Решение Арбитражного суда Волгоградской области
от 19 января 2007 г. N А12-17784/06-С30
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2007 г. N А12-17784/06-С30 настоящее решение отменено
20 октября 2006 г. ООО "Компания Волгокарт" (далее - общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Волгоградской области о признании недействующими отдельных положений постановления администрации Волгоградской области от 05.09.2006 N 2164 "Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда", а именно части 1 пункта 4 названного постановления в части наделения МУ "ГИЦ" функциями по выдаче и проверке материалов отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов отраслевого городского фонда картографических материалов Волгограда по тарифам, утвержденным постановлением главы администрации Волгограда от 10 апреля 2006 г. N 797 "О базовых тарифах на услуги, выполняемые муниципальным учреждением "Городской информационный центр". Требования мотивированы тем, что фактически на МУ "ГИЦ" возложены функции контроля за качеством выполнения топографо-геодезических работ. За выдачу подтверждения о проверке соответствия материалов инженерных изысканий установленным требованиям МУ "ГИЦ" взимает плату. Вместе с тем согласно статье 13 Федерального закона "О геодезии и картографии" государственный геодезический и картографический контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальными органами. По мнению истца, оспариваемым постановлением администрация переложила функции, возложенные на Комитет по градостроительству и архитектуре, на МУ "ГИЦ", вместо того чтобы воспользоваться правом привлечения специалистов.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущены опечатки, имеются в виду абзац 2 пункта 4 постановления Администрации города Волгограда от 5 сентября 2006 г. N 2164 "Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда" и постановление Администрации города Волгограда от 10 апреля 2006 г. N 797 "О базовых тарифах на услуги, выполняемые муниципальным учреждением "Городской информационный центр", по выдаче и приемке материалов отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда"
7 ноября 2006 г. ООО "Компания Волгокарт" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим Положения "Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда" как не утвержденное органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой геодезии и картографии России на основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 853 "О порядке утверждения положений о федеральном, территориальном и ведомственном картографо-геодезических фондах и перечней включаемых в них материалов и данных". В обоснование требований истец указал, что Положение "Об отраслевом городском фонде картографических материалов Волгограда" не согласовано и не утверждено соответствующим исполнительным органом в нарушение постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 г. "О порядке утверждения положений о федеральном, территориальном и ведомственном картографо-геодезических фондах и перечней включаемых в них материалов и данных".#
28 ноября 2006 г. в Арбитражный суд Волгоградской области обратился первый заместитель прокурора Волгоградской области с заявлением в порядке статьи 192 АПК РФ, в котором просил признать недействующим и не подлежащим применению абзац 1 пункта 4 вышеназванного постановления, пункт 1.5 Положения об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда, утвержденных постановлением от 5.09.2006 N 2164, как не соответствующие статье 13 Закона РФ "О геодезии и картографии", статье 4, пункту 3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", пунктам 3.2, 8.5, 8.8, 8.9 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации.#
В силу пункта 2 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд объединил дела по вышеуказанным требования# ООО "Волгокарт" и прокуратуры Волгоградской области в одно производство.
После объединения дел представитель общества уточнил требования и просил признать недействующим также пункт 1 оспариваемого постановления, которым утверждено Положение об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда.
В заседании суда заявители свои требования поддержали.
Администрация заявленные требования не признала, считая, что заявителем не доказаны две составляющие, необходимые для признания нормативного акта недействующим, - несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. МУ "ГИЦ" производится оценка материалов масштаба 1:500, что не включено в Перечень материалов и данных в составе федерального картографо-геодезического фонда. Функциями государственного геодезического надзора, установленными статьей 13 Закона РФ "О геодезии и картографии", МУ "ГИЦ" не наделено.
