давно назрела необходимость в проведении полной модернизации производственных мощностей.
С целью круглогодичного обеспечения населения области свежими овощами и фруктами планируется строительство овощехранилищ, оснащенных современным охлаждающим и фасовочным оборудованием.
6.2. Цели и задачи
Для достижения целей Программой предусматриваются следующие основные направления работы:
1. Совершенствование экономических взаимоотношений перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями, увеличение поставок сельскохозяйственной продукции на переработку:
привлечение на переработку дополнительных объемов сельскохозяйственной продукции за счет более эффективного использования предприятиями субсидированного кредита;
повышение качества заготовляемой сельскохозяйственной продукции - сырья для перерабатывающей промышленности;
расширение заготовительной сети и организация пунктов по приемке и охлаждению молока;
увеличение закупок животноводческой продукции в личных подсобных хозяйствах;
увеличение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечном потребительском товаре за счет повышения загрузки мощностей, более глубокой переработки сырья, сокращения издержек производства;
привлечение к взаимовыгодному сотрудничеству перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями промышленных предприятий, предпринимательских, финансовых структур с целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
2. Повышение технического и технологического уровня пищевых и перерабатывающих
предприятий:
техническое перевооружение производств, внедрение передовых безотходных технологий, обеспечивающих расширение ассортимента, увеличение выпуска функциональных продуктов питания, высокое качество и конкурентоспособность продукции, использование современных тароупаковочных материалов, производство продукции с длительными сроками хранения;
реконструкция инженерного хозяйства перерабатывающих предприятий с целью внедрения энергосберегающих технологий.
3. Развитие маркетинга, продвижение товаров местных производителей на продовольственные рынки:
развитие маркетинговой службы в районах Волгоградской области;
продвижение товаров местных производителей на продовольственный рынок;
участие предприятий в конкурсах на поставку продовольствия для государственных нужд Волгоградской области и Российской Федерации;
организация работы по расширению рынков сбыта за счет услуг оптового рынка, открытия оптовых складов в районах Волгоградской области и дилерских представительств в регионах Российской Федерации;
укрепление маркетинговых и сбытовых служб пищевых и перерабатывающих предприятий;
активизация работы по изучению потребительского спроса и обеспечению выпуска продукции стабильного гарантированного качества;
развитие рекламы продукции через средства массовой информации, участие в ярмарках, специализированных выставках. Выставочная деятельность имеет для экономики региона первостепенное значение, является действенным инструментом в решении предприятиями области вопросов не только создания новых форм организации производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, но и создания необходимых условий для эффективного продвижения товаров на межрегиональные рынки;
внедрение эффективного механизма в процесс реализации сельскохозяйственной продукции.
4. Повышение финансовой устойчивости предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей:
активизация работы по привлечению инвестиций в перерабатывающие отрасли;
восстановление платежеспособности предприятий путем присоединения к другому предприятию или приобретения контрольного пакета акций устойчиво работающим собственником;
совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений, ориентированных на конъюнктуру рынка, улучшение организации и управления производством, сокращение затрат на производство продукции;
отказ от убыточных видов деятельности и расширение прибыльных, диверсификация производства.
Законом Волгоградской области от 8 ноября 2007 г. N 1548-ОД в раздел 6.3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
6.3. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей различных форм собственности.
Поддержка предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей АПК осуществляется в форме предоставления государственных гарантий Волгоградской области, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций в соответствии с действующим законодательством.
Реализация Программы предполагает использование ряда финансовых направлений.
Важное значение для успешной реализации Программы имеет использование механизма привлечения внебюджетных средств.
В качестве каналов привлечения средств из внебюджетных источников предполагается использовать кредитование, а также лизинг, организацию займов, предоставление гарантий, залоговые инструменты, предусматривается целевое привлечение средств зарубежных инвесторов.
Предоставление бюджетных инвестиций исполнителям Программы, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет за собой возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества этих юридических лиц и оформляется как участие Волгоградской области в уставных капиталах таких юридических лиц.
