Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Развитие мелкотоварного производства продукции сельского
хозяйства на 2007-2010 годы
4.1. Содержание проблемы
В настоящее время в Волгоградской области функционирует 11,8 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 245,6 тысячи яичных подворий, 312,2 тысячи садоводческих участков и 77 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В совокупности ими производится валовой продукции сельского хозяйства стоимостью 20,3 млрд. рублей, или 59 процентов общего объема производства продукции, в том числе 95,8 процента картофеля, 89,8 процента плодов и овощей, 79,1 процента молока и 68,5 процента мяса.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей и в хозяйствах населения увеличиваются посевные площади, которые составили 928,1 тыс. га (в 2005 году - 839,2 тыс. га).
В начале 2007 года на личных подворьях содержалось 70 процентов всей численности крупного рогатого скота, в том числе 74 процента коров, 59 процентов свиней, 66,5 процента овец и коз, 53,9 процента птицы.
В животноводстве наметилась тенденция снижения объемов производства молока.
Динамика производства продукции животноводства
(тыс. тонн)
Наименование | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
Мясо (реализовано в живом весе) 127,2 129,3 123,9 127,9
Молоко 409,6 402,7 383,9 369,6
Яйцо, млн. штук 264,3 276,2 286,6 283,7
Основной причиной этого спада стало сокращение численности коров. Сельские подворья испытывают трудности в заготовке кормов, зооветеринарном обслуживании и реализации выращенной продукции.
В 2006 году у населения перерабатывающими предприятиями Волгоградской области закуплено 58,4 тыс. тонн молока и 10,7 тыс. тонн мяса, что составило около половины всех объемов переработки. Вместе с тем проблемы увеличения закупки продукции в ЛПХ полностью не решены. Для решения этих вопросов созданы сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые экономически развиваются и нуждаются в материально-финансовой поддержке.
Программой предусматривается создание социально-экономических условий, обеспечивающих эффективную деятельность и финансовую поддержку субъектов малого агробизнеса.
4.2. Основные цель и задачи
Цель - создание экономических и социальных условий для эффективного развития сельских территорий, сельских поселений, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и других субъектов малого агробизнеса.
Задачи:
увеличение производства сельскохозяйственной продукции субъектами малого агробизнеса;
повышение занятости и благосостояния сельского населения;
совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого агробизнеса.
4.3. Перечень мероприятий
4.3.1. Нормативно-правовое обеспечение развития
мелкотоварного производства
Разработка нормативных правовых актов Волгоградской области, обеспечивающих:
выплату субсидий за реализованную населением продукцию животноводства;
возмещение части затрат на укрепление материально-технической базы крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и садоводческим некоммерческим объединениям граждан;
возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, полученным субъектами малого агробизнеса в рамках реализации национального приоритетного проекта "Развитие АПК";
проведение областных смотров-конкурсов: на лучшую организацию закупок молока и мяса у населения, за право носить почетное звание Волгоградской области "Образцовое подворье", присвоение почетного звания общеобразовательным учреждениям "Учреждение высокой культуры земледелия";
научно-консультативное и учебное обеспечение субъектов мелкотоварного производства.
4.3.2. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение субъектов мелкотоварного производства предусматривает:
доступность приобретения сельскохозяйственной техники и животных в лизинг;
организацию передачи невостребованной кормоуборочной техники, пустующих животноводческих помещений в аренду эффективно работающим крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и личным подсобным хозяйствам;
залоговое обеспечение за счет средств областного и муниципальных бюджетов для привлечения кредитных ресурсов с целью укрепления материально-технической базы.
4.3.3. Расширение и укрепление заготовительной сети
Результатом решения проблем закупок сельскохозяйственной продукции у населения станет значительное увеличение поставок мяса и молока на перерабатывающие предприятия, что улучшит продовольственное обеспечение области, скажется на экономических показателях, позволит повысить наполняемость бюджетов. Эти мероприятия предусматривают:
предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на закупку молока и мяса у населения;
развитие кооперации и формирование структур по закупкам и переработке животноводческой продукции;
максимальный охват субъектов мелкотоварного производства в процессе становления системы заготовки сельскохозяйственной продукции.