МУ "ГИЦ" поддержана позиция городской администрации. В письменном отзыве указано, что работа МУ "ГИЦ" заключается в приемке материалов инженерных изысканий в электронном виде и оценке их технических параметров на соответствие требованиям Положения об отраслевом фонде цифровых картографических материалов Волгограда, утвержденного постановлением администрации г. Волгограда от 22.09.1999 N 1199, и передаче их в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и исключительно в отношении инженерных изысканий в масштабе 1:500.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, дату названного постановления следует читать как 22 сентября 2000 г.
Позиция Комитета по градостроительству и архитектуре аналогична позиции городской администрации и МУ "ГИЦ".
Представители Нижневолжской территориальной инспекции государственного геодезического надзора, Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения заседания, в заседание суда не явились.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей, оценив доказательства по делу в совокупности, суд находит основания для полного удовлетворения требований прокуратуры области и частичного удовлетворения требований общества исходя из следующего.
Нормативным правовым актом является изданный в установленном порядке акт уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, 5 сентября 2006 г. администрацией города Волгограда вынесено постановление N 2164 "Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда", пунктом 4 которого поручено муниципальному учреждению "Городской информационный центр" осуществлять выдачу и проверку материалов отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда по тарифам, утвержденным постановлением главы администрации Волгограда от 10 апреля 2006 г. N 797 "О базовых тарифах на услуги, выполняемые муниципальным учреждением "Городской информационный центр", по выдаче и приемке материалов отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда". Этим же постановлением утверждено оспариваемое обществом Положение.
Согласно статье 13 Федерального закона "О геодезии и картографии" государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальными органами. Основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются:
надзор за соблюдением всеми субъектами геодезической и картографической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности;
надзор за правильным отображением Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации; регистрация геодезических и картографических работ; учет геодезических пунктов;
ведение дежурной справочной карты с отображением на ней изменений границ между субъектами Российской Федерации, границ между муниципальными образованиями, а также изменений местности и наименований географических объектов.
В соответствии с Положением о государственном геодезическом надзоре в Российской Федерации (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.1992 N 742), Инструкцией о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации (утвержденной Роскартографией 15 октября 1993 г.) осуществление государственного геодезического надзора и контроля за соблюдением требований при проведении на территории Российской Федерации топографо-геодезических и картографических работ возложено на органы государственного геодезического надзора Российской Федерации, входящие в состав Роскартографии.
Надзор за геодезической деятельностью на территории Волгоградской области осуществляется Нижневолжской ТИГГН.
Пунктом 3.2 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора установлена возможность делегирования инспекциями госгеонадзора права регистрации и выдачи разрешений на выполнение субъектами геодезической деятельности геодезических работ органам архитектуры и градостроительства. При этом соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют рассмотрение и регистрацию технических проектов или программ предприятий на производство ими топографо-геодезических работ на указанных площадях и при линейных изысканиях.
Разделом 8 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора установлен порядок приемки материалов завершенных топографо-геодезических и картографических работ. При этом указано, что приемка работ осуществляется техническими комиссиями, назначенными руководством органов архитектуры и градостроительства. Для работы в комиссиях могут быть привлечены представители специализированных предприятий.
Следовательно, законодателем установлен круг субъектов, на которые могут быть возложены функции контроля за качеством выполнения топографо-геодезических работ. Оспариваемыми постановлением, Положением функции контроля за качеством ТГР возложены на хозяйствующий субъект - МУ "ГИЦ".
Вместе с тем в силу Положения об отделе геолого-геодезического контроля Комитета по градостроительству и архитектуре г. Волгограда, согласованного с Нижневолжской ТИГГН 21.11.2001, контроль за производством и качеством инженерных геолого-геодезических изысканий на территории города и пригородной зоны всеми специализированными изыскательскими и проектными организациями, имеющими лицензию на проведение таких работ, осуществляется геослужбой горкомархитектуры.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исполнительный орган, которому Нижневолжской ТИГГН делегированы права на контроль и приемку топографо-геодезических работ (ТГР), а именно Комитет по градостроительству и архитектуре, полностью переложил возложенные на Комитет функции на самостоятельную юридическую структуру, вместо того чтобы воспользоваться правом привлечения специалистов.