Бюджетные инвестиции исполнителям Программы, не являющимся государственными или унитарными предприятиями, предоставляются только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между уполномоченными органами исполнительной власти области или органами местного самоуправления и юридическим лицам об участии в собственности субъекта инвестиций.
Инвестиционная поддержка за счет средств областного бюджета предоставляется исполнителям программы при условии включения в реестр инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством об инвестиционной деятельности.
Финансирование из областного бюджета объектов муниципальной собственности осуществляется после подтверждения органами местного самоуправления объемов их финансирования из местных бюджетов в соответствии с Программой.
В целях реализации Программы предусматривается осуществление мероприятий по разным направлениям. Планируется строительство новых объектов переработки, реконструкция и техническое перевооружение действующих производств.
6.4. Перечень мероприятий
В целях реализации Программы предусматривается осуществление следующих мероприятий:
развитие предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса;
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР);
проведение выставок-ярмарок, конкурсов, подведение итогов и поощрение лучших предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей.
Законом Волгоградской области от 14 ноября 2007 г. N 1556-ОД в раздел 6.5 настоящего приложения внесены изменения
6.5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовые затраты на реализацию намеченных мероприятий до 2010 года составят 3027,73 млн. рублей,
из них:
капитальные вложения - 2991,5 млн. рублей;
на проведение выставок-ярмарок и поощрение передовых предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей - 36,23 млн. рублей,
в том числе:
областной бюджет - 36,23 млн. рублей;
бюджетный кредит на возвратной основе - 218,5 млн. рублей;
областной лизинг - 55,0 млн. рублей;
собственные средства предприятий - 457,3 млн. рублей;
заемные средства - 2250,7 млн. рублей.
Выделение средств областного бюджета в части капитальных вложений и государственного заказа производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование из областного бюджета осуществляется при условии вложения предприятиями и организациями собственных средств.
Объемы и источники финансирования
(млн. рублей)
N п/п | Наименование мероприятий | Годы реали- зации |
Источники финансирования, | ||||
Всего | бюджетный кредит на воз- вратной основе |
собст- венные средства |
заемный капитал |
ли- зинг |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Увеличение производства по выпуску дет- всего 152,0 20,0 52,0 80,0 -
ских плодоовощных консервов 2007 40,0 - 15,0 25,0
2008 112,0 20,0 37,0 55,0
2. Комплексная реконструкция производства 2008 32,0 10,0 10,0 12,0 -
по выпуску детских молочных продуктов с
увеличением мощности до 5 тыс. тонн в
год
3. Развитие сырьевой зоны с переоснащением всего 60,0 10,0 10,0 40,0 -
животноводческих комплексов в Старопол- 2007 40,0 - 10,0 30,0
тавском и Жирновском районах 2008 20,0 10,0 - 10,0
4. Реконструкция инженерного хозяйства всего 42,9 - 7,9 25,0 10,0
производства с внедрением энерго- и ре- 2007 13,9 3,0 10,9 -
сурсосберегающих технологий 2008 29,0 4,9 14,1 10,0
5. Закупка и монтаж линии по производству всего 2,0 - 1,0 - 1,0
масла животного 2007 - - -
2008 2,0 1,0 1,0
6. Реконструкция производства под выпуск всего 30,0 - 5,0 20,0 5,0
мясных консервов мощностью 1200 тыс. 2007 2,0 2,0 - -
банок в год 2008 17,0 2,0 10,0 5,0
2009 11,0 1,0 10,0
7. Реконструкция убойных цехов и холодиль- всего 116,5 55,5 14,5 21,5 25,0