4.3.4. Развитие кооперации субъектов мелкотоварного производства
Развитие кооперации субъектов мелкотоварного производства и их сотрудничество направлено на:
развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организованных по территориальному принципу, призванных оказывать помощь населению в заготовке кормов, обработке земли, реализации произведенной продукции и оказании других разнообразных услуг;
разработку и проведение мониторинга, совершенствование механизма использования государственного и муниципального имущества путем создания областного и муниципальных залоговых фондов для доступности кредитных ресурсов;
дальнейшее развитие кредитной кооперации, ее интеграции и налаживания тесного взаимодействия с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и личными подворьями граждан;
налаживание взаимовыгодных отношений крупного и малого агробизнеса;
стимулирование сельскохозяйственных организаций в оказании помощи населению в заготовке кормов, обеспечении молодняком крупного рогатого скота и свиней, реализации продукции, зооветеринарном обслуживании и оказании других услуг населению за счет субсидирования процентной ставки по кредитам банков, использованных# на эти цели.
4.3.5. Научно-консультативное и учебное обеспечение субъектов
мелкотоварного производства
Научно-консультативное и учебное обеспечение субъектов мелкотоварного производства обеспечивает:
формирование банка данных крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов;
организацию переподготовки и учебы кадров субъектов мелкотоварного производства;
оказание методической помощи субъектам мелкотоварного производства в подготовке технико-экономических обоснований, бизнес-планов и иных документов по организации сельскохозяйственного производства, их кооперации и интеграции;
проведение смотров-конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, а также тематических выставок, телерадиопередач и других массовых мероприятий для пропаганды и распространения передового опыта.
4.4. Механизм реализации
Механизм реализации Программы предусматривает использование системы государственной поддержки мелкотоварного сектора с привлечением собственных и заемных средств субъектами малого агробизнеса.
Законом Волгоградской области от 14 ноября 2007 г. N 1556-ОД в раздел 4.4.1 настоящего приложения внесены изменения
4.4.1. Выплата субсидий за реализованную населением
продукции# животноводства
Получателями субсидий являются:
личные подсобные хозяйства, имеющие в наличии документы, подтверждающие реализацию продукции животноводства заготовителям, и направление на промышленную переработку, общественное питание, а также для государственных и муниципальных нужд;
заготовители, осуществляющие заготовительную деятельность в личных подсобных хозяйствах;
бюджеты муниципальных образований, администрации которых организуют работу на своих территориях по закупкам продукции животноводства, осуществляют ежемесячный учет реализованной продукции, используют субсидии на развитие социальной и хозяйственной инфраструктуры населенных пунктов на организацию и оснащение зооветеринарных и закупочно-сбытовых пунктов для обслуживания личных подсобных хозяйств.
В перечень продукции животноводства включается молоко натуральное коровье базисной жирности и молокопродукты в пересчете на молоко базисной жирности; скот и птица, мясо и мясопродукты в пересчете на скот и птицу в живом весе.
Объемы (квоты) закупаемой продукции, порядок и размеры предоставления субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области.
Продукция животноводства, реализованная в декабре месяце текущего года, субсидируется из лимита, установленного на эти цели в следующем году. Объем животноводческой продукции, произведенной и реализованной в декабре месяце текущего года, включается в расчет за январь месяц следующего года (приложение 21).
4.4.2. Возмещение части затрат на укрепление материально-технической
базы крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным
потребительским кооперативам и садоводческим некоммерческим
объединениям граждан
Субсидии выплачиваются на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, строительных материалов, оборудования для переработки и сохранения качества произведенной продукции, оснащения цехов переработки продукции животноводства, организации пунктов искусственного осеменения и ветеринарного обслуживания скота, средств защиты растений.
Получателями субсидий являются садоводческие некоммерческие объединения граждан, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством и переработкой животноводческой продукции.
Порядок предоставления субсидий устанавливается нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области (приложение 22).
4.4.3. Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам,
получаемым субъектами малого агробизнеса в рамках реализации
приоритетного национального проекта "Развитие АПК"
Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях, производится в размере 100 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, 95 процентов ставки субсидируется из федерального бюджета и 5 процентов - из областного бюджета.
Компенсацию из областного бюджета части процентной ставки предоставляют:
а) по взятым кредитам и займам:
на приобретение отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка скота и птицы, кормов, ветеринарных препаратов, на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ;
на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонн, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям;
б) по инвестиционным кредитам:
на организацию в сельских поселениях заготовительно-приемных цехов, пунктов искусственного осеменения и ветеринарной обработки скота, находящегося в личной собственности граждан, с привлечением средств муниципальных образований и населения.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета ежегодно определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях, устанавливаются нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области.
4.4.4. Проведение областных смотров-конкурсов
За право носить почетное звание Волгоградской области "Образцовое подворье";
на лучшую организацию закупок молока и мяса у населения;
за право присвоения почетного звания образовательным учреждениям Волгоградской области "Учреждение высокой культуры земледелия".
Нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области устанавливается:
положение о порядке присвоения почетного звания Волгоградской области "Образцовое подворье";
положение об областном смотре-конкурсе на лучшую организацию закупок молока и мяса у населения;
положение о порядке присвоения почетного звания образовательным учреждениям Волгоградской области "Учреждение высокой культуры земледелия".
Законом Волгоградской области от 14 ноября 2007 г. N 1556-ОД в раздел 4.5 настоящего приложения внесены изменения
4.5. Ресурсное обеспечение
Выделение средств областного бюджета в части капитальных вложений и государственного заказа производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование из областного бюджета осуществляется при условии вложения предприятиями и организациями собственных средств.
Объемы и источники финансирования
Наименование мероприятий | Сроки реализа- ции, годы |
Всего финансовых средств, млн. рублей |
Источники финансирования, млн. рублей | |||
федераль- ный бюджет |
областной бюджет |
муниципаль- ный бюджет |
внебюджетные средства |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Развитие личных подсобных 2007 177 - 136 41
хозяйств и их поддержка за ре- 2008 185 - 140 45
ализуемую продукцию животно- 2009 199,94 149,94 50
водства 2010 215,14 160,14 55
2007-2010 777,08 586,08 191
2. Предоставление компенсаций 2007 7,8 - 5,8 2,0 -
по оплате части затрат садо- 2008 10,5 - 7 3,5 -
водческих некоммерческих объе- 2009 11 - 7,5 3,5 -
динений граждан и сельскохо- 2010 11,5 - 8 3,5 -
зяйственных потребительских 2007-2010 40,8 - 28,3 12,5 -
кооперативов и крестьянских
(фермерских) хозяйств
3. Проведение областных смот- 2007 4,615 4,615
ров-конкурсов, научно-практи- 2008 5,8 5,8
ческих конференций, семинаров, 2009 6,21 6,21
выставок 2010 6,63 6,63
Итого 2007-2010 23,255 23,255
4. Компенсация части процент- 2007 83,49 79,3 4,19 - -
ной ставки по кредитам и зай- 2008 124,0 117,8 6,2 - -
мам 2009 104,0 98,8 5,2 - -
2010 84,0 79,8 4,2 - -
2007-2010 395,49 375,7 19,79 - -
Итого 2007 272,905 79,3 150,605 43,0
2008 325,3 117,8 159,0 48,5
2009 321,15 98,8 168,85 53,5
2010 317,27 79,8 178,97 58,5
2007-2010 1236,625 375,7 657,425 203,5
4.6. Оценка ожидаемой эффективности
Реализация мероприятий создаст благоприятные условия для развития мелкотоварного производства, позволит обеспечить увеличение производства и заготовок продукции животноводства на 10-12 процентов и повышение эффективности его деятельности.
Производство сельскохозяйственной продукции субъектами малого
агробизнеса на 2007-2010 годы
(тыс. тонн)
Наименование продукции |
Объемы производства | |||||
2005 год (отчет) |
2006 год (отчет) |
2007 год (прогноз) |
2008 год (прогноз) |
2009 год (прогноз) |
2010 год (прогноз) |
Картофель 383,8 409,6 416 422 429 435
Плоды 216,8 90 221 225 228 231
Овощи 213,8 198,1 217 220 224 227
Бахчевые 195,6 182,4 185 188 190 194
Мясо (ж. в.) 124 128 129 131 134 136
Молоко 384 370 375 380 386 392
Яйцо 286,6 283,7 288 292 296 300
Изменится правовой статус малых форм хозяйствования. Улучшится их материально-техническая, финансовая и информационная обеспеченность.
Расширятся кооперативные и интеграционные связи фермеров, личных подсобных хозяйств и других субъектов мелкотоварного производства. В основном сформируется развитая система сельскохозяйственной потребительской кооперации, выполняющая функции переработки и сбыта продукции, снабжение хозяйств средствами производства, комплексного обслуживания, кредитования и социального обустройства села.
Укрепится экономическое положение личных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов, расширится сфера занятости населения, существенно повысятся доходы и уровень жизни населения, улучшится демографическая ситуация в сельской местности.
Увеличение заготовок молока и мяса в личных подворьях и поставка его перерабатывающим предприятиям обеспечат:
рост объема производства продовольствия;
повышение загрузки мощностей предприятий перерабатывающей промышленности;
создание дополнительных рабочих мест;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.