Суд также учитывает, что пункт 3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
МУ "ГИЦ" является некоммерческой организацией. Однако согласно пункту 2.3 Устава учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность. В связи с этим некоммерческую организацию МУ "ГИЦ" следует рассматривать как хозяйствующий субъект.
Указанная деятельность хозяйствующего субъекта - МУ "ГИЦ" оплачивается по базовым тарифам, утвержденным постановлением главы Волгограда от 10 апреля 2006 г. Таким образом, субъекты геодезической деятельности, в том числе ООО "Компания Волгокарт", вынуждены в принудительном порядке оплачивать услуги по проведению экспертизы документов МУ "ГИЦ", в чем состоит нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности. Реализовать свои права по изготовлению топографо-картографической документации, минуя МУ "ГИЦ", ООО "Компания Волгокарт" не может.
Суд не находит состоятельными доводы ответчика и МУ "ГИЦ" о том, что последний может быть наделен правом контроля за работами, выполненными исключительно в масштабе 1:500. Согласно пункту 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону, а также обстоятельств его принятия возлагается на орган, которым принят акт.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на то, что материалы масштаба 1:500 не входят в перечень материалов и данных, включаемых в состав федерального картографо-геодезического фонда. Названный перечень определен Постановлением Правительства РФ от 08.09.2000 N 669 "Об утверждении Положения о федеральном картографо-геодезическом фонде".
Между тем в статье 9 ФЗ от 26.12.1995 "О геодезии и картографии" установлено, что в составе государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации находятся федеральный, территориальный и ведомственный фонды. Ведомственные фонды включают в себя имеющие специальное (отраслевое) назначение материалы и данные и находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти.
Из сказанного следует, что отраслевой фонд не относится к федеральному картографо-геодезическому фонду и нормы вышеназванного Постановления от 08.09.2000 N 669 в рассматриваемом случае неприменимы#.
Каких-либо других доводов, подтверждающих наделение администрации полномочиями по возможности поручения выдачи и проверки материалов масштаба 1:500, МУ "ГИЦ" не приведено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что часть 1 пункта 4 оспариваемого постановления, пункты 1.5, 1.6 в части включения в них слов "проверенных МУ "ГИЦ", абзац 2 пункта 5.2, пункты 5.3, 5.4 оспариваемого Положения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "Компания Волгокарт" в сфере предпринимательской деятельности.
В остальной части Положение об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда, как и пункт 1 постановления от 05.09.2006 N 2164, которым оно утверждено, прав и законных интересов общества не затрагивает, ввиду чего оснований их признания недействующими не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать недействующими часть 1 пункта 4 постановления администрации города Волгограда от 5 сентября 2006 г. N 2164 "Об отраслевом городском фонде картографических материалов Волгограда"; пункт 1.5, пункт 1.6 в части включения в него слов "проверенных МУ "ГИЦ", абзац 2 пункта 5.2, пункты 5.3, 5.4 Положения об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда, утвержденных# постановлением администрации города Волгограда от 5 сентября 2006 г. N 2164 "Об отраслевом городском фонде картографических материалов Волгограда", как не соответствующие статье 13 Закона РФ "О геодезии и картографии", статье 4, пункту 3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", пунктам 3.2, 8.5, 8.8, 8.9 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ, утвержденной Роскартографией 15 октября 1993 г.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, имеется в виду абзац 2 пункта 4 постановления Администрации города Волгограда от 5 сентября 2006 г. N 2164 "Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда"
Выдать ООО "Компания Волгокарт" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 3 тыс. руб.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Назаревская |
Судьи |
Н.И. Прудникова |
О.Н. Алабужева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2007 г. N А12-17784/06-С30
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации", 2007 г., N 4
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2007 г. N А12-17784/06-С30 настоящее решение отменено