ных камер 2007 18,0 10,0 3,0 5,0 -
2008 60,5 22,5 6,5 11,5 20,0
2009 35,0 23,0 2,0 5,0 5,0
2010 3,0 3,0
8. Создание производства функциональных всего 207,0 20,0 40,0 147,0 -
пищевых продуктов (томатной пасты, со- 2008 72,0 10,0 20,0 42,0
ка, арбузного меда, овощных и мясных 2009 135,0 10,0 20,0 105,0
консервов)
9. Реконструкция и техперевооружение кон- всего 400,0 30,0 110,0 250,0 10,0
сервного производства 2007 30,0 - 10,0 20,0 -
2008 170,0 20,0 50,0 100,0 -
2009 200,0 10,0 50,0 130,0 10,0
10. Строительство овощехранилища на всего 145,9 30,0 31,9 80,0 4,0
2 тыс. тонн в Городищенском районе и на 2007 52,9 - 17,0 35,9 -
5 тыс. тонн в Среднеахтубинском районе 2008 48,3 20,0 4,9 19,4 4,0
2009 44,7 10,0 10,0 24,7
11. Строительство маслоэкстракционного за- всего 1760,0 50,0 160,0 1550,0 -
вода мощностью по переработке маслосе- 2007 120,0 - 20,0 100,0
мян 1 тыс. тонн в сутки 2008 530,0 15,0 30,0 485,0
2009 650,0 15,0 40,0 595,0
2010 460,0 20,0 70,0 370,0
12. Реконструкция комбикормового производс- 2008 26,2 1,0 10,0 15,2 -
тва
13. Производство сушеных овощей методом всего 17,0 2,0 5,0 10,0 -
инфракрасной сушки 2007 12,5 - 2,5 10,0
2008 4,5 2,0 2,5
Всего капвложений: 2991,5 228,5 457,3 2250,7 55,0
в том числе по годам: 2007 329,3 10,0 82,5 236,8
2008 1123,5 130,5 178,8 774,2 40,0
2009 1075,7 68,0 123,0 869,7 15,0
2010 463,0 20,0 73,0 370,0
Для осуществления поддержки участия предприятий области в выставочных мероприятиях необходимо финансирование из областного бюджета в сумме:
(млн. рублей)
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование |2007 год|2008 год|2009 год|2010 год|Итого|
|--------------------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+-----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Международная выставка "Зеленая неделя", г. Берлин - 4,0 4,5 5,0 13,5
Агропромышленная выставка-ярмарка "ВолгоградАгро", 0,1 0,5 0,2 0,43 1,23
г. Волгоград
Российская агропромышленная выставка "Золотая осень", 4,0 4,5 5,0 5,0 18,5
г. Москва
Областной конкурс по определению передовых предприятий - 1,0 1,0 1,0 3,0
пищевой и перерабатывающей промышленности
4,1 10,0 10,7 11,43 36,23
Нумерация пунктов раздела 6 настоящего приложения приводится в соответствии с источником
6.7. Оценка ожидаемой эффективности от реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить:
укрепление и развитие материально-технической базы пищевой и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса;
увеличение к 2010 году объемов закупок в хозяйствах всех категорий:
продукция животноводства:
2005 год - мясо - 40 тыс. тонн, молоко - 127 тыс. тон,
2010 год - мясо - 130 тыс. тонн, молоко - 220 тыс. тонн,
плодоовощная продукция:
2005 год - 8,3 тыс. тонн,
2010 год - 40 тыс. тонн,
масличные культуры:
2005 год - 204,7 тыс. тонн,
2010 год - 420 тыс. тонн,
закупки в личных подсобных хозяйствах:
2005 год - молоко - 53 тыс. тонн, скот - 10 тыс. тонн,
2010 год - молоко - 70 тыс. тонн, скот - 65 тыс. тонн,
увеличение объемов производства важнейших видов продовольственных товаров - в 1,5-2 раза;
увеличение в 1,5-2 раза объемов продаж продукции местных товаропроизводителей на потребительском рынке области;
повышение финансовой устойчивости предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей;
создание дополнительных рабочих мест - 900 человек;
увеличение годовых налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на 1486,6 млн. рублей;
предупредить возможность неблагоприятных воздействий деятельности предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объектов экологической экспертизы.
Важнейшим результатом реализации Программы станет формирование современного высокоэффективного сектора экономики.
Главный социальный эффект Программы состоит в создании достаточных предпосылок и условий для удовлетворения населения области и прилегающих регионов высококачественными продуктами питания.
Производство важнейших видов продукции пищевой промышленности в натуральном выражении (приложение 23).
Оценка расчетной стоимости товарной продукции и налоговых поступлений
за 2007-2010 годы
Наименование продукции | Единица измерения |
Объемы произ- водства |
Стоимость единицы продукции, млн. рублей |
Стоимость товарной продукции за 2007-2010 годы, млн. рублей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мясо и субпродукты 1 категории тыс. тонн 149 73,4 10930
Колбасные изделия тыс. тонн 98 111,8 11000
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко тыс. тонн 430 19,8 8500
Масло животное тыс. тонн 12,5 82,2 1030
Сыры жирные и брынза тыс. тонн 15,4 98,0 1510
Кондитерские изделия тыс. тонн 150,0 71,0 10650
Масло растительное тыс. тонн 395 16,0 6300
Макаронные изделия тыс. тонн 66,0 9,7 640
Консервы млн. усл. 1000 9,2 9200
банок
Мука тыс. тонн 920 6,5 6000
Крупа тыс. тонн 132 11,6 1550
Спирт этиловый из пищевого сырья тыс. дал. 620 615,0 380
Водка и ликероводочные изделия тыс. дал. 2550 1,017 2590
Другие виды продукции млн. руб. 59820
Итого товарная продукция 130100
Налоги, сборы и обязательные платежи во все уровни 10810
бюджета и внебюджетные фонды
Законом Волгоградской области от 8 ноября 2007 г. N 1548-ОД в раздел 6.8 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
6.8. Технико-экономическое обоснование
Рациональное питание является одним из важных факторов сохранения здоровья детей, их гармоничного физического и умственного развития, обеспечения устойчивости растущего организма ребенка к воздействию негативных факторов внешней среды.
Увеличение мощности по выпуску детских плодоовощных консервов позволит обеспечить специализированными продуктами питания детей раннего возраста. По состоянию на 1 января 2007 года в области работают только две детские молочные кухни (в Дзержинском и Ворошиловском районах) из 11 ранее действовавших. Остро стоит вопрос обеспечения молочными продуктами детей раннего возраста в полном объеме, в связи с чем требуется комплексная реконструкция производства по выпуску детских молочных продуктов с увеличением мощности по производству до 5 тыс. тонн в год.
Всего требуется финансовых средств на производство плодоовощных консервов 152,0 млн. рублей, на выпуск молочных продуктов - 32,0 млн. рублей.
На ряде предприятий области требуется реконструкция инженерного хозяйства с внедрением современного инженерного оборудования, позволяющего снизить энергозатраты в сфере технологии, теплопароснабжения, электроснабжения, водоснабжения по каждому предприятию в среднем до 5 млн. рублей в год, тем самым уменьшить себестоимость выпускаемой продукции на 7-10 процентов.
На реконструкцию инженерного хозяйства предусмотрено финансовых средств в сумме 42,9 млн. рублей, в том числе в счет лизинга - 10,0 млн. рублей, собственных средств предприятия# - 7,9 млн. рублей, заемных средств - 25,0 млн. рублей.
Достигнутые объемы производства масличных культур и отсутствие достаточного количества мощностей по хранению маслосемян определили необходимость строительства нового маслоэкстракционного завода.
Проектная стоимость строительства завода составляет 1760,0 млн. рублей. Реализация проекта позволит создать дополнительно 427 рабочих мест, отчисления в бюджеты всех уровней составят 51,6 млн. рублей.
На консервных заводах области перерабатывается только 3 процента выращенного в хозяйствах урожая. На восстановление производственного потенциала консервной отрасли требуется проведение реконструкции ряда предприятий с внедрением современных технологических линий, упаковочных автоматов, необходимо новое строительство производства сушеных овощей, производство быстрозамороженных овощей. Планируется строительство овощехранилищ, оснащенных современным охлаждающим и фасовочным оборудованием в Среднеахтубинском и Городищенском районах, на которые больше всего по объему приходится овощей и фруктов.
На осуществление проектов потребуется 400,0 млн. рублей, из них за счет бюджета области - 30,0, собственных средств предприятий - 110,0, заемных средств - 250,0, за счет лизинга - 10,0 млн. рублей.
Реализация проекта позволит создать дополнительно 300 рабочих мест, отчисления в бюджеты всех уровней составят 42,9 млн. рублей.
Рынок свежих овощей и фруктов Волгоградской области имеет ярко выраженный сезонный характер. Отличие от импортных свежих овощей и фруктов - высокие вкусовые качества, традиционно присущие волгоградской плодоовощной продукции.
В области нет ни одного овощехранилища для длительного хранения свежих овощей и фруктов.
С целью поддержки местного сельхозпроизводителя, обеспечения населения области круглый год свежими овощами и фруктами планируется строительство трех овощехранилищ в Городищенском, Среднеахтубинском районах, оснащенных современным охлаждающим оборудованием. Потребность в инвестициях составляет 145,9 млн. рублей. Экономическая эффективность - 15,0 млн. рублей.
Для решения проблемы забоя и реализации скота всех видов в личных подсобных хозяйствах необходимы строительство и реконструкция убойных цехов и холодильных камер. На реализацию проектов требуется 116,5 млн. рублей. Планируется выделить из бюджета 55,5 млн. рублей, на закупку оборудования по лизингу - 25,0 млн. рублей, привлечение собственных средств - 21,5 млн. рублей, а также заемный капитал - 21,5 млн. рублей.
Развитие сырьевой зоны приведет к увеличению закупок в личных подсобных хозяйствах: скота до 25 тыс. тонн, молока - 65 тыс. тонн. Увеличение заготовок животноводческой продукции в личных подворьях обеспечивает:
рост объемов производства продовольствия;
повышение загрузки мощностей предприятий молочной и мясной отраслей;
создание дополнительных рабочих мест;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
повышение жизненного уровня сельского населения.
Налоговые платежи и сборы от переработки скота и молока, закупленного у населения, составляют более 200 млн. рублей, в том числе в консолидированный бюджет более 80 млн. рублей ежегодно.
Усиление конкуренции требует уделять больше внимания вопросам продвижения продукции на рынок.
Выставочная деятельность имеет для экономики региона первостепенное значение, является действенным инструментом в решении предприятиями области вопросов не только создания новых форм организации производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, но и создания необходимых условий для эффективного продвижения товаров на межрегиональный и международный рынки.
Участие местных предприятий АПК области в областных, федеральных и международных выставках-ярмарках нуждается в государственной поддержке.
Для осуществления поддержки участия предприятий области в выставочных мероприятиях необходимо финансирование из областного бюджета.
На 2007-2010 годы предусмотрены к рассмотрению и внедрению следующие темы научно-исследовательских работ:
"Изучение критериев и разработка рекомендаций по повышению качества молока, как основного параметра повышения конкурентоспособности молочных продуктов" - стоимость 500 тыс. рублей.
Молоко, получаемое от коров основных пород, разводимых в нашей области, должно соответствовать требованиям национального стандарта. Внедрение в практику разработок данной тематики позволит молочным заводам области вырабатывать конкурентоспособную продукцию и повысить ее выход на 7-10 процентов.
"Усовершенствование технологических процессов в части обеспыливания при обработке зерна, а также изучение возможности использования дешевых источников теплоносителей при сушке зерна и масличных культур на элеваторах, комбикормовых и мельничных предприятиях области" - стоимость 400 тыс. рублей.
Отработка и внедрение технологических процессов позволит снизить пожаро- и взрывобезопасность на элеваторах, комбикормовых и мельничных предприятиях, значительно улучшить экологию окружающей среды. Обеспыливание в рабочей зоне значительно скажется на улучшении здоровья человека. Использование дешевых источников теплоносителей при сушке зерна и масличных позволит улучшить финансовое состояние предